ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2417/2016 от 21.11.2016 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2-2417/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2016г. Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи, Попцовой М.С.,

при секретаре, Мамаеве Д.А.,

с участием заместителя Красноярского транспортного прокурора ФИО4 и старшего помощника ФИО5,

представителя ответчика ФИО6,

представителя третьего лица ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах субъекта Российской Федерации – Красноярский край к ООО «ТК Экспресс» о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Красноярский транспортный прокурор обратился в суд в интересах субъекта Российской Федерации – Красноярский край с исковым заявлением к ООО «ТК Экспресс» о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, ссылаясь на то, что Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения установленного порядка регулирования цен на транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях необщего пользования в отношении ООО «ТК Экспресс», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>. В ходе проверки установлено, что ООО «ТК Экспресс» в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ. использует подъездной железнодорожный путь необщего пользования, протяженностью <данные изъяты> м., расположенный по адресу: <адрес>. Между ООО «ТК Экспресс» и ООО «ФИО10» заключен договор транспортной экспедиции от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно условиям указанного договора Общество обязуется оказать услуги, связанные с перевозкой грузов, в том числе выполняет услуги по осуществлению погрузо-разгрузочных работ (п.п. 1.1, 3.1.3 Договора). Стоимость услуг оплачивается согласно прайс-листу, утвержденному директором ООО «ТК Экспресс». При этом в стоимость услуг по доставке груза входят, в том числе, погрузо-разгрузочные работы. Кроме того, стороны согласовали стоимость погрузо-разгрузочных работ с использованием автопогрузчика в размере <данные изъяты> за подъем, стоимость хранения в <адрес> - <данные изъяты> рублей за <данные изъяты> тонну за <данные изъяты> сутки и <данные изъяты> рублей за <данные изъяты> куб.м. за <данные изъяты> сутки. Стоимость погрузки после <данные изъяты>. стороны согласовали в размере <данные изъяты>, за <данные изъяты> тонну и <данные изъяты> рублей за <данные изъяты> куб.м. Министерством транспорта <адрес> приказ об установлении тарифа на оказываемые транспортные услуги ООО «ТК Экспресс» не издавался. Таким образом, в нарушение вышеназванных норм законодательства, тариф на транспортные услуги, оказываемые ООО «ТК Экспресс» на подъездных железнодорожных путях, в установленном законом порядке не установлен. Погрузо-разгрузочные работы, выполняемые на путях необщего пользования, являются транспортной услугой, которую следует рассматривать как технологическую операцию, связанную с технологическим процессом, за которую должна взиматься плата по регулируемому тарифу. Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства о тарифах на железнодорожном транспорте недопустимы, т.к. лишают потребителей услуг ООО «ТК Экспресс» права на законный и обоснованный тариф на предоставляемые транспортные услуги. Несоблюдение ООО «ТК Экспресс» законодательства о тарифном регулировании и самостоятельное установление тарифов на транспортные услуги является вмешательством в сферу государственного регулирования, затрагивая тем самым интересы государства. Незаконное бездействие ответчика нарушает интересы субъекта Российской Федерации - Красноярского края, поскольку государственное регулирование в данной сфере правоотношений осуществляют уполномоченные органы указанного публично-правового образования - Министерство транспорта Красноярского края. Просил признать незаконным бездействие ООО «ТК Экспресс» по установлению в определенном законом порядке тарифа на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях – путем обращения в Министерство транспорта Красноярского края; обязать ООО «ТК Экспресс» приостановить деятельность по оказанию транспортных услуг на подъездных железнодорожных путях до устранения нарушений Закона, в частности, до установления Министерством транспорта Красноярского края тарифа на транспортные услуги, оказываемые ООО «ТК Экспресс» на подъездных железнодорожных путях.

В судебном заседании заместитель Красноярского транспортного прокурора ФИО4, старший помощник Красноярского транспортного прокурора ФИО5 уточнили исковые требования. Просят признать незаконными действия ООО «ТК Экспресс», выразившиеся в самостоятельном определении цены на транспортную услугу в виде осуществления погрузочно-разгрузочной работы на подъездном железнодорожном пути необщего пользования, протяженностью <данные изъяты> м., расположенном по адресу: <адрес>; обязать ООО ТК «Экспресс» направить в Министерство транспорта <адрес> заявление об установлении ООО «ТК Экспресс» тарифа на транспортную услугу в виду осуществления погрузочно-разгрузочной работы на подъездном железнодорожном пути необщего пользования, протяженностью <данные изъяты> м., расположенном по адресу: <адрес>. Кроме того, просят установить ответчику срок исполнения решения 1 месяц.

Представитель ответчика ФИО6, полномочия которой подтверждены доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ., исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором указала, что по обращению ООО «ТК Экспресс» Министерством транспорта <адрес> были согласованы возможные тарифы на оказываемые ответчиком услуги. Погрузо-разгрузочные работы ООО ТК «Экспресс» не оказывает. В заключенных ответчиком с третьими лицами договорах строка об оказании погрузо-разгрузочных работ была оказана ошибочно, так как договоры были заключены по стандартной форме, и в настоящее время исключена. Погрузо-разгрузочные работы осуществляются третьими лицами самостоятельно. Из представленных в материалы дела документов следует, что между ООО «ТК Экспресс» и ООО «ФИО11» заключен договор транспортной экспедиции от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.1.1 договора Экспедитор ООО «ТК Экспресс» обязуется за вознаграждение и за счет Клиента выполнить или организовать выполнение определенных настоящим договором услуг, связанных с перевозкой грузов Клиента, из пункта погрузки в пункт назначения, указанные в Экспедиторском поручении. Согласно п.2.2.2 договора Клиент, либо третье лицо — отправитель/получатель груза обязуется получить доставленный груз в пункте назначения из вагона в течение суток с момента извещения Экспедитором о доступности груза. Согласно актов выполненных работ, представленных в материалы дела и подписанных с двух сторон ООО «ТК Экспресс» и ООО «ФИО12», Экспедитор оказывал Заказчику транспортно-экспедиционные услуги. Документального подтверждения оказания ответчиком транспортных услуг на железнодорожном транспорте, подлежащих государственному регулированию, истец не представляет, следовательно и доказательства нарушения действующего законодательства отсутствуют. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства транспорта <адрес>ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора, поддержала ранее представленные письменные пояснения, в которых указала, что в соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует определение транспортной услуги, не определен конкретный перечень транспортных услуг. Министерство при рассмотрении обращений хозяйствующих субъектов об установлении тарифов на транспортные услуги, исходит из признаков транспортной услуги, сформулированных Верховным Судом Российской Федерации. Государственному регулированию подлежат только транспортные услуги, но не транспортно-экспедиционные, посреднические услуги, оказываемые при организации перевозки грузов. Министерством транспорта устанавливаются тарифы на погрузо-разгрузочные работы. Между ООО «ТК Экспресс» (Экспедитор) и ООО «ФИО13 (Клиент) заключен договор транспортной экспедиции от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ответчиком оказывались погрузо-разгрузочные услуги, однако за установлением тарифов на данный вид услуги ответчик не обращался.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Указом Президента РФ от 28.02.1995 N 221 (ред. от 08.04.2003) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 N 670-П "О государственном регулировании цен (тарифов) в крае" утверждены "Порядок утверждения цен и тарифов на продукцию, товары и услуги Советом администрации края" и "Перечень регулируемых цен и тарифов на продукцию, товары и услуги в крае"

В указанный Перечень входят, транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (п. 4.3.).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.

Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

В соответствии с ч.2 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

Верховный Суд РФ в Определении от 01.04.2015г. №50-АПГ15-2 указал, что транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях включают весь комплекс операций, необходимых для доставки грузов, в том числе услуги, связанные с перевозкой, разгрузкой, обработкой, хранением, пользованием подъездным путем и др.

Как следует из ч. 3 ст. 3.1 Постановления Правительства Красноярского края от 06.07.2010 N377-п "Об утверждении Положения о министерстве транспорта Красноярского края", в компетенцию Министерства входит, в том числе, осуществление нормативного правового регулирования по вопросу государственного регулирования цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Судом установлено, что в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ. ИП ФИО8 передает, а ООО «ТК Экспресс» принимает в аренду (временное владение и пользование) недвижимое имущество – железнодорожный путь протяженностью <данные изъяты> м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>.

Согласно Устава ООО «ТК Экспресс», целью создания Общества является осуществление деятельности, направленной на удовлетворение общественных потребностей и на получение прибыли.

ООО ТК «Экспресс» является действующим предприятием, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

В ходе проведенной Красноярской транспортной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства в области безопасности движения на железнодорожном транспорте, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между ООО «ТК Экспресс» (экспедитор) и ООО «ФИО14» (Клиент) был заключен договор транспортной экспедиции, в соответствии с которым экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента выполнить или организовать выполнение определенных настоящим договором услуг, связанных с перевозкой грузов Клиента, из пункта погрузки в пункт назначения, указанные в Экспедиторском поручении (Приложение , являющееся неотъемлемой частью настоящего Договора).

В соответствии с п. 1.2 Договора от ДД.ММ.ГГГГ., Клиент оплачивает оказываемые Экспедитором услуги согласно тарифам Экспедитора, действующим в период оказания услуг и указанных в Прайс-листе.

Согласно Прайс-листа на доставку сборного груза, в стоимость услуг входит, в том числе стоимость выгрузки: стоимость погрузо-разгрузочных работ с использованием автопогрузчика – <данные изъяты> рублей за подъем. Стоимость хранения в <адрес><данные изъяты> рублей/т. и <данные изъяты> рублей куб.м. Стоимость погрузки после <данные изъяты> часов – <данные изъяты> рублей/тонна, <данные изъяты> рублей/куб.м.

Кроме того, дополнительным соглашением к договору от ДД.ММ.ГГГГ., установлена стоимость погрузо-разгрузочных работ.

ООО «ТК Экспресс» были представлены в рамках проверки платежные поручения за ДД.ММ.ГГГГ., счет-фактуры, акты выполненных работ, список контрагентов за <данные изъяты> полугодие ДД.ММ.ГГГГ., составляющий более <данные изъяты> лиц, с которыми у ООО ТК «Экспресс» заключены договоры на различные услуги.

ДД.ММ.ГГГГ. Красноярским транспортным прокурором в адрес Директора ООО «ТК Экспресс» было направлено представление, в котором указано о нарушении норм законодательства ООО «ТК Экспресс» о тарифах на железнодорожном транспорте. Указанные нарушения являются недопустимыми, в связи с чем прокуратура требует рассмотреть представление с обязательным участием представителя прокуратуры, в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению нарушений, их причин и условий им способствующих, принять меры организационного характера по недопущению аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, а также сообщить в Красноярскую транспортную прокуратуру о результатах рассмотрения представления и принятых мерах письменно в месячный срок со дня его внесения.

ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «ТК Экспресс» было направлено письмо о согласовании тарифов и направлении в адрес ООО «ТК Экспресс» Приказа об установлении тарифов.

Согласно сведений Министерства транспорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., ООО «ТК Экспресс» впервые обратилось в Министерство с заявлением об установлении тарифа на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования ДД.ММ.ГГГГ. Заявление не было рассмотрено в связи с некомплектностью представленных документов, необходимых для установления тарифов. В последующем ДД.ММ.ГГГГ. заявление об установлении тарифов и документы были отозваны и представлены вновь ДД.ММ.ГГГГ. ООО «ТК Экспресс» были представлены документы на установление тарифа в соответствии с требованиями пункта 2.6.1. Административного регламента предоставления Министерством государственной услуги по установлению тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, утвержденного Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заявлению, ООО «ТК Экспресс» обратилось за установлением тарифа на эксплуатацию подъездного железнодорожного пути необщего пользования. По результатам рассмотрения представленных материалов Министерством подготовлен приказ от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении предельного максимального тарифа на транспортную услугу, оказываемую на подъездных железнодорожных путях ООО «ТК Экспресс», которым установлен тариф на эксплуатацию подъездного железнодорожного пути в размере <данные изъяты> руб./кг. В ходе судебного заседания представитель Министерства пояснил, что за установлением тарифа на погрузо-разгрузочные работы ООО ТК «Экспресс» не обращалось.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «ТК Экспресс» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, которым установлено, что тариф на транспортные услуги, оказываемые ООО ТК «Экспресс» на подъездных железнодорожных путях, в установленном законом порядке не установлен. Погрузо-разгрузочные работы, выполняемые на путях необщего пользования, являются транспортной услугой, которую следует рассматривать как технологическую операцию, связанную с технологическим процессом, за которую должна взиматься плата по регулируемому тарифу. При этом, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении достоверно установлено, что ООО ТК «Экспресс» в рамках договора с ООО «ФИО15» оказываются услуги транспортной экспедиции, включающие погрузку и разгрузку груза в пункте отправления и прибытия, которая входит в стоимость услуг. В нарушение требований законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен Обществом оказываются ООО «ФИО16» услуги по погрузке и разгрузке грузов (в рамках исполнения договора транспортной экспедиции) по тарифам, не утвержденным в установленном порядке. Самостоятельное определение организацией, оказывающей погрузо-разгрузочные работы на подъездных путях необщего пользования, цены на данную услугу свидетельствует о нарушении установленного порядка ценообразования и наличия в действиях ООО ТК «Экспресс» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ – нарушение установленного порядка регулирования тарифов.

Таким образом, судом достоверно установлено, что ООО «ТК Экспресс» осуществляются погрузочно-разгрузочные работы на путях необщего пользования, в то время как тариф на транспортные услуги, оказываемые ООО «ТК Экспресс», в установленном законом порядке установлен не был.

Доводы представителя ответчика о том, что между ООО ТК «Экспресс» и ООО «ФИО17» заключен договор транспортной экспедиции, не свидетельствует о не предоставлении третьему лицу услуг по погрузке и разгрузке, которые прямо предусмотрены условиями договора, которым определена и стоимость этих услуг.

Доказательств изменения условий договора с ООО «ФИО9», равно как и с другими контрагентами, в части исключения из объема предоставляемых услуг погрузо-разгрузочных работ, ответчиком не представлено. При этом, одностороннее изменение условий договора законом не допускается, а внесение изменений в прайс-лист не является изменением условий договора.

Факт отсутствия согласования тарифов на погрузо-разгрузочные работы достоверно установлен в судебном заседании и не отрицался представителем ответчика, в связи с чем требования Красноярского транспортного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика госпошлину в размере, в котором истец в силу закона освобожден от ее уплаты при подаче иска, в соответствии с п.3 ч.1 ст.333-19 НК РФ в размере <данные изъяты>.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику месячный срок для направления заявления об установлении тарифа на транспортную услугу, поскольку такой срок является разумным и достаточным для исполнения решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Красноярского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО «ТК Экспресс», выразившиеся в самостоятельном определении цены на транспортную услугу в виде осуществления погрузо-разгрузочной работы на подъездном железнодорожном пути необщего пользования, протяженностью <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>.

Обязать ООО ТК «Экспресс» направить в Министерство транспорта Красноярского края заявление об установлении ООО «ТК Экспресс» тарифа на транспортную услугу в виде осуществления погрузо-разгрузочной работы на подъездном железнодорожном пути необщего пользования, протяженностью <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с ООО «ТК Экспресс» госпошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд.

Председательствующий: