Дело № 2-2412/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2013 года г. Чебоксары.
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Шопиной Е. В., с участием представителя истца ФИО1 старшего помощника прокурора Ленинского района г. Чебоксары Бусовой Л. Г., при секретаре Антоновой Е. О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах ФИО1 к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату
У С Т А Н О В И Л:
Алатырский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату по следующим основаниям.
ФИО1, являющийся ветераном боевых действий (удостоверение серии РМ -----, выдано 25.11.2004 года МВД Республики Коми) и проживающий в индивидуальном жалом доме, принадлежащем ему на праве собственности, обратился в отдел социальной защиты население Алатырского района, а затем по электронной почте – в администрацию Алатырского района Чувашской Республики с заявлением о получении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Письмом от 29 декабря 2013 года Администрация Алатырского района Чувашской Республики отказала истцу в назначении соответствующей выплаты по основаниям того, что он не имеет права на получение указанной выплаты, так как проживает индивидуальном жилом доме. Прокурор, ссылаясь на положения подп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», Закон Чувашской Республики от 19.10.2009 года № 56 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», полагает, что действующим законодательством предусмотрено право ветерана боевых действий на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от вида жилого фонда, в котором он проживает. Учитывая, что ФИО1 с письменным заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в адрес ответчика не обращался, прокурор просил суд признать за ФИО1 право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязать ответчика назначить ему ежемесячную денежную выплату с 1 апреля 2013 года в сумме 113 руб.
Старший помощник прокурора Лекнинского района г. Чебоксары Бусова Л. Г., участвующая в деле на основании доверенности Алатырского межрайпрокурора Чувашской Республики и поручения прокурора Чувашской Республики, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец ФИО1, представитель ответчика КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и представители третьих лиц Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской республики, Управления Федерального казначейства по ЧР в судебное заседание не явились.
Исследовав письменные доказательства, посчитав возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о судебном заседании и не явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела следует, что ФИО1 имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» (удостоверение серии РМ -----, выдано 25.11.2004 года МВД Республики Коми).
Он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, адрес (свидетельство о регистрации права собственности серии 21 Аадрес от дата).
В ответ на обращение истца о назначении ежемесячной денежной выплаты в адрес Администрации Алатырского района Чувашской Республики по электронной почте письмом от 29 декабря 2012 года ему было сообщено следующее. Ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий установлена 50-процентная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений. Плата за жилое помещение включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, которую собственники жилых домов не вносят. Ветераны боевых действий, проживающие в собственном жилом доме, не могут претендовать на получение ежемесячной денежной выплаты.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
В силу пункта 1 статьи 23.2 данного Федерального закона полномочия по предоставлению указанных мер социальной поддержки переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 19.10.2009 г. N 56 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» названные меры социальной поддержки предоставляются в форме ежемесячных денежных выплат (статья 2). Указанная выплата на день рассмотрения дела в суде составляет 113 рублей на самого носителя льгот и на каждого члена его семьи.
Оспаривая право истца, являющегося ветераном боевых действий, на получение указанной меры социальной поддержки, администрация Алатырского района Чувашской Республики свои доводы обосновывает тем, что истец не производит оплату за жилое помещение, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, и которая отсутствует у собственников индивидуальных жилых домов.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 ст. 154). Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 ст. 154).
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.
Таким образом, у членов семьи собственника жилого дома также возникают обязанности по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещение, в том числе по оплате (несению) расходов, связанных с техническим обслуживанием и содержанием жилого дома.
Поскольку у собственников и членов их семьи возникают обязанности по содержанию и ремонту дома, они несут соответствующие расходы и имеют право на меры социальной поддержки.
Лишение ветеранов боевых действий, являющихся собственниками жилых домов или членами семьи собственников, прав на получение мер социальной поддержки только по тем основаниям, что они в отличие от собственников жилых помещений в многоквартирном доме сами несут расходы за содержание и ремонт жилого дома, а не вносят за это соответствующую плату обслуживающим организациям, является ограничением их прав и противоречит смыслу Федерального закона «О ветеранах», согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 которой данная мера социальной поддержки предоставляется независимо от вида собственности жилого помещения, в котором проживают ветераны боевых действий.
Из утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2008 г. N 379 Порядка предоставления и финансирования ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не следует, что в случае проживания в индивидуальном жилом доме ветеранам боевых действий может быть отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии с пунктом 1.8 указанного Порядка для получения данной ежемесячной денежной выплаты ветерану боевых действий необходимо представить копии документов, удостоверяющих личность и место жительства (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены), и копии документа, дающего право на льготу (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), а для получения ежемесячной денежной выплаты в размерах, включающих в себя размеры ежемесячной денежной выплаты членам семьи, дополнительно необходимо представить справку о составе семьи.
Указанные документы истцом представлены в материалы гражданского дела.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Законом Чувашской Республики от 19 октября 2009 г. N 56 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан».
Соответственно, истец имеет право на назначение ему такой денежной выплаты с 1 апреля 2013 года.
Тот факт, что истец не обращался за назначением выплаты непосредственно к ответчику, а в октябре 2012 года обратился в отдел социальной защиты населения Алатырского района Чувашской Республики лишь устно и получил отказ, а также получил письменный отказ в назначении выплаты от 29 декабря 2013 года от администрации Алатырского района Чувашской Республики, юридического значения для рассмотрения указанного дела не имеет и на права истца и обязанности ответчика не влияет.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах ФИО1 к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 апреля 2013 года.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Председательствующий судья Шопина Е. В.
Мотивированное решение суда изготовлено 12 августа 2013 года.