Дело № 2-359/14 11 марта 2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ильиной Н.Г.
при секретаре Бородулиной Т.С.
с участием адвоката Казанцева В.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1, об оспаривании действий Отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Колпинском районе Санкт-Петербурга по снятию с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратился в суд с требованиями о признании незаконными действий Отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Колпинском районе по снятию с регистрации несовершеннолетнего ФИО1 и обязании устранить допущенные нарушения. В обоснование заявления заявитель указал, что <дата> ФИО1 был незаконно снят с регистрационного учета из квартиры бывшей жены заявителя ФИО2, расположенной по адресу: Колпино,.. . Несовершеннолетний ребенок был снят с регистрационного учета на основании заявления ФИО2, которая была лишена родительских прав в отношении сына, при этом согласия отца, являющегося законным представителем ребенка, получено не было. ФИО1 был снят с регистрации на основании договора купли-продажи в еще не построенную квартиру по адресу: Санкт-Петербург,.. . Данные действия ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Колпинском районе нарушаю права несовершеннолетнего ребенка, в частности права пользования жилым помещением, права на получение паспорта.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя уточнил требования и просит устранить допущенное нарушение путем восстановления регистрации ФИО1 по прежнему месту в квартире по адресу:.. .
Представитель ФИО1 – адвокат Казанцев В.Г. в суд явился, заявление поддержал, указал, что данные действия сотрудников УФМС противоречат Положению об УФМС, где сказано об осуществлении данным органом контроля за регистрацией граждан, однако никакого контроля при снятии ребенка с регистрационного учета осуществлено не было
Несовершеннолетний ФИО1, достигший возраста 14 лет, в судебное заседание не явился, ранее представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Колпинском районе – ФИО3 в суд явилась, возражала против удовлетворения заявления, указала, что снятие с регистрационного учета ФИО1 было произведено на основании заявления матери ребенка – ФИО2, при предъявлении ею действующего свидетельства о рождении ребенка, даче объяснительной относительно невозможности предоставления согласия отца ребенка. Полномочия на истребование каких-либо дополнительных сведений у ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Колпинском районе отсутствуют. Также указала, что ссылки заявителя о невозможности оформить паспорт гражданина Российской Федерации по причине отсутствия постоянной регистрации являются необоснованными.
Заинтересованное лицо – ФИО2 в суд не явилась, извещалась по последнему известному месту регистрации, а также по адресу, указанному при снятии с регистрационного учета, однако по указанным адресам она не проживает. Номер телефона оператора сотовой связи, указанный в объяснениях для ОУФМС, в настоящее время не обслуживается. Иных сведений о месте ее жительства не имеется, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие в порядке ст. 119 ГПК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления ФИО1
В соответствии с ч. 1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из ч.4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены
Согласно разъяснениям, изложенным в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Судом установлено, что ФИО1 является отцом ФИО1 Согласно свидетельству о рождении ФИО1 его матерью является ФИО2.
Несовершеннолетний ФИО1 в период с <дата> года был зарегистрирован по адресу: г. Колпино, …, в квартире, которая принадлежала на праве собственности по договору купли-продажи от <дата>г. В. и ФИО2 (мать ребенка).
Согласно архивной справке о регистрации, В., ФИО2 и ФИО1 сняты с регистрационного учета по данному адресу <дата> по договору купли-продажи жилого помещения по адресу: Санкт-Петербург,.. .
Из материалов дела следует, что решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына ФИО1., ребенок оставлен на дальнейшее воспитание отцу ФИО1
Из объяснений заявителя следует, что ребенок по месту жительства матери имел только регистрацию, а фактически все это время проживал с отцом по месту проживания отца.
Как усматривается из материалов, представленных заинтересованным лицом, ФИО1 был снят с регистрационного учета по адресу: г. Колпино, … на основании заявления ФИО2 при предъявлении ею свидетельства о рождении сына, свидетельства о расторжении брака с отцом ребенка ФИО1 и при написании объяснительной, в которой ФИО2 указала, что не может предоставить согласие отца ребенка ФИО1, так как связь с ним не поддерживает, находится с ним в разводе и местонахождения его ей не известно; в случае возникновения разногласий с отцом ребенка, спор будет решать в судебном порядке.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» утверждены вышеуказанные Правила, согласно которых органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.
П. 31 Правил предусматривает, что снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета.
Органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в 3-дневный срок (п. 33 Правил).
В соответствии с п. 27 Административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288, заявление о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).
Пункт 28 Административного регламента предусматривает, что документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации, необходимыми для осуществления регистрационного учета для лиц, не достигших 14-летнего возраста, является свидетельство о рождении.
Представитель Отдела УФМС России по Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Колпинском районе пояснил, что сведения о том, что ФИО2 лишена родительских прав в отношении сына ФИО1 в отделе УФМС отсутствуют, а при предъявлении действительного свидетельства о рождении ребенка, оснований усомниться в достоверности предоставленных сведений и документов у сотрудников регистрирующего органа не имелось.
Поскольку на момент подачи ФИО2 заявления о снятии с регистрационного учета ФИО1 по адресу: Колпино, …, несовершеннолетний ФИО1 не достиг возраста 14 лет, заявителем ФИО2 было представлено свидетельство о рождении ребенка, где она указана в качестве матери ребенка и при отсутствии сведений о лишении матери ребенка родительских прав, в действиях сотрудников УФМС нарушений действующего законодательства не усматривается.
Доводы о необходимости получения для совершения данного административного акта согласия органов опеки и попечительства являются несостоятельными, поскольку в данном случае такое согласие для снятия несовершеннолетнего с регистрационного учета в связи с изменением места жительства не требуется, собственником доли в указанном жилом помещение, откуда он был снят с регистрационного учета, ФИО1 не являлся. В соответствии с п. 136 Административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ письменное согласие соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места жительства требуется в отношении снятия с регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО1 к такой категории детей не относится.
Кроме того, Административным регламентом предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ предусмотрено, что снятие с регистрационного учета по месту жительства производится в течение 3-х дней со дня поступления в орган регистрационного учета соответствующего заявления гражданина (п. 22), а требовать представления иных документов, не предусмотренных перечнем для осуществления конкретной государственной услуги, запрещается (п. 32). Пункт 165 Регламента предусматривает, что сотрудники, предоставляющие государственную услугу, за неправомерное предъявление заявителю требований о представлении информации либо документов, не предусмотренных Административным регламентом, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ссылки заявителя о нарушении сотрудниками миграционной службы ст. 40 Конституции РФ и нарушение прав ФИО1 по пользованию жилым помещением по адресу: г. Колпино, …, по мнению суда, являются несостоятельными, поскольку в указанном жилом помещении несовершеннолетний ФИО1 длительное время не проживает, проживает в жилом помещении по месту регистрации отца.
Доводы о невозможности ФИО1 получить паспорт гражданина Российской Федерации в связи с достижением 14-летнего возраста, противоречат п. 10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 и п. 17 Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ», утвержденного Приказом ФМС России от 30.11.2012 № 391, которые предусматривают, что выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан.
Заявитель в уточненном заявлении просит восстановить ФИО1 на регистрационном учете по прежнему месту регистрации по адресу: г. Колпино, …. Однако согласно сведениям Управления Росреестра по Санкт-Петербургу в настоящее время данное жилое помещение принадлежит иному лицу – Ш. на основании Договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от <дата>. При таких обстоятельствах, суд полагает, что разрешение вопроса о правах ФИО1 в отношении указанного жилого помещения, не является предметом рассмотрения настоящего дела, рассматриваемого по правилам главы 25 ГПК РФ, а подлежит рассмотрению в ином судебном порядке – в порядке искового производства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1, об оспаривании действий Отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Колпинском районе Санкт-Петербурга по снятию с регистрационного учета отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Г. Ильина