Дело № 2-2410/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 мая 2014 года г.Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Симон Н.Б.
при секретаре: Церковной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах ФИО1 к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, администрации города Барнаула, Главалтайсоцзащите о признании права, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Индустриального района г.Барнаула в интересах ФИО1 обратился в Индустриальный районный суд г.Барнаула с иском к администрации Индустриального района г.Барнаула, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о признании права, возложении обязанности.
В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении жилищных прав, установлено, что ФИО1 имеет статус вынужденного переселенца с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается удостоверением вынужденного переселенца №, выданного Управлением Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю. Статус вынужденного переселенца ФИО1 продлевался ежегодно до настоящего времени, о чем свидетельствуют отметки в графе «прохождение ежегодного переучета» в вышеуказанном удостоверении. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Новозоринского сельсовета Павловского района ФИО1 была признана нуждающейся в жилом помещении. Постановлением того же сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи со снятием с регистрационного учета в названном муниципальном образовании.
В целях включения в списки лиц, являющихся вынужденными переселенцами, нуждающимися в жилых помещениях, ФИО1 подала документы в жилищный отдел администрации Индустриального района г. Барнаула - по новому месту жительства. Постановлением администрации Индустриального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении по новому месту жительства. На ДД.ММ.ГГГГ номер очереди среди вынужденных переселенцев - №.
Как следует из информации Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на семипалатинском полигоне (далее - Главалтайсоцзащита) от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сформированном Главалтайсоцзащитой сводном общекраевом списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы по категории «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» состоит 256 семей, номер очереди ФИО1 - №.
В сводном списке по Алтайскому краю ФИО1 значится с даты постановки ее на учет нуждающихся в жилом помещении администрацией Индустриального района г. Барнаула (ДД.ММ.ГГГГ).
Считая дату постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях ДД.ММ.ГГГГ незаконной, ФИО1 обратилась в прокуратуру района с целью признания за ней в судебном порядке права числиться в списке участников указанной выше подпрограммы с даты постановки на учет в миграционной службе как нуждающегося в жилье, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени ФИО1 постоянным жильем не обеспечена, зарегистрирована и проживает у родственников по адресу: .....
Ссылаясь на требования Закона РФ «О вынужденных переселенцах», федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011- 2015 года», прокурор полагает, что получение вынужденным переселенцем государственного жилищного сертификата напрямую зависит от даты постановки его на жилищный учет. При этом обязанность по включению вынужденного переселенца в список граждан на получение жилья, в том числе и список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 36 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 845 от 08.11.2000, вынужденные переселенцы могли, но не были обязаны состоять в органах местного самоуправления на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании поданного личного заявления.
Поэтому, проходя ежегодно переучет в территориальном органе миграционной службы и подтверждая свой статус вынужденного переселенца, ФИО1 считала, что состоит на соответствующем учете в целях получения жилищного сертификата для приобретения жилья, что фактически соответствует законодательству РФ.
Списки, ведущиеся миграционной службой, по своему смыслу должны учитываться органами местного самоуправления в первую очередь, так как относятся только к вынужденным переселенцам, и само участие данных лиц в программе получения жилищных сертификатов возможно только при наличии статуса вынужденного переселенца и состояние на учете в миграционной службе в качестве нуждающихся в получении жилья.
В результате проведенной прокуратурой района проверки установлено, что при формировании сводного списка Главалтайсоцзащитой не принята во внимание первоначальная дата постановки ФИО1 на учет нуждающихся в получении жилья - ДД.ММ.ГГГГ, что существенно нарушает ее право на своевременное получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде государственного жилищного сертификата.
Прокурор просит признать за ФИО1 право на внесение изменений в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, исходя из даты постановки на учет в Управлении Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию города Индустриального района г. Барнаула внести изменения в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, изменив в них дату постановки на учет ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Главное управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на семипалатинском полигоне внести изменения в Сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, изменив в них дату постановки на учет ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ с возложением обязанности предоставить ФИО1 государственный жилищный сертификат с учетом постановки ее на учет, как вынужденного переселенца, ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем прокурор Индустриального района г.Барнаула требования уточнил, заявив требования, в том числе, к Администрации города Барнаула, просит признать за ФИО1 право на внесение изменений в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, исходя из даты постановки на учет в Управлении Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю с 08 января 2002 года.
Обязать администрацию города Индустриального района г. Барнаула, администрацию города Барнаула внести изменения в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, изменив в них дату постановки на учет ФИО1 с 27 сентября 2010 года на 08 января 2002 года.
Обязать Главное управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на семипалатинском полигоне внести изменения в Сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, изменив в них дату постановки на учет ФИО1 с 27 сентября 2010 года на 08 января 2002 года с возложением обязанности предоставить ФИО1 государственный жилищный сертификат с учетом постановки ее на учет, как вынужденного переселенца, 08 января 2002 года.
Определением Индустриального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ с согласия истца произведена замена ответчика администрации Индустриального района г.Барнаула на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула.
Определением Индустриального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах ФИО1 к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, администрации города Барнаула, Главалтайсоцзащите о признании права, возложении обязанности, передано по подсудности в Центральный районный суд г.Барнаула.
Определением Центрального районного суда г.Барнаула администрация Индустриального района г.Барнаула привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
При разрешении настоящего дела истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании на удовлетворении требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Участвующий в деле прокурор ФИО4 на удовлетворении требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, администрации города Барнаула, Главалтайсоцзащиты в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.
Представитель Главалтайсоцзащиты представлен отзыв на исковое заявление, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ утвержден сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2014 год по Алтайскому краю на основании представленного в Главалтайсоцзащиту администрацией города Барнаула списка граждан-участников подпрограммы по категории граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. ФИО1 включена в указанный список под порядковым номером № с датой постановки на учет в администрации Индустриального района г.Барнаула – 27.09.2010. Поскольку формирование сводного списка граждан осуществляется Главалтайсозащитой исключительно на основании списков, представленных органами местного самоуправления с указанием даты постановки гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, содержащейся в представленных списках. Полномочиями по изменению указанной органом местного самоуправления даты постановки ФИО1 на учет Главалтайсоцзащита не наделена.
Представитель ответчика Администрации города Барнаула представил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, ведется в каждом муниципальном образовании отдельно и зависит от даты обращения и даты принятия на учет в соответствующем муниципальном образовании, администрацией города Барнаула и иными органами местного самоуправления городского округа города Барнаула при принятии на учет материального истца, формировании списка и предоставлении сведений в орган исполнительной власти Алтайского края каких-либо нарушений допущено не было.
Представитель третьего лица Администрации Индустриального района г.Барнаула в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, заявлено суду ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью в ином процессе.
В силу ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Оценивая доводы представителя третьего лица о невозможности участия в судебном заседании, суд находит данные причины неуважительными, оснований для отложения судебного заседания не усматривает.
Суд находит возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (с последующими изменениями и дополнениями) определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.
Исходя из положений Закона РФ «О вынужденных переселенцах», статус вынужденного переселенца имеет специальный, целевой и срочный характер.
Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение.
Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца (статья 5 названого Закона).
При этом в силу требований ст.6 указанного закона вынужденный переселенец имеет право: самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец обязан, в том числе, проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
В соответствии с Административным регламентом ФМС по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утвержденных приказом ФМС от 20.12.2007 № 465 и действующим по состоянию на 2002 год, территориальные органы осуществляют учет лиц, получивших статус вынужденного переселенца.
Судом достоверно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в уполномоченный в сфере миграции орган с заявлением о предоставлении ей статуса вынужденного переселенца. На основании решения Территориального органа Минфедерации России в Алтайском крае от 08.01.2002 ФИО1 присвоен статус вынужденного переселенца, в связи с чем ей было выдано удостоверение соответствующего образца. Как следует из удостоверения вынужденного переселенца ФИО1 ежегодно обращалась с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, в настоящее время статус вынужденного переселенца продлен до ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из штампа, проставленном в удостоверении вынужденного переселенца ФИО1, последняя поставлена на учет ТО Минфедерации России в Алтайском крае 15.02.2002.
По информации Администрации Новозоринского сельсовета Павловского района Алтайского края ФИО1 состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации Новозоринского сельсовета Павловского района с ДД.ММ.ГГГГ по 22.07.2010, номер очереди при постановке на учет №, при снятии № (л.д. 41 т.1).
Вместе с тем, согласно материалов учетного дела ФИО1, представленной по запросу суда администрацией Новозоринского сельсовета Павловского района Алтайского края следует, что 06.06.2003 ФИО1 обратилась в администрацию Новозоринского сельсовета Павловского района Алтайского края с заявлением о постановки на учет для получения жилой площади как вынужденного переселенца.
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии Новозоринского сельсовета Павловского района Алтайского края от 26.08.2003 ФИО1 внесена в списки очередности.
Однако согласно справки Администрации Новозоринского сельсовета Павловского района Алтайского края от 06.06.2003 ФИО1 состоит на очереди на получение жилья при администрации сельсовета, номер очереди № (л.д. 152 т.2). Согласно справки Администрации Новозоринского сельсовета Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГФИО1 состоит в списке очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 06.06.2003, номер очередности № (л.д. 164 т.2), аналогичные сведения указаны и в справке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 171 т.2), а также в справке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 174 т.2).
С учетом представленных доказательств, суд находит установленным, что в органе местного самоуправления ФИО1 была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по категории вынужденный переселенец 06.06.2003, а не как указано в информации 26.08.2003.
Постановлением администрации Новозоринского сельсовета Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключена из общего списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ст.56 ЖК РФ в связи с выездом с территории Павловского района Алтайского края.
ФИО1 прибыла в г.Барнаул из Павловского района Алтайского края в июне 2010 года, была зарегистрирована по месту жительства по адресу .... с ДД.ММ.ГГГГ.
В администрацию города Барнаула ФИО1 обратилась 26 августа 2010 года с заявлением и документами о постановке на учет, нуждающихся в получении жилых помещений как вынужденный переселенец.
На основании постановления администрации Индустриального района г.Барнаула от 27.09.2010 № ФИО1 поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях среди вынужденных переселенцев.
Согласно представленному списку граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений на 2013 год по Индустриальному району г.Барнаула ФИО1 включена под порядковым номером № с датой постановки на учет– 27.09.2010.
В сводный список граждан-участников указанной подпрограммы на 2014 год ФИО1 включена под номером № с датой постановки на учет в администрации Индустриального района г.Барнаула – 27.09.2010.
Статья 7 Закона в редакции Федерального закона от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (действовавшая в редакции по состоянию на 2002 год), определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении вынужденного переселенца. Пункт 3 данной нормы обязывает территориальные органы миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации: предоставлять вынужденному переселенцу и членам его семьи, в том числе проживающим в центрах временного размещения вынужденных переселенцев, жилое помещение из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, долговременную беспроцентную возвратную ссуду на строительство (приобретение) жилья, участвовать в финансировании строительства (приобретения) и распределении жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев, строительство (приобретение) указанного жилья осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств, направляемых из других источников, включая личные сбережения вынужденных переселенцев.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (в действующей редакции) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.
Приказом Федеральной миграционной службы от 26 мая 1994 года № 21 утверждена временная инструкция о порядке предоставления в пользование вынужденным переселенцам и беженцам жилья, постоянного или приобретенного за счет средств федерального бюджета РФ. Названным приказом была создана комиссия по распределению жилья вынужденным переселенцам и беженцам.
Приказом Федеральной миграционной службы от 19 января 1995 года № 18 Комиссия ФМС России по распределению жилья беженцам и вынужденным переселенцам была реорганизована в Рабочую группу ФМС России и утверждено Положение о Рабочей группе и временное типовое Положение, которым предусмотрено, что учет вынужденных переселенцев и беженцев, нуждающихся в предоставлении жилья из специального жилищного фонда, ведется комиссией территориального органа миграционной службы по распределению жилья.
На основании решения Верховного Суда РФ от 16 ноября 1998 года N ГКПИ98-473 признаны не действующими и не подлежащими применению со дня их утверждения Временные правила учета вынужденных переселенцев и беженцев, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специального жилищного фонда, утвержденные Приказом Федеральной миграционной службы России N 18 от 19 января 1995 года (приложение N 5 к Приказу).
В связи с этим ФМС России издан Приказ от 15 июля 1999 года N 48, предписывающий должностным лицам миграционной службы приостановить принятие вынужденных переселенцев на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 года N 845 было утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
Согласно п. 2 данного постановления Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации постановлено считать действительными списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленные территориальными органами, упраздненной Федеральной миграционной службы России до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим Постановлением, и продолжить работу по обеспечению состоящих на учете вынужденных переселенцев жилыми помещениями в соответствии с указанным Положением.
В соответствии с пунктами 35-38 настоящего Положения финансирование строительства (приобретения) жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также на долевой основе с участием личных средств вынужденных переселенцев и средств иных законных источников.
В соответствии с жилищным законодательством вынужденные переселенцы вправе одновременно состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в органе местного самоуправления по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и других организациях по месту их работы.
Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности.
Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
Вынужденные переселенцы, состоящие в едином списке и относящиеся к категории граждан, имеющих право на первоочередное или внеочередное предоставление жилых помещений, одновременно включаются в отдельные списки первоочередников или внеочередников.
Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
На основании п. 42 указанного Положения, предоставление вынужденным переселенцам из государственного и муниципального фондов жилых помещений для постоянного проживания осуществляется на основании решения, принятого органом местного самоуправления в порядке очередности исходя из даты принятия на учет нуждающихся.
В соответствии с пунктами 3.3, 3.4 приказа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ от 10.04.2001 N 31 "Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев", изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 01.11.2000 N 845 "Об утверждении положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ", вынужденные переселенцы, состоявшие в списках учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленных территориальными органами упраздненной ФМС России, подлежат включению с сохранением даты принятия на учет и права первоочередного получения жилья для лиц, состоявших в списках льготной очереди, и лиц, состоявших в списках общей очереди и имеющих в соответствии с жилищным законодательством право на первоочередное получение жилья. При этом вынужденные переселенцы, состоявшие на жилищном учете в органе местного самоуправления и территориальном органе упраздненной ФМС России одновременно, включались в сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет.
Анализируя указанные требования закона в их единстве и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что нормами закона предусматривалась возможность постановки на учет граждан категории вынужденные переселенцы в территориальных органах ФМС России, либо в органах местного самоуправления. Однако данное правомочие было закреплено за данной категорией граждан и действовало фактически до июля 1999 года. При этом в случае постановки гражданина на учет в территориальном органе ФМС России дополнительной постановки в органе местного самоуправления не требовалось, такой учет признается и продолжает действовать до реализации права гражданина на обеспечение жильем.
Вместе с тем, в связи с принятием Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 года N 845, учет граждан - вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется только органами местного самоуправления по месту жительства.
Судом достоверно установлено, что ФИО1 была поставлена в органе местного самоуправления (Администрации Новозоринского сельсовета Павловского района Алтайского края) на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по категории вынужденный переселенец 06.06.2003.
Доказательств того, что ФИО1 была поставлена на указанный учет в территориальном органе ФМС России по Алтайскому краю суду представлено не было, а судом не добыто. При этом суд также учитывает, что статус вынужденного переселенца был предоставлен ФИО1 в 2012 году, т.е. после того, как территориальные органы ФМС России были лишены права постановки такой категории граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует, из представленных в материалы дела сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных начальником управления по делам миграции ГУВД Алтайского края (начальником УФМС России по Алтайскому краю) за 2005, 2006, 2007, 2008 ФИО1 значилась в указанных списках с указанием даты – 27.03.2002.
Вместе с тем, каких-либо доказательств оснований указания данной даты, а также каким событием обусловлена данная дата сторонами по делу суду представлено не было, а судом также не добыто.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 год - 2010 год, которая была включена в состав Федеральной программы "Государственные жилищные сертификаты".
Согласно положениям данных Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 (граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами) до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.
В настоящее время действует федеральная программа "Жилище" на 2011 год - 2015 год, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственный обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (Далее - подпрограмма). В соответствии с разделом указанной подпрограммы главной целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 15 второго раздела подпрограммы право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 года" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной Подпрограммы.
Пунктом 5 указанных Правил, установлен перечень лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
Согласно подпункта "ж" п. 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением установленных документов (пункт 19 Правил).
В соответствии с пунктами 21, 24, 26 и 29 названных Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2 и утверждает его. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту. Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов). Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.
Судом установлено, что ФИО1 была внесена в сводные списки граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» на 2008, 2009, 2010, 2012, 2013, 2014 годы по категории «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами». В 2010 год в списках граждан вышеуказанной категории на 2011 год, представленных администрациями Павловского района и г.Барнаула ФИО1 не значилась, поэтому она не была включена в сводный список граждан-участников подпрограммы.
Как следует из представленных сводных списков ФИО1 включена в сводные списки с датой постановки на учет в администрации Индустриального района г.Барнаула – 27.09.2010.
Вместе с тем, суд полагает, что указание даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации Индустриального района г.Барнаула 27.09.2010, а не ДД.ММ.ГГГГ при первоначальной постановки на такой учет в Администрации Новозоринского сельсовета Павловского района Алтайского края нарушает требования п.42 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 года N 845, а также пунктам 3.3, 3.4 приказа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ от 10.04.2001 N 31 "Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев".
При этом данные требования указанных выше нормативно-правовых актов не противоречат порядку обеспечения граждан жилыми помещениями в рамках Программы "Жилище" на 2011 год - 2015 год, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050.
Из анализа указанных норм права следует, что обеспечение жильем лиц указанной категории должно производиться непосредственно после возникновения права, т.е. с первоначальной даты постановки на учет в органе местного самоуправления.
В связи с чем, суд не может согласиться с утверждением представителя ответчика администрации города Барнаула о правомерности указания в списках даты постановки на учет ФИО1 в администрации Индустриального района г.Барнаула со ссылкой на ст.56 ЖК РФ, в том числе и потому основанию, что в данном случае подлежат применению нормы закона, являющимися специальными по отношению к Жилищному кодексу Российской Федерации.
Суд также не может согласиться с утверждением прокурора о необходимости указания даты 08.01.2002, поскольку ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был лишь присвоен статус вынужденного переселенца, однако закон связывает правовые последствия по реализации права на предоставление государственного жилищного сертификаты только с даты постановки на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, суд находит, что ФИО1 подлежала включению в сводный список с даты постановки на учет в органе местного самоуправления - Администрации Новозоринского сельсовета Павловского района Алтайского края, т.е. с 06.06.2003.
Не смотря на то, что формирование и утверждение сводного списка получателя государственных жилищных сертификатов на 2014 год завершено, суд полагает в целях устранения допущенного нарушения права ФИО1 возложить на орган исполнительной власти обязанности по несению изменений в сводный список дату постановки на учёт в органе местного самоуправления - Администрации Новозоринского сельсовета Павловского района Алтайского края, т.е. с 06.06.2003, что будет соответствовать номеру №.
При этом суд также полагает необходимым изменить и дату постановки на учет ФИО1 в списке граждан-участников подпрограммы, который был составлен администрацией Индустриального района г.Барнаула с ДД.ММ.ГГГГ на 06.06.2003, что будет соответствовать №.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд учитывает следующее.
Так, в силу пунктов 24-26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, при этом сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с решением Барнаульской городской думы от 24.02.2012 № 694 Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула является органом местного самоуправления, реализующим муниципальную политику в области экономического развития и устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства города. Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула осуществляет ведение учета и организацию работы по обеспечению государственными жилищными сертификатами за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, офицеров запаса и других категорий граждан (п.3.41 Решения).
Постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2008 № 80 «О реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы Главное управление Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне определено уполномоченным органом по реализации подпрограммы с марта 2008 года.
Суд полагает, что обязанность по внесению изменений в список граждан-участников подпрограммы, который был составлен администрацией Индустриального района г.Барнаула, подлежит возложению на Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, как на орган местного самоуправления, на которого возложены соответствующие полномочия с января 2014 года. При этом администрация Индустриального района г.Барнаула лишена в настоящее время такой возможности.
Обязанность по внесению соответствующих изменений в сводный список подлежит возложению на Главное управление Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Требования прокурора о возложении обязанности на Главное управление Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне предоставить ФИО1 государственный жилищный сертификат удовлетворению не подлежат, поскольку данная обязанность в силу норм действующего законодательства возникает только после утверждения сводного списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году по указанной категории граждан с учетом выделенного объема финансирования. Доказательств, что ФИО7 подлежит включению в указанный список истцом представлено не было, а судом не добыто.
С учетом установленных судом обстоятельств требования подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на внесение изменений в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в Сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, с учетом постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации Новозоринского сельсовета Павловского района Алтайского края с 06 июня 2003 года.
Обязать Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула внести изменения в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, изменив дату постановки на учет ФИО1 с 27 сентября 2010 года на 06 июня 2003 года.
Обязать Главное управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на семипалатинском полигоне внести изменения в Сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, изменив дату постановки на учет ФИО1 с 27 сентября 2010 года на 06 июня 2003 года.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.Б. Симон
Верно:
Секретарь Д.А. Куксова