Дело №2-240/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2017 года г.Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра в составе:
председательствующий судья Заремба И.Н.
при секретаре Надвидовой А.Х.,
с участием
представителя истцов ФИО6 ФИО19
представителя ответчика ФИО1 ФИО20
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 ФИО21, ФИО3 ФИО22, ФИО4 (ФИО3) ФИО24 действующей в своих интересах, и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4 ФИО25, ФИО4 ФИО26 к администрации Нефтеюганского района о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, обязании предоставить субсидию,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику в котором просили признать незаконным отказ в предоставлении субсидии в рамках подпрограммы по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений (балков), обязать предоставить субсидию в соответствии с муниципальной программой «Доступное жилье жителям Нефтеюганского района на 2014-2020 годы».
Требования мотивированы тем, что они с 1991 года зарегистрированы и проживают в балке № по адресу: (адрес) Балок куплен на собственные средства ФИО3 ФИО27 и ФИО3 ФИО28. в 1989 году. Истцы ФИО3 ФИО29., ФИО4 (ФИО3 ФИО31.) и несовершеннолетние дети ФИО4 ФИО34. и ФИО4 ФИО35. были вселены в балок в качестве членов семьи. (дата) брак между ФИО3 ФИО32. и ФИО3 ФИО33. расторгнут. В настоящее время в балке зарегистрировано, и проживает 5 человек. Он представляет собой строительный вагончик, приспособленный для проживания, является неблагоустроенным (туалет на улице) временным строением, не имеет фундамента, подключен к энергоносителям. Коммунальные и жилищные услуги истцами оплачиваются своевременно, долга по обязательствам не имеется. Постановлением администрации Нефтеюганского района от 24.10.2013 № 2820-па утверждена Муниципальная программа «Доступное жилье - жителям Нефтеюганского района на 2014-2020 годы» (в ред. постановлений № 2390-па-нна от 29.12.2015 и № 236-па-нпа от 26.02.2016, № 1039-па-нна от 18.07.2016), одной из задач которой (пункт 4) является ликвидация и расселение граждан из приспособленных для проживания строений (балков), опасных для проживания, оказание мер поддержки в виде субсидий для приобретения жилых помещений гражданам, проживающим в «балках». Как указано в Подпрограмме III: «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балков)», участниками подпрограммы являются граждане Российской Федерации и члены их семей, вселившиеся до 01 января 2012 года в помещения, зарегистрированные и проживающие в этих помещениях в настоящее время, в том числе длительно отсутствующие (студенты очных форм обучения, лица находящиеся в лечебных учреждениях, лица проходящие службу в вооруженных силах, лица находящиеся в местах лишения свободы и т.д.), при условии отсутствия у таких граждан и членов их семей принадлежащих им на праве собственности или занимаемых ими на основании договоров социального найма жилых помещений на территории Российской Федерации, включенные в реестры строений на 01 января 2012 года. Основными мерами по переселению граждан, проживающих в приспособленных помещениях программы, являются субсидии. В 2016 году истцы обратились к Администрации Нефтеюганского района с заявлением о признании их участниками программы и предоставлении субсидии, в чем им было отказано со ссылкой на ухудшение жилищных условий путем отчуждения жилого помещения по адресу: РБ, Кушнаренковский район, Старокамышлинский с/с, (адрес), находящегося в их собственности после 01.01.2012 г. Действительно 31.08.1999 года ФИО3 ФИО36 была передана в дар ? доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок (разрешенное использование - ведения личного подсобного хозяйства). Дом представляет собой деревянное одноэтажное здание общей площадью 45,2 кв.м. являлся ветхим, неблагоустроенным, находился в аварийном состоянии, был непригодным?для проживания и требовал реконструкции, а денежные средства у ФИО3 ФИО37. отсутствовали, в связи с чем ФИО3 ФИО38 не мог вселиться в него со своей семьёй и проживать, в том числе, по причине недостаточности площади для проживания семьи из пяти человек. В 2015 г. ФИО3 ФИО39. подарил свою долю второму долевому собственнику дома - родной сестре ФИО5 ФИО41., имеющей средства на реконструкцию дома. Ветхость и не пригодность для проживания состояние дома, находившегося в собственности ФИО3 ФИО40., подтверждается заключением Межведомственной комиссии от 29.08.2016 г. Кушнаренковского района РБ РФ. Таким образом, в случае выселения из балка, без предоставления мер социальной поддержки, истцам негде будет, так как жилого помещения, пригодного для проживания, не имеется и не имелось по состоянию на (дата).
В судебное заседание истцы не явились, о дне и месте слушания дела были надлежаще извещены, в суд предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие с участием представителя ФИО6 ФИО42.
В судебном заседании представитель истцов ФИО6 ФИО43. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО1 ФИО44. возражала против исковых требований, предоставив письменные возражения, в пояснениях ссылалась на возражения.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Механизмом реализации программ на уровне субъектов Российской Федерации служит разработка и реализация региональных программ.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области жилищных отношений отнесены разработка, утверждение и реализация целевых программ автономного округа.
Решением Думы Нефтеюганского района №384 от 24 июля 2013 года утверждено Положение о департаменте имущественных отношений Нефтеюганского района, пунктом 3.2.1 которого, предусмотрена функция Департамента участие в разработке и исполнении целевых программ Нефтеюганского района, направленных на улучшение жилищных условий жителей Нефтеюганского района.
Судом установлено, что истцы проживают в балке №(адрес).(адрес). При этом, ФИО3 ФИО45 зарегистрирован по данному адресу с 05.10.2001 года, ФИО4 ФИО46. с 18.09.1991 года, ФИО3 ФИО47. с 25.06.1991 года, ФИО2 с 05.06.2014 года, ФИО4 ФИО48. с 17.08.2016 года.
ФИО3 ФИО49. в 2016 году обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии в соответствии с муниципальной программой Нефтеюганского района «Доступное жилье-жителям Нефтеюганского района на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Нефтеюганского района от 24.10.2013 №2820-па.
16 августа 2016 года ответчик уведомил ФИО3 ФИО50. предоставить в течение двух недель с момента получения уведомления пакет документов на предоставление субсидии. Данное уведомление получила на руки ФИО4 ФИО51 18 августа 2016 года.
(дата) ФИО4 ФИО52 обратилась в ДИО администрации Нефтеюганского района с заявлением об отложении рассмотрения предоставленных ими документов на субсидию по семейным обстоятельствам до 19.09.2016 года.
Протоколом № заседания жилищной комиссии при администрации Нефтеюганского района от 22 сентября 2016 года, в предоставлении субсидии истцам было оказано в связи ухудшением жилищных условий путем дарения, имеющегося в собственности жилого помещения после 01.01.2012 года.
Не согласные с отказом в предоставлении субсидии, истцы обратились в суд с иском.
24.09.2013 года Постановлением администрации Нефтеюганского района № 2820-па утверждена муниципальная программа «Доступное жилье - жителям Нефтеюганского района на 2014-2020 годы», в рамках которой действует подпрограмма III «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балков)».
В соответствии с п. 3.3.1 Подпрограммы, участниками программы являются граждане РФ и члены их семей, вселившиеся до 01 января 2012 года в помещения, находящиеся в строениях, расположенных в границах населенных пунктов Нефтеюганского района, и не отнесенных в соответствии с положениями ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям, зарегистрированные и проживающие в этих помещениях по настоящее время, в том числе длительно отсутствующие, при условии отсутствия у таких граждан, а также совместно зарегистрированных и проживающих членов их семей принадлежащих им на праве собственности или занимаемых ими на основании договоров социального найма жилых помещений, включенные в реестр на 01 января 2012 года.
09.06.2016 года постановлением администрации Нефтеюганского района №816-па-нпа, официально опубликованным 16.06.2016 года в Постановление № 2820-па были внесены изменения.
В соответствии с п.3.3.4.1 Постановления №816-па-нпа, участники подпрограммы, согласные на переселение в установленном порядке, в письменной форме в течении двух недель с момента получения уведомления о расселении, в департамент имущественных отношений Нефтеюганского района документы, указанные в п.3.3.4.1 настоящей муниципальной программы.
Согласно п. 3.3.5.3 Постановления №816-па-нпа, одним из оснований для отказа гражданам в предоставлении субсидий является ухудшение гражданином либо совместно зарегистрированными и проживающими в настоящее членами его семьи своих жилищных условий путем продажи, дарения, либо отчуждения иными способом имеющегося в собственности жилого помещения после 01.01.2012г.
Данные условия также отражены и в п.3.3.5.3 Постановления администрации Нефтеюганского района № 1039-па-нпа от 18.07.2016 г., официально опубликованном 28.07.2016 года.
Материалами дела подтвержден факт обращения истцов к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии (после 16 августа 2016 года) уже в период действия Постановлений №816-па-нпа, и № 1039-па-нпа, изменяющих постановление администрации Нефтеюганского района № 2820-па от 24.10.2013 года.
В ходе судебного заседания установлен факт дарения ФИО3 ФИО53 ? доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: (адрес), согласно договора дарения от (дата) по которому он (Даритель) передал своей родной сестре ФИО5 ФИО54 (Одаряемой), а последняя приняла в дар в долевую собственность 1/2 долю жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу.
Представителем истцов данный факт мотивирован невозможностью проживания в доме из-за его ветхости, и ссылкой на постановление Межведомственной комиссии администрации (адрес) РБ № от (дата) о том, что дом не пригоден для постоянного проживания.
Однако согласно буквальному тексту Договора дарения от (дата):
- п.6 Договора дарения, в соответствии со ст.288 ГК РФ указанный дом предназначается для проживания одаряемой.
- п.7 Договора дарения, Одаряемая лично осмотрела жилой дом, ознакомилась с его качественными характеристиками, правовым режимом земли. Одаряемая претензий к техническому и качественному состоянию домовладения на момент заключения договора не имеет. Жилой дом пригоден для жилья.
Из вышеуказанного следует, что на момент дарения доли 15 сентября 2015 года, дом находился в пригодном состоянии, и основания утверждать о невозможности проживания в нём, отсутствовали.
Кроме того, Заключение о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания вынесено 29.08.2016 года, то есть спустя определённый период времени, когда дом находился уже в собственности другого лица.
В связи с чем, суд приходит к выводу о намеренном ухудшении ФИО3 ФИО55. своих жилищных условий.
Согласно п. 3.3.2.2. Постановлений №-па-нпа, и №-па-нпа, к членам семьи граждан, зарегистрированных и проживающих в настоящее время в строениях, приспособленных для проживания, относятся постоянно проживающие совместно с ним супруг (супруга), его родители, дети (в том числе усыновленные (удочеренные), супруг (супруга) его детей и внуки, браться, сестры, а также их дети.
Соответственно, отказ в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения распространяется на всех членов семьи, зарегистрированных и совместно проживающих в приспособленном для проживания строении (балке).
При данных обстоятельствах, отчуждение своей доли в праве собственности на жилое помещение ФИО3 ФИО56., согласно п.3.3.2.2 Постановлений повлекло за собой отказ в предоставлении субсидии для всех его членов семьи, проживающих в балке №.
Кроме того, суд отмечает, что в соответствии с п. 3.3.2., 3.3.2.1. участниками подпрограммы являются граждане, вселившиеся и зарегистрированные до (дата), то есть рожденные после (дата) ФИО4 ФИО57. ((дата) г.р.), и ФИО4 ФИО58 (08.08.2015г.р.) участниками подпрограммы не являются.
При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 ФИО59, ФИО3 ФИО60, ФИО4 (ФИО3) ФИО62, действующей в своих интересах, и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4 ФИО63, ФИО4 ФИО64 к администрации Нефтеюганского района о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, обязании предоставить субсидию, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.
Судья: подпись
Верно: судья Заремба И.Н.
Секретарь с/з Надвидова А.Х.
Решение не вступило в законную силу
Подлинник документа находится в Нефтеюганском районном суде в деле №№2-240/20