Дело № 2-2410/2020
УИД: 11RS0001-01-2019-011926-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,
при секретаре Докукиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 марта 2020 года гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации причиненного вреда в виде убытков
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного органами государственной власти, в размере 3 804 344,41 руб. В обоснование требований указал, что по исполнительному документу, выданному на основании решения Печорского городского суда Республики Коми от 02 февраля 2016 года по гражданскому делу № 2-3/2016 УФССП по Кемеровской области было возбуждено исполнительное производство, которое окончено без каких-либо взысканий, исполнительный лист направлен для исполнения ликвидатору предприятия-должника ФИО3, которая, действуя в интересах должника, совершила умышленные противоправные действия, чем лишила его возможности исполнения судебного акта. Инспекция ФНС по г. Кемерово не исключила ООО «Аэросани Экспедиция» из ЕГРЮЛ. Истец, ссылаясь на положения статей 15,1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит взыскать вред, причиненный неисполнением судебного акта, в результате незаконных действий государственных органов за счет казны Российской Федерации.
Судом в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ликвидатор ООО «Аэросани Экспедиция» ФИО3, УФССП по Кемеровской области, ИФНС по г. Кемерово, ФССП России, ФНС России.
Истец в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик (Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Республики Коми) и третье лицо (Инспекция ФНС по г. Кемерово), участия в судебном заседании не приняли, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третьи лица (ликвидатор ООО «Аэросани Экспедиция» ФИО3, УФССП по Кемеровской области, ФССП России, ФНС России), надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли, об уважительности причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
В соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон и привлеченных лиц.
Исследовав письменные материалы дела, гражданское дело Печорского городского суда Республики Коми № 2-3/2016, административное дело № 2а-4817/2016 Заводского районного суда г. Кемерово, и, оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Печорского городского суда Республики Коми от 02.02.2016, вступившим в законную силу 25.04.2016, расторгнут договор купли-продажи № 15/2013 снегоболотохода аэросани «...» от 19.11.2013, заключенного между ФИО2 и ООО «Аэросани Экспедиция». С ООО «Аэросани Экспедиция» в пользу ФИО2 взысканы убытки в размере 3 804 344,41 руб., неустойка в размере 2 790 352,40 руб., компенсация морального вреда в размере 5 000 руб., штраф в размере 3 299 848,41 руб., судебные расходы в размере 40 351,81 руб.
10.05.2016 ФИО2 выдан исполнительный лист ФС №004045391.
06.06.2016 на основании данного исполнительного листа МОСП по ОВИП УФССП по Кемеровской области возбуждено исполнительное производство № 331414/16/42034-ИП.
В рамках данного исполнительного производства было установлено, что должник ООО «Аэросани Экспедиция» с 20.11.2015, то есть еще до возбуждения исполнительного производства, находится в стадии ликвидации по решению участников общества о добровольной ликвидации, ликвидатором назначена ФИО3, соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 20.11.2015.
21.06.2016 судебным приставом-исполнителем исполнительное производство окончено, 21.07.2016 исполнительный документ направлен ликвидатору ФИО3
Согласно частям 4,5 статьи 96 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (а также когда должник находится в процессе ликвидации) судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом. Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему или в ликвидационную комиссию (ликвидатору). Копия указанного постановления в тот же срок направляется сторонам исполнительного производства.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона.
Вступившим в законную силу решением Заводского районного суда г. Кемерово от 03.11.2016 по административному делу № 2а-4817/2016 ФИО2 отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству № 31414/16/42034-ИП по не проверке законности ликвидации ООО «Аэросани Экспедиция», обязании принять меры по признанию незаконной ликвидации организации-должника, разыскать активы и наложить арест.
В соответствии со статьей 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества. Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.
В силу пункта 6 статьи 57 Закона N 14-ФЗ срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.
В соответствии с подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
24.02.2016 ООО «Аэросани Экспедиция» обратилось в Инспекцию ФНС по г. Кемерово с уведомлением о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
02.03.2016 регистрирующим органом вынесено решение об отказе в регистрации уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО «Аэросани Экспедиция» соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в связи с наличием нерассмотренных судебных споров в Арбитражных Судах).
18.11.2016 ликвидатором ФИО3 в Арбитражный Суд Кемеровской области подано заявление о признании ликвидируемого должника несостоятельным (банкротом), истец включен в список кредиторов.
13.11.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица.
По состоянию на 20.02.2020 ООО «Аэросани Экспедиция» не ликвидировано, находится в стадии ликвидации. 13.11.2019 представлен промежуточный ликвидационный баланс, в соответствии с которым имеется дебиторская задолженность, уставный капитал, нераспределенная прибыль, долгосрочные обязательства.
Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
Согласно статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов. Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом). Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена очередность требований кредиторов, при этом требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, когда такое юридическое лицо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не может быть признано несостоятельным (банкротом), имущество такого юридического лица распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
В соответствии со статьей 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса. Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 53.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные лица несут ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей они действовали недобросовестно или неразумно, в том числе, если их действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Данная конституционная норма в сфере властно - административных правоотношений реализуется путем закрепления в Гражданском кодексе Российской Федерации обязанности возместить ущерб, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.
При этом, положениями статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Под незаконными действиями (бездействием), на которые указано в приведенной статье, следует понимать деяния, противоречащие законам и другим правовым актам. Они имеют многообразные виды и формы и заключаются не только в издании несоответствующих законодательству властных предписаний (приказов, распоряжений, указаний и др.), но и в иных незаконных действиях (бездействии).
Вред, причиненный в результате таких действий, подлежит возмещению в порядке, установленном статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Возмещение вреда в этом случае производится не государственными и муниципальными органами либо их должностными лицами, а за счет казны, от имени которой в силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Для применения ответственности, предусмотренной статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, требующее возмещение убытков, за счет государства, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причиненного вреда.
Согласно разъяснениям, данным в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Вместе с тем лицо, требующее возмещения вреда (убытков) согласно положениям статей 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации должно доказать незаконность действия (бездействие) государственного органа (должностного лица); факт причинения вреда и его размер; причинно-следственную связь между причиненным вредом и незаконными действиями (бездействием) государственного органа (должностного лица); вину лица, причинившего вред - государственного органа (должностного лица).
Следовательно, для привлечения к имущественной ответственности необходимо установить факт причинения вреда, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом. Отсутствие хотя бы одного элемента исключает возможность возмещения вреда.
Истцом предъявлены требования к Министерству финансов Российской Федерации, при этом он ссылается в иске на неправомерность действий подразделением УФССП по Кемеровской области и Инспекции ФНС по г. Кемерово, а требований к финансовым органам, главным распорядителям денежных средств - ФССП России, ФНС России не предъявляет.
Исполнительное производство окончено в соответствии с требованиями статьей 47 и 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительный документ направлен ликвидатору предприятия-должника, при этом ликвидационные мероприятия не завершены, государственная регистрация ликвидации ООО «Аэросани Экспедиция» правомерно не внесена в ЕГРЮЛ. Доводы истца о недобросовестности действий ликвидатора не являются основанием для возложения на государство обязанности по возмещению не полученных от должника сумм по исполнительному документу в порядке статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения (ликвидатор-кредитор) не предполагают возмещения вреда государством, ликвидатор не является органом государственной власти либо его должностным лицом.
Истцом не представлено доказательств, что незаконными действиями или бездействием государственных органов ему причинены убытки, которые подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации, исходя из положений статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для возложения гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, то есть вреда, причиненного органами государственной власти.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации причиненного вреда в виде убытков – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.А.Попова
Мотивированное решение составлено 26 марта 2020 года