Дело № 2-2416/14
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль
16 июля 2014 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Нуваховой О.А.,
при секретаре Лукиной М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к мэрии города Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля о возложении обязанности выполнить капитальный ремонт многоквартирного дома,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к мэрии города Ярославля о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного дома <адрес>. В обоснование исковых требований ссылался на то, что является собственником квартиры № указанного дома, техническое состояние жилого дома находится в неудовлетворительном состоянии и требует капитального ремонта.
На основании ст. 210 ГК РФ, ст. 65 ЖК РФ, ст. 16 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истец (с учетом уточнений) просит обязать мэрию г. Ярославля произвести капитальный ремонт дома <адрес>, выполнив при этом следующие работы: капитальный ремонт крыши, фасада, общедомовых инженерных коммуникаций (системы теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения), произвести замену электрооборудования и электросети, демонтировать деревянные оконные рамы и установить новые оконные блоки.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент городского хозяйства мэрии г.Ярославля.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика мэрии г. Ярославля и Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля по доверенностям ФИО3 исковые требования не признала, ссылалась на отсутствие доказательств, подтверждающих, что на момент приватизации дом нуждался в проведении капитального ремонта, указала, что капитальный ремонт дома выполнялся в <данные изъяты> году, а также в <данные изъяты> году произведен ремонт крыши.
Представитель ОАО «Управдом Кировского района» по доверенности ФИО4 исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что дом нуждается в капитальном ремонте, в управляющую компанию неоднократно обращаются граждане по фактам протечек.
Третье лицо ФИО5 исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что в <данные изъяты> году капитальный ремонт дома не выполнялся, имел место текущий косметический ремонт, помнит, что красили фасад, заменили оконные рамы.
Третье лицо ФИО6 исковые требования поддержал, пояснил, что в <данные изъяты> году выполнялся косметический ремонт, были заменены часть оконных рам, крыша не ремонтировалась, протечки продолжаются.
Третье лицо ФИО7 исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что ремонт в доме длительное время не выполнялся.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Из материалов дела следует, что жилой дом <адрес> находится в неудовлетворительном техническом состоянии, что подтверждается заключением о техническом состоянии данного дома, составленным <данные изъяты>.
В силу ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления), но не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Статьей 158 ЖК РФ регламентировано, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в статье 210 ГК РФ.
Системное толкование статьи 16 вышеназванного Закона РФ, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ позволяет сделать вывод, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Согласно ст. 29 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные жилищные фонды являются муниципальной собственностью, а в силу п. 6 ч. 1 ст. 16 указанного Закона вопрос организации и содержания муниципального жилищного фонда находится в ведении органов местного самоуправления.
Мэрия г. Ярославля, как собственник муниципального жилищного фонда, несет ответственность за надлежащее содержание своего имущества. При неисполнении своей обязанности на момент приватизации жилищного фонда такая обязанность сохраняет.
Как следует из положений ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», неисполненная обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя, но не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется на будущее время. При этом, наймодателем признается соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Органом местного самоуправления муниципального образования - город Ярославль является мэрия г. Ярославля (статья № Устава города Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ.).
Таким образом, суд определяет по требованиям о проведении капитального ремонта дома надлежащим ответчиком мэрию г. Ярославля.
Согласно ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» обязанность муниципального образования по проведению капитального ремонта дома возникает в случае приватизации гражданами жилых помещений в доме, требующем капитального ремонта, на момент приватизации.
Из заключения о техническом состоянии дома по адресу: <адрес>, составленном <данные изъяты> следует, что дом нуждается в капитальном ремонте по состоянию на <данные изъяты> год. У суда нет оснований не доверять представленному истцом техническому заключению <данные изъяты>, выводы заключения специалистами мотивированы, подтверждены фототаблицей, являющейся приложением к заключению, сведениями из технического паспорта жилого дома.
Данное заключение соответствует требованиям законодательства, составлено по результатам непосредственного обследования жилого дома, на основании действующих нормативно-правовых актов, методических рекомендаций, строительных норм и правил специалистом, имеющим необходимые специальные знания для дачи такого заключения, что подтверждено письменными документами, полномочия и квалификация специалиста подтверждены документально.
Из данного технического заключения и технической документации видно, что жилой дом <адрес> <данные изъяты> года постройки, с момента ввода здания в эксплуатацию прошло <данные изъяты> лет. Нормативные сроки службы конструктивных элементов и инженерного оборудования истекли. В результате проведенного обследования установлено, что износ текущих и ограждающих строительных конструкций жилого дома и инженерных коммуникаций (по состоянию на <данные изъяты> г.) составляет <данные изъяты>%. Из содержания данного технического отчета следует, что свои выводы специалист, в том числе, основывал на истечении сроков эксплуатации отдельных конструкций жилого дома, а также отсутствии сведений о выполнении капитального ремонта дома с момента его постройки.
Доказательств, подтверждающих, что обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на момент передачи жилых помещений в собственность гражданам в порядке приватизации исполнена надлежащим образом, ответчиком не представлено. В техническом паспорте отсутствует отметка о проведении последнего капитального ремонта. Из представленного ответчиком журнала регистрации договоров подряда на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда видно, что в <данные изъяты> году был выполнен капитальный ремонт железной кровли дома <адрес>, то есть только верхнего элемента покрытия крыши. Таким образом, данное доказательство не свидетельствует о выполнении капитального ремонта всей крыши дома. Вместе с тем, в результате обследования крыши дома обнаружены дефекты и недостатки: коррозия металлических свесов кровли, следы замачивания и увлажнения деревянных конструкций крыши, гниение древесины несущих конструкций крыши и деревянной обрешетки кровли жилого дома, следы протечек, повреждения, рассыхания и износ деревянных конструкций слуховых окон, устроенных на скатах крыши жилого дома, зазоры и щели в местах примыкания металлических листов кровли к кирпичной кладке вентиляционных каналов, отсутствует обработка несущих деревянных конструкций крыши антипиренами и антисептирующими составами, ослабление крепления отдельных листов к обрешетке. В результате данных дефектов происходит регулярное замачивание и увлажнения подкровельного пространства (несущих конструкций покрытия – деревянных, кирпичной кладки наружных и внутренних стен и столбов) и как следствие протечки и замачивание отделки стен и потолка квартир №-го этажа жилого дома. Для устранения данных дефектов необходимо существующее кровельное покрытие демонтировать и выполнить новые конструкции кровли, что относится к работам по капитальному ремонту.
Кроме того, из приложения № к договору управления многоквартирным домом <адрес>, (акта обследования указанного дома на <данные изъяты> год) следует, что имеются протечки кровельного покрытия, требуется капитальный ремонт кровли (л.д.№).
Поэтому имеются основания для возложения обязанности по проведению капитального ремонта крыши на бывшего наймодателя.
В соответствии с заключением <данные изъяты> в проведении капитального ремонта нуждается фасад дома. Из приложения № к договору управления многоквартирным домом <адрес>, (акта обследования указанного дома на <данные изъяты> год) следует, что имеется обрушение штукатурного слоя, отслоение окрасочного слоя стен, включая цоколь, требуется капитальный ремонт.
Выявленные экспертным исследованием признаки повреждения всех инженерных систем свидетельствуют об их большом физическом износе до <данные изъяты>%. Система центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электросетей жилого дома характеризуется как ограниченно работоспособное, местами как аварийное, поэтому требуется полная замена общедомовых инженерных коммуникаций.
В результате обследования общедомовых инженерных коммуникаций (магистралей и стояков отопления, водоснабжения и канализации, электроснабжения) обнаружены следующие недостатки и дефекты: недопустимое содержание электрооборудования, открытая электропроводка по стенам, открытая проводка выполнена без соблюдения норм прокладки электросетей, разрушения и повреждение теплоизоляции магистралей отопления, лежаков водоснабжения, сплошная коррозия и ржавчина стояков и лежаков канализации, сквозные трещины и отверстия в стояках канализации, следы значительной коррозии магистралей отопления, трубопроводов водоснабжения, коррозия и повреждения вентилей и запорной арматуры трубопроводов.
Ведомственными строительными нормами ВСН58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года N 312 (далее ВСН58-88 (р)) под капитальным ремонтом понимается ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
В пункте № ВСН58-88 (р) указано, что капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003, к перечню работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, относятся ремонт крыш, фасадов, стыков зданий до <данные изъяты>%, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения.
Как следует из заключения эксперта, общедомовые инженерные коммуникации требуют полной замены. По совокупности необходимых ремонтных работ инженерная система центрального отопления, горячего и горячего и холодного водоснабжения, канализации, электрооборудования, электросети дома требует проведения капитального ремонта.
Из приложения № к договору управления многоквартирным домом <адрес>, (акта обследования указанного дома на <данные изъяты> год) следует, что требуется капитальный ремонт инженерного оборудования и электроснабжения.
В соответствии с требованиями ВСН 58-88(р) - приложение № "Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания", перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение относится к капитальному ремонту.
В соответствии с пунктом № ВСН N 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых знаний. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Из приложения № к договору управления многоквартирным домом <адрес>, (акта обследования указанного дома на <данные изъяты> год) видно, что требуется модернизация системы электроснабжении, что относится к ремонтным работам капитального характера.
Доводы ответчика о том, что в заключении нуждаемость дома в капитальном ремонте отражена по состоянию на момент исследования, являются несостоятельными. Учитывая год постройки, на момент передачи дома для обслуживания в управляющую организацию, сроки эффективной эксплуатации элементов дома, подлежащие капитальному ремонту, согласно ВСН 58-88 р, истекли.
Вместе с тем суд отмечает, что конкретный перечень работ по капитальному ремонту должен определяться проектно-сметной документацией на осуществление капитального ремонта указанного жилого дома, в связи с чем, в резолютивной части решения суда должно быть указано только на те элементы здании, которые нуждаются в капитальном ремонте.
При этом конкретный способ выполнения капитального ремонта и материалы, используемые для проведения капитального ремонта, должны определяться в процессе исполнения решения при подготовке проектно-сметной документации.
Исковые требования о возложении обязанности по установлению новых оконных блоков удовлетворению не подлежат. Как видно из технического паспорта жилого дома <адрес> (по состоянию на <данные изъяты> год), в доме установлены новые стеклопакеты. В ходе судебного заседания третьи лица подтвердили факт частичной замены оконных блоков. Таким образом, факт нуждаемости указанных элементов дома в капитальном ремонте достоверными и достаточными доказательствами не подтвержден.
Поскольку срок проведения капитального ремонта законодателем не установлен, с учетом порядка проведения необходимых мероприятий для исполнения обязанности по проведению капитального ремонта, а также принципа разумности, суд считает возможным установить срок для проведения капитального ремонта в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 частично удовлетворить.
Обязать мэрию города Ярославля в срок в течение года с момента вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт многоквартирного жилого дома <адрес>, а именно: капитальный ремонт крыши, фасада, общедомовых инженерных коммуникаций (системы теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения), произвести замену электрооборудования и электросети, с обязательной разработкой проектной документации.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья
О.А.Нувахова