Дело № 2-2417-2022УИД: 42RS0005-01-2022-004015-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Заводский районный суд города Кемерово
В составе председательствующего Маковкиной О.Г.
при секретаре Слеменевой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово 12.08.2022 года гражданское дело по иску ФИО2 к КУГИ Кузбасса о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику.
Требования мотивирует тем, что решением Заводского районного суда г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску ФИО2 к ФИО1 принявшей наследство,признании права собственности на самовольную постройку в порядке наследования, за ФИО2 было признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: адресА, общей площадью 73,4 кв.м., жилой площадью 61,4 кв.м. Право на дом зарегистрировано в ЕГРН.
Согласно сведениям из ЕГРН дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадь 1104,29 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под индивидуальную жилищную застройку. Границы участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Несмотря на то, что их семья владеет и домом, и земельным участком с 60-х годов прошлого века, в полученной выписке из ЕГРН правообладателем указанного участка указан Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса.
Считает, что указанный участок принадлежит ей на праве собственности по следующим основаниям:
Год постройки дома (1962) приходится на период действия Инструкции Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР от 25 декабря 1945 года "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР" (утратила силу на основании Приказа Минкоммунхоза РСФСР от 21.02.1968 N 83).
С 1962 года, т.е. уже почти 60 лет, никто из заинтересованных лиц не оспаривал законность возведения домовладения и права их семьи на дом, не оспорена и соответствующая запись в реестре БТИ.
Согласно неоднократным разъяснениям различных судебных инстанций РФ (в том числе – и Кемеровского областного суда), при оценке того, было ли строение зарегистрировано и в каком порядке, следует исходить из положений нормативных актов, действовавших на время возведения указанных строений.
Как следует из материалов дела, дом, расположенный по адресу: адресА, был возведен в 1960-х годах 20 века (согласно техническому паспорту на домовладение и инвентарному делу – в 1962 году).
В частности, в 1960-х годах действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» (далее – Указ от 26 августа 1948 года), утв. Законом СССР от 14 марта 1949 года «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов», (Указ от 26 августа 1948 года утратил силу на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1988 года N 8502-XI «О признании утратившими силу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» и статьи 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов»).
В соответствии с п. 1, 2 Указа от 26 августа 1948 года каждый гражданин СССР имеет право купить или построить для себя на праве личной собственности жилой дом в один или два этажа с числом комнат от одной до пяти включительно как в городе, так и вне города.
Отвод гражданам земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование. Размер земельных участков, отводимых гражданам, определяется исполкомами, в том числе и городских Советов депутатов трудящихся в соответствии с проектами планировки и застройки городов, а также в соответствии с общими нормами, устанавливаемыми Советом Министров СССР.
В этот же день Совет Министров СССР принял Постановление N 3211 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» (признано утратившим силу Постановлением Совета Министров СССР от 5 октября 1989 года N 827 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства СССР по вопросам индивидуального жилищного строительства»).
Согласно п. 2 – 10 Постановления Совета Министров СССР от 26 августа 1948 года N 3211 земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов отводятся, в том числе за счет земель городов, в бессрочное пользование, а построенные на этих участках дома являются личной собственностью застройщиков.
Кроме того, в случаях самовольного строительства или грубого нарушения строительно-технических правил и норм исполкомам городских (районных) Советов депутатов трудящихся предоставляется право обязывать застройщика прекратить строительство и в течение месячного срока своими силами и за свой счет снести все возведенные ими строения или части строения и привести в порядок земельный участок.
1 марта 1949 года Совет Министров РСФСР издал Постановление N 152 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1949 года «О внесении изменений в законодательство РСФСР в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов». Этим Постановлением N 152 законодатель установил правила осуществления строительства индивидуальных жилых домов, в соответствии с которыми отвод гражданам земельных участков в бессрочное пользование для строительства индивидуальных жилых домов производится по решению исполнительных комитетов, в том числе городских, Советов депутатов трудящихся. Передача земельного участка застройщику оформляется договором о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности. При этом отвод земельных участков в городах под индивидуальное жилищное строительство производится на основе заявок отдельных граждан (индивидуальных застройщиков) в районах, предназначенных под этот вид строительства, а также в соответствии с утвержденными городским Советом депутатов трудящихся проектами застройки соответствующих районов, предусматривающими необходимые виды благоустройства.
Таким образом, по смыслу приведенных норм право владения и пользования земельными участками, предоставленными в вышеуказанном порядке и размере для строительства индивидуального жилого дома на территории города, граждане осуществляли в форме бессрочного пользования. Основанием возникновения такого права являлось решение исполкома городского Совета депутатов трудящихся, а само строительство осуществлялось в соответствии с проектами планировки, застройки города по типовым или индивидуальным проектам. Построенные на этих участках дома подлежали принятию в эксплуатацию и являлись личной собственностью застройщиков.
Государственный учет жилищного фонда, независимо о принадлежности, осуществлялся по единой для СССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации.
Государственной регистрации подлежали дома, принадлежащие гражданам на праве личной собственности. Данные о праве собственности на жилые дома на основании решений исполкомов вносились бюро технической инвентаризации в реестр-книги данного населенного пункта, а также в инвентаризационные карточки в соответствии с теми пунктами и графами, которые в них предусмотрены.
Инвентаризации спорного домовладения произведена впервые в период действия Инструкции Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР от 25 декабря 1945 года «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР» (утратила силу на основании Приказа Минкоммунхоза РСФСР от 21.02.1968 N 83)
Одновременно с инвентаризацией строений и относящихся к ним земельным участкам и текущей регистрацией изменений в домовом фонде производилась их правовая регистрация, заключающаяся в выявлении (на основании оформленных в установленном законом порядке документов) владельцев строений и пользователей участков и в установлении характера и объема права владения и пользования.
Инструкцией было установлено, что на основании собранных материалов при участии представителей городских жилищных управлений бюро инвентаризации производит проверку документов, подтверждающих право собственности на строения, а при их отсутствии – документов, косвенно подтверждающих указанное право, и составляет письменные заключения, в том числе:
о наличии данных, устанавливающих за отдельными гражданами право собственности на строение или право застройки;
о фактах бездокументного владения строениями;
о фактах самовольной застройки.
Заключения инвентаризационных бюро о праве владения строениями со всеми документами представляются на рассмотрение и утверждение исполкома, в том числе городского, Совета депутатов трудящихся, и на основании соответствующих решений этих исполкомов производится регистрация строений за их владельцами.
Так, параграф 14 Инструкции предусматривал возможность регистрации за жителем строения на праве собственности на основании документов, косвенно подтверждающих это право, в каждом отдельном случае организацией, которой подчинено БТИ, вопрос выносится на окончательное решение исполкома рай(гор)совета депутатов трудящихся. Согласно параграфа 16 Инструкции самовольно возведенные строения регистрации не подлежат.
Такие строения могут быть зарегистрированы за собственниками при условии, если строения не подлежат переносу по основаниям указанным в ст. ст. 9 – 10 Постановления СНК РСФСР от 22 мая 1940 года и с самовольными застройщиками будут заключены договора о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование.
Данные о праве владения строениями на основании решений исполкомов местных Советов вносятся инвентаризационными бюро в реестровые книги домовладений данного населенного пункта, а также в инвентарные карточки формы N 1-У и N 2-С, предусмотренные Инструкцией по проведению технической инвентаризации строений и текущей регистрации инвентарных изменений в домовом фонде городов, рабочих, дачных и курортных поселков РСФСР, введенной в действие Приказом Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР от 12 апреля 1944 года N 155, в соответствии с теми пунктами и графами, которые предусматриваются этими формами.
Бюро инвентаризации после регистрации прав владения в реестровых книгах делают на документах владельцев строений соответствующие регистрационные надписи, а в случаях отсутствия документов владельцам строений выдают регистрационные удостоверения, подтверждающие право собственности на строение или право застройки.
По проведении первоначальной регистрации владельцев строений и застройщиков инвентаризационные бюро ведут последующую регистрацию изменений в правовом положении строений, которые также подлежат внесению в реестровую книгу и в инвентарные карточки со ссылкой на документы, на основании которых эти изменения учтены.
При этом инвентаризационное бюро право пользования земельным участком, обслуживающим индивидуальное жилое строение, отдельно не регистрировало, а инвентарная опись земельного участка содержалась в инвентарной карточке, к которой прикладывался план земельного участка. А при выявлении самовольно возведенных строений, в том числе при отсутствии документов о предоставлении земельного участка под строительство, отразив эти сведения в документах технической инвентаризации, в силу прямого указания обязано было принять меры, предусмотренные вышеуказанным законодательством. В том числе меры по их регистрации на основании решений местных Советов, принятых в отношении этих строений, внося соответствующие записи помимо прочего в реестровые книги, алфавитные журналы (алфавитные карточки), а также в инвентарные карточки по утвержденным формам. Если строение не относилось к ведомственному фонду и не значилось принадлежащим юридическим или физическим лицам, оно подлежало регистрации на праве государственной собственности по фонду местных Советов.
Основные положения Инструкции от 25 декабря 1944 года, приведенные выше, в соответствующей редакции предусмотрены в Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утв. Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 года N 83. Эта же Инструкция от 21 февраля 1968 года N 83 установила необходимость постоянной сохранности реестровых книг, являющихся документом учета собственников строений.
Исходя из норм ранее действующего законодательства, можно сделать вывод о том, что регистрация права собственности в городских поселениях осуществлялась, как правило, организациями технической инвентаризации (БТИ), которые являлись структурными подразделениями местных Советов и осуществляли описание зданий и сооружений для целей налогообложения и проверку соответствия строений требованиям градостроительных норм и правил.
По смыслу правовых норм, изложенных выше, отсутствие у истца договора о предоставлении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома в виде отдельного документа, равно как и отсутствие иного решения о передаче земельного участка, принятого исполкомом или органами местного самоуправления позднее, само по себе нельзя расценивать как обстоятельство, исключающее нахождение земельного участка у ФИО6 на законном основании. Согласно Инструкции, объектом регистрации являлось домовладение в целом с самостоятельным земельным участком. Следовательно, дополнительно право на земельный участок регистрировать не нужно.
Также следует учитывать, что земельные правоотношения и в Российской Федерации, и, ранее, в СССР, всегда строились на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (ст.1 Земельного Кодекса РФ).
Кроме того, в соответствии со ст. 12 ЗК РСФСР предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода на основании решения уполномоченных органов. Аналогичные нормы также содержатся в ст.ст. 28-29 ЗК РСФСР, ст. 29 ЗК РФ, согласно которым земельные участки предоставляются гражданам на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно ст. 37 ЗК РСФСР при переходе права собственности на строение вместе с ним переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельным участком.
В силу п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором ему предоставлен такой участок, или невозможно определить вид этого права.
Статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ (пункт 4).
Если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок…
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки… Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 9.1).
Таким образом, при рассмотрении данного дела следует исходить из того, что правопредшественникам указанный участок считается предоставленным на праве собственности.
Как было указано выше, право на жилой дом по адрес признано за ней решением Заводского районного суда г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в порядке наследования.
Поскольку спорный земельный участок находился в фактическом пользовании правопредшественников до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", к истице в порядке правопреемства перешло право на получение указанного земельного участка в собственность.
Таким образом, на основании приведенных норм, и дом и участок считаются принадлежащими вы настоящее время ФИО2 на праве собственности, и она имеет право требовать в суде признания этого права за собой.
Следует отметить, что к аналогичным выводам пришел и Заводский районный суд при вынесении решения по делу № 2-124/2021.
Просит суд признать за ФИО2 право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадь 1104,29 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под индивидуальную жилищную застройку, расположенный по адресу: адресА.
Истец ФИО2 о дате, времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика КУГИ Кузбасса о дате, времени и месте судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился, ранее предоставил возражения на исковое заявление.
Представитель третьего лица Администрации г. Кемерово о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п.9.1 ст.3 ФЗ от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», абз.1 - если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность; абз.4 - государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Согласно ч.1 Закона Кемеровской области №108-ОЗ от 12.07.2006 г. «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области - городе Кемерово осуществляется специальным органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере земельных отношений.
Согласно п.1.1 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.03.2008 года № 92, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции.
Согласно п.1.2 Положения Комитет является уполномоченным органом по управлению и распоряжению имуществом Кемеровской области.
Согласно п.3.44 Положения Комитет принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Кемеровской области, в собственность и аренду гражданам и юридическим лицам.
В соответствии с Законом Кемеровской области от 04.07.2002г. № 49-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений» и распоряжением администрации Кемеровской области от 26.07.2002г. № 506-р «О специальном органе исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющем отдельные полномочия в сфере земельных отношений» комитет является специальным органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере земельных отношений.
Таким образом, в настоящее время полномочия по распоряжению земельными участками на территории Кемеровской области отнесены к компетенции КУГИ Кузбасса.
На основании ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии со ст.59 Земельного кодекса Российской Федерации признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что решением Заводского районного суда адрес от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску ФИО2 к ФИО1 принявшей наследство,признании права собственности на самовольную постройку в порядке наследования, за ФИО2 было признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: адресА, общей площадью 73,4 кв.м., жилой площадью 61,4 кв.м. Право на дом зарегистрировано в ЕГРН.
Согласно сведениям из ЕГРН дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадь 1104,29 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под индивидуальную жилищную застройку. Границы участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В выписке из ЕГРН правообладателем указанного участка указан Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса.
Истец полагает, что указанный участок принадлежит ей на праве собственности.
Год постройки дома (1962) приходится на период действия Инструкции Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР от 25 декабря 1945 года "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР" (утратила силу на основании Приказа Минкоммунхоза РСФСР от 21.02.1968 N 83).
При оценке того, было ли строение зарегистрировано и в каком порядке, следует исходить из положений нормативных актов, действовавших на время возведения указанных строений.
Как следует из материалов дела, дом, расположенный по адресу: адресА, был возведен в 1960-х годах 20 века согласно техническому паспорту на домовладение и инвентарному делу – в 1962 году.
В 1960-х годах действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» (далее – Указ от 26 августа 1948 года), утв. Законом СССР от 14 марта 1949 года «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов», (Указ от 26 августа 1948 года утратил силу на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1988 года N 8502-XI «О признании утратившими силу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» и статьи 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов»)
В соответствии с п. 1, 2 Указа от 26 августа 1948 года каждый гражданин СССР имеет право купить или построить для себя на праве личной собственности жилой дом в один или два этажа с числом комнат от одной до пяти включительно как в городе, так и вне города.
Отвод гражданам земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование. Размер земельных участков, отводимых гражданам, определяется исполкомами, в том числе и городских Советов депутатов трудящихся в соответствии с проектами планировки и застройки городов, а также в соответствии с общими нормами, устанавливаемыми Советом Министров СССР.
В этот же день Совет Министров СССР принял Постановление N 3211 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» (признано утратившим силу Постановлением Совета Министров СССР от 5 октября 1989 года N 827 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства СССР по вопросам индивидуального жилищного строительства»).
Согласно п. 2 – 10 Постановления Совета Министров СССР от 26 августа 1948 года N 3211 земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов отводятся, в том числе за счет земель городов, в бессрочное пользование, а построенные на этих участках дома являются личной собственностью застройщиков.
Кроме того, в случаях самовольного строительства или грубого нарушения строительно-технических правил и норм исполкомам городских (районных) Советов депутатов трудящихся предоставляется право обязывать застройщика прекратить строительство и в течение месячного срока своими силами и за свой счет снести все возведенные ими строения или части строения и привести в порядок земельный участок.
1 марта 1949 года Совет Министров РСФСР издал Постановление N 152 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1949 года «О внесении изменений в законодательство РСФСР в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов». Этим Постановлением N 152 законодатель установил правила осуществления строительства индивидуальных жилых домов, в соответствии с которыми отвод гражданам земельных участков в бессрочное пользование для строительства индивидуальных жилых домов производится по решению исполнительных комитетов, в том числе городских, Советов депутатов трудящихся. Передача земельного участка застройщику оформляется договором о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности. При этом отвод земельных участков в городах под индивидуальное жилищное строительство производится на основе заявок отдельных граждан (индивидуальных застройщиков) в районах, предназначенных под этот вид строительства, а также в соответствии с утвержденными городским Советом депутатов трудящихся проектами застройки соответствующих районов, предусматривающими необходимые виды благоустройства.
Таким образом, по смыслу приведенных норм право владения и пользования земельными участками, предоставленными в вышеуказанном порядке и размере для строительства индивидуального жилого дома на территории города, граждане осуществляли в форме бессрочного пользования. Основанием возникновения такого права являлось решение исполкома городского Совета депутатов трудящихся, а само строительство осуществлялось в соответствии с проектами планировки, застройки города по типовым или индивидуальным проектам. Построенные на этих участках дома подлежали принятию в эксплуатацию и являлись личной собственностью застройщиков.
Государственный учет жилищного фонда, независимо о принадлежности, осуществлялся по единой для СССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации.
Государственной регистрации подлежали дома, принадлежащие гражданам на праве личной собственности. Данные о праве собственности на жилые дома на основании решений исполкомов вносились бюро технической инвентаризации в реестр-книги данного населенного пункта, а также в инвентаризационные карточки в соответствии с теми пунктами и графами, которые в них предусмотрены.
Инвентаризации спорного домовладения произведена впервые в период действия Инструкции Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР от 25 декабря 1945 года «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР» (утратила силу на основании Приказа Минкоммунхоза РСФСР от 21.02.1968 N 83)
Одновременно с инвентаризацией строений и относящихся к ним земельным участкам и текущей регистрацией изменений в домовом фонде производилась их правовая регистрация, заключающаяся в выявлении (на основании оформленных в установленном законом порядке документов) владельцев строений и пользователей участков и в установлении характера и объема права владения и пользования.
Инструкцией было установлено, что на основании собранных материалов при участии представителей городских жилищных управлений бюро инвентаризации производит проверку документов, подтверждающих право собственности на строения, а при их отсутствии – документов, косвенно подтверждающих указанное право, и составляет письменные заключения, в том числе:
о наличии данных, устанавливающих за отдельными гражданами право собственности на строение или право застройки;
о фактах бездокументного владения строениями;
о фактах самовольной застройки.
Заключения инвентаризационных бюро о праве владения строениями со всеми документами представляются на рассмотрение и утверждение исполкома, в том числе городского, Совета депутатов трудящихся, и на основании соответствующих решений этих исполкомов производится регистрация строений за их владельцами.
Так, параграф 14 Инструкции предусматривал возможность регистрации за жителем строения на праве собственности на основании документов, косвенно подтверждающих это право, в каждом отдельном случае организацией, которой подчинено БТИ, вопрос выносится на окончательное решение исполкома рай(гор)совета депутатов трудящихся. Согласно параграфа 16 Инструкции самовольно возведенные строения регистрации не подлежат.
Такие строения могут быть зарегистрированы за собственниками при условии, если строения не подлежат переносу по основаниям указанным в ст. ст. 9 – 10 Постановления СНК РСФСР от 22 мая 1940 года и с самовольными застройщиками будут заключены договора о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование.
Данные о праве владения строениями на основании решений исполкомов местных Советов вносятся инвентаризационными бюро в реестровые книги домовладений данного населенного пункта, а также в инвентарные карточки формы N 1-У и N 2-С, предусмотренные Инструкцией по проведению технической инвентаризации строений и текущей регистрации инвентарных изменений в домовом фонде городов, рабочих, дачных и курортных поселков РСФСР, введенной в действие Приказом Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР от 12 апреля 1944 года N 155, в соответствии с теми пунктами и графами, которые предусматриваются этими формами.
Бюро инвентаризации после регистрации прав владения в реестровых книгах делают на документах владельцев строений соответствующие регистрационные надписи, а в случаях отсутствия документов владельцам строений выдают регистрационные удостоверения, подтверждающие право собственности на строение или право застройки.
По проведении первоначальной регистрации владельцев строений и застройщиков инвентаризационные бюро ведут последующую регистрацию изменений в правовом положении строений, которые также подлежат внесению в реестровую книгу и в инвентарные карточки со ссылкой на документы, на основании которых эти изменения учтены.
При этом инвентаризационное бюро право пользования земельным участком, обслуживающим индивидуальное жилое строение, отдельно не регистрировало, а инвентарная опись земельного участка содержалась в инвентарной карточке, к которой прикладывался план земельного участка. А при выявлении самовольно возведенных строений, в том числе при отсутствии документов о предоставлении земельного участка под строительство, отразив эти сведения в документах технической инвентаризации, в силу прямого указания обязано было принять меры, предусмотренные вышеуказанным законодательством. В том числе меры по их регистрации на основании решений местных Советов, принятых в отношении этих строений, внося соответствующие записи помимо прочего в реестровые книги, алфавитные журналы (алфавитные карточки), а также в инвентарные карточки по утвержденным формам. Если строение не относилось к ведомственному фонду и не значилось принадлежащим юридическим или физическим лицам, оно подлежало регистрации на праве государственной собственности по фонду местных Советов.
Основные положения Инструкции от 25 декабря 1944 года, приведенные выше, в соответствующей редакции предусмотрены в Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утв. Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 года N 83. Эта же Инструкция от 21 февраля 1968 года N 83 установила необходимость постоянной сохранности реестровых книг, являющихся документом учета собственников строений.
Исходя из норм ранее действующего законодательства, можно сделать вывод о том, что регистрация права собственности в городских поселениях осуществлялась, как правило, организациями технической инвентаризации (БТИ), которые являлись структурными подразделениями местных Советов и осуществляли описание зданий и сооружений для целей налогообложения и проверку соответствия строений требованиям градостроительных норм и правил.
По смыслу правовых норм, изложенных выше, отсутствие у истца договора о предоставлении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома в виде отдельного документа, равно как и отсутствие иного решения о передаче земельного участка, принятого исполкомом или органами местного самоуправления позднее, само по себе нельзя расценивать как обстоятельство, исключающее нахождение земельного участка у ФИО6 на законном основании. Согласно Инструкции, объектом регистрации являлось домовладение в целом с самостоятельным земельным участком.
Земельные правоотношения и в Российской Федерации, и, ранее, в СССР, всегда строились на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (ст.1 Земельного Кодекса РФ).
Кроме того, в соответствии со ст. 12 ЗК РСФСР предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода на основании решения уполномоченных органов. Аналогичные нормы также содержатся в ст.ст. 28-29 ЗК РСФСР, ст. 29 ЗК РФ, согласно которым земельные участки предоставляются гражданам на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно ст. 37 ЗК РСФСР при переходе права собственности на строение вместе с ним переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельным участком.
В силу п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором ему предоставлен такой участок, или невозможно определить вид этого права.
Статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ (пункт 4).
Если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок…
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки… Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 9.1).
Таким образом, при рассмотрении данного дела следует исходить из того, что правопредшественникам указанный участок считается предоставленным на праве собственности.
Право на жилой дом адрес признано за ней решением Заводского районного суда г. Кемерово от 09.04.2021 по делу № в порядке наследования.
Поскольку спорный земельный участок находился в фактическом пользовании правопредшественников до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1305-1 "О собственности в СССР", к истице в порядке правопреемства перешло право на получение указанного земельного участка в собственность.
Таким образом, на основании приведенных норм, и дом и участок считаются принадлежащими ФИО2 на праве собственности, и она имеет право требовать в суде признания этого права за собой.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота, в ходе судебного разбирательства не установлено, соответствующих доказательств ответчиком не представлено.
Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности, суд считает, что ФИО2 приобрела право пользования земельным участком, расположенным по адресу: адресА, в связи с чем, необходимо признать за истцом право собственности на указанный земельный участок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 о признании права собственности удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадь 1104,29 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под индивидуальную жилищную застройку, расположенный по адресу: адресА,
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 17.08.2022 года.
Председательствующий: О.Г. Маковкина