Тандинский районный суд Республики Тыва
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Тандинский районный суд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-241/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2011 года с. Бай-Хаак
Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Ажи С.А.,
при секретаре Яндугановой Ж.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заведующей Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «» с. Бай-Хаак Афанасьева О.В к Хуралу представителей Тандинского кожууна о признании незаконным решения Хурала представителей Тандинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ №,
УСТАНОВИЛ:
Заведующая Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «» с. (далее МДОУ детсад «») Афанасьева О.В обратилась в суд с заявлением о признании решения Хурала Представителей Тандинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ № «О результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения «» незаконным, ссылаясь на то, что оно не законно, нарушает её права и свободы как юридического лица и подлежащим отмене по следующим основаниям: 1) Результаты проверки, повлиявшие на принятие данного решения, получены с грубыми нарушениями Ф.3-294, в части проведения проверки, обоснованности, мотивов, целей и задач проверки. Не своевременным уведомлением лиц - руководителей проверяемого учреждения. Отсутствием: 1. плана работы направленного в прокуратуру и размещенного на официальном сайте, 2. законных оснований для проведения проверки. Создание препятствий руководителю проверяемого учреждения в части разъяснения по вопросам проверки и принесение возражений. Согласно Ф.З. 294 результаты проверки проведенной с грубым нарушением требований данного закона признаются недействительными и подлежат отмене судом. 2) Содержание решения в п. З подпункт З, подпункт 4, подпункт 5, подпункт 6, подпункт 10, подпункт 11, непосредственно нарушают права и свободы юридического лица и граждан. Обоснования и доказательства будут представлены в судебном заседании. 3. Данное решение непосредственно нарушает её права и свободы, т.к. в результате его вынесения, ей вынесено дисциплинарное взыскание. Хурал Представителей законодательная власть в обязанности, которой входит исполнение и соблюдение законодательства. При вынесении данного решения Хурал представителей обязан был проверить исполнение закона, как в части законности получения результатов проверки, так и соблюдения прав и свобод юридических лиц и граждан, принятием данного решения. На основании вышеизложенного просит суд признать данное решении незаконным.
На судебном заседании заведующая МДОУ детсад «» Афанасьева О.В заявление полностью поддержала и пояснила, что содержанием Хурала представителей затронуты права и свободы её и работников детского сада. По результатам этого решения на неё наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, а работников детского сада хотят сократить. Считает, что указанные в решении Хурала пункты относятся непосредственно к ним, и они должны их исполнять. У Хурала не имеется полномочий на внесение изменений в Устав детского сада, а именно в штатное расписание, и установление рабочего времени 10,5 часов. Кроме того, в решении есть противоречия, Хурал поручает администрации создать две группы, при этом провести сокращение. После принятия решения Хурала представителей от ДД.ММ.ГГГГ, состоялось заседание Хурала от ДД.ММ.ГГГГ, где все перечисленные пункты обязали исполнить её. Поэтому в полном объеме нарушаются их права как юридического лица.
Представитель Хурала представителей Тандинского кожууна Республики Тыва Ершова З.П., действующая по доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась и пояснила, что истица ссылается на Федеральный закон № 264, который не регулирует отношения в данном случае. Проверка проведена на основании Федерального закона № 131-ФЗ. Ни один пункт решения Хурала не относится к заведующей Афанасьева О.В и работникам детского сада. Оспариваемые пункты решения Хурала отнесены к исполнению председателя Администрации Тандинского кожууна, который является учредителем детского сада и имеет определенные полномочия по изменению Устава и их деятельности.
Представитель Хурала представителей Тандинского кожууна Республики Тыва У., действующий по доверенности, в судебном заседании с заявлением не согласился и пояснил, что указанный истицей Федеральный закон № 294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяется к определенным предприятиям, так как Хурал это не надзорный орган. Была проведена проверка хозяйствующего субъекта. Расходование бюджетных денег. Опять же Афанасьева О.В хочет обжаловать акт проверки финансово-хозяйственной деятельности, который она самостоятельно не обжаловала. В данном случае, её права как юридического лица данным решением не нарушены. Оно направлено к Отделу образования Тандинского кожууна и председателю администрации Тандинского кожууна. На заведующую не наложена какая-либо обязанность об исполнении это решения. Просит в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Отдела образования администрации Тандинского кожууна Республики Тыва К. Е.Ч. Афанасьева О.В заведующей МДОУ д\с «» с. Бай-Хаак обяъвлено взыскание в виде замечания за ненадлежащий контроль за ведением бухгалтерского учета учреждения.
На основании п. 1 ст. 27 Устава муниципального района Тандинский кожуун Республики Тыва в исключительной компетенции Хурала представителей находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно п.9 ст. 30 Устава Тандинского кожууна к полномочиям Хурала представителей относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами…. п. 12 создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
В соответствии с п.3 ст. 31 Устава Тандинского кожууна к полномочиям Хурала представителей относится установление тарифной системы оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядка её применения в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. 4. Определение размеров оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из бюджета муниципального района. 5. Установление порядка финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда за счет средств бюджета муниципального района, внебюджетных источников.
На основании ст. 41 Устава Тандинского кожууна к полномочиям председателя администрации относится осуществление функции распорядителя финансовых средств, предусмотренных бюджетом муниципального района, для осуществления полномочий в соответствии с настоящим уставом; вносит в Хурал представителей проекты бюджета муниципального района, отчет об его исполнении, проекты программ и планов социально-экономического развития муниципального района; осуществляет управление и распоряжение муниципальной собственностью муниципального района, несет ответственность за сохранность и эффективное использование собственности; осуществляет иные полномочия, отнесенные законодательством Российской Федерации и Республики Тыва к его компетенции.
В соответствии со ст. 44 к полномочиям администрации относится определение условий и порядка деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждение их уставов; наделение имуществом муниципальных предприятий и учреждений, осуществление контроля за его использованием, финансирование муниципальных учреждений.
Согласно п. 3 ст. 47 Устава Тандинского кожууна к полномочиям администрации относится установление порядка и условий применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других выплат) в организациях, финансируемых из районного ьбжета.
Согласно п. 1 ст. 35 Устава муниципального района Тандинский кожуун Республики Тыва ревизионная комиссия муниципального района образуется в целях контроля за исполнением бюджета муниципального района, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета муниципального района, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. … 5.Результаты проверок, осуществляемых ревизионной комиссией муниципального района, подлежат опубликованию (обнародованию). 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления муниципального района обязаны представлять ревизионной комиссии муниципального района по её требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к её компетенции.
Согласно п. 1.1 Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детского сада «» села Тандинского кожууна Республики Тыва создан в 1958 году Постановлением администрации Тандинского кожууна № от ДД.ММ.ГГГГ и утвержден статус муниципального дошкольного образовательного учреждения.
Согласно п. 1.3 Устава Учредителем ДОУ является администрация Тандинского кожууна. ДОУ находится в ведомственном подчинении Отдела администрации Тандинского кожууна.
Согласно п. 1.5 Устава ДОУ является юридическим лицом.
В соответствии с п. 2.4 ДОУ вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обеспечение по дополнительным образовательным программам, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными стандартами. Доход от указанной деятельности МДОУ используется данным учреждением в соответствии с уставными целями.
В соответствии с п. 7.4 Устава МДОУ «» заведующий ДОУ осуществляет подбор, приём на работу и расстановку педагогических кадров, составляет штатное расписание ДОУ, заключает от имени ДОУ договоры, в том числе договор между ДОУ и родителями каждого ребенка.
Согласно п. 7.12 Устава ДОУ Совет ДОУ – выборный орган утверждает предельный лимит штатной численности работников ДОУ и вносит предложения об изменении и дополнений в Устав ДОУ.
Согласно п. 7.28 Устава ДОУ к компетенции Учредителя относится: создание, реорганизация, ликвидация и финансирование ДОУ, регистрация Устава ДОУ, осуществление контроля за деятельностью ДОУ, регулирование отношения собственности ДОУ, установление режима работы ДОУ, определение порядка приема детей в ДОУ, контроль ДОУ по вопросам сохранности и эффективности использования закрепленной собственности.
Согласно по. 7.29 Устава ДОУ Учредитель имеет право участвовать в управлении деятельности ДОУ, участвовать в заседании Совета педагогов, общего собрания через своих представителей, получать полную информацию, отчёты о деятельности ДОУ, премировать работников ДОУ из собственных средств.
На основании п. 8.5 Устава ДОУ финансовые средства ДОУ образуются из бюджетных ассигнований, родительской платы и др.
На основании п. 8.15 Устава ДОУ Устав принимается Общим собранием ДОУ.
Согласно п. 8.16 Устава ДОУ в Устав ДОУ могут вноситься изменения и дополнения «при обязательном утверждении их на общем собрании и регистрации в качестве дополнения к Уставу».
В соответствии с п. 11.1 Устава ДОУ предложения по изменению и дополнению Устава ДОУ готовятся по поручению заведующей с привлечением работников ДОУ и Совета ДОУ.
П. 11.2 Устава ДОУ гласит текст изменений и дополнений проверяется специалистом отдела образования на соответствие законодательству РФ и РТ. Текст изменений и дополнений в Устав принимается общим собранием ДОУ.
В п. 11.3 Устава ДОУ указано, что в случае соответствия изменений и дополнений к Уставу законодательству РФ и РТ тексты возвращаются в ДОУ на дополнительное рассмотрение.
В п. 11.4 устава ДОУ указано, что в случае разногласий между ДОУ и Учредителем в части изменений и дополнений к Уставу Учредителем создается комиссия с привлечением сторонних специалистов, юристов.
Согласно решению председателя Хурала представителей Тандинского кожууна Республики Тыва Куулар от ДД.ММ.ГГГГ № выявлены финансовые нарушения финансово-хозяйственной деятельности Отдела образования Тандинского кожууна и МДОУ детский сад «» за 2009 год и 9 месяцев 2010 года на сумму № рублей. при анализе бюджета МДОУ «» выявлено, что неправильно, без обоснованных расчетов составляется смета расходов и доходов на содержание МДОУ. Не учитывается фактически работающее количество групп и списочное число детей. Планы по доходам от родительской платы сильно занижены. Нет сметы расходов по внебюджетным средствам. Смета расходов не согласовывается с учредителем. Бюджет детсада, его штатное расписание ежегодно утверждается на 9 групп, а работают 6-7 групп. Сотрудники детсада получают по две полные ставки. Выплачиваются непонятные различные доплаты к окладу, в том числе за базово-консультативный центр. Оплачивают праздничные и выходные дни. Выявлена переплата зарплаты. Размер добровольных пожертвований высокий рублей. торги на продукты питания не проводятся. Бухгалтерский учет в неудовлетворительном состоянии. На балансе детсада нет автомашины, но зарплата водителю выплачивается. На основании вышеизложенного Хурал решил обязать председателя администрации Тандинского кожууна п. 3 пересмотреть с 1 января 2011 года бюджет детского сада, утвердить штатное расписание и фонд оплаты труда согласно нормативам Постановления Минтруда РФ № 88 от 21 апреля 1993 года и согласно фактически работающих групп детского сада, принять необходимые меры по открытию в МДОУ дополнительных 2 групп в связи с имеющийся очередностью на места, низки охватом детей; п. 4 провести проверку обоснованности выплаты работникам различной дополнительной оплаты, в том числе базово-консультативный центр; п. 5 в целях оптимизации расходов установить для детского сада 10,5 часовой рабочий день; п. 6 открыть через центр занятости вакансии на вакантные должности; п. 7 внести соответствующие изменения в Устав МДОУ, принять порядок приема детей и комплектования детского сада согласно путевок отдела образования или администрации сумона Бай-Хаакский; п. 8 провести проверку поступлений и расходования за 2009-2010 годы родительской платы и «добровольных» пожертвований, осуществлять постоянный контроль за их привлечением и расходованием в соответствии с требованиями законодательства только через расчетный внебюджетный счет учреждения; п. 10 ознакомить с Актом ревизионной комиссии коллектив и родителей МДОУ.
Судом установлено, что в период с 8 ноября по ДД.ММ.ГГГГ Ревизионной комиссией Тандинского кожууна (далее по тексту Ревизионная комиссия) проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности МДОУ детского сада «» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ревизионной комиссии ФИО 1 направлено возражение, а ДД.ММ.ГГГГ Ревизионной комиссией вынесено заключение и направлено заявителю ДД.ММ.ГГГГ за № 9.
Заведующая МДОУ детского сада «» Афанасьева О.В обратилась в суд с заявлением о признании незаконным названного выше решения в связи с тем, что штатное расписание утверждает учреждение. Повторная проверка учреждения грубо нарушает права юридического лица. Понятие оптимизация по смыслу это сокращение рабочего времени и единиц. Председатель администрации не имеет право вносить изменения в Устав. А ознакомление с актом ревизии может решить только общее собрание.
Из содержания п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года 32 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих следует, что к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
На основании п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Проверяя законность оспариваемого заявителем Афанасьева О.В решения, принятого главой МО – Тандинского кожууна, суд делает вывод о том, что нарушений норм действующего законодательства в действиях лица, чьи действия оспариваются, не имеется.
Так как к полномочиям органа местного самоуправления Хурала представителей относится, среди прочих, установление порядка финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда за счет средств бюджета муниципального района, внебюджетных источников.
Доводы заявителя о том, что в решении Хурала указано на проведение проверки обоснованности выплаты работникам дополнительной платы и других добровольных пожертвований, установление режима рабочего дня, принятие порядка приема детей, ознакомление с актов Ревизионной комиссии, не приняты судом во внимание, как дающие основание для признания незаконными оспариваемых действий Хурала представителей, так как Устав Тандинского кожууна и Устав МДОУ «» обязывает председателя администрации контролировать расходование средств бюджета, и осуществлять указанные выше полномочия.
Однако следует признать недействительным решение Хурала представителей от ДД.ММ.ГГГГ в части наложения обязанности на председателя администрации Тандинского кожууна утвердить штатное расписание МДОУ «» и внести изменения в Устав МДОУ «».
Таким образом, решение вопроса об утверждении штатного расписания МДОУ « и внесении изменений в Устав МДОУ «» Устав этого учреждения относит к исключительной компетенции самого учреждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Согласно ч. 3 ст. 52 ГК РФ Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что решение председателя Хурала представителей от ДД.ММ.ГГГГ в указанной выше части является незаконным и нарушает права заявителя.
Доводы Афанасьева О.В о необходимости признания решения председателя Хурала представителей Тандинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ по другим пунктам недействующим подлежат отклонению, как необоснованные, поскольку доказательств того, что указанное решение в остальной части нарушает права и охраняемые законом интересы истца, в материалах дела не имеется, и истцом не представлено.
Что касается доводов Афанасьева О.В о том, что решение является нормативным правовым актом, то они являются необоснованными, поскольку оспариваемое решения председателя Хурала представителей Тандинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ не является нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах, иск заведующей МДОУ детского сада «» Афанасьева О.В к Хуралу представителей Тандинского кожууна о признании незаконным решения Хурала представителей Тандинского кожууна от 17 февраля 2011 года № подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заведующей Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «» с. ФИО 1 к Хуралу представителей Тандинского кожууна о признании незаконным решения Хурала представителей Тандинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ № удовлетворить частично.
Признать недействительным решения Хурала представителей Тандинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ № в части обязывания председателя администрации Тандинского кожууна ОСЧ утвердить штатное расписание МДОУ детского сада «Золотой Ключик» с. Бай-Хаак и внести соответствующие изменения в устав МДОУ детского сада «»
В остальной части исковых требований заведующей Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада « с. Афанасьева О.В
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение вынесено 2 июня 2011 года.
Судья С.А. Ажи