ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-240/2013 от 01.11.2013 Целинного районного суда (Алтайский край)

Гр.дело №2-240/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Целинное                             01 ноября 2013 года

Целинный районный суд Алтайского края в составе судьи Завгородневой Ю.Н.

при секретаре Богдановой М.Я.

с участием помощника прокурора Целинного района Чистоходовой Ю.В.

истца     ФИО3

представителя ответчика                  ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Целинного района в интересах ФИО3 к Краевому государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Целинного района» о признании действий незаконными и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Целинного района обратился в суд с иском в интересах ФИО3 к Краевому государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Целинного района» о признании незаконным отказа КГКУ «Центр занятости населения Целинного района» в признании ФИО3 безработной, возложении обязанности на ответчика зарегистрировать ФИО3 в качестве гражданина, ищущего подходящую работу, а в случае невозможности предоставления подходящей работы в течение 10 дней со дня ее регистрации в целях поиска подходящей работы, признать ФИО3 безработной с первого дня предъявления ею соответствующих документов, то есть с <дата>, с назначением государственного пособия по безработице в порядке, установленном действующим законодательством.

В обоснование исковых требований сослался на то, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Целинного района по обращению ФИО3, выявлены нарушения законодательства о занятости населения, допускаемые ответчиком КГКУ «ЦЗН Целинного района». Установлено, что ФИО3 с <дата> не работает, <дата> обратилась в КГКУ «ЦЗН Целинного района» с заявлением о признании ее безработной и назначении соответствующего пособия, представив паспорт, трудовую книжку, диплом об образовании, ИНН, страховое свидетельство, при этом справка о заработной плате ею представлена не была. Из ответа КГКУ «ЦЗН Целинного района» на заявление ФИО3 следует, что в связи с не предоставлением справки о средней заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы в СПК «<данные изъяты>», решение об отказе в признании ФИО3 безработной, равно как и решение о признании безработной, принято быть не может. Таким образом, в постановке на учет в качестве безработной КГКУ «ЦЗН Целинного района» ФИО3 фактически отказано со ссылкой на непредставление указанной справки. Однако, СПК «<данные изъяты>» ликвидирован, документы по личному составу СПК за <дата> в архивный отдел не поступали, в период с <дата> по <дата> ФИО3 осуществляла индивидуальную предпринимательскую деятельность. При таких обстоятельствах, ФИО3 справка о средней заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы представлена быть не могла по независящим от нее обстоятельствам. Кроме того, из системного толкования Закона РФ "О занятости населения в РФ" следует, что справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице и отсутствие оспариваемой справки не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного.

В отзыве на исковое заявление ответчик просит отказать прокурору Целинного района в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указав, что <дата> ФИО3 действительно обратилась в центр занятости с целью регистрации в качестве безработного, предоставив паспорт, трудовую книжку, диплом об образовании, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования и ИНН. Специалистом центра занятости ей было разъяснено, что одним из условий признания гражданина безработным является его регистрация в целях поиска подходящей работы, в связи с чем, ей было предложено зарегистрироваться в целях поиска подходящей работы. При этом ФИО3 было разъяснено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании. Однако, при посещении центра занятости <дата> ФИО3 в целях поиска подходящей работы регистрироваться отказалась. Впоследствии центром занятости ей неоднократно предлагалось зарегистрироваться в целях поиска подходящей работы, и разъяснялось, что для регистрации в целях поиска подходящей работы предоставленных ею при предыдущем обращении <дата> документов было достаточно. Несмотря на это, до настоящего времени ФИО3 не изъявила желания зарегистрироваться в целях поиска подходящей работы. В этой связи ее регистрация в качестве безработной оказалась невозможна. Истцом доказательств того, что центром занятости ФИО3 было отказано в признании ее безработной не представлено ввиду того, что такое решение центром занятости не выносилось.

В судебном заседании помощник прокурора Целинного района Чистоходова Ю.В. настаивает на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец ФИО3 в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнила, что она неоднократно обращалась в центр занятости населения, состояла на учете в качестве безработной, получала пособие по безработице, поэтому процедуру постановки на учет знала, а именно, что признанию гражданина безработным предшествует его регистрации в целях поиска подходящей работы. При посещении центра занятости населения <дата> она не отказывалась зарегистрироваться в целях поиска подходящей работы, однако, специалист ФИО1 ей бланк заявления не дала, разъяснив, что в связи с поступившими разъяснениями Минтруда при отсутствии справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы ее безработной все равно не признают, и что без этой справки компьютерная программа не позволит ее зарегистрировать, и на вопрос - «а что же делать?», направила писать заявление на имя директора. Поскольку в свободном доступе бланков не было, ФИО3 написала заявление сама, и попросила специалиста центра занятости его принять и зарегистрировать.

Представитель ответчика КГКУ «Центр занятости населения Целинного района» ФИО4 исковые требования не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнив, что ответ центра занятости на заявление ФИО3 не является отказом в признании безработной. Решению о признании гражданина безработным, которое принимается в форме приказа, предшествует его регистрация в целях поиска подходящей рабаты. Регистрация граждан в качестве ищущих работу носит заявительный добровольный характер, осуществляется при личном обращении гражданина, однако, не было самого обращения истца за регистрацией в целях поиска подходящей работы, поскольку ФИО3 заявление-анкету не заполнила, в связи с чем, лишила специалиста центра занятости возможности зарегистрировать ее в качестве ищущей работу. Целью ФИО3 было получение пособия по безработице, а не поиск подходящей работы, поскольку после обращения прокурора с иском в суд, а именно, <дата> Центр занятости населения предлагал ФИО3 обратиться в ЦЗН и зарегистрироваться в целях поиска подходящей работы, чего ФИО3 не сделала, хотя в указанный период у нее была реальная возможность трудоустроиться по месту жительства, что подтверждается сведениями о наличии вакантных рабочих мест в <адрес>.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, свидетелей, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на защиту от безработицы (ч.3 ст.37).

Как следует из записей в трудовой книжке <номер>, ФИО3 в период с <дата> по <дата> работала в СПК «<данные изъяты>», в период с <дата> по <дата> осуществляла индивидуальную предпринимательскую деятельность. Согласно уведомлению МИФНС России <номер> по Алтайскому краю <номер> от <дата> ФИО3 <дата> снята с учета в налоговом органе по месту жительства в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

С <дата> ФИО3 не работает.

Из материалов личного дела <номер> усматривается, что ФИО3 с <дата> неоднократно состояла на учете в ЦЗН в качестве безработной с выплатой пособия по безработице, в последний раз обращалась в центр занятости населения с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы <дата> При этом ею были представлены копии документов: паспорта, трудовой книжки, диплома. Приказом директора центра занятости населения <номер> от <дата> ФИО3, в соответствии со ст.3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» была признана безработной с <дата> Приказом директора центра занятости населения <номер> от <дата> ФИО3, в соответствии со ст.30-34 Закона РФ «О занятости населения в РФ», на основании представленных документов назначено пособие по безработице в размере минимальной величины пособия, увеличенной на размер РК, на срок 6 месяцев по <дата> Приказом директора центра занятости населения <номер> от <дата> ФИО3 снята с учета в качестве безработного.

<дата> ФИО3 вновь обратилась в Центр занятости населения Целинного района с целью регистрации ее в качестве безработной и начисления пособия, предоставив следующие документы: паспорт, трудовую книжку, диплом об образовании, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования и ИНН. Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы представлена не была.

Из ответа КГКУ «ЦЗН Целинного района» от <дата> <номер> на заявление ФИО3 следует, что непредставление справки о средней заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы в СПК «<данные изъяты>», в течение 11 дней со дня регистрации заявителя в целях поиска подходящей работы, является основанием для непринятия решения о признании ФИО3 безработной. Вместе с тем, непредставление указанной справки не лишает заявителя права состоять на учете в ЦЗН зарегистрированной в целях поиска подходящей работы и получать предусмотренные действующим законодательством в области занятости государственные услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, профессиональной ориентации и т.д.

В связи с данным ответом прокурор Целинного района, защищая интересы ФИО3, обратился в суд с иском об обжаловании действий центра занятости населения, полагая, что таким образом ФИО3 фактически отказано в постановке на учет в качестве безработной.

Суд соглашается с доводами искового заявления исходя из следующего.

В силу п.1 ст.3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя

Согласно п.2 ст.3 названного Закона (в ред., действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891. В силу п. 3,4 Правил постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда. При постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе иные документы: трудовую книжку, документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы и т.д.

В соответствии с п.47, 48 Административного регламента федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, работодателям в подборе необходимых работников, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 513 от 03.07.2006г., основанием для начала предоставления государственной услуги содействия в поиске подходящей работы является личное обращение гражданина в государственное учреждение службы занятости (центр занятости населения). На основании представленных документов работник центра занятости населения принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении государственной услуги в соответствии с основаниями, установленными настоящим Административным регламентом.

Основанием для отказа гражданину, впервые обратившемуся в государственное учреждение службы занятости, в предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы является отсутствие заполненного заявления-анкеты о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, документов, удостоверяющих личность гражданина и гражданство (п.23 Административного регламента).

Исходя из требований п.48 Административного регламента, в случае отказа в предоставлении государственной услуги работник центра занятости населения разъясняет причины, основания отказа, порядок предоставления государственной услуги, оформляет решение в письменной форме и выдает его гражданину.

Факт обращения ФИО3 <дата> с заявлением в Центр занятости населения Целинного района с целью ее постановки на учет в качестве безработной, а также то, что она, в соответствии с законодательством о занятости, имела при себе все необходимые документы для регистрации в качестве ищущей работу, не оспаривается ответчиком.

При этом, как установлено в судебном заседании, на личном приеме специалист центра занятости ФИО1 разъяснила ФИО3, что при отсутствии справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы она в последующем не будет признана безработной, и, в нарушение Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Административного регламента, должностной инструкции специалиста по работе с клиентами, не зарегистрировала ФИО3 в качестве ищущей работу.

Довод представителя ответчика о том, что регистрация граждан в качестве ищущих работу носит заявительный добровольный характер, однако, после разъяснения специалистом последствий непредставления указанной справки ФИО3 не заполнила заявление-анкету и, забрав документы, отказалась регистрироваться в качестве ищущей работу, тем самым лишила специалиста центра занятости возможности зарегистрировать ее в качестве ищущей работу, опровергается показаниями ФИО3 о том, что «она неоднократно обращалась в центр занятости населения, процедуру постановки на учет знала, а именно, что признанию гражданина безработным предшествует его регистрация в целях поиска подходящей работы. Специалист ФИО1 ей бланк заявления не дала, сказала, что без справки о заработной плате компьютерная программа не позволит зарегистрировать ее, и на вопрос - «а что же делать?», направила писать заявление на имя директора», а также последующими действиями ФИО3, направленными на ее регистрацию, настоявшей на принятии заявления с приложенными документами, написанного в свободной форме.

То, что заявление ФИО3 было написано не на специальном бланке в установленной форме, с указанием о признании ее безработной, а не ищущей работу, правового значения не имеет, поскольку в судебном заседании также установлено, что в период обращения ФИО3 с целью постановки на учет бланков заявлений-анкет в свободном доступе в ЦЗН не было, их выдавал специалист на приеме граждан, что лишило ФИО3 возможности написать заявление в установленной форме.

Кроме того, тот факт, что ФИО3 не отказывалась заполнить заявление-анкету и встать на учет в качестве ищущей работу подтверждается тем, что специалист центра занятости ФИО1 в нарушение п.48 Административного регламента не оформила в письменной форме решение об отказе в предоставлении ФИО3 государственной услуги в связи с отсутствием заполненного заявления-анкеты о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, и не выдала его гражданину.

По приведенным выше мотивам суд относится критически к показаниям свидетелей ФИО1, ФИО2 о том, что ФИО3, целью которой было признание безработной и получение пособия, отказалась зарегистрироваться в качестве ищущей работу и не стала заполнять заявление-анкету.

Доводы представителя ответчика о том, что целью ФИО3 было получение пособия по безработице, а не поиск подходящей работы, поскольку после обращения прокурора с иском в суд, а именно, <дата> Центр занятости населения предлагал ФИО3 обратиться в ЦЗН и зарегистрироваться в целях поиска подходящей работы, чего ФИО3 не сделала, не принимаются судом во внимание, поскольку регистрация ФИО3 в качестве ищущей работу в <дата>, а не с момента обращения в ЦЗН <дата> не будет являться полным выполнением обязанностей ответчика по защите конституционных прав граждан от безработицы, так как в соответствии со ст.3 Закона «О занятости населения в РФ» по истечении 10 дней со дня регистрации ФИО3 <дата> в качестве ищущей работу, она при наличии на то оснований, должна была быть признана безработной с назначением пособия.

При этом, суд считает нужным указать, что позиция ответчика о том, что отсутствие справки о средней заработной плате за последние 3 месяца работы препятствует принятию решения об отказе в признании гражданина безработным, равно как и решения о признании безработным, основана на неверном толковании Закона "О занятости населения в РФ".

Так, справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице (п.1 ст. 30 Закона "О занятости населения в РФ"), а ФИО3, как стремящейся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице, в соответствии с п.2 ст.30 Закона "О занятости населения в РФ", должно устанавливаться в размере минимальной величины пособия по безработице.

Изложенные нормы права указывают, что отсутствие оспариваемой справки не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного.

Ссылка Центра занятости населения в обоснование своих доводов, изложенных в ответе ФИО3 и в информации прокурору Целинного района, на разъяснения Минтруда РФ от <дата> несостоятельна, поскольку данный документ не относится к нормативно-правовым актам и носит информационный характер.

Более того, ФИО3 не имеет возможности предоставить справку о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы по независящим от нее объективным причинам, в связи с ликвидацией СПК «<данные изъяты>», где она осуществляла трудовую деятельность и отсутствием документов по личному составу ликвидированного СПК за <дата> в архивном отделе, что подтверждается справкой архивного отдела Администрации <данные изъяты> Алтайского края от <дата> В период с <дата> по <дата> ФИО3 осуществляла индивидуальную предпринимательскую деятельность.

При этом необходимо учитывать, что ранее (<дата>) ФИО3 периодически состояла на учете в качестве безработной, пособие по безработице ей назначалось, и до <дата> Центр занятости населения признавал ее безработной без предоставления указанной справки.

ФИО3 не относится к категории граждан, которые в силу пункта 3 статьи 3 вышеуказанного Закона не могут быть признаны безработными, а такого положения, как «не рассмотрение вопроса о признании гражданина безработным, либо об отказе в признании безработным» до момента предоставления справки о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы, Закон "О занятости населения в РФ" не содержит.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при обращении <дата> в Центр занятости населения ФИО3 фактически было отказано со ссылкой на отсутствие справки о заработной плате в регистрации ее в качестве ищущей работу, а затем ответом на ее заявление от <дата> - в признании безработной, то есть без законных на то оснований.

Принимая во внимание изложенное, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд полагает, что ФИО3, нуждающаяся в трудоустройстве, не должна быть лишена предусмотренной государством гарантии по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, и ее права не могут быть нарушены по формальным основаниям, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В силу п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

С ответчика в соответствии со ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. 333.36 НК РФ, ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Целинного района в интересах ФИО3 к Краевому государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Целинного района» удовлетворить.

Признать незаконным отказ Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Целинного района» в признании ФИО3 безработной.

Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Целинного района» зарегистрировать ФИО3 в целях поиска подходящей работы, а в случае невозможности предоставления подходящей работы в течение 10 дней со дня ее регистрации в целях поиска подходящей работы, признать ФИО3 безработной с первого дня предъявления ею соответствующих документов, то есть с <дата>, с назначением государственного пособия по безработице в порядке, установленном действующем законодательством.

Взыскать с Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Целинного района» в местный бюджет государственную пошлину 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Целинный районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 ноября 2013 года.

Судья подписано