Дело № 2-240/2022
УИД 52RS0026-01-2022-000289-45
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ветлуга 03 октября 2022 года
(решение в окончательной форме изготовлено 04 октября 2022 года)
Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Потапенко В.А., с участием помощника прокурора Ветлужского района Прямова М.А., при секретаре Кротовой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ветлужского района Нижегородской области к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Светлячок» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере образования,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ветлужского района Нижегородской области обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Светлячок» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере образования указав следующее. Прокуратурой Ветлужского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании.
Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-«Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ №273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать создание и ведение официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».
Согласно статье 29 ФЗ №273-ФЗ образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность, в том числе о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы; о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся); отчета о результатах самообследования; иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 утверждены требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации" (далее- Требования).
Данные требования определяют структуру официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также формат представления образовательной организацией информации, обязательной к размещению на сайте в соответствии со статьей 29 ФЗ № 273-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 Требований для размещения информации на Сайте образовательной организацией должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации» (далее - специальный раздел). Информация в специальном разделе представляется в виде набора страниц и (или) иерархического списка и (или) ссылок на другие разделы Сайта. Информация должна иметь общий механизм навигации по всем страницам специального раздела. Механизм навигации должен быть представлен на каждой странице специального раздела.
Доступ к специальному разделу должен осуществляться с главной (основной) страницы Сайта, а также из основного навигационного меню Сайта.
Страницы специального раздела должны быть доступны в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без дополнительной регистрации, содержать указанную в подпунктах 3.1 - 3.13 пункта 3 настоящих Требований информацию, а также доступные для посетителей Сайта ссылки на файлы, снабженные информацией, поясняющей назначение данных файлов.
Согласно пункта 3 Требований Специальный раздел должен содержать в том числе, подраздел: платные образовательные услуги.
На основании пункта 3.3 Требований на главной странице подраздела «Документы» должны быть размещены документы в виде копий и электронных документов (в части документов, самостоятельно разрабатываемых и утверждаемых образовательной организацией), в том числе отчет о результатах самообследования.
Согласно пункта 3.9. Требований главная страница подраздела «Платные образовательные услуги» должна содержать информацию о порядке оказания платных образовательных услуг в виде электронных документов, в том числе об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Постановлением администрации Ветлужского мунипального района Нижегородской области № 242 от 25.04.2022 установлена единая родительская плата за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Ветлужского мунипального района, реализующих программы дошкольного образования с 01.06.2022.
В нарушение указанного законодательства, в ходе проверки 29.06.2022 установлено, что сайт МДОУ детский сад «Светлячок», расположенный по адресу: http://svetliachok.caduk.ru/index.html, не отвечает установленным требованиям и не содержит необходимую информацию.
Так, при проверке официального сайта МДОУ детский сад «Светлячок», установлено, что в нарушение пункта 3.9 Требований в специальном разделе «Платные образовательные услуги» отсутствует действующий документ об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в указанной организации.
По фактам выявленных нарушений законодательства прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, по результатам рассмотрения которого образовательное учреждение сообщило о невозможности размещения информации по техническим причинам.
Выявленные нарушения федерального законодательства нарушают право неопределенного круга лиц на получение информации о размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования.
Просит суд обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» разместить на официальном сайте учреждения действующий документ об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в указанной организации.
Установить срок для исполнения решения суда в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Ветлужского района Нижегородской области Прямов М.А. заявленные прокурором исковые требования поддержал в полном объеме. Просит суд обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» разместить на официальном сайте учреждения действующий документ об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в указанной организации.
Установить срок для исполнения решения суда в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика – заведующий Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Светлячок» Лисина С.Е. в судебное заседание не явилась. В своем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования признает в полном объеме. Статья 39, статья 173 ч.2 ГПК РФ ей разъяснена и понятна.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным разрешить правовой конфликт в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания.
Установив юридически значимые обстоятельства, заслушав лиц, участвующих в деле, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 21 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" относится к компетенции образовательной организации.
В силу ч.1-3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет", обеспечивают открытость и доступность: информации: о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о представительствах и филиалах образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации, ее представительств и филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты; о структуре и об органах управления образовательной организацией; о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой; о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами; о языках образования; о федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях, об образовательных стандартах и о самостоятельно устанавливаемых требованиях (при их наличии); о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии); о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы; о местах осуществления образовательной деятельности, сведения о которых в соответствии с настоящим Федеральным законом не включаются в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности; о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся; о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образовании; о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования, каждой научной специальности с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления; о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки, научной специальности (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц); о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки; о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии; об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года; о трудоустройстве выпускников; о лицензии на осуществление образовательной деятельности (выписке из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности); копий: устава образовательной организации; свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации; локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора; отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, организации дополнительного образования, подлежащих самообследованию, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Показатели деятельности образовательной организации высшего образования, подлежащей самообследованию, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Показатели деятельности организации дополнительного профессионального образования, подлежащей самообследованию, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок проведения самообследования образовательной организацией устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;
Согласно приказу Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 (ред. от 09.08.2021) "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2020 N 60867) утверждены требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации.
Данные требования определяют структуру официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также формат представления образовательной организацией информации, обязательной к размещению на сайте в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 2 Требований для размещения информации на Сайте образовательной организацией должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации». Информация в специальном разделе представляется в виде набора страниц и (или) иерархического списка и (или) ссылок на другие разделы Сайта. Информация должна иметь общий механизм навигации по всем страницам специального раздела. Механизм навигации должен быть представлен на каждой странице специального раздела.
Доступ к специальному разделу должен осуществляться с главной (основной) страницы Сайта, а также из основного навигационного меню Сайта.
Страницы специального раздела должны быть доступны в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без дополнительной регистрации, содержать указанную в подпунктах 3.1 - 3.13 пункта 3 настоящих Требований информацию, а также доступные для посетителей Сайта ссылки на файлы, снабженные информацией, поясняющей назначение данных файлов.
Согласно пункта 3 Требований Специальный раздел должен содержать в том числе, подраздел: платные образовательные услуги.
На основании пункта 3.3 Требований на главной странице подраздела «Документы» должны быть размещены документы в виде копий и электронных документов (в части документов, самостоятельно разрабатываемых и утверждаемых образовательной организацией), в том числе отчет о результатах самообследования.
Согласно пункта 3.9. Требований главная страница подраздела «Платные образовательные услуги» должна содержать информацию о порядке оказания платных образовательных услуг в виде электронных документов, в том числе об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В судебном заседании установлено, что сайт МДОУ детский сад «Светлячок», расположенный по адресу: http://svetliachok.caduk.ru/index.html, не отвечает установленным требованиям и не содержит необходимую информацию, в нарушение пункта 3.9 Требований в специальном разделе «Платные образовательные услуги» отсутствует действующий документ об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в указанной организации.
По фактам выявленных нарушений законодательства прокуратурой района 29.06.2022 внесено представление, по результатам рассмотрения которого образовательное учреждение сообщило о невозможности размещения информации по техническим причинам.
Таким образом, выявленные нарушения федерального законодательства нарушают право неопределенного круга лиц на получение информации о размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования, создает барьеры к доступу информации в сети «Интернет» о деятельности дошкольного учреждения.
Вместе с тем, учитывая, что обязанность дошкольного учреждения по созданию офоициального сайта в сети «Интернет» и размещению на нем сведений, указанных в пунктах 3; 3.34 3.9 приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 (ред. от 09.08.2021) "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации», ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ прямо предусмотрена действующим законодательством и указанные в иске прокурора мероприятия направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд, полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ст.152 ГК РФ и п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Представитель ответчика – заведующий Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Светлячок» Лисина С.Е. исковые требования признала в полном объеме. Последствия признания иска ей понятны.
В силу ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, а суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
Иск прокурора признан ответчиком, подтверждается материалами дела, не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Оценивая доводы сторон относительно срока исполнения решения суда, принимая во внимание важность охраняемых общественных отношений, отсутствие существенных дополнительных расходов бюджета, суд приходит к выводу об установлении 10-дневного срока исполнения решения суда со дня вступления в законную силу. При этом, определяя срок исполнения возлагаемой обязанности, суд руководствуется ст. 206 ГПК РФ находя эти сроки разумными.
Таким образом, исковые требования прокурора Ветлужского района Нижегородской области об обязании устранить нарушения законодательства в сфере образования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для организаций в размере 6000 рублей.
Поскольку прокурор, обратившийся в суд от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции освобождается, по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований согласно п.9 и п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, то с ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Светлячок» в доход местного бюджета должна быть взыскана госпошлина в сумме 6000 рублей.
Однако, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № «Светлячок» является организацией, финансирование которой происходит из средств муниципального бюджета Ветлужского района Нижегородской области, перечисление взыскиваемой судом госпошлины проводится в бюджет муниципального района Ветлужского района Нижегородской области.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ветлужского района Нижегородской области (№) к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Светлячок» (№) об обязании устранить нарушения законодательства в сфере образования удовлетворить.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» (№) устранить нарушения законодательства в сфере образования.
Разместить на официальном сайте Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Светлячок» №) действующий документ об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в указанной организации.
Установить срок для исполнения решения суда в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Ветлужский районный суд Нижегородской области в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.А. Потапенко