ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2414/20 от 02.07.2020 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2-2414/2020

УИД: 42RS0009-01-2020-003911-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Гапанцовой А.А.,

при секретаре Каменской А.В.,

помощник судьи Тараненко Ю.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

02 июля 2020 года

гражданское дело по исковому заявлению ЛИЦО_3 к Администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Власова К.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, что подтверждается распоряжением Администрации г. Кемерово ### от **.**.****.

На основании указанного распоряжения надо истцом была учреждена опека, опекуном назначен её дедушка - ЛИЦО_1, **.**.****.

В силу п.6 названного распоряжения истец не имела жилого помещения, подлежащего закреплению за ней.

Уведомлением Администрации г. Кемерово от **.**.**** опекуну истца сообщили о том, что она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями под номером ###

В настоящее время истец зарегистрирована по адресу ... вместе со своей несовершеннолетней дочерью - ЛИЦО_2, **.**.**** В указанном жилом доме истцу принадлежит доля в размере ... в праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Между тем, регистрация в указанном жилом помещении носит формальный характер, поскольку данный дом не пригоден для проживания, что подтверждается распоряжением Администрации г. Кемерово от **.**.****###.

Таким образом, на момент предъявления настоящего иска у истца отсутствует жилое помещение, пригодное для проживания.

До настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения истцу не предоставлено.

В связи с чем, истец просит суд обязать Администрацию г. Кемерово предоставить ей из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на территории г. Кемерово.

В судебное заседание истец Власова К.С., представитель ответчика Администрации г. Кемерово Орлова Е.А., действующая на основании доверенности не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представителем ответчика Орлова Е.А. в письменном виде представлен отзыв на исковое заявление, в котором представитель просит суд отказать в удовлетворении исковых требований, а в случае удовлетворения исковых требований, установить срок исполнения решения суда до **.**.**** в порядке ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учётом положений ст. 113, 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон 21.12.1996 № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно статье 1 Федерального закона 21.12.1996 № 159-ФЗ, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).

В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования, и отдыха оздоровления детей, опеки и попечительства и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с Законом Кемеровской области от 27.12.2012 №134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 134-03).

Таким образом, законодателем установлены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, к числу которых относится достижение ребенком возраста 18 лет.

При этом законом не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать ЛИЦО_8 решением Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.**** ограничена в родительских прав, взысканы алименты на содержание дочери.

Родители истца - отец ЛИЦО_9 и мать ЛИЦО_8 умерли, что подтверждается свидетельствами о смерти от **.**.**** и **.**.****.

Распоряжением начальника Управления образования Администрации г. Кемерово от **.**.****### в отношении ЛИЦО_10 установлена опека (попечительство) ЛИЦО_1 (л.д. 9).

**.**.****ЛИЦО_1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти от **.**.****.

Распоряжением администрации г. Кемерово от **.**.****### установлен факт невозможности проживания ЛИЦО_10 в жилом помещении, расположенном по адресу ... (л.д. 13-14).

Истец была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, под номером ###, на основании постановления администрации г. Кемерово от **.**.****###, в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 3, ст. 11 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.03.2013 № 132 «О некоторых вопросах в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения», что подтверждается уведомлением Администрации г. Кемерово от **.**.****### (л.д. 12).

**.**.****ЛИЦО_10 заключила брак с ЛИЦО_11, в связи с чем, после заключения брака ей присвоена фамилия «ЛИЦО_13» (л.д. 11).

Согласно сведениям, полученным из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ЛИЦО_3 является собственником ... доли в праве собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу ..., в отношении которого был установлен факт невозможности проживания.

Члены семьи истца супруг ЛИЦО_11 и дочь ЛИЦО_2 по состоянию на **.**.**** не имеют объектов недвижимого имущества, принадлежащих им на праве собственности.

Справкой ГБУ «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» также подтверждается отсутствие сведений о наличии объектов недвижимого имущества по Кемеровской области, принадлежащих на праве собственности до **.**.****ЛИЦО_11

До настоящего времени жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения истцу органом местного самоуправления не предоставлено.

При этом, доказательства, исследованные в судебном заседании, с достоверностью свидетельствуют о наличии у ЛИЦО_3 права на получение жилого помещения в соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Доводы представителя ответчика, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, о том, что в настоящее время в жилищном фонде администрации г. Кемерово отсутствует свободное специализированное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, для предоставления истцу, так как лимиты текущего года, доведенные администрации г. Кемерово для обеспечения детей-сирот, распределены, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку реализация прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, поскольку отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.

Само по себе отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Ходатайство представителя ответчика об установлении разумного срока исполнения решения суда – до **.**.**** при удовлетворении исковых требований, по мнению суда, удовлетворению не подлежит ввиду следующего.

В силу положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются немедленно после наступления предусмотренных указанным законом обстоятельств.

Кроме того, положения статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат правила об установлении в решении суда срока, в течение которого оно должно быть исполнено (часть 2). Однако установление срока исполнения решения суда предусмотрено лишь для тех категорий дел, решения по которым не связаны с передачей имущества или денежных сумм (часть 1).

Следовательно, указанная норма подлежит применению только тогда, когда возложенные судом на ответчика обязанности не связаны с передачей имущества или денежных сумм. Настоящим решением судом удовлетворено требование о возложении на ответчика обязанности совершить действия, связанные с передачей истцу имущества - квартиры, в связи с чем, положения статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям неприменимы.

Ссылка в отзыве на исковое заявление на большие временные затраты для осуществления мероприятий, предусмотренных законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд при покупке жилого помещения истцу в силу необходимости соблюдения обязательного порядка, установленного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ № «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не может быть принята во внимание, поскольку предметом спора являлось решение вопроса о наличии или отсутствии у администрации г. Кемерово обязанности обеспечить ЛИЦО_3 жилым помещением специализированного жилищного фонда, а не порядок и сроки приобретения ответчиком таких жилых помещений.При этом, в случае объективной необходимости и при наличии к тому оснований ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта.

Оценивая изложенные обстоятельства в совокупности, суд считает заявленные исковые требования о предоставлении жилого помещения обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ЛИЦО_3 к Администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию города Кемерово предоставить ЛИЦО_3, **.**.**** года рождения, уроженке ..., по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, изолированное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда города Кемерово по нормам предоставления площади жилого помещения, расположенное на территории города Кемерово.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.

В мотивированной форме решение суда изготовлено 06.07.2020 года.

Судья Гапанцова А.А.

7