ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-240/2021УИД220054-01-2021-000521-54 от 20.10.2021 Третьяковского районного суда (Алтайский край)

Дело №2-240/2021 УИД 22RS0054-01-2021-000521-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Староалейское 20 октября 2021 года

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Е.А.,

при секретаре Ткачевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю к Муниципальному унитарному предприятию «Третьяковский коммунальщик» о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора Алтайского края, действуя через представителя Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Локтевском, Змеиногорском и Третьяковском районах обратился с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию «Третьяковский коммунальщик», в котором просил обязать ответчика разработать проект зон санитарной охраны в отношении следующих используемых источников водоснабжения:

с.Староалейское, скважина 1, 2001 года, примерно в 2,5 км. по направлению на юг от ориентира;

с.Староалейское, скважина 2, 2001 года, примерно в 2,5 км. по направлению на юг от ориентира;

с.Екатерининское, скважина 1, ул.Титова (ДК), балансовой стоимостью 163670,22 руб.;

с.Екатерининское, скважина 2, ул.Новая, балансовой стоимостью 163670,22 руб.;

с.Екатерининское, скважина, 3, ул.Новая, балансовой стоимостью 163670,22 руб.;

с.Шипуниха, ул.Михайлова, скважина глубиной 40м. 1970г., балансовой стоимости 127472,5 руб.;

с.Шипуниха, скважина глубиной 30 м. балансовой стоимостью 497100 руб.;

с.Михайловка, скважина глубиной 24м.;

с.Михайловка (центр) скважина глубиной 18 метров;

п.Садовый, водозаборная скважина Р39/68 глубиной 86

метров кад.;

п.Садовый, водозаборная скважина Р39/68 глубиной 91метр, кад.;

п.Садовый, водозаборная скважина Р 96/65 глубиной, глубиной 88 метров, кад. ;

п.Садовый, водозаборная скважина Р49/79, глубиной 112 метров, кад.;

п.Садовый, водозаборная скважина Р103/65, глубиной, 88 метров, кад.,

и получить санитарно - эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями п. 1.13, СанПиН 2.1.4.1110-0 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующее.

Согласно п.п.1 - 3 ст.11 Федерального закона NФЗ-52 от 30.03.1999 «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Согласно ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В силу п.4 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно- эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и

ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

В части 2 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплена обязанность юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обеспечить соответствие качество питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласно п.1.3 Постановления Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10 «О введении в действие Санитарных правил и норм Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» 2.1.4.1110-02, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п.1.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Согласно п.1.5 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Пункт 1.6 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Согласно п.1.11 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним.

Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны проект ЗСО разрабатывается специально.

Пунктом 1.13 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации;

В соответствии с пунктом 1.15 названных санитарных правил СанПиН 2.1.4.11 санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов — владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество источников водоснабжения.

Согласно информации МУП «Третьяковский коммунальщик» предприятию в хозяйственное ведение в соответствии с Распоряжением Администрации Третьяковского района -р от ДД.ММ.ГГГГ передан имущественный комплекс объектов водоснабжения, в том числе скважины, являющиеся предметом иска.

Согласно сведениям Реестра выданных заключений МУП «Третьяковский коммунальщик» не выдавалось санитарно - эпидемиологическое заключение проекта зон - санитарной охраны в отношении имеющихся объектов водоснабжения.

Учитывая вышеизложенное, обязанность в понуждении к совершению действий по получению санитарно - эпидемиологических заключений в установленном законом порядке в соответствии с требованиями п. 1.13, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», должна быть исполнена исключительно лицом, осуществляющим деятельность, связанную с использованием скважин в соответствии с условиями договора и целевым назначением.

Из вышеизложенного следует, что МУП «Третьяковский коммунальщик» не получило санитарно - эпидемиологическое заключение на проекты зон санитарной охраны с планом мероприятий на источники водоснабжения, в связи с чем источники водоснабжения, эксплуатируются с нарушением санитарных норм и правил.

Указанная обязанность возложена на ответчика в силу закона. Таким образом, МУП «Третьяковский коммунальщик» нарушает действующее санитарное законодательство: ст.11 п.п.1 - 3; п.4 ст.18; ч.2 ст.19 ФЗ N52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ст.43 Водного кодекса Российской Федерации, п.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения, водопроводов питьевого назначения».

Невыполнением названных требований санитарного законодательства МУП «Третьяковский коммунальщик» нарушаются интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.5.1.1 положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004, в компетенцию Службы входит федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Третьяковского района Алтайского края.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю - представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Локтевском, Змеиногорском и Третьяковском районах в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Представитель ответчика Муниципального унитарного предприятия «Третьяковский коммунальщик» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в заявлении просили о рассмотрении дела в отсутствии представителя, выразили согласие с исковым заявлением и для устранения нарушений просили установить срок 1 год в связи с тем, что в Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края рассматриваются материалы на представление права пользования участками недр местного значения с целью разведки и добычи подземных вод.

Представитель администрация Третьяковского района Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в компетенцию Службы входит федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, муниципальное унитарное предприятие Третьяковского района «Третьяковский коммунальщик» создано в числе прочего в целях забора, очистки и распределения воды.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Третьяковского района и Муниципальным унитарным предприятием «Третьяковский коммунальщик» заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Третьяковский коммунальщик» и принадлежащее администрации Третьяковского района.

Согласно распоряжению -р от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Третьяковский коммунальщик» в хозяйственное ведение передано имущество муниципального образования Третьяковский район, в том числе: с. Староалейское, скважина 1, 2001 года, примерно в 2,5 км. по направлению на юг от ориентира; с.Староалейское, скважина 2, 2001 года, примерно в 2,5 км. по направлению на юг ориентира; с.Екатерининское, скважина 1, ул.Титова (ДК), балансовой стоимостью 163670,22; с.Екатерининское, скважина 2, ул.Новая, балансовой стоимостью 163670,22; с.Екатерининское, скважина, 3, ул.Новая, балансовой стоимостью 163670,22; с.Шипуниха, ул.Михайловка, скважина глубиной 40м. 1970г., балансовой стоимости 127472,5; с.Шипуниха, скважина глубиной 30 м. балансовой стоимостью 497100; с.Михайловка, скважина глубиной 24м.; с.Михайловка (центр) скважина глубиной 18 метров; п.Садовый, водозаборная скважина Р39/68 глубиной 86 метров кад.; п.Садовый, водозаборная скважина Р39/68 глубиной 91метр, кад.; п.Садовый, водозаборная скважина Р 96/65 глубиной, глубиной 88 метров, кад. ; п.Садовый, водозаборная скважина Р49/79, глубиной 112 метров, кад.; п.Садовый, водозаборная скважина Р103/65, глубиной, 88 метров, кад..

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Аналогичные гарантии установлены статьей 8 Федерального закона N52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица (статья 7 Водного кодекса Российской Федерации).

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты (статья 5 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст.7.1 Водного кодекса Российской Федерации водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ст.22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

В соответствии со ст.11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Помимо ст.22 Закона Российской Федерации «О недрах», и пунктом 16 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N3314-1, на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией.

Согласно условиям пользования недрами, недропользователь является собственником добытых им подземных вод.

Согласно ч.2 ст.55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 №94, охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя в том числе мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды.

В силу положений ч.2 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно абз.2 ч.5 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 03.08.2018 №342-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации введена глава ХIХ «Зоны с особыми условиями использования территорий». Одной из целей установления зон с особыми условиями использования территорий является защита жизни и здоровья граждан.

В силу п.16 ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации в действующей редакции, могут быть установлены в том числе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с частями 9-11 Земельного кодекса РФ в решении об изменении зоны с особыми условиями использования территории указываются сведения об изменении границы зоны с особыми условиями использования территории, ее подзоны и (или) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах данной зоны, ее подзоны, которые отличаются от указанных ограничений, предусмотренных в решении об установлении данной зоны с особыми условиями использования территории.

Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Подготовка предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории обеспечивается собственниками зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие зоны (концессионером, частным партнером в период действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предметом которых является эксплуатация (использование) таких здания, сооружения, если иное не предусмотрено указанными соглашениями), иным правообладателем таких здания, сооружения, если данная обязанность предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, застройщиками в случае установления зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением планируемого к строительству объекта, а при отсутствии правообладателей, застройщиков или в случае установления зон с особыми условиями использования территорий по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, - органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на установление границ зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона.

Ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены переходные положения для особых зон, установленных до принятия нового порядка установления указанных зон, и сведения о которых не внесены в ЕГРН.

Так, в соответствии с п.16 ст.26 указанного Федерального закона, установление зон с особыми условиями использования территорий до 01 января 2022 года осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

В то же время, если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 01 января 2022 года либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 01 января 2025 года (пункт 14 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ). С этой целью правообладатели зданий, сооружений, которые введены в эксплуатацию до дня официального опубликования настоящего Федерального закона и в связи с размещением которых подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, до 1 января 2025 года обязаны обратиться с заявлением об установлении такой зоны в органы, уполномоченные на принятие решения об установлении зоны с особыми условиями использования территории, с приложением документов, предусмотренных положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида, если ранее такая зона не была установлена (пункт 17 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ).

Таким образом, учитывая, что в настоящее время Правительством Российской Федерации не разработано и не утверждено Положение в отношении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление такой зоны в срок до 01 января 2022 года должно осуществляться в соответствии с ранее действовавшим порядком.

Согласно ранее действовавшего порядка, установленного статьей 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения предусмотрены Санитарными правилами и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденными 26.02.2002 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Согласно п.1.4 указанных Правил, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.5).

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода (пункт 1.6).

Проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально (пункт 1.11).

В состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями (пункт 1.12).

Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13).

Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (пункт 1.17).

В силу части 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Переданное МУП «Третьяковский коммунальщик» имущество, в том числе водозаборные скважины, используются им для обеспечения населения Третьяковского района Алтайского края питьевой водой.

Все предусмотренные Уставом виды деятельности предприятие осуществляет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из исследованных документов следует, что МУП «Третьяковский коммунальщик» в соответствии с положениями ст.7.1 Водного кодекса Российской Федерации является лицом, использующим выше указанные артезианские скважины на постоянной основе в соответствии с Уставом предприятия. Скважины пригодны для использования в целях водоснабжения населения. Собственник артезианских скважин – муниципальное образование Третьяковский район Алтайского края в лице Администрации района, являясь учредителем МУП «Третьяковский коммунальщик» выбрал способ владения, пользования, распоряжения водными объектами, находящимися в муниципальной собственности, в рамках своих полномочий, определенных ст.27 Водного кодекса Российской Федерации, передав их на праве хозяйственного ведения МУП «Третьяковский коммунальщик».

Таким образом, МУП «Третьяковский коммунальщик» как пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Учитывая, что МУП «Третьяковский коммунальщик» использует недра для обеспечения населения Третьяковского района Алтайского края, в том числе питьевой водой за плату для его личных нужд, отношения между гражданами – потребителями питьевой воды и МУП «Третьяковский коммунальщик» регулируются также и Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-I «О защите прав потребителей». Так, указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при выполнении работ, оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение работ, услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. При этом безопасность услуги - есть безопасность ее для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Таким образом, оказывая населению услуги по обеспечению питьевой водой, МУП «Третьяковский коммунальщик» обязано обеспечить качество поставляемой воды, ее безопасность для жизни, здоровья потребителей, их имущества.

Отсутствие предусмотренных законом зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборных скважин) не может в полной мере обеспечить качество поставляемой воды в силу возможности загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, территорий, на которых они расположены, что в свою очередь ставит под угрозу жизнь и здоровье потребителей воды, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, а также может способствовать совершению акта терроризма.

Кроме того, загрязнение территорий, на которых расположены скважины, при отсутствии зон санитарной охраны источников водоснабжения ставит под угрозу непосредственно и окружающую среду, вследствие чего может происходить загрязнение подземных вод.

Учитывая изложенное, суд считает, что разработка проектов зон санитарной охраны используемых МУП «Третьяковскитй коммунальщик» скважин, получение на них санитарно-эпидемиологического заключения является обязанностью именно МУП «Третьяковский коммунальщик» использующего по назначению источники водоснабжения.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

В порядке ст.206 ГПК РФ, с учетом объема проведения работ, необходимых для приведения настоящего решения в исполнение, оформления большого количества документов, что не позволит ответчику исполнить решение суда в более ранние сроки, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 01.10.2022 года.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю к Муниципальному унитарному предприятию «Третьяковский коммунальщик» о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Третьяковский коммунальщик» в срок до 01.10.2022 года разработать проект зон санитарной охраны в отношении следующих используемых источников водоснабжения:

с.Староалейское, скважина 1, 2001 года, примерно в 2,5 км. по направлению на юг от ориентира;

с.Староалейское, скважина 2, 2001 года, примерно в 2,5 км. по направлению на юг от ориентира;

с.Екатерининское, скважина 1, ул.Титова (ДК), балансовой стоимостью 163670,22 руб.;

с.Екатерининское, скважина 2, ул.Новая, балансовой стоимостью 163670,22 руб.;

с.Екатерининское, скважина, 3, ул.Новая, балансовой стоимостью 163670,22 руб.;

с.Шипуниха, ул.Михайлова, скважина глубиной 40м. 1970г., балансовой стоимости 127472,5 руб.;

с.Шипуниха, скважина глубиной 30 м. балансовой стоимостью 497100 руб.;

с.Михайловка, скважина глубиной 24м.;

с.Михайловка (центр) скважина глубиной 18 метров;

п.Садовый, водозаборная скважина Р39/68 глубиной

86 метров кад.;

п.Садовый, водозаборная скважина Р39/68 глубиной 91 метр, кад.;

п.Садовый, водозаборная скважина Р 96/65 глубиной, глубиной 88 метров, кад. ;

п.Садовый, водозаборная скважина Р49/79, глубиной 112 метров, кад.;

п.Садовый, водозаборная скважина Р103/65, глубиной, 88 метров, кад.,

и получить санитарно - эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями п.1.13, СанПиН 2.1.4.1110-0 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы непосредственно через Третьяковский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27.10.2021 года.

Судья Е.А. Гончарова