Дело № 2-2417/2020
УИД 26МS0040-01-2020-002713-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Михайловск 25 ноября 2020 года
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Гедыгушева М.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой Д.В.
с участием:
представителя истца (ответчика по встречному иску) ООО «Эко-Сити» по доверенности Ковлягина А.Н.,
представителя ответчика (истца по встречному иску) Филоненко И.А. по доверенности Шевченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда материалы гражданского дела по иску ООО «Эко-Сити» к Филоненко Ирине Алексеевне о взыскании задолженности по оплате за оказанные коммунальные услуги по обращению с ТКО и по встречному иску Филоненко Ирины Алексеевны к ООО «Эко-Сити» о признании услуг неоказанными, о признании недействительным п.4 Договора № на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконными действий по начислению оплаты, возложении обязанности произвести перерасчет размера оплаты, взыскании расходов на оказание юридических услуг,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Эко-Сити» обратилось в Шпаковский районный суд с исковым заявлением к Филоненко Ирине Алексеевне о взыскании задолженности по оплате за оказанные коммунальные услуги по обращению с ТКО.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.128 ГПК РФ был отменен судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ на взыскание с Филоненко И.А. в пользу ООО «Эко-Сити» задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9578,28 рублей, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 200,00 рублей. ООО «Эко-Сити» - как региональный оператор (далее - РО) по обращению с ТКО, оказывает услуги всему населению <адрес>, в частности потребителю Филоненко И.А., с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента, когда РО приступил к исполнению своих обязанностей, независимо от наличия заключенных договоров, тем самым выполняет обязательства, взятые в соответствии с Соглашением, заключенным с Министерством ЖКХ Ставропольского края, а также в соответствии с Правилами обращения с ТКО, что подтверждается данными маршрутных журналов, а также треками спутниковой навигационной системы «Глонасс-GPS». В соответствии с п. 8(18) Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила обращения с ТКО) до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается РО в соответствии с условиями типового договора и Соглашения и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу РО, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период, исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Филоненко И.А., обратилась к региональному оператору в феврале 2020 года, т.е. за пределами сроков размещения региональным оператором предложения о заключении договора, заполнила заявку и предоставила все необходимые документы, ей был подготовлен проект договора на оказание услуги по обращению с ТКО № от ДД.ММ.ГГГГ. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Филоненко И.А. подписала, в котором в п.4 Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами указана ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо претензий по факту не оказания услуг, либо оказания услуг ненадлежащего качества со стороны ответчика либо проживающих с ним лиц в адрес истца не поступало, вследствие чего имеется полное основание требовать оплату в полном объеме. В силу ст.ст.153-155 ЖК РФ потребитель обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Филоненко И.А. является собственником жилого помещения по <адрес>, в течение длительного времени не выполняет обязательства по своевременной оплате коммунальных услуги по обращению с ТКО, в связи с чем образовалась задолженность.
На основании изложенного, истец просит взыскать с Филоненко И.А. в пользу ООО «Эко-Сити» в счет задолженности по оплате коммунальных услуг, по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9577,96 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400,00 рублей.
Ответчик Филоненко И.А. подала встречное исковое заявление к ООО «Эко-Сити» о признании услуг неоказанными, о признании недействительным п.4 Договора № на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконными действий по начислению оплаты, возложении обязанности произвести перерасчет размера оплаты, взыскании расходов на оказание юридических услуг.
В обоснование встречного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Филоненко И.А. и ООО «Эко-Сити» был заключен договор № на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Договор). При заключении договора ООО «Эко-Сити» необоснованно установил в условиях настоящего договора в пункте 4, согласно которому дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: ДД.ММ.ГГГГ. При заключении вышеуказанного договора пункт 4 не был согласован сторонами. Пунктом 1 Приложения № от ДД.ММ.ГГГГ к типовому договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что стороны договорились о том, что все ранее подписанные приложения по договору № от ДД.ММ.ГГГГ считаются утратившими силу с момента подписания данного приложения, из чего следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обязательства (если такие были) между Филоненко И.А. и ООО «Эко-Сити» с момента подписания вышеуказанного приложения считаются утратившими силу, а договорные отношения между истцом и ответчиком появились с момента подписания настоящего договора с ДД.ММ.ГГГГ, но не с ДД.ММ.ГГГГ как прописал ответчик в договоре. В ходе рассмотрения дела Филоненко И.А. понесены расходы на оплату услуг представителя, связанных с правовым анализом ситуации, подбором необходимых правовых актов и представления интересов в суде, в сумме 25 000 рублей, что подтверждается договором № от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, Филоненко И.А. просит суд признать неоказанными ей услуги ООО «Эко-Сити» ИНН № ОГРН № по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; признать недействительным п. 4 договора № на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Филоненко И.А. и ООО «Эко-Сити», согласно которому дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконными действия ООО «Эко-Сити» по начислению оплаты за обращение с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложить на ООО «Эко-Сити» обязанность произвести перерасчет размера оплаты за обращение с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ путем исключения задолженности в размере 9577, 96 рубля в отношении Филоненко И.А.; взыскать с ООО «Эко-Сити» в пользу Филоненко И.А. за оказание юридических услуг денежные средства в размере 25 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному иску ) ООО «Эко-Сити» по доверенности Ковлягин А.Н. поддержал заявленные исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме, в удовлетворении встречного искового заявления просил отказать.
Истец (ответчик по встречному иску) Филоненко И.А., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах неявки суду не сообщила и не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика (истца по встречному иску) Филоненко И.А. по доверенности Шевченко В.В. просила в удовлетворении требований первоначального иска отказать, требования встречного иска удовлетворить.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности, приходит к следующему.
В силу положений ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.
Все граждане, проживающие в многоквартирных домах, частном секторе, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, от малого и среднего бизнеса, заканчивая крупными предприятиями, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
В многоквартирных домах договор на обращение с твердыми коммунальными отходами заключается между региональным оператором и управляющей компанией, товариществом собственников жилья, иным кооперативом. При непосредственном управлении и с жителями частного сектора региональный оператор заключает договоры индивидуально, с каждым собственником жилья.
В соответствии с п. 8(1) «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 148(36) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно п. 148(44) вышеуказанного Постановления, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года № 1156.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Ставропольским краем, как субъектом Российской Федерации, в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, и компанией ООО «Эко-Сити», как региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключено соглашение в соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 07.03.2017 года № 69-п «Об установлении содержания и порядка заключения соглашения между органом исполнительной власти Ставропольского края и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».
Услуга по обращению с ТКО оказывается ООО «Эко-Сити» с ДД.ММ.ГГГГ на всей территории, входящей в зону деятельности регионального оператора (в том числе, в Ипатовском районе Ставропольского края), несмотря на отсутствие заключенного договора в соответствии с п. 7 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 («в случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором в соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления», региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения»).
В связи с этим при заключении договора указывается дата начала оказания услуги - ДД.ММ.ГГГГ, начисления также производятся с данной даты.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Филоненко И.А. является собственником недвижимого имущества - жилого дома, расположенного по <адрес> (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ между Филоненко И.А. и ООО «Эко-Сити» был заключен договор № на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно п.4 которого указана дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-17). При этом, Филоненко И.А. предоставила все необходимые документы и сведения (л.д.12).
Таким образом, ответчик и члены ее семьи с ДД.ММ.ГГГГ фактически проживали и пользовались коммунальной услугой по обращению с ТКО, предоставляемой ООО «Эко-Сити». Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались. Кроме того, сведений о заключении ею каких-либо договоров о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО с иными организациями суду также не представлено. При этом, иных способов утилизации твердых коммунальных отходов законом не предусмотрено.
Согласно ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой договор является публичным для регионального оператора по обращению с ТКО. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В соответствии с п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (то есть действий, свидетельствующих о намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг) и считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, в соответствии с п. 148(21) Правил.
В соответствии с п. 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается РО в соответствии с условиями типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу РО, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Следовательно, обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО наступает при оказании региональным оператором услуги по обращению с ТКО, независимо от наличия письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Обязанность по предоставлению достоверных сведений о количестве проживающих в жилом помещении в адрес Регионального оператора законодательством закреплена за собственником такого помещения (п. 148(25) Правил).
Таким образом, судом установлено, что услуга по обращению с ТКО оказывается ООО «Эко-Сити» с ДД.ММ.ГГГГ на всей территории, входящей в зону деятельности регионального оператора (в том числе в Ипатовском районе Ставропольского края), несмотря на отсутствие заключенного договора в соответствии с п. 7 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1156.
При этом, отсутствие до ДД.ММ.ГГГГ заключенных между ООО «Эко-Сити» и Филоненко И.А. в письменной форме договоров об оказании данного вида коммунальных услуг не исключает обязанность собственника имущества производить оплату услуг общества по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, поскольку данное обстоятельство соответствует положениям ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации и не противоречит требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного доводы ответчика (истца по встречному иску) Филоненко И.А. о незаконном начислении ей денежных сумм в счет уплаты коммунальной услуги за вывоз ТКО с ДД.ММ.ГГГГ суд не принимает во внимание.
По состоянию на дату подачи иска задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО с учетом ее частичной оплаты ответчиком (истцом по встречному иску) составила 9577,96 рубля. Расчет задолженности, представленный ООО «Эко-Сити», подтвержден актом сверки взаиморасчетов, судом проверен и принят. Филоненко И.А. не представлено суду надлежащих доказательств допущенных ООО «Эко-Сити» нарушений по начислению платежей за вывоз ТКО в отношении принадлежащего ей недвижимого имущества. В этой связи суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ООО «Эко-Сити» исковых требований.
Исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд при разрешении спора исходит из того, что согласно положениям действующего законодательства начисление ООО «Эко-Сити» в отношении Филоненко И.А. платежей за предоставленные коммунальные услуги являются правомерным, в связи с чем имеются основания для удовлетворения первоначального иска и отказа в удовлетворении встречных исковых требований.
В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку ООО «Эко-Сити» при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, при подаче заявления на выдачу судебного приказа - в размере 200 рублей, то указанные суммы подлежат взысканию с Филоненко И.А. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ООО «Эко-Сити» к Филоненко Ирине Алексеевне о взыскании задолженности по оплате за оказанные коммунальные услуги по обращению с ТКО - удовлетворить.
Взыскать с Филоненко Ирины Алексеевны в пользу ООО «Эко-Сити» в счет задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9577,96 рубля.
Взыскать с Филоненко Ирины Алексеевны в пользу ООО «Эко-Сити» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В удовлетворении встречных исковых требований Филоненко Ирины Алексеевны к ООО «Эко-Сити» о признании услуг неоказанными, о признании недействительным п.4 Договора № на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконными действий по начислению оплаты, возложении обязанности произвести перерасчет размера оплаты, взыскании расходов на оказание юридических услуг – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение одного месяца, с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2020 года.
Судья М.И. Гедыгушев