ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-240/2023 от 11.01.2024 Тогульского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-26/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2024 года с. Тогул

Тогульский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Дмитриевского С.А.,

при секретаре Хорошковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в защиту неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Потрекеевой М.В. о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г. Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к ИП Потрекеевой М.В. о понуждении к совершению действий, ссылаясь на то, что согласно требований статьи 4 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее по тексту решения - Федеральный закон №29-ФЗ), качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются, в том числе посредством маркировки отдельных видов пищевых продуктов средствами идентификации. В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 18 Федерального закона №29-ФЗ обязательная маркировка отдельных видов пищевых продуктов средствами идентификации осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Размещение необходимой информации дополнительно регулируется постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 №2099 «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции» (далее по тексту решения - Правила маркировки молочной продукции), которым установлено, что на территории Российской Федерации оборот молочной продукции, не маркированной средствами идентификации, не допускается с 1 июня 2021 года (и далее с 1 сентября 2021 года и 1 декабря 2021 года соответственно с учетом этапов введения обязательной маркировки). Участники оборота предоставляют сведения о выводе из оборота указанной молочной продукции путем розничной продажи в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, - с 1 сентября 2022 года. Под «выводом из оборота» исходя из пункта 2 указанных Правил, понимается, в том числе, реализация (продажа) или иная передача маркированной молочной продукции физическому лицу для личного потребления на основании договоров, предусматривающих переход права собственности на молочную продукцию, в том числе розничная продажа. Согласно требований вышеуказанного пункта 2 Правил, маркированная молочная продукция - молочная продукция, на которую нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о которой (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в информационной системе мониторинга. Несоответствие реализуемого товара нанесенным на него средствам идентификации свидетельствует о том, что сведения о товарах были переданы в информационную систему мониторинга с нарушением.

В соответствии с пунктом 34 Правил маркировки молочной продукции, для регистрации молочной продукции в подсистеме национального каталога маркированных товаров участник оборота молочной продукции представляет следующие сведения о регистрируемой молочной продукции: идентификационный номер налогоплательщика заявителя; код товара (при наличии); наименование товара на этикетке; 10-значный код товарной номенклатуры; товарный знак (торговая марка) (при наличии); страна производства в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира; тип продукта (наименование молочной продукции); происхождение сырья (вид сельскохозяйственных животных); массовая доля жира (в процентах); масса нетто или объем молочной продукции; признак принадлежности к продукции детского питания на молочной основе; признак принадлежности к лечебному или иному специальному питанию на молочной основе; номер и дата свидетельства о государственной регистрации продукта (при наличии); состав молочной продукции с указанием входящих в него компонентов (качественный); признак включения в перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами; тип упаковки; количество потребительских упаковок в групповой упаковке (для групповых упаковок); материал упаковки; вид документа, подтверждающего соответствие товара обязательным требованиям (декларация о соответствии) требованиям по безопасности, номер и дата документа (при наличии требований о подтверждении соответствия товара); признак принадлежности к продукции со сроком хранения до 40 суток (включительно); срок и условия хранения; тип продукции (в соответствии со справочником продукции информационной системы ветеринарии относится к позиции "пищевые продукты"); продукция (в соответствии со справочником продукции информационной системы ветеринарии относится к позиции "молоко и молочная продукция"); вид продукции (заполняется в соответствии со справочником продукции информационной системы ветеринарии); категория продукции (в соответствии со справочником продукции информационной системы ветеринарии относится к позиции "готовая продукция"); индивидуальный номер налогоплательщика производителя или глобальный идентификатор хозяйствующего субъекта в реестре поднадзорных объектов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (указываются в случае производства на территории Российской Федерации); глобальный идентификатор предприятия, являющегося поднадзорным объектом в реестре поднадзорных объектов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (указывается в случае производства на территории Российской Федерации); массовая доля белка (заполняется по решению участника оборота молочной продукции).

В соответствии с пунктом 9 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 №515) участниками оборота товаров являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители этих товаров, которые осуществляют представление оператору сведений о вводе в оборот, и (или) обороте, и (или) выводе из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. В соответствии с пунктом 9 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 №515 (далее - Правила маркировки) участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии («устройство регистрации эмиссии" - техническое средство информационного обмена, предназначенное для получения кодов маркировки и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке товаров средствами идентификации, выполняющее функции технического средства проверки кода проверки, в отношении которого Федеральной службой безопасности Российской Федерации выдан документ о его соответствии установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты информации, действующим в отношении шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для проверки кодов маркировки, либо включающее в свой состав техническое средство проверки кодов проверки, в отношении которого Федеральной службой безопасности Российской Федерации выдан документ о его соответствии установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты информации, действующим в отношении шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для проверки кодов маркировки (п. 2 Правил маркировки).

Согласно пункту 10 (1) Правил ммаркировки, товары, маркированные средствами идентификации, преобразованными участниками оборота товаров из кодов маркировки, предоставленных им оператором до даты ввода обязательной маркировки таких товаров, признаются маркированными надлежащим образом при условии внесения в информационную систему мониторинга сведений о нанесении на указанные товары средств идентификации на дату ввода обязательной маркировки таких товаров. Код маркировки - уникальная последовательность символов, формируемая оператором, состоящая из кода идентификации и кода проверки; код идентификации - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара (пункт 2 Правил маркировки). Таким образом, каждой единице товара, введенной в оборот, присваивается уникальный код. Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (пункт 10 Правил маркировки). Под «вводом товара в оборот на территории Российской Федерации», исходя из пункта 2 Правил маркировки, понимается первичная возмездная или безвозмездная передача товара от производителя новому собственнику либо иному лицу в целях ее отчуждения такому лицу или для последующей реализации, которая делает его доступным для распространения и (или) использования.

В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований, проведенного в соответствии с пунктом 4 статьи 20, подпунктом 1 пункта 3 статьи 56, статьей 74 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пунктами 22, 35 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 №1005, приказом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от 17.01.2023 №12 «Об осуществлении наблюдения за соблюдением обязательных требований в «Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров» (ГИС МТ) за непродовольственной продукцией» установлено, что согласно информации (обращение), размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров (http://gov.crpt.ru), индивидуальным предпринимателем Потрекеевой М.В., ИНН , осуществляется повторная реализация товара (молочной продукции).

За период с начала осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований в указанной информационной системе с 14.04.2023 по 10.07.2023 в отношении ИП Потрекеевой М.В. установлено 124 отклонения, связанное с повторными продажами молочной продукции выведенной из оборота в системе ГИС МТ. За выявленные нарушения выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 13.07.2023 № 13/5-148. Предостережение вручено адресату 18.07.2023г, ответ на предостережение не поступил.

Поступление в ГИС МТ информации о повторной реализации товара (молочной продукции), свидетельствуют о том, что индивидуальным предпринимателем Потрекеевой М.В. осуществляется реализация товаров, не внесенных в систему мониторинга, то есть без маркировки средствами идентификации, либо внесенных с нарушением установленного порядка маркировки товаров.

В ходе повторного наблюдения с 01.11.2023 по 30.11.2023 в отношении ИП Потрекеевой М.В. установлено 18 отклонений, связанных с повторными продажами. А всего за весь период с апреля 2023г по настоящее время зарегистрировано 396 отклонений.

Таким образом, ИП Потрекеева М.В. по настоящее время осуществляет деятельность с нарушениями. Индивидуальным предпринимателем осуществляется продажа товаров без маркировки средствами идентификации, тем самым нарушая права неопределенного круга потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товарах.

Процессуальный истец просил обязать ответчика в срок до 01.03.2024 года прекратить противоправные действия по реализации молочной продукции с нарушением установленного порядка маркировки (повторные продажи).

В судебном заседании представитель истца Касаткина И.В. заявленные требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в иске.

Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежаще, представила в суд письменное заявление о признании иска, в котором заявленные исковые требования признала в полном объеме, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд с учетом мнения представителя истца, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГПК РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции» установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот конкретных видов молочной продукции без нанесения на нее средств идентификации и представления в информационную систему мониторинга сведений о маркировке молочной продукции средствами идентификации допускается до наступления соответствующей даты, установленной пунктом 3 настоящего постановления, с которой нанесение средств идентификации на такую молочную продукцию или представление в информационную систему мониторинга сведений становится обязательным.

В материалах дела представлена выписка из ЕГРИП, в соответствии с которой Потрекеева М.В. имеет статус индивидуального предпринимателя, основной вид деятельности - розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами в неспециализированных магазинах.

Стороной истца суду представлен скриншот сведений из Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров за период с 01.12.2023 по 28.12.2023, из которой следует, что ответчиком в указанный период также совершены повторные продажи молочной продукции.

В соответствии со статьями 39, 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Суд принимает признание иска ответчиком ИП Потрекеевой М.В., так как это не противоречит закону и не затрагивает интересы третьих лиц.

В силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Учитывая изложенное, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в защиту неопределенного круга лиц Ип Потрекеевой М.В. в полном объеме.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности, суд находит возможным обязать ответчика исполнить решение суда в срок до 01.03.2024 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в защиту неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Потрекеевой М.В. о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Потрекееву М.В. (ИНН ) в срок до 01 марта 2024 года прекратить противоправные действия по реализации молочной продукции с нарушением установленного порядка маркировки (повторные продажи), определенного Правилами маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Потрекеевой М.В. (ИНН ) государственную пошлину в размере 300 рублей в доход бюджета муниципального образования Тогульский район Алтайского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда с подачей жалобы через Тогульский районный суд.

Судья С.А. Дмитриевский

Мотивированное решение изготовлено 16 января 2024 года