ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2418/2022 от 08.02.2023 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-370/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Салехард 08 февраля 2023 года

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего Поздняковой М.И., при секретаре Дейбус А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мирюгиной Е.Д. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу об обязании включить в страховой стаж периоды по уходу за детьми, произвести перерасчет пенсии,

установил:

Мирюгиа Е.Д. в лице представителя обратилась в суд к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу об обязании включить в страховой стаж периоды по уходу за ребенком, произвести перерасчет пенсии. Просила обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу включить в страховой стаж для расчета размера страховой пенсии периоды по уходу за ребенком с 30.10.1986 по 31.01.1988. Обязать ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу произвести перерасчет пенсии с учетом неучтенных периодов для увеличения размера пенсии.

Истец, будучи надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась.

В ходе судебного заседания и письменных возражениях представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу об обязании включить в страховой стаж периоды по уходу за детьми, произвести перерасчет пенсии указал, что Мирюгина Е.Д. является получателем страховой пенсии по старости с 18.08.2017. Спорный период ухода за ребенком до полутора лет, совпадающий с работой, зачтен в продолжительность страхового стажа как «РАБОТА» для целей исчисления большего размера расчетного пенсионного капитала. В случае исчисления размера пенсии Мирюгиной Е.Д. с применением оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, размер пенсии будет исчислен в меньшем размере, что приведет к ухудшению ее материального положения. Просит отказать в удовлетворении искового заявления.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 14.06.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» со дня создания Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее- СФР) (1 января 2023 г.) территориальные органы ПФР считаются территориальными органами СФР, территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации реорганизуются в форме присоединения к территориальным органам ПФР.

С 01.01.2023 осуществляет свою деятельность - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Отделение).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Федеральным законом «О страховых пенсиях» предусмотрено установление фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Вместе с тем, за работу в районах Крайнего Севера, а также при наличии смешанного стажа работы как в районах Крайнего Севера, так и в местности, приравненной к ним, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии. Так, согласно ч. ч. 4, 5 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 данного Федерального закона.

Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч. ч. 1 и 2 ст. 16 данного Федерального закона.

Таким образом, условием для назначения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости является наличие необходимого количества страхового стажа и стажа в особых климатических условиях.

В период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года основанием возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливались в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В силу части 2 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 01 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 01 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 01 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением ответчика Мирюгиной Е.Д. с 18.08.2017 является получателем страховой пенсии по старости в соответствие с п. 6 ч.1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Аналогичная правовая норма содержалась в части 1 статьи 20 ранее действующего Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

В соответствии с части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Согласно свидетельству о рождении, истец является матерью Поспелова Е.Д., <дата> года рождения.

Из пенсионного дела истца следует, что ею в пенсионный орган представлены документы на сына.

Период отпуска истца по уходу за ребенком с 30.10.1986 по 31.01.1988 учитывался при исчислении размера страховой части при оценке пенсионных прав по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ как работа

Пенсионным законодательством установлено, что оценка пенсионных прав, приобретенных гражданами за период до 01.01.2002, производится на основании статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) путем конвертации.

Конвертация - это преобразование пенсионных прав (стажа и заработка), приобретенных гражданами по состоянию на 01.01.2002 в денежное выражение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ.

При этом совпадение периодов ухода за ребенком со страховыми периодами трудовой деятельности и определение, какие именно периоды подлежат учету при расчете размера пенсии истца, подлежит установлению пенсионным органом при проведении оценки пенсионных прав истца и определении наиболее выгодного варианта исчисления размера страховой пенсии.

Пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ период ухода за ребенком может быть учтен для оценки пенсионных прав только до 1,5 лет.

Период ухода за ребенком до 3 лет включен в подсчет только продолжительности страхового стажа.

В случае исчисления размера пенсии Мирюгиной Е.Д. с применением оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, который предполагает возможность учета периода ухода за ребенком до 3 лет, размер пенсии будет исчислен в меньшем размере, что приведет к ухудшению ее материального положения.

Таким образом, ответчиком права истца не нарушены, исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении исковых требований Мирюгинй Е.Д. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу об обязании включить в страховой стаж периоды по уходу за ребенком с 30.10.1986 по 31.01.1988, произвести перерасчет пенсии - отказать.

Решение может быть обжаловано в суде Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Председательствующий М.И. Позднякова

Решение в окончательной форме составлено 15 февраля 2023 года.