РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 03 ноября 2016 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Дутова О.А.,
при секретаре Рыжаковой И.И.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Кривошеинского района Томской области Петриковой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Кривошеинского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Иштанского сельского поселения Томской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по оборудованию входа в здание Администрации Иштанского сельского поселения пандусом и поручнями (перилами) с целью обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа в здание, а также о возложении обязанности по оборудованию места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кривошеинского района обратился в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Иштанского сельского поселения Томской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию Администрации Иштанского сельского поселения и возложении обязанности по оборудованию входа в здание, расположенного по адресу: , пандусом и поручнями (перилами) с целью обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа в здание, а также о возложении обязанности по оборудованию места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов с установлением дополнительных дорожных знаков 6.4 «Место стоянки» и 8.17 «Инвалиды» возле указанного здания.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения требований законодательства в сфере соблюдения социальных прав инвалидов, в том числе гарантии их беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, проведенной прокуратурой Кривошеинского района, выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, выразившиеся в том, что вход в здание Администрации Иштанского сельского поселения, расположенное по адресу: , не оборудован пандусом и поручнями (перилами) с целью обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа в здание. Отсутствие пандуса и поручней (перил) затрудняет либо делает невозможным реализацию инвалидами и другими лицами, отнесенными к маломобильным группам, права беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - зданию Администрации Иштанского сельского поселения.
Прокурор указал так же, что в ходе проверки исполнения требований законодательства в сфере соблюдения социальных прав инвалидов, в том числе гарантии их беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, выразившиеся в том, что на парковочной площадке Администрации Иштанского сельского поселения Томской области места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов не выделены, а также отсутствуют дорожные знаки, определяющие эти места. Отсутствие на данной парковке специальных мест для автотранспорта инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства, дополнительных специальных знаков об этом, затрудняет либо делает невозможным реализацию инвалидами и другими лицами, отнесенными к маломобильным группам, права беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - зданию Администрации Иштанского сельского поселения.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Кривошеинского района Петрикова С.Г. поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель Администрации Иштанского сельского поселения Томской области в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Исковые требования прокурора признает. В заявлении просит перенести срок исполнения до 30.06.2017 года, т.к. данные виды работ невозможно провести в зимнее время.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело по иску прокурора в отсутствие ответчиков.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд считает подлежащим удовлетворению требование прокурора района о признании незаконным бездействия ответчика по следующим основаниям.
Статьёй 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Частью 2 статьи 15 Конституции РФ предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьёй 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием
Частью 2 статьи 19 Конституции установлено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Указанные правовые нормы закреплены в ст. 16 Закона Томской области от 10.09.2003 года № 109-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Томской области», в соответствии с которой органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в своде правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденном приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605, который устанавливает общие требования к общественным зданиям и сооружениям.
На основании пунктов 5.1.1, 5.1.2 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Согласно пункту 8 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации) мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
Указанные правовые нормы закреплены в ст.ст. 3, 16 Закона Томской области от 10 сентября 2003 года № 109-03 «О социальной поддержке инвалидов в Томской области».
Территория для стоянки автотранспортных средств в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, оборудуется информационным знаком 6.4 «Место стоянки».
Согласно п. 8 приложения № 1 к Правилам дорожного движения знаки дополнительной информации (таблички), к числу которых относится информационная табличка 8.17 «Инвалиды» уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены.
Из содержания части 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших граждан.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Нарушение ответчиком требований законодательства, направленного на обеспечение беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями в указанное административное здание подтверждается актом по результатам проверки, проведенной прокуратурой Кривошеинского района, составленным 22.09.2016 года с участием представителя Главы Администрации Иштанского сельского поселения (л.д. 5).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 29.09.2014 года, административное здание, расположенное по адресу: А, принадлежит муниципальному образованию Иштанское сельское поселение (л.д. 12).
В судебном заседании установлено и ответчиком не оспорено, что, как пользователь административного здания, он обязан оборудовать вход в здание Администрации Иштанского сельского поселения, расположенное по адресу: , пандусом и поручнями (перилами), а также оборудовать места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов с установлением дополнительных дорожных знаков 6.4 «Место стоянки» и 8.17 «Инвалиды» возле указанного здания.
Обязанности по оборудованию входа в здание Администрации Иштанского сельского поселения пандусом с поручнем (перилами) и по обустройству места парковки для инвалидов рядом с указанным зданием в соответствии с требованиями ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 3,16 Закона Томской области от 10.09.2003 года № 109-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» возникла у ответчика после приобретения права собственности на указанное здание. Таким образом, бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении данных обязанностей, направленных на принятие мер по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию администрации Иштанского сельского поселения, в период с 29.09.2014 года до момента устранения названных нарушений законодательства, является незаконным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов, маломобильных групп населения.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию Администрации Иштанского сельского поселения и возложении обязанности по оборудованию входа в здание, расположенное по адресу: , пандусом и поручнями (перилами) с целью обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа в здание, а также о возложении обязанности по оборудованию места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов с установлением дополнительных дорожных знаков 6.4 «Место стоянки» и 8.17 «Инвалиды» возле указанного здания, подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом доводов ответчика, изложенных в заявлении о признании иска, прокурор уточнил исковые требования в части срока исполнения обязанностей по оборудованию входа в здание Администрации Иштанского сельского поселения пандусом и поручнями (перилами) и по оборудованию места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов возле указанного здания, и просит установить ответчику срок для исполнения решения суда не позднее 01.05.2017 года.
Суд, выяснив мнение сторон, изучив материалы дела, находит доводы ответчика в части увеличения срока для исполнения решения суда в части оборудования входа в здание пандусом и поручнем (перилами) обоснованными. В части оборудования места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов суд считает срок, предложенный истцом, разумным и достаточным для исполнения данной обязанности.
Согласно п.п.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются, в том числе, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем с Администрации Иштанского сельского поселения не подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой в соответствии с п.п.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден истец.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Администрации Иштанского сельского поселения Томской области, выразившееся в непринятии мер по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию Администрации Иштанского сельского поселения, расположенного по адресу: , в виде оборудования входа в данное здание пандусом и поручнями (перилами), а также по оборудованию места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов с установлением дополнительных дорожных знаков 6.4 «Место стоянки» и 8.17 «Инвалиды» возле указанного здания.
Обязать Администрацию Иштанского сельского поселения Томской области оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: , пандусом и поручнями (перилами) с целью обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа в здание в срок до 30.06.2017 года.
Обязать Администрацию Иштанского сельского поселения Томской области оборудовать места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов с установлением дополнительных дорожных знаков 6.4 «Место стоянки» и 8.17 «Инвалиды» возле здания, расположенного по адресу: А, в срок до 01.05.2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись О.А. Дутов
Решение не вступило в законную силу.