ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2419/18 от 05.04.2019 Сысертского районного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено 05.04.2019

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01.04.2019 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Тимофеева Е.В., с участием представителя истца ФИО1, при секретаре Храмцовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Челябинский городской электрический транспорт» к ФИО2 ФИО6 о взыскании убытков, расходов на проведение мониторинга, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Челябинский городской электрический транспорт» обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании убытков, расходов на проведение мониторинга, судебных расходов. В обоснование иска указано, что с ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЧелябГЭТ» осуществляет обслуживание муниципальных троллейбусных маршрутов №40817810604900317040 «ПКиО имени Гагарина-ЧМК», №40817810604900317040 «Молдавская-ЧМК» в <адрес>. Обслуживание осуществляется по регулируемому тарифу согласно муниципальных контрактов №40817810604900317040ТБ/2547, №40817810604900317040ТБ/2549, заключенных с Управлением транспорта Администрации <адрес>, о чем имеется информация в реестре муниципальных маршрутов и на официальном сайте Управления транспорта Администрации <адрес>. Указанные маршруты троллейбусов дублирует автобусный маршрут под номером №40817810604900317040 «Зоопарк-С/З-ЧМЗ». Троллейбус №40817810604900317040 дублируется от Зоопарка до ЧМК в оба направления, троллейбус №40817810604900317040 от ФИО3 до ЧМК в оба направления. Под номером маршрута 79 регулярно выполняются пассажирские перевозки транспортными средствами (автобусами) в количестве 33 единиц, из которых гос.рег.знак <***> принадлежит ФИО2 Транспортные средства оборудованы указателями маршрута с номером маршрута 79 на лобовом стекле, на заднем окне и с правой стороны кузова по ходу транспортных средств информацией о начальной, конченой и основных промежуточных пунктах маршрута, что позволяет определить маршрут движения. В границах <адрес> правоотношения, связанные с организацией предоставления транспортных слуг населению и организации транспортного обслуживания населения регулируются решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 «Об утверждении правил организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в границах <адрес>». Согласно п. 11 решения №40817810604900317040 отраслевой (функциональный) орган Администрации <адрес>, уполномоченный решением Челябинской городской Думы в сфере организации регулярных перевозок: организует и проводит открытий конкурс на право получения свидетельство об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок; выдает и переоформляет карты маршрута, свидетельства; заключает муниципальные контракты на право выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. Отраслевым органом Администрации г. Челябинска является Управление транспорта Администрации г. Челябинска (решение Челябинской городской Думы от 26.10.2010 № 18/4 «Об учреждении Управления транспорта Администрации г. Челябинска и утверждении Положения о нем»). Администрацией <адрес> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040-п «О внесении изменений в постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040-п» утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, осуществляемых по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Однако, маршрут №40817810604900317040 не значится в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в связи с чем, ФИО2 осуществляет перевозочную деятельность без правовых оснований, то есть нелегально. С целью прекращения деятельности «нелегальных» перевозчиков ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЧелябГЭТ» направило в адрес Управления транспорта Администрации <адрес> письмо №40817810604900317040. В то же время в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЧелябГЭТ» был проведен мониторинг работы транспортных средств маршрута №40817810604900317040. Мониторинг проводился с использование видеорегистраторов, принадлежащих ООО «ЧелябГЭТ», на остановках <адрес> по пути следования троллейбусов №№40817810604900317040, 15. Затраты ООО «ЧелябГЭТ» за услуги мониторинга транспортного средства ответчика составили 1 197 руб. 49 коп. Факт осуществления ответчиком деятельности по маршруту №40817810604900317040, дублирующему законные маршруты троллейбусов №№40817810604900317040, 15, подтверждается приложенными к исковому заявлению фото и видео материалами. Фотоснимки, видео материалы свидетельствуют об обозначении автобусов как следующих по маршруту, а размещение на транспортных средствах табличек с наименованием маршрута и с информацией о начальной, конченой, промежуточных остановочных пунктах маршрута направлено на привлечение неопределенного круга лиц, желающих воспользоваться услугами по перевозке, и подтверждает осуществление регулярных перевозок в одном и том же направлении, по конкретному маршруту. В результате незаконного осуществления деятельности на маршруте №40817810604900317040, ответчик ФИО2 нарушает права ООО «ЧелябГЭТ» и причиняет убытки. Основанием для удовлетворения требованиям о взыскании убытков является совокупность условий: факт причинения убытков, наличие причинной связи между понесенными убытками и действиями ответчика, документально подтвержденный размер убытков. Факт причинения убытков и причинно-следственная связь между противоправными действиями ответчика зафиксированы видеоматериалами, фотоматериалами, отсутствием маршрута №40817810604900317040 в реестре муниципальных маршрутов, расчетом убытков. Применительно к убыткам в виде упущенной выгоды, то есть неполученным доходам, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено (п. 2 ст. 15 ГК РФ), это лицо должно доказать, что возможность получения прибыли существовала реально. Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу п. 1 ст. 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. За период с 02.08.2018 пол 10.08.2018 общий размер недополученных ООО «ЧелябГЭТ» доходов (убытков) в результате незаконной деятельности ответчика составил в соответствии с произведенным расчетами 70 191 руб. 60 коп. Расчет убытков произведен в отношении каждого транспортного средства ответчика, дублирующего маршруты троллейбусов № 14, 15, в соответствии со следующим: недополученный доходы за 1 час = часовая выручка (в соответствии с решением Челябинской городской Думы от 27.12.2017 № 37/2) – Фактическая часовая выручка за июль-август 2018; недополученные доходы на маршруте = время нахождения на маршруте № 79 х недополученные доходы за 1 час.

ООО «Челябинский городской электрический транспорт» просило взыскать с ответчика ФИО2 убытки в виде упущенной выгоды в размере 70 191 руб. 60 коп., затраты на проведение мониторинга в размере 1 197 руб. 49 коп., итого 71 389 руб. 09 коп., а так же расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 341 руб. 67 коп.

Представитель истца ООО «Челябинский городской электрический транспорт» - ФИО1, действующая на основании доверенности от 28.12.2018 сроком до 31.12.2019, в судебном заседании требование искового заявления поддержала в полном объеме. Просила взыскать с ответчика ФИО2 убытки в виде упущенной выгоды в размере 70 191 руб. 60 коп., затраты на проведение мониторинга в размере 1 197 руб. 49 коп., итого 71 389 руб. 09 коп., а так же расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 341 руб. 67 коп., так же поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

В соответствии с ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Судом, с согласия представителя истца, было определено о рассмотрении дела в порядке заочного судопроизводства.

Представитель третьего лица – Управление транспорта Администрации г. Челябинска в судебное заседание не явился. Причина неявки не известна. О времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом. Ранее направлял в суд отзыв на иск, согласно которому поддерживал заявленные исковые требования.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые ООО «Челябинский городской электрический транспорт» о взыскании задолженности по договору займа подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЧелябГЭТ» осуществляет обслуживание муниципальных троллейбусных маршрутов №40817810604900317040 «ПКиО имени Гагарина-ЧМК», №40817810604900317040 «Молдавская-ЧМК» в г. Челябинске.

Обслуживание осуществляется по регулируемому тарифу согласно муниципальных контрактов № 14ТБ/2547, № 15ТБ/2549, заключенных с Управлением транспорта Администрации г. Челябинска, о чем имеется информация в реестре муниципальных маршрутов и на официальном сайте Управления транспорта Администрации г. Челябинска.

Указанные маршруты троллейбусов дублирует автобусный маршрут под номером №40817810604900317040 «Зоопарк-С/З-ЧМЗ». Троллейбус №40817810604900317040 дублируется от Зоопарка до ЧМК в оба направления, троллейбус №40817810604900317040 от ФИО3 до ЧМК в оба направления.

Под номером маршрута 79 регулярно выполняются пассажирские перевозки транспортными средствами (автобусами) в количестве 33 единиц, из которых гос.рег.знак <***> принадлежит ФИО2

Транспортные средства оборудованы указателями маршрута с номером маршрута 79 на лобовом стекле, на заднем окне и с правой стороны кузова по ходу транспортных средств информацией о начальной, конченой и основных промежуточных пунктах маршрута, что позволяет определить маршрут движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона N 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации; отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами (ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 220-ФЗ).

Судом установлено, что в границах г. Челябинска правоотношения, связанные с организацией предоставления транспортных слуг населению и организации транспортного обслуживания населения регулируются решением Челябинской городской Думы от 29.03.2019 № 19/19 « Об утверждении правил организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в границах г. Челябинска».

Согласно п. 11 решения № 19/19 отраслевой (функциональный) орган Администрации г. Челябинска, уполномоченный решением Челябинской городской Думы в сфере организации регулярных перевозок:

- организует и проводит открытий конкурс на право получения свидетельство об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок;

- выдает и переоформляет карты маршрута, свидетельства;

- заключает муниципальные контракты на право выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Отраслевым органом Администрации г. Челябинска является Управление транспорта Администрации г. Челябинска (решение Челябинской городской Думы от 26.10.2010 № 18/4 «Об учреждении Управления транспорта Администрации г. Челябинска и утверждении Положения о нем»).

Администрацией <адрес> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040-п «О внесении изменений в постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040-п» утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, осуществляемых по регулируемым и нерегулируемым тарифам.

Однако, как установлено судом, маршрут № 79 не значится в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в связи с чем, ответчик ФИО2 осуществляет перевозочную деятельность без правовых оснований, то есть нелегально.

С целью прекращения деятельности «нелегальных» перевозчиков 11.07.2018 ООО «ЧелябГЭТ» направило в адрес Управления транспорта Администрации г. Челябинска письмо № 627.

В то же время в период с 11.07.2018 по 10.08.2018 ООО «ЧелябГЭТ» проведен мониторинг работы транспортных средств маршрута №40817810604900317040. Мониторинг проводился с использование видеорегистраторов, принадлежащих ООО «ЧелябГЭТ», на остановках <адрес> по пути следования троллейбусов №№40817810604900317040, 15.

Затраты истца ООО «ЧелябГЭТ» на мониторинг работы транспортных средств на маршруте №40817810604900317040, включая транспортное средство ответчика (гос.номер Р143ВХ 96) составили 134 234,98 руб. и складываются из расходов на оплату услуг третьих лиц по договорам на оказание услуг на проведение мониторинга №№40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, 615 от ДД.ММ.ГГГГ, 616 от ДД.ММ.ГГГГ, 617 от ДД.ММ.ГГГГ.

Размер (стоимость) затрат на 1 день мониторинга определен путем деления общей суммы затрат на мониторинг по всем договорам на количество дней мониторинга с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 134 234 руб. 98 коп : 31 день = 4330 руб. 16 коп.

Стоимость конкретного дня мониторинга определена путем деления стоимости 1 дня мониторинга на количество транспортных средств зафиксированных на маршруте №40817810604900317040. В августе 2018г. транспортное средство ответчика ФИО2 (гос.номер Р143ВХ 96) работало по маршруту №79: 2,3,4,5,7,8,9,10 августа – 8 дней.

Стоимость затрат на мониторинг работы транспортного средства ответчика (гос.номер Р143ВХ 96) в период со 02.08.2018г. по 10.08.2018г. составила 1 197руб. 49 коп. как сумма затрат на мониторинг за каждый день работы транспортного средства ответчика на маршруте №40817810604900317040.

Факт осуществления ответчиком деятельности по маршруту №40817810604900317040, дублирующему законные маршруты троллейбусов №№40817810604900317040, 15, подтверждается приложенными к исковому заявлению фото и видео материалами.

В результате незаконного осуществления деятельности на маршруте №40817810604900317040, ответчик ФИО2 нарушает права ООО «ЧелябГЭТ» и причиняет убытки в виде упущенной выгоды.

Согласно положениям п. п. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

По правилам ст. 15 ГК лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Основанием для удовлетворения требованиям о взыскании убытков является совокупность условий: факт причинения убытков, наличие причинной связи между понесенными убытками и действиями ответчика, документально подтвержденный размер убытков.

Факт причинения убытков и причинно-следственная связь между противоправными действиями ответчика зафиксированы видеоматериалами, фотоматериалами, отсутствием маршрута №40817810604900317040 в реестре муниципальных маршрутов, расчетом убытков.

Применительно к убыткам в виде упущенной выгоды, то есть неполученным доходам, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено (п. 2 ст. 15 ГК РФ), это лицо должно доказать, что возможность получения прибыли существовала реально.

Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.

По смыслу п. 1 ст. 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Согласно представленного истцом ООО «ЧелябГЭТ» расчета размер недополученных убытков за период с 02.08.2018 пол 10.08.2018 недополученных ООО «ЧелябГЭТ» в результате незаконной деятельности ответчика составил 70 191 руб. 60 коп.

Расчет убытков произведен следующим образом:

- убытки (недополученные доходы) от дублирования троллейбусных маршрутов №№ 14, 15 за период со 02.08.2018 по 10.08.2018 определены исходя из уровня тарифа в размере 23 руб., утвержденного Решением Челябинской городской Думы №34/22 от 31.10.2017г. и складываются из:

- неполученного дохода по маршруту троллейбуса №40817810604900317040 за каждый день работы: 48 499,40 руб.

-неполученного дохода по маршруту троллейбуса №40817810604900317040 за каждый день работы: 21 692,20 руб.

Недополученные доходы за 1 час на 14 маршруте составили за август 616 руб. 10 коп, за 1 час на 15 маршруте составили за август 403 руб. 50 коп.

Неполученный доход за 1 час определен как разница часовой выручки в соответствии с решением Челябинской городской Думы №40817810604900317040 на отработку часов на конкретном маршруте, исходя из протяженности маршруте и количества транспортных средств на маршруте в соответствии с потребностями заказчика – муниципального образования в лице Управления транспорта Администрации <адрес>:

По маршруту 15: 76 307,5 тыс. руб. : 52,794 тыс. час. = 1445,4 руб./час.

По маршруту 14: 54511,5 тыс. руб. : 37,388 тыс.час. = 1458,0 руб./час.

Всего убытки от дублирования маршрутов составили 70 191 руб. 60 коп.

Таким образом, убытки ООО «ЧелябГЭТ» составляют 71 389 руб. 09 коп. = (70 191 руб. 60 коп.+ 1 197 руб. 49 коп.) и складываются из неполученного дохода в размере 70 191 руб. 60 коп. и затрат на мониторинг в качестве затрат на восстановление нарушенного права в размере 1 197руб. 49 коп. и подлежат взысканию с ответчика ФИО2

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Размер судебных расходов истца по уплате госпошлины в сумме 2 341 руб. 67 коп., подтверждается имеющимся в материалах дела платежным поручением №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с ответчика подлежит взыскать государственную пошлину в размере 2 341 руб. 67 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ООО «Челябинский городской электрический транспорт» к ФИО2 ФИО7 о взыскании убытков, расходов на проведение мониторинга, судебных расходов, удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 ФИО8 в пользу ООО «Челябинский городской электрический транспорт» убытки в виде упущенной выгоды в размере 70 191 руб., 60 коп., затраты на проведение мониторинга в размере 1 197 руб. 49 коп., расходы на оплату государственной пошлины в размере 2 341 руб. 67 коп., а всего взыскать 73 730 (семьдесят три тысячи семьсот тридцать) руб. 76 коп.

Ответчик, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления..

Судья: Е. В. Тимофеев.