ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2415/2021 от 02.09.2021 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-2415/2021 2 сентября 2021 года

УИД 49RS0001-01-2021-003439-30

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Вигуль Н.Е.,

при секретаре Зыковой И.И.,

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Магаданнефто» о возложении обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей хозяйственную деятельность по перевалке опасных грузов и эксплуатации портовых гидротехнических сооружений в морском порту Магадан,

УСТАНОВИЛ:

Магаданский транспортный прокурор обратился в Магаданский городской суд в защиту прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации с вышеназванным иском.

В обоснование требований указано, что в ходе проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при осуществлении перевалки опасных грузов, законодательства о морских портах, внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации выявлены нарушения в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Магаданнефто» (далее – ООО «Магаданнефто», Общество).

Сообщает, что ООО «Магаданнефто» на основании договора субаренды государственного имущества от 02.10.2018 № 745/1 эксплуатирует гидротехническое сооружение – нефтепирс литера Х, находящийся в федеральной собственности, расположенный в акватории морского порта Магадан, относимой к внутренним водам согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Данное сооружение технологически связано со складом нефтепродуктов «Нефтебаза «Первая группа», эксплуатируемым ООО «Магаданнефто».

Оба сооружения расположены на смежных земельных участках и объединены в объект негативного воздействия на окружающую среду III категории.

ООО «Магаданнефто» имеет лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте и в морских портах от 21.11.2013 серия МР-4 № 001141, предусматривающую право лицензиата проводить работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через нефтебазу.

В соответствии с указанной лицензией ООО «Магаданнефто» производится перевалка нефтепродуктов.

Так, в 2020 году Обществом перегружено с использованием гидротехнического сооружения 88 641,99 т. нефтепродуктов, в истекшем периоде 2021 года (по 12.03.2021) – 22 943,151 т. нефтепродуктов.

Считает, что перегрузка таких опасных грузов, как нефтепродукты, непосредственно сопряжена с эксплуатацией гидротехнических сооружений в морском порту, в процессе которой общество оказывает услуги по стоянке и разгрузке морских судов, осуществляет работы по капитальному и текущему ремонтам сооружений, использует причалы для передвижения транспортных средств, размещения опасных грузов.

При этом морское судно, как комплекс оборудования, необходимо для перевозки грузов и обеспечения жизнедеятельности экипажа судна, производит выбросы широкого спектра вредных веществ в атмосферу, является источником отходов, создает шумовое загрязнение.

Полагает, что деятельность по перегрузке грузов на причалах, в том числе, опасных, также может оказывать негативное влияние на окружающую среду, связанное с эксплуатацией зданий и сооружений, расположенных на земельных участках, примыкающих к причалам, транспортным средствам, участвующим в перегрузке, производящих выбросы в атмосферу, образованием на поверхности причалов загрязненных сточных вод, сбросом сточных вод в водный объект.

Вместе с тем, хозяйственная деятельность по эксплуатации гидротехнических сооружений и перегрузке опасных грузов в акватории бухты ФИО3 осуществляется без проведения государственной экологической экспертизы.

В целях устранения выявленных нарушений 19.04.2021 директору ООО «Магаданнефто» внесено представление, однако в установленный срок нарушения устранены не были.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просит суд обязать ответчика в течение двенадцати месяцев с даты вступления решения суда в законную силу получить положительное заключение государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей хозяйственную деятельность по перевалке опасных грузов и эксплуатации гидротехнических сооружений в морском порту Магадан.

02.09.2021 истец уточнил исковые требования, просил возложить на ООО «Магаданнефто» обязанность в течение восемнадцати месяцев с даты вступления решения суда в законную силу получить положительное заключение государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей хозяйственную деятельность по перевалке опасных грузов и эксплуатации портового гидротехнического сооружения – нефтепирса литера Х в морском порту Магадан.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 уточненные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ООО «Магаданнефто» по доверенности ФИО2 пояснила, что производственные объекты, на которых заявителем осуществляется погрузочно-разгрузочная деятельность, а именно часть нефтеписа литер Х площадью 10 кв.м, часть причала № 7, площадью 8 кв.м, и склад нефтепродуктов расположены на берегу бухты ФИО3, в связи с чем считают, что проведение экологической экспертизы не требуется. Кроме того, ими получено заключение Охотского территориального управления Росрыболовства от 25.05.2020 № 8/1924 о согласовании деятельности, предусмотренной проектной документацией «Перевалка нефтепродуктов, проводимая на пирсах нефтебазы ООО «Магаданнефто», расположенных в бухте ФИО3 Охотского моря» с учетом рыбохозяйственной характеристики и оценки воздействия на водные биологические ресурсы Охотского филиала ФГБУ «Главрыбвод». Согласно данному заключению вред водным биологическим ресурсам не наносится либо будет незначительным, что дает основание полагать, что угроза нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду отсутствует. В случае, если суд придет к выводу о необходимости проведения ответчиком экологической экспертизы, то просила установить срок для ее получения 24 месяца с даты вступления решения суда в законную силу, поскольку для получения заключения потребуется привлечение специализированной компании, заключение договора, сбора необходимой документации. Компаний, занимающихся проведением экологической экспертизы в городе Магадане, нет, в связи с чем необходим выезд специалиста из других городов к месту проведения экспертизы, что будет затруднять исполнение решения суда. Кроме того, проведение данного мероприятия является дорогостоящим, в связи с чем необходимо время на распределение и выделение денежных средств.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Положениями ст. 58 Конституции Российской Федерации провозглашена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Порядок проведения экологической экспертизы установлен Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

В ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ дано понятие экологической экспертизы, коей является установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно п. 7 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 данного Закона.

Положениями ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» закреплены объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня, к которым отнесены, в том числе объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

В силу ст. 34 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе (п. 1).

Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря (п. 2).

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море (п. 3).

Таким образом, из приведенного правового регулирования следует, что хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, объектом которой являются документы и (или) документация, обосновывающие планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Целью данной экспертизы является выявление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям.

Кроме того, обязательное наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы документации на объектах инфраструктуры морского транспорта, используемых для перевалки угля, предусмотрено и п. 178 (1) Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620.

Реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы в силу подп. 6 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Магаданнефто» на основании договора субаренды государственного имущества от 02.10.2018 № 745/1 эксплуатирует гидротехническое сооружение – нефтепирс литера Х, находящийся в федеральной собственности, расположенный в акватории морского порта Магадан, относимой к внутренним водам согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Данное сооружение технологически связано со складом нефтепродуктов «Нефтебаза «Первая группа», эксплуатируемым ООО «Магаданнефто».

Оба сооружения расположены на смежных земельных участках и объединены в объект негативного воздействия на окружающую среду III категории.

21.11.2013 ООО «Магаданнефто» выдана лицензия серии МР-4 № 001141 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте и в морских портах, предусматривающую право лицензиата проводить работ по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через нефтебазу.

Местом осуществления лицензируемого вида деятельности является территория морского порта Магадан.

Согласно приложению № 1 к вышеуказанной лицензии, ООО «Магаданнефто» при осуществлении лицензионного вида деятельности использует часть нефтепирса литер Х в бухте ФИО3 и часть причала № 7 морского порта Магадан.

Из сведений, представленных обществом, в 2020 году ООО «Магаданнефто» перегружено с использованием гидротехнического сооружения 88 641,99 т. нефтепродуктов, в истекшем периоде 2021 года (по 12.03.2021) – 22 943,151 т. нефтепродуктов.

Вместе с тем, наличие у Общества лицензии, выданной на погрузочно-разгрузочную деятельность в морских портах, наличие заключения Охотского территориального управления Росрыболовства от 25.05.2020 № 8/1924 о согласовании деятельности, предусмотренной проектной документацией «Перевалка нефтепродуктов, проводимая на пирсах нефтебазы ООО «Магаданнефто», не освобождает его от обязанности иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы документации, которая имеет отношение к эксплуатации сооружений во внутренних морских водах.

19.04.2021 директору ООО «Магаданнефто» внесено представление №02-04-2021/Прдп19-21-20009407.

Согласно ответу ООО «Магаданнефто» от 24.05.2021 № 581/1 Обществом проводятся мероприятия по поиску специализированной организации для проведения экологической экспертизы.

Постановлением Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.06.2021 ООО «Магаданнефто» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении хозяйственной деятельности по эксплуатации гидротехнических сооружений и перегрузке опасных грузов в акватории морского порта Магадан, без проведения государственной экологической экспертизы.

Представитель ООО «Магаданнефто» в судебном заседании пояснила, что административный штраф, назначенный в качестве административного наказания, Обществом уплачен.

Кроме того, представитель ответчика представила суду переписку Общества, подтверждающую поиск ответчиком организации, осуществляющей работы по проведению государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающей деятельность объекта по перевалке опасных грузов и эксплуатации портовых гидротехнических сооружений в морском порту.

Между тем доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «Магаданнефто» на момент рассмотрения дела получено положительное заключение государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей хозяйственную деятельность по перевалке опасных грузов и эксплуатации гидротехнических сооружений в морском порту Магадан не представлено, и в ходе судебного разбирательства не добыто.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что положительное заключение государственной экспертизы документации, обосновывающей хозяйственную деятельность по перевалке опасных грузов и эксплуатации гидротехнических сооружений в морском порту Магадан, у Общества в настоящее время отсутствует.

Поскольку осуществляемая Обществом деятельность на портовых гидротехнических сооружениях в морском порту Магадан по погрузочно-разгрузочной деятельности, в том числе опасных грузов, может оказывать негативное влияние на окружающую среду, Магаданский транспортный прокурор обоснованно обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

При таких обстоятельствах требования Магаданского транспортного прокурора о возложении на ответчика обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей хозяйственную деятельность по перевалке опасных грузов и эксплуатации портового гидротехнического сооружения – нефтепирса литера Х в морском порту Магадан являются законными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

При определении срока исполнения решения, судом принимается во внимание срок и порядок вступления решения в законную силу, правовой статус ответчика, характер и длительность допущенного нарушения.

Доказательств наличия объективных причин относительно невозможности исполнения решения к сроку, определенному прокурором, суду ответчиком не представлено.

Учитывая временные затраты, необходимые на приведение экологической экспертизы, которые в силу п. 4 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» не могут превышать трех месяцев, суд считает срок для исполнения решения суда – в течение восемнадцати месяцев со дня его вступления в законную силу является целесообразным, отвечающим требованиям разумности и справедливости и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, в том числе прав и интересов неопределенного круга, Российской Федерации, в защиту которых обратился прокурор.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

Поскольку прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Магаданнефто» о возложении обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей хозяйственную деятельность по перевалке опасных грузов и эксплуатации портовых гидротехнических сооружений в морском порту Магадан.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Магаданнефто» обязанность в течение восемнадцати месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу получить положительное заключение государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей хозяйственную деятельность по перевалке опасных грузов и эксплуатации портовых гидротехнических сооружений в морском порту Магадан.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Магаданнефто» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день составления мотивированного решения - 7 сентября 2021 года.

Судья Н.Е. Вигуль