ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2411/2022 от 26.05.2022 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-2411/2022

УИД: 78RS0016-01-2022-001736-46 26 мая 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Ситниковой Т.И.,

при помощнике судьи Сторожиловой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Санкт-Петербургскому государственному автономному учреждению «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» о признании права на постановку на регистрационный учет в качестве безработного и права на получение выплаченного пособия по безработице,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Санкт-Петербургскому государственному автономному учреждению «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» (далее-СПб ГАУ ЦЗН) о признании права на постановку на регистрационный учет в качестве безработного и получение выплаченного пособия по безработице в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 220477,43 руб.

В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована в качестве безработного и получала пособие по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом ответчика она снята с учета в качестве безработного в связи с отсутствием постоянной регистрации в Санкт-Петербурге, и ей сообщено о необходимости возвратить полученное пособие. На момент подачи заявления она была зарегистрирована по месту пребывания в Санкт-Петербурге. В службе занятости по месту постоянной регистрации в качестве безработного не состояла и пособия не получала.

Истец ФИО1 в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без своего участия, а также указал, что в случае установления факта проживания истца на территории Санкт-Петербурга, вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда (л.д. 25).

Суд, выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом, СПб ГАУ ЦЗН ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ признана безработной, ей назначено и выплачено пособие в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 20477,43 руб.; письмом ответчика истцу сообщено, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного на основании п. 2 ст. 35 Закона о занятости в связи с отсутствием факта постоянной регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге, необходимости возврата неправомерно полученного пособия по безработице (л.д. 8-9).

ФИО1, как следует из паспорта, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: (л.д. 12-13).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу: (л.д. 15).

Факт проживания на территории Санкт-Петербурга подтвержден истцом следующими документами: справкой РГПУ им. ФИО3 об обучении ФИО1 в данном учреждении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16), памяткой застрахованному лицу, выданной ДД.ММ.ГГГГ Городской страховой медицинской компанией, о прикреплении ФИО1 к медицинским учреждениям в Санкт-Петербурге (л.д. 14).

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» (Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Порядок регистрации безработных граждан регламентирован Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации») место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Как указано в статье 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а также абзаца 2 пункта 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (определения от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О и др.).

Пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П указал, что из статьи 2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом место жительства может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно названному Закону, не всегда совпадать с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.

Исходя из системного толкования перечисленных выше нормативных актов, следует, что отсутствие регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, не исключает возможность установления фактического места жительства такого гражданина на основании иных сведений, представленных стороной в материалы дела, в том числе свидетельства о регистрации по месту пребывания, которое при установлении юридически значимого обстоятельства, необходимого установлению для разрешения спора о поставке гражданина на регистрационный учет в качестве безработного, подлежит оценке наряду с другими доказательствами, поскольку иное ограничило бы право истца на труд и социальную защиту от безработицы.

Поскольку на день обращения в орган занятости по вопросу признания безработным истец проживала в Санкт-Петербурге, из совокупности представленных доказательств следует, что местом жительства истца являлся именно Санкт-Петербург, она имела право быть поставленной на регистрационный учет в качестве безработного на территории города Санкт-Петербурга, а основания, изложенные в решении ответчика о снятии с учета в качестве безработного и уведомлении с предложением возврата в добровольном порядке полученного пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 20477,43 руб., не основаны на законе.

Так как отсутствие у истца регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге при длительном фактическом проживании в Санкт-Петербурге, не является достаточным основанием для отказа в регистрации в качестве безработного, то при таких обстоятельствах, являются обоснованными и подлежат удовлетворению требования истца о признании за ним права на постановку на регистрационный учет в качестве безработного в Санкт-Петербургском государственном автономном учреждении «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» и получение выплаченного пособия по безработице в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на постановку на регистрационный учет в качестве безработного в Санкт-Петербургском государственном автономном учреждении «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за ФИО1 право на получение выплаченного пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 20477,43 рублей (двадцать тысяч четыреста семьдесят семь рублей 43 копейки).

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Санкт-Петербургский городской суд через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.