Дело № 2-2418/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 ноября 2017 года г. Находка
Находкинский городской суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Черновой М.А.,
при секретаре Кувакиной Н.А.,
с участием ответчика ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной суммы жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ «Востокрегионжилье» обратилось в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что ФИО1 являлся военнослужащим и проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Его семья состояла на учете в ФГКУ «Востокрегионжилье» в качестве нуждающейся в получении жилья от Министерства обороны Российской Федерации в форме жилищной субсидии. Решением управления от 23.03.2015 № 226 ФИО1 на состав семьи три человека, включая супругу ФИО6 сына ФИО7 из федерального бюджета была предоставлена жилищная субсидия на приобретение жилого помещения. В связи с прохождением военной службы с 1980 года на основании ордера от 10.06.2004 ФИО1 на состав семьи 4 человека (ФИО1 – наниматель, ФИО8 – супруга, ФИО9 – сын, ФИО10 – сын) предоставлена двухкомнатная <.........>. Впоследствии данная квартира была предоставлена муниципальным образованием Находкинский городской округ в лице главы администрации дочери ответчика ФИО11 на основании договора социального найма жилого помещения от 22.10.2014 на состав семьи четыре человека, включая мать ФИО6, брата ФИО7, отца ФИО1 Одним из условий предоставления субсидии являлась сдача уполномоченному органу указанного жилого помещения муниципального жилищного фонда в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет ответчика. ФГКУ «Востокрегионжилье» заключило с ФИО1 и членами его семьи соглашение от 23.12.2014 о сдаче данной квартиры. В соответствии с решением управления от 23.03.2015 № 226 денежные средства были перечислены ФИО1 платежным поручением от 27.03.2015. Получив субсидию на строительство и приобретение жилья, ФИО1 отказался от приватизации занимаемой им в качестве члена семьи нанимателя <.........> в пользу своей дочери ФИО11, являющейся ее нанимателем. В последующем была осуществлена продажа данного жилого помещения. В случае, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Минобороны Российской Федерации жилым помещением и не может предоставить документы о его освобождении, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Изложенные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении ответчиком правом, поскольку характер его действий указывает на то, что они совершены с целью исключения формальных оснований для применения положений ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации по учету площади жилого помещения, приходящейся на членов его семьи. Министерство обороны Российской Федерации исполнило свои обязательства по обеспечению ФИО1 и членов его семьи постоянным жилым помещением в собственность путем перечисления денежных средств на его банковский счет. Таким образом, добровольный срок освобождения и сдачи вышеуказанного жилого помещения истек 27.07.2015. Однако, до настоящего момента квартира в установленном порядке не сдана, в связи с чем расчет денежных средств при выплате жилищной субсидии должен решаться исходя из норм предоставления 18 кв.м на состав семьи три человека с учетом права на дополнительную площадь 15 кв.м за вычетом доли ФИО1 и доли членов его семьи, заявленных на получение жилищной субсидии в размере 31,5 кв.м, то есть в размере 3 703 734 рубля 37 копеек, в то время как ответчику выплачено 6 815 871 рубль 25 копеек без учета занимаемого жилого помещения по договору социального найма. В связи с неисполнением ФИО1 и членами его семьи обязательств по сдаче жилого помещения, указанного в соглашении от 23.12.2014, он и члены его семьи получили неосновательное обогащение в размере излишне выплаченной жилищной субсидии в размере 3 111 136 рублей 87 копеек. Письмом управления от 17.04.2017 ответчику было предложено возвратить излишне уплаченную сумму жилищной субсидии в добровольном порядке, либо исполнить обязательства по сдаче квартиры по соглашению. 20.05.2017 ФИО1 представил ответ о том, что он, его супруга и сын снялись с регистрационного учета по адресу <.........>, однако документов о сдаче жилого помещения в уполномоченный орган в установленном порядке не представил. На основании изложенного истец просил суд взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета Российской Федерации излишне выплаченную сумму жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 3 111 136 рублей 87 копеек.
Представитель ответчика ФГУП «Востокрегионжилье» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство (заявление) о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления, на исковых требованиях настаивал.
В судебном заседании ответчик ФИО1 с требованиями не согласился, пояснил, что с 2009 года его семья состояла на учете в 1 филиале ФГУП «Востокрегионжилье» в г. Владивостоке, избранным местом жительства являлся г. Санкт-Петербург. Семье предлагали квартиры, стоимость которых необходимо было оплатить дополнительно, подходящих вариантов не имелось, в связи с чем истец принял решение о предоставлении жилищной субсидии, о чем имеется приказ Министерства обороны. Соглашение об освобождении жилого помещения, в котором проживала семья, в течение четырех месяцев с момента предоставления субсидии, было ему навязано управлением. Квартиру истец, его супруга и сын фактически освободили, в ней осталась проживать его дочь, которая не является членом семьи военнослужащего, поскольку членами семьи военнослужащего являются несовершеннолетние дети, либо дети, обучающиеся в учебном учреждении. Квартира была освобождена ответчиком и членами его семьи 25.02.2016. На основании договора социального найма от 22.10.2014 нанимателем жилого помещения, в котором проживала семья ответчика является его дочь, а он, его супруга и сын проживали в нем в качестве членов семьи нанимателя. Договор социального найма был предоставлен истцу, субсидия выдана на трех человек, без учета дочери. Таким образом, все обязательства перед истцом ответчик исполнил. Сроки выселения, предусмотренные соглашением, установлены истцом, закон не содержит такой нормы. Правовая позиция истца сводится к постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в то время как ответчику была выдана жилищная субсидия. Ссылки истца на положения закона о необходимости освобождения квартиры регламентируют порядок в случае, если квартира была предоставлена Министерством обороны Российской Федерации, однако от Министерства обороны РФ ответчик жилье не получал. Довод управления об отказе ответчика от приватизации жилого помещения в пользу дочери не обоснован, поскольку квартира была приватизирована его дочерью в 2017 году, а он и члены его семьи снялись с регистрационного учета по данному адресу в 2016.
Суд, выслушав ответчика, изучив материалы дела и оценив юридически значимые по делу обстоятельства, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 являлся военнослужащим и проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно справке начальника службы военных сообщений управления транспортного обеспечения Тихоокеанского флота от 27.11.2014 № 27/20/1110 ФИО1 зачислен в распоряжение командующего Тихоокеанским флотом, в его личном деле записаны жена ФИО8, сын ФИО10
23.12.2014 ФИО1 обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о перечислении жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения для него и членов его семьи – супруги ФИО17., сына ФИО7
После подачи указанного заявления 23.12.2014 между ФГКУ «Востокрегионжилье» и ФИО1, ФИО2, ФИО3 заключено соглашение, по условиям которого ответчик и члены его семьи обязуются не позднее четырех месяцев с момента перечисления жилищной субсидии на банковский счет освободить и сдать занимаемое ими на основании договора социального найма жилое помещение – <.........>.
Указанное жилое помещение было предоставлено ФИО1 и членам его семьи в составе четырех человек – жена ФИО19, сын ФИО20, сын ФИО21 на основании ордера от 06.05.2004 № 351.
Согласно справке администрации Находкинского городского округа от 13.04.2017 № 1-31-1033 указанная квартира была передана ФИО22 на основании договора социального найма от 22.10.2014 № 4578, заключенного с администрацией Находкинского городского округа. Согласно п. 2 данного договора членами семьи нанимателя являются отец ФИО1, мать ФИО24, брат ФИО25 При этом из справки следует, что у администрации нет оснований для принятия мер по возврату жилого помещения, поскольку вышеназванное соглашение о сдаче квартиры от 23.12.2014 ФИО26 не подписывалось, в текст соглашения в качестве члена семьи ФИО1 она не включена. Вместе с тем, во исполнение условий вышеназванного соглашения о сдаче жилого помещения 25.02.2016 ФИО1 и члены его семьи – супруга ФИО27 и сын ФИО28 снялись с регистрационного учета по <.........>, что подтверждается справками адресного бюро отдела по вопросам миграции УМВД России по Приморскому краю в г. Находка от 18.05.2017.
Решением врио заместителя начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации от 23.03.2015 № 2266 ФИО1 и членам его семьи – супруге ФИО2, сыну ФИО3 предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения.
20.03.2015 ФГКУ «Востокрегионжилье» проведена проверка учетного дела на предмет законности и обоснованности признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении. По результатам проверки начальнику ФГКУ «Востокрегионжилье» направлено информационное письмо № 94 о том, что ФИО1 обоснованно признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, основания для снятия с учета признанных нуждающимися жилых помещениях отсутствуют. Заявление о перечислении жилищной субсидии и соглашение о сдаче жилого помещения в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет заполнены.
Платежным поручением от 27.03.2015 № 807024 ФИО1 перечислены денежные средства в размере 6 814 871 рубль 25 копеек.
Решением от 08.04.2015 № 0024 ФИО1, ФИО29, ФИО30. сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании заявления и предоставленных документов.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно п. 1 и 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 13 п. 1 ст. 15 Закона № 76-ФЗ военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В силу п. 16 ст. 15 Закона № 76-ФЗ порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 512 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 № 510 утвержден Порядок предоставления субсидий для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах РФ, и гражданам РФ, уволенным с военной службы.
Согласно п. 3 указанного Порядка, предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Порядок расчета жилищной субсидии установлен Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 76, которым утверждены Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что при расчете субсидии производится уменьшение норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с п. 3 настоящих Правил, на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности; на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения; на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решение врио заместителя начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации ФИО4 от 23.03.2015 № 2266 о предоставлении военнослужащему и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения незаконным в установленном порядке не признавалось. При этом проживание ответчика и членов его семьи в квартире, нанимателем которой является ФИО31, не свидетельствует о том, что на момент принятия решения о предоставлении ответчику жилищной субсидии его семья была частично обеспечена жильем, вследствие чего не является основанием для уменьшения норматива общей площади жилого помещения.
Более того, как изложено выше, ФИО1 и члены его семьи освободили жилое помещение во исполнение условий соглашения от 23.12.2014, снявшись с регистрационного учета, доказательств несоблюдения ответчиком условий данного соглашения учреждение не представило. Кроме того, из ответа администрации следует, что передать объект недвижимости в орган местного самоуправления не представляется возможным, поскольку ответчик не является стороной по договору социального найма.
В силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, неосновательное обогащение в том смысле, который заложен в это понятие в статье 1102 ГК РФ, вопреки утверждениям истца не наступило, вследствие чего суд не усматривает оснований для применения данной правовой нормы.
Обеспечение жильем военнослужащих является одной из социальных гарантий, установленной им государством. Вопреки доводам истца, субсидию на приобретение жилья в данном случае нельзя расценивать, как неосновательное обогащение либо иную материальную выгоду военнослужащего, поскольку, как уже указывалась, эта выплата является социальной гарантией именно для военнослужащего. В данном случае ответчик получил ее в установленном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной суммы жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Находкинский городской суд.
Судья М.А. Чернова
решение в мотивированном виде
изготовлено 07.11.2017