Дело № 2-241/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Апшеронск 28 марта 2018 года
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Якименко Н.В.,
с участием ст. помощника прокурора Апшеронского района Чуприна А.А.
при секретаре Карамышевой Е.П.
с участием истца ФИО1 и его представителя ФИО2
представителя ответчика администрации МО Апшеронский район ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования Апшеронский район о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Апшеронский район о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что в период с 22.05.2017 года по 31.01.2018 года он работал по трудовому договору в администрации МО Апшеронский район в должности заместитель главы муниципального образования Апшеронский район. Трудовой договор был прекращен по инициативе работодателя 31 января 2018 года и истец был уволен в соответствии с частью 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с утратой доверия. Трудовым кодексом РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе, т.е. на муниципальных служащих в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом. Согласно ч.2 и 3 ст.27.1 ФЗ РФ от 02.03.2007г. №25-ФЗ, муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных ст.ст. 14.1 и 15 настоящего Федерального закона. Взыскания, предусмотренные ст.ст. 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами на основании: доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; объяснений муниципального служащего; иных материалов. Однако до настоящего времени ФИО1 не уведомлен о причинах утраты к нему как к работнику доверия; с актом проведенной проверки не ознакомлен, запрос на дачу объяснений по факту проведенной проверки (если она проводилась) в адрес истца не поступал. Поскольку с приказом (распоряжением) о наказании ФИО1 не был ознакомлен, а до применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения, работодатель не затребовал у ФИО1 письменного объяснения о факте допущенного нарушения, просит суд восстановить ФИО1 на работе в администрации муниципального образования Апшеронский район в должности заместителя главы муниципального образования Апшеронский район; взыскать с администрации МО Апшеронский район в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула с 01 февраля 2018 года по день восстановления на работе, компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей и судебные издержки: расходы по оплате услуг представителя в размере 60 000 руб.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 заявленные требования поддержали и настаивали на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования Апшеронский район ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признал, возражал против их удовлетворения и суду пояснил, что согласно статьи 2 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Статьей 12 Закона о муниципальной службе в РФ определены обязанности муниципального служащего, среди которых муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи (п.8 ч.1 ст.12). Пунктом «з» части 2 статьи 14 Закона о муниципальной службе в РФ, муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией. В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона о муниципальной службе в РФ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае: представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу. Аналогичные нормы содержатся в Законе Краснодарского края «О муниципальной службе в Краснодарском крае» от 08.06.2007г. № 1244-КЗ. Как следует из материалов дела, прокуратурой Апшеронского района проведена проверка соблюдения лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации МО Апшеронский район обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, в результате которой выявлены нарушения законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции. В ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что ФИО1 при поступлении на работу на должность заместителя главы МО Апшеронский район представлены неполные и недостоверные сведения о своих доходах. Так, ФИО1 в представленной им справке о доходах в подразделе 3.1. раздела 3 не отражены сведения об объектах недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, а именно: земельный участок расположенный по ... При том, что указанный земельный участок был продан по договору купли-продажи и право собственности ФИО1 прекращено 29.07.2016 года. В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги ФИО1 в подразделе 6.1 раздела 6 отражены недостоверные сведения об объекте недвижимости, находящемся в фактическом пользовании расположенном по ...
... не указаны сроки пользования земельным участком, а также в графе основания пользования не указаны реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта. Кроме того, прокуратурой района установлено, что согласно информации представленной межрайонной ИФНС № 9 по состоянию на 26.10.2017 года ФИО1 с 03.03.2016 года являлся учредителем (участником) юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «БиС» ИНН <***> и обладал 100% долей участия в уставном капитале, что является нарушением п.2 ч.3 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Более того, прокуратурой Апшеронского района установлено, что в нарушение ч.4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ФИО1 в подразделе 5.1 раздела 5 справки о доходах не отражены сведения об участии в ООО «БиС». В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона Краснодарского края от 08.06.2007 года № 1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае» непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы. Вышеуказанные обстоятельства, послужили основанием для внесения о.и. прокурора Апшеронского района в адрес главы муниципального образования Апшеронский район представления «Об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции». Таким образом, довод истца об отсутствии доказательств совершения работником дисциплинарного проступка, несостоятелен и опровергается материалами дела. Как следует из содержания представленной в материалы дела копии распоряжения администрации муниципального образования Апшеронский район от 31.01.2018 года № «Об увольнении ФИО1» с указанным распорядительным актом работодателя истец был ознакомлен 31.01.2018 года, о чем свидетельствует его собственноручно проставленная подпись, т.е. довод истца о том, что отсутствуют письменные доказательства ознакомления работника с распоряжением о применении к нему дисциплинарного взыскания, несостоятелен и опровергается представленными в дело доказательствами. В соответствии с частью 1 статьи 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (часть 2 статьи 193 ТК РФ). Как следует из материалов дела, вышеуказанное представление и.о. прокурора Апшеронского района поступило в адрес администрации 26.01.2018 года. В тот же день, ФИО1 был ознакомлен с содержанием представления и ему было предложено представить письменные объяснения по существу изложенных в нем доводов, о чем составлен соответствующий акт. Однако по истечению установленного законом срока письменные объяснения ФИО1 в адрес работодателя не поступили, о чем также был составлен соответствующий акт. Таким образом, довод истца об отсутствии доказательств об истребования от работника письменных объяснений также несостоятелен. Как следует из вводной части распоряжения администрации муниципального образования Апшеронский район от 31.01.2018 года № «Об увольнении ФИО1», основанием для его принятия послужили нормы действующего федерального законодательства, муниципальных нормативных правовых актов, а также представление прокурора Апшеронского района, то есть из его содержания вполне усматриваются причины послужившие основанием для его принятия. В этой связи, довод истца об отсутствии в распорядительном акте работодателя причин прекращения трудового договора, также несостоятелен и противоречит материалам дела. В силу пункта 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Частями 2, 3 и 6 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона. Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона о муниципальной службе в РФ, применяются в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами. Действующим федеральным и краевым законодательством о муниципальной службе не установлены сроки применения дисциплинарных взысканий предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона о муниципальной службе в РФ. В соответствии с Порядком увольнения (освобождения от должности) муниципальных служащих администрации муниципального образования Апшеронский район в связи с утратой доверия, утвержденным постановлением администрации района от 17.04.2014 года № дисциплинарное взыскание в виде увольнения за утрату доверия применяется не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения. Как следует из материалов дела, информация о совершении ФИО1 коррупционного правонарушения поступила в администрацию района 26.01.2018 года, распоряжение об увольнении вынесено 31.01.2018 года, то есть в пределах установленного срока. Таким образом, довод истца о нарушении сроков применения дисциплинарных взысканий также несостоятелен. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, показания свидетелей, заключение ст. помощника прокурора Апшеронского района ЧАА, полагавшего заявленные требования не подлежащимиудовлетворению, суд находит исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования Апшеронский район о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда не подлежащимиудовлетворению по следующим основаниям.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФЛА пояснила, что она, как муниципальный служащий, замещает должность главного специалиста управления организационно-кадровой и правовой работы администрации МО Апшеронский район. 26.01.2018 года в администрацию МО Апшеронский район поступило представление прокурора Апшеронского района об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции, из которого следовало, что прокуратурой Апшеронского района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе, противодействия коррупции заместителем главы муниципального образования Апшеронский район ФИО1 при предоставлении им сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2016 год. В этот же день, ФЛА, совместно с ведущим специалистом управления организационно-кадровой и правовой работы администрации МО Апшеронский район ГНВ, заместитель главы ФИО1 был ознакомлен с представлением прокурора и ему устно, в соответствии с ТК РФ было предложено до 09 час. 31.01.2018 года предоставить письменное объяснение. Ознакомившись с представлением прокурора Апшеронского района об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции, о чем впоследствии был составлен акт, ФИО1 вышел из кабинета № администрации МО Апшеронский район без каких-либо пояснений. По истечении двух рабочих дней ФИО1 объяснения по существу совершенного проступка так и не были представлены. О непредоставлении ФИО1 письменного объяснения по существу совершенного дисциплинарного проступка 31.01.2018 года был составлен акт. 31.01.2018 года она, являясь секретарем комиссии по рассмотрению представления прокурора Апшеронского района об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции поступившего 26.01.2018 года, присутствовала на заседании данной комиссии. Заседание комиссии проводилось в кабинете заместителя главы МО Апшеронский район ФИО4, где присутствовали все члены комиссии, а также присутствовал и приглашенный помощник прокурора Апшеронского района БКМ На обозрение комиссии помощником прокурора были представлены документы, подтверждающие предоставление ФИО1 неполных и недостоверных сведениях о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2016 год. Секретарем комиссии данные документы не обозревались. Поскольку 31.01.2018 года комиссией рассматривалось представление прокурора Апшеронского района об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции, то ФИО1 на заседание комиссии не приглашался.
В судебном заседании начальник управления организационно-кадровой и правовой работы администрации МО Апшеронский район ФИО5 пояснила, что 26.01.2018 года в администрацию МО Апшеронский район поступило представление прокурора Апшеронского района об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции. Согласно данного представления, прокуратурой Апшеронского района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе, противодействия коррупции заместителем главы муниципального образования Апшеронский район ФИО1 при предоставлении им сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2016 год. Она поручила главному специалисту управления организационно-кадровой и правовой работы администрации МО Апшеронский район ФЛА истребовать у ФИО1 объяснение по существу совершенного проступка. Впоследствии ФЛА в устной форме довела до нее сведения, что ФИО1 в присутствии ведущего специалиста управления организационно-кадровой и правовой работы администрации МО Апшеронский район ГНВ был ознакомлен с представлением прокурора Апшеронского района об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции и в соответствии со ст. 193 ТК РФ ему было предложено представить письменное объяснение, о чем был составлен акт. По истечении срока для предоставления письменного объяснения ФИО1 по существу совершенного дисциплинарного проступка, 31.01.2018 года был составлен акт о непредоставлении работником письменного объяснения по существу совершенного дисциплинарного проступка. В тот же день, 31.01.2018 года на заседании комиссии, с участием помощника прокурора Апшеронского района было рассмотрено представление прокурора Апшеронского района об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции от 26.01.2018 года. По результатам рассмотрения представления прокурора было установлено, что сведения, представленные муниципальным служащим ФИО1, являются неполными и недостоверными. После голосования было принято решение - рекомендовать главе МО Апшеронский район уволить ФИО1, заместителя главы муниципального Апшеронский район, в соответствии с частью 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в связи с утратой доверия.
Свидетель ФИО4 - заместитель главы МО Апшеронский район в судебном заседании пояснила, что в администрацию МО Апшеронский район из прокуратуры Апшеронского района поступило представление по факту нарушения законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции от 26.01.2018 года. В целях всестороннего и объективного рассмотрения представления прокурора, ею как заместителем главы МО Апшеронский район, курирующего данное направление, было принято решение о рассмотрении представления прокурора Апшеронского района об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции на заседании комиссии. Членами данной комиссии являлись: председатель профсоюзного комитета ЕАС; начальник общего отдела администрации МО Апшеронский район БТА; начальник отдела правовой работы БЕИ, а также начальник управления организационно-кадровой и правовой работы администрации МО Апшеронский район ФИО5 и главный специалист управления организационно-кадровой и правовой работы администрации МО Апшеронский район ФЛА ФИО4, как заместитель главы администрации МО Апшеронский район, курирующий данное направление, возглавила данную комиссию. На заседании комиссии присутствовал приглашенный помощник прокурора Апшеронского района БКМ В ходе заседания комиссии, прокурором на обозрение были представлены документы, полученные в ходе проведения проверки соблюдения лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации МО Апшеронский район обязанности предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, свидетельствующие о представленных ФИО1 неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2016 год. Кроме того, кадровой службой на имя главы МО Апшеронский район был сделан доклад о выявлении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействия коррупции заместителем главы МО Апшеронский район ФИО1 и рекомендовано рассмотреть вопрос об увольнении ФИО1, заместителя главы муниципального Апшеронский район, в соответствии с частью 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в связи с утратой доверия.
В соответствии с абзацем 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии с ч. 7 ст. 11 ТК РФ, на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных ст.ст.14.1 и 15 настоящего Федерального закона. Взыскания, предусмотренные ст.ст.14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; объяснений муниципального служащего; иных материалов.
Согласно ст.15 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст.15 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона Краснодарского края от 08.06.2007 года № 1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае» непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
В соответствии с п.п. 1.2, 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными актами Российской Федерации; лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 настоящей части.
Частью 1 ст. 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие (занимающие) должности, в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, установлены Федеральным законом «О контроле за соответствием лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе» муниципальный служащий обязан: представлять в порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи; соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Частью 2 Указа Президента РФ от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» установлено, что лица, претендующие на замещение должностей и замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляют такие сведения по форме справки, утвержденной настоящим Указом.
В соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 ноября 2015 г. № 18-2/10/П-7073 были разработаны Методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленные в рамках реализации подпункта «в» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и во исполнение подпункта «б» пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 30 октября 2013 г. № Пр-2689.
В силу пункта 2 части 3 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм.
Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» регламентировано, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» установлено, что за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Постановлением администрации МО Апшеронский район № от 17.04.2014 года «Об утверждении Порядка увольнения (освобождения от должности) муниципальных служащих администрации МО Апшеронский район в связи с утратой доверия», утвержден порядок увольнения (освобождения от должности) муниципальных служащих администрации МО Апшеронский район в связи с утратой доверия.
Согласно п. 3 Порядка увольнения (освобождения от должности) муниципальных служащих администрации МО Апшеронский район в связи с утратой доверия, муниципальные служащие администрации МО Апшеронский район подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы; непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего, являющегося представителем нанимателя, с муниципальной службы; непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Из имеющегося в материалах дела трудового договора №, заключенного 22 мая 2017 года между «работодателем» в лице главы муниципального образования Апшеронский район ФИО6 и «муниципальным служащим» ФИО1 следует, что муниципальный служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности заместителя главы.
Согласно раздела 5 должностной инструкции заместителя главы муниципального образования Апшеронский район, курирующего вопросы топливно-энергетического комплекса (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение), природопользования, архитектуры и градостроительства, дорожного хозяйства, транспорта и связи, утвержденной 01.06.2017г. распоряжением администрации МО Апшеронский район, заместитель главы несет установленную законодательством ответственность за нарушение запретов, связанных с муниципальной службой, несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных федеральными законами, невыполнение (ненадлежащее выполнение) должностных обязанностей и т.д. С должностной инструкцией заместителя главы муниципального образования Апшеронский район, курирующего вопросы топливно-энергетического комплекса (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение), природопользования, архитектуры и градостроительства, дорожного хозяйства, транспорта и связи ФИО1 ознакомлен, о чем имеется его собственноручная подпись.
Из представления прокуратуры Апшеронского района об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции № от 26.01.2018 года следует, что прокуратурой Апшеронского района проведена проверка соблюдения лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации МО Апшеронский район обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, в результате которой выявлены нарушения законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции. Так, ФИО1 в справке о доходах в подразделе 3.1 раздела 3 не отражены сведения об объектах недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, а именно: земельный участок, расположенный по <адрес>, площадью 565 кв.м. При этом данный земельный участок был продан по договору купли-продажи и право собственности у ФИО1 прекращено 29.07.2016. Также в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги ФИО1, в подразделе 6.1 раздела 6 отражены недостоверные сведения об объекте недвижимости, находящемся в фактическом пользовании расположенного по <адрес>, площадью - 1000 кв.м. - не указаны сроки пользования земельным участком, а также в графе основания пользования не указаны реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта. Согласно информации МИФНС № 9, по состоянию на 26.10.2017 года ФИО1 с 03.03.2016 года являлся учредителем (участником) юридического лица - ООО «БиС» ИНН <***> и обладал 100% долей в уставном капитале, что является нарушением п. 2 ч. 3 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ. Кроме того, в нарушение ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», заместителем главы МО Апшеронский район ФИО1 в подразделе 5.1 раздела 5 справки о доходах не отражены сведения об участии в ООО «БиС».
Из акта об истребовании у работника предоставления письменного объяснения по существу совершенного дисциплинарного проступка от 26.01.2018 года следует, что
главным специалистом управления организационно-кадровой и правовой работы администрации муниципального образования Апшеронский район ФЛА от ФИО1 в соответствии с частью 1 ст. 193 ТК РФ истребовано объяснение по факту выявленных прокуратурой Апшеронского района нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействия коррупции и установлена дата и время представления объяснения - 09 часов 31 января 2018 года.
Согласно акту о не предоставлении работником письменного объяснения по существу совершенного дисциплинарного проступка от 31.01.2018г., по истечении двух рабочих дней (в соответствии с ч. 1 ст. 193 ТК РФ) ФИО1 объяснения по существу совершенного проступка не представлены.
Из имеющегося в материалах дела протокола № заседания комиссии по рассмотрению представления прокурора Апшеронского района об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействия коррупции от 26.01.2018 года № следует, что в администрацию муниципального образования Апшеронский район из прокуратуры Апшеронского района поступило представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействия коррупции. В результате проведенной прокуратурой района проверки представленных сведений о доходах, расходах, установлено, что ФИО1, заместитель главы МО Апшеронский район, представил неполные и недостоверные сведения о доходах: в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в подразделе 3.1 раздела, 3 не отражены сведения об объектах недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, а именно земельный участок, расположенный по .... При этом вышеуказанный земельный участок был продан по договору купли-продажи и право собственности ФИО1 прекращено 29.07.2016 года; в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги ФИО1, в подразделе 6.1, раздела 6 отражены недостоверные сведения об объекте недвижимости, находящемся в фактическом пользовании расположенный по ...., не указаны сроки пользования земельным участком, а также в графе основания пользования не указаны реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта. Согласно информации межрайонной ИФНС №9, по состоянию на 26.10.2017 года ФИО1 с 03.03.2016 года являлся учредителем (участником) юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «БиС» ИНН <***> и обладал 100% долей в уставном капитале, что является нарушением п. 2 ч. 3 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ. Присутствующий представитель прокуратуры Апшеронского района- помощник прокурора БКМ в ходе заседания представил комиссии на обозрение копии документов, свидетельствующих о том, что ФИО1, предоставил неполные и недостоверные сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2016 год: копию договора купли-продажи доли в уставном капитале общества ООО «Благоустройство и строительство» № от 17.10.2017 г. (на 2 листах); копию протокола Решения единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство и строительство» от 19 мая 2017 года ( на 1 листе), в котором ФИО1 прекратил свои полномочия в ООО «Благоустройство и строительство»; копию заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице ООО «Благоустройство и строительство», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица от 24.05.2017 г. (на 16 листах); сведения из Росреестра по Краснодарскому краю о погашении государственной регистрации права на земельный участок 29.01.2016 г. расположенного по <адрес>, принадлежащего ФИО1 (договор купли-продажи земельного участка № от 12.03.2013г.). Кроме того, в нарушение ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что заместителем главы МО Апшеронский район ФИО1 в подразделе 5.1 раздела 5 справки о доходах не отражены сведения об участии в ООО «Бис». Комиссией принято решение: признать, что сведения, предоставленные муниципальным служащим ФИО1 являются неполными и недостоверными, что подтверждается документами, предоставленными прокуратурой Апшеронского района. Рекомендовать главе муниципального образования Апшеронский район уволить ФИО1, заместителя главы муниципального Апшеронский район, в соответствии с частью 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в связи с утратой доверия. Голосовали: «за» - 6, «против» - 0, «воздержался» - 0.
Из имеющегося в материалах дела Доклада о выявлении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействия коррупции заместителем главы муниципального образования Апшеронский район ФИО1 от 31.01.2018 года следует, что кадровой службой администрации муниципального образования Апшеронский район на основании представления прокурора Апшеронского района об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции от 26.01.2018 №, проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе, противодействия коррупции заместителя главы муниципального образования Апшеронский район ФИО1, при предоставлении им сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2016 год. В ходе проверки установлено, что в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представленной заместителем главой муниципального образования Апшеронский район ФИО1 в подразделе 3.1 раздела, 3 не отражены сведения об объектах недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, а именно: земельный участок, расположенный по .... При этом вышеуказанный земельный участок был продан по договору купли-продажи и право собственности ФИО1 прекращено 29.07.2016 года; в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги ФИО1, в подразделе 6.1, раздела 6 отражены недостоверные сведения об объекте недвижимости, находящемся в фактическом пользовании расположенный по <адрес> площадью - 1000 кв.м., не указаны сроки пользования земельным участком, а также в графе основания пользования не указаны реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта. Согласно информации межрайонной ИФНС №9, по состоянию на 26.10.2017 года ФИО1 с 03.03.2016 года являлся учредителем (участником) юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «БиС» ИНН <***> и обладал 100% долей в уставном капитале, что является нарушением п. 2 ч. 3 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ. При этом в подразделе 5.1. раздела 5 справки о доходах не отражены сведения об участии заместителя главы МО Апшеронский район ФИО1 в коммерческой организации ООО «БиС». Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом. Частью 1 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» установлено, что за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.
Министерством труда и социальной защиты РФ разработаны методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 ноября 2015 г. № 18-2/10/П-7073 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения»).
Методическими рекомендациями определены следующие ситуации, которые расцениваются как значительные проступки, влекущие увольнение: служащий не представил обязательные сведения (о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера); не представлены обязательные сведения, касающиеся супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей (или служащий не обратился с соответствующим заявлением в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений, если такие сведения невозможно было представить по объективным причинам); сокрыты факты приобретения земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, стоимость которых служащий не может объяснить исходя из своего официального дохода: а) одновременное неуказание соответствующих сведений о расходах в разд. 2 «Сведения о расходах» справки и сведений о приобретенном имуществе в разд. 3 "Сведения об имуществе" и (или) в разд. 5 "Сведения о ценных бумагах" справки; б) неуказание соответствующих сведений о расходах в разд. 2 справки при том, что сведения о появившемся в отчетном периоде имуществе указаны в разд. 3 и (или) в разд. 5 справки; служащий сокрыл банковский счет, движение денежных средств по которому в течение отчетного года он не может объяснить исходя из своих доходов; скрыта информация о наличии конфликта интересов путем предоставления недостоверных сведений в отношении организации, где служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления: а) о получении доходов от этой организации (работа по совместительству, размещение ценных бумаг, чтение лекций и т.п.); б) о получении доходов от продажи имущества по цене существенно выше рыночной, если покупатель - указанная организация; в) о получении кредитов, займов от названной организации; г) о наличии в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка ценных бумаг организации; д) о приобретении в собственность у данной организации служащим и (или) его супругой (супругом) и несовершеннолетним ребенком земельных участков, объектов недвижимого имущества и (или) транспортного средства на льготных условиях (по цене существенно ниже рыночной); представлены недостоверные сведения, способствующие сокрытию информации о нарушении запретов: а) о получении служащим дохода от предпринимательской деятельности; б) о владении акциями, долями участия в коммерческих организациях при том, что служащий фактически участвует в управлении этой коммерческой организацией; в) о владении (пользовании) иностранными финансовыми инструментами или о наличии счета (счетов) в иностранном банке; сокрытие сведений об имеющейся недвижимости за рубежом; манипуляции с информацией об источниках финансирования для обоснования факта незаконного приобретения недвижимости: значительное завышение суммы реальных доходов, либо указание фиктивных доходов, значительное завышение общей суммы имеющихся вкладов, полученных кредитов и займов, либо указание несуществующих кредитов и займов; указание заниженной стоимости совершенных сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, чтобы такие покупки можно было объяснить исходя из законных доходов служащего; служащий не уведомил работодателя о предложении совершить коррупционное правонарушение. В силу того, когда тяжесть и обстоятельства допущенного нарушения свидетельствуют об утрате доверия к муниципальному служащему со стороны руководства, руководителем, в данном случае главой муниципального образования Апшеронский район, может быть принято решение об увольнении служащего. Взыскания в виде увольнения служащего с муниципальной службы в связи с утратой доверия, осуществляется на основании Федерального закона
от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», в том числе, если были сокрыты факты приобретения и реализации земельных участков, объектов недвижимого имущества, сокрытие информации о нарушении запретов, например: о получении служащим дохода от предпринимательской деятельности. ФИО1, в представленных справках о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, скрыл вышеуказанные сведения, что в соответствии с частью 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» влечет за собой: «увольнение с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона». Рекомендовано главе администрации МО Апшеронский район рассмотреть вопрос об увольнении ФИО1, заместителя главы муниципального образования Апшеронский район, в соответствии с частью 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в связи с утратой доверия.
Министерством труда и социальной защиты РФ от 13 ноября 2015 г. №18-2/10/П-7073 разработаны Методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленные в рамках реализации подпункта «в» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и во исполнение подпункта «б» пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 30 октября 2013 г. № Пр-2689.
В разделе 4 настоящих рекомендациях перечислены виды взысканий за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы в связи с утратой доверия.
При определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, должны учитываться следующие критерии: характер и тяжесть совершенного нарушения; обстоятельства, при которых совершено нарушение; соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Взыскания в виде увольнения служащего с муниципальной службы в связи с утратой доверия, применяется на основании перечня 1 настоящих методических рекомендаций и Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», в том числе, если были сокрыты факты приобретения и реализации земельных участков, объектов недвижимого имущества, сокрытие информации о нарушении запретов, например: о получении служащим дохода от предпринимательской деятельности. При этом сокрытие факта приобретения и продажи имущества, земельных участков осуществлено путем неуказания соответствующих сведений в справках о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Распоряжением администрации МО Апшеронский район от 31.01.2018 года № «Об увольнении ФИО1», заместитель главы муниципального образования Апшеронский район ФИО1 уволен 31.01.2018 года в соответствии с ч. 2 ст. 27.1 ФЗ от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в связи с утратой доверия.
Поскольку федеральное законодательство однозначно устанавливает в качестве меры по государственному принуждению сторон трудовых правоотношений к соблюдению антикоррупционного законодательства, невозможность продолжения ими трудового договора, заключенного с нарушением антикоррупционного законодательства и прекращения его в соответствии с п.7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ и ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона от 27.03.20017 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», то есть увольнение в связи с утратой доверия, а в судебном заседании с достоверностью было установлено, что муниципальным служащим ФИО1, заместителем главы муниципального образования Апшеронский район были предоставлены неполные и недостоверные сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2016 год, что является значительным проступком, влекущим увольнение с муниципальной службы в связи с утратой доверия, то суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования Апшеронский район о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования Апшеронский район о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня приятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Апшеронский районный суд Краснодарского края.
Полный текст решения изготовлен 29 марта 2018 года
Судья Н.В. Якименко