ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2416/19 от 02.01.2019 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-2416/2019

79RS002-01-2019-004624-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 октября 2019 г. г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд ЕАО в составе

председательствующей судьи Даниловой О.П.

с участием:

заместителя прокурора г. Биробиджана ЕАО ФИО2,

представителя ответчика МУП «Городские тепловые сети» ФИО3,

при секретаре Григорьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области к муниципальному унитарному предприятию «Городские тепловые сети» об обеспечении накопления запаса твердого топлива, -

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Биробиджана ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Городские тепловые сети» (МУП «ГТС») о возложении обязанности по накоплению запаса твердого топлива. В исковом заявлении указал следующее. Прокуратурой города в рамках осуществления надзорной деятельности при подготовке к отопительному сезону 2019-2020 годов проведена проверка исполнения законодательства в сфере ЖКХ и ТЭК при эксплуатации котельных, расположенных на территории города Биробиджана, по результатам которой установлено, что муниципальному образованию «Город Биробиджан» на праве собственности принадлежат здания котельных, расположенных по адресам: <адрес> В соответствии с приказом МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города» муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ имущество закреплено с ДД.ММ.ГГГГ на праве хозяйственного ведения за МУП «ГТС». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запас топлива составляет 0,44 тысяч тонн угля, что менее установлено 70 % запаса топлива, и составляет 7% (6154,96 т.тонн). Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что МУП «ГТС» не организует надлежащим образом подготовку к прохождению отопительного периода муниципального образования, допуская отсутствие необходимого нормативного эксплуатационного запаса топлива на муниципальных котельных. Просит суд обязать МУП «ГТС» обеспечить на котельных, расположенных по адресам: <адрес> накопление запаса твердого топлива (угля) для котельных в размере 70% потребности в отопительном сезоне 2019-2010 г.г.

Определением суда от 03.10.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена мэрия города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (мэрия города).

В судебном заседании заместитель прокурора г. Биробиджана ЕАО ФИО2 исковые требования подержала по изложенным в иске доводам, и уточнила, просила суд обязать МУП «ГТС» обеспечить накопление нормативного эксплуатационного запаса твердого топлива (угля) в размере 45 суток на весь период потребности в отопительном сезоне 2019-2020 г.г., а также на котельных, расположенных по адресам: <адрес> семисуточным неснижаемым нормативным запасом твердого топлива (угля) в течение отопительного сезона 2019-2010 годов; обратить решение к немедленному исполнению.

Представитель ответчика МУП «ГТС» ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Пояснил, что согласно расчетов среднесуточный расход твердого топлива для котельных МУП «ГТС» составляет 180 тонн. Неснижаемый запас топлива должен составлять и составляет 1300 тонн. Нормативный эксплуатационный запас топлива должен составлять 7600 тонн. Общий нормативный запас составляет 8900 тонн. В связи с тем, что котельные МУП «ГТС» не имеют технической возможности принять и разгрузить 45 суточный запас топлива в связи с небольшими площадями, заключен договор с ФИО1 на услуги прирельсовой переработки и хранения ОНЗТ (общий норматив запаса топлива) на кладе, находящимся в 13 км от котельных предприятия. В настоящее время, в соответствии с актом сверки с ИП ФИО4, запас угля МУП «ГТС» составляет 3400 тонн, что в 2,5 раза больше обязательного неснижаемого запаса топлива который составляет 1300 тонн. Хранение угля в большем объеме не представляется возможным в виду того, что площадь склада позволяет хранить уголь только в буртах, при длительном лежании уголь начинает гореть и портиться под влиянием климатических особенностей региона, что негативно сказывается на его удельной теплоте сгорания.

Представитель третьего лица мэрии города в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.06.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду и др.

В силу ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ проверке готовности к отопительному периоду подлежат, в том числе муниципальные образования, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации.

Согласно п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

В целях реализации прав граждан на жилище, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, зарегистрированным в Минюсте РФ 15.10.2003 № 5176 предусмотрено, что в летний период должен быть осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами (пп. «а» п.2.6.13 Правил).

В соответствии с абз. 5 п. 2.6.10 указанных Правил готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона.

Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 «О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», утвержден Порядок определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии, согласно пунктам 1 и 2 которого установлено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

Согласно п. 11 Порядка нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

При этом согласно п. 21 указанных Правил для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу - 45 суток.

Из материалов дела следует, что на основании приказа МКУ КУМИ мэрии города от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ на праве хозяйственного ведения за МУ ГТС» закреплено муниципальное недвижимое и движимое имущество, в том числе котельные, расположенные по адресам: <адрес>

Согласно справки МУП «ГТС» по состоянию на 30.09.2019 остаток запасов топлива (угля) МУП «Городские тепловые сети» составляет 5 222 тонны, из них – 1 818 тонн находится на хранении котельных предприятия и месте хранения по адресу: <адрес>, 3 403 тонны хранится на территории по адресу: <адрес>.

Из пояснений сторон, материалов дела судом установлено, что нормативный запас топлива в котельных г. Биробиджана отсутствует.

Обязанность создать нормативный запас топлива, в силу положений п.1 ч.1 и ч. 1.1. ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», может быть возложена на органы местного самоуправления муниципального района только в том случае, если она не будет исполнена теплоснабжающими организациями.

На момент рассмотрения судом требований прокурора установлено, что объекты теплоснабжения, расположенные по адресам: <адрес> не обеспечены запасом твердого топлива (угля) в размере 45 суток на весь период потребности в отопительном сезоне 2019-2020 годах и нет накопления 7-суточного неснижаемого нормативного запаса твердого топлива (угля).

При таких обстоятельствах не обеспечение указанных котельных нормативных запасов топлива приводит к нарушению прав жителей г. Биробиджан ЕАО на предоставление качественного и своевременного теплоснабжения в осенне-зимний период, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.

Удовлетворяя иск, учитывая характер нарушений прав граждан на бесперебойное предоставление услуги теплоснабжения, суд считает необходимым воспользоваться положениями ст. 212 ГПК РФ и обратить настоящее решение к немедленному исполнению, с целью недопущения срыва отопительного сезона 2019-2020 гг.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, -

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области к муниципальному унитарному предприятию «Городские тепловые сети» об обеспечении накопления запаса твердого топлива удовлетворить полностью.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Городские Тепловые сети» обеспечить накопление запаса твердого топлива (угля) в размере 45 суток на весь период потребности в отопительном сезоне 2019-2020 г.г.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Городские Тепловые сети» обеспечить накопление 7-суточного неснижаемого нормативного запаса твердого топлива (угля) на котельных, расположенных в г. Биробиджане Еврейская автономной области по адресам: <адрес>

Обратить решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: О.П. Данилова