Дело № 2-241/2022
УИД 43RS0021-01-2022-000267-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2022 года г. Малмыж
Малмыжский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Гизатуллиной А.Р.,
при секретаре Коминой Н.П.,
с участием: истца ФИО1, его представителя ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №-241/2022 по исковому заявлению ФИО1 к ГУ Отделению Пенсионного фонда РФ по Кировской области об оспаривании решения об отказе включения периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - Отделению Пенсионного фонда РФ по Кировской области (далее - ОПФР по Кировской области) об оспаривании решения об отказе включения периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве.
В обоснование иска ФИО1 указал, что является получателем страховой пенсии по старости с 11.01.2012г. Его страховой стаж составляет более 42 лет.
01.02.2022г. он обратился в ОПФР по Кировской области с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях». В установлении повышенной фиксированной выплаты ему было отказано, поскольку его стаж работы в сельском хозяйстве составил 25 лет 03 месяца 19 дней.
В стаж работы в сельском хозяйстве не включены периоды работы в Мелетском лесничестве Малмыжского лесхоза: с 15.07.1997г. по 27.07.1997г. – рабочим на лесозаготовительных работах, с 28.07.1997г. по 08.01.2007г. - водителем; с 09.01.2007г. по 10.01.2010г. – водителем лесовоза, с 11.01.2010г. по 29.02.2012г. обрубщиком сучьев с возложением обязанностей водителя, всего 14 лет 07 месяцев 17 дней.
Считает, что данные периоды работы подлежат включению в стаж работы в сельском хозяйстве, поскольку Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты, в разделе 1 «Растениеводство» предусматривает лесоводство. Мелетское лесничество Малмыжского лесхоза являлось структурным подразделением растениеводческого направления, которое занималось только лесоводством: лесопосадками, выращиванием питомников, рубками ухода за лесом (санитарными, проходными и т.п.). Работая в Мелетском лесничестве рабочим, водителем, обрубщиком сучьев с возложением обязанностей водителя, он истец был занят в одном из видов растениеводства – лесоводстве.
Истец просит включить в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-0ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в Мелетском лесничестве Малмыжского лесхоза: с 15.07.1997г. по 27.07.1997г. – рабочим на лесозаготовительных работах, с 28.07.1997г. по 08.01.2007г. - водителем; с 09.01.2007г. по 10.01.2010г. – водителем лесовоза, с 11.01.2010г. по 29.02.2012г. обрубщиком сучьев с возложением обязанностей водителя.
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО2 исковые требования поддержали, подтвердили доводы, изложенные в иске.
Истец ФИО1 пояснил, что в спорные периоды работы он работал в лесоводстве в Мелетском лесничестве Малмыжского лесхоза. В качестве рабочего осуществлял посадку деревьев (елки, сосны), уход за ними, прополку, осветление посадок. Работал водителем, занимался перевозкой дров. Потом работал обрубщиком сучьев.
Представитель истца ФИО2 пояснил, что в Списке, утвержденном постановлением Правительства от 29.11.2018г. указано растениеводство, включающее, в том числе, лесоводство. Если лесоводство относится к сельскому хозяйству, то и деятельность структурного подразделения Малмыжского лесхоза - Мелетского лесничества являлась сельскохозяйственной.
Представитель ответчика - ОПФР по Кировской области ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, подтвердила доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. Дополнила, что спорные периоды работы в Малмыжском лесхозе не подлежат включению в стаж работы в сельском хозяйстве, поскольку Малмыжский лесхоз, включающий Мелетское лесничество, осуществлял лесоводство и лесозаготовки, следовательно, не являлся сельскохозяйственной организацией. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета истца периоды работы в Малмыжском лесхозе отражены с кодом льготы как работа на лесозаготовках. Поэтому указанные периоды работы не могут быть включены в стаж работы в сельском хозяйстве. Утверждает, что лесоводство может относиться к сельскому хозяйству, если данный вид деятельности осуществлялся в сельскохозяйственной организации.
В возражениях на исковое заявление, представленных ОПФР по Кировской области, указано, что период работы истца с 15.07.1997г. по 29.02.2012г. в Малмыжском лесхозе не подлежит включению в сельский стаж, поскольку согласно Выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Малмыжского лесхоза являются «лесоводство и лесозаготовки», соответственно данная организация не относится к организациям, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство. Итого стаж работы истца в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, составит 26 лет 05 месяцев 18 дней, требуется не менее 30 календарных лет работы в сельском хозяйстве.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1, ч.3 ст.16 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» (далее - Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ) фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.
Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
В соответствии с ч.8 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ
(ред. от 28.06.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 1 января 2021 года устанавливается в сумме, равной - 6044 рублям 48 копейкам, с 1 января 2022 года - 6401 рублю 10 копейкам, с 1 января 2023 года - 6759 рублям 56 копейкам, с 1 января 2024 года - 7131 рублю 34 копейкам.
В соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ (введена в действие с 01.01.2019г.) лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 ст.16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
В соответствии с ч.16 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018г. №1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях» и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающие право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее Список и Правила от 29.11.2018г.).
В указанном Списке №1440 от 29.11.2018 года в графе «Наименование работ, производств сельского хозяйства» в разделе 1 «Растениеводство» (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация) указано, что данный вид деятельности включает в себя производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочную обработку сельскохозяйственной продукции, заготовку, хранение, мелиорацию.
В графе «Наименование профессий, должностей, специальностей» по разделу «Растениеводство» указаны:
- «водитель автомобиля (шофер) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство)»;
- «рабочие всех наименований, занятые растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство)»
Согласно разделу 4 указанного Списка работа, которая выполнялась до 01.01.1992 на территории Российской Федерации (бывшей РСФСР) в колхозах, совхозах, машино-тракторных станциях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, сельскохозяйственных артелях и межколхозных предприятиях, засчитывается в сельский стаж независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности. После 01.01.1992г. необходимо подтверждение соответствия занимаемой должности или наименования профессии, специальности Списку №1440.
Согласно Правилам №1440 от 29.11.2018г. при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 №1441 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности (далее Правила №1441 от 29.11.2018), согласно которым лицам, проживающим в сельской местности, повышение фиксированной выплаты устанавливается в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности на весь период их проживания в сельской местности. При отнесении местности к сельской для установления повышения фиксированной выплаты применяется раздел "Сельские населенные пункты" Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО). Установление повышения фиксированной выплаты осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в сельской местности гражданина РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со 02.06.1977г. зарегистрирован и проживает в в сельской местности - д. (л.д.7).
С 11.01.2012г. ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости.
01.03.2022г. он обратился в ОПФР по Кировской области с заявлением об установлении ему повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.15).
Письмом ОПФР по Кировской области от 15.03.2022г. ФИО1 разъяснено, что стаж его работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости составляет 26 лет 05 месяцев 18 дней, тогда как требуется не менее 30 календарных лет работы в сельском хозяйстве. Период работы с 15.07.1997г. по 29.02.2012г. в Малмыжском лесхозе не подлежит включению в стаж работы в сельском хозяйстве, поскольку согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Малмыжского лесхоза является «лесоводство и лесозаготовки», соответственно данная организация не относится к организациям, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство (л.д.18).
В трудовой книжке истца ФИО1 имеются следующие сведения о работе в Малмыжском лесхозе:
- с 15.07.1997г. по 27.07.1997г. - рабочим на лесозаготовительных работах в Мелетском лесничестве;
- с 28.07.1997г. по 08.01.2007г. - водителем на автомашине ГАЗ-53 в Мелетском лесничестве;
- с 09.01.2001г. по 10.01.2010г. – водителем лесовоза в лесозаготовительной бригаде Мелетского мастерского участка;
- с 11.01.2010г. по 29.02.2012г. обрубщиком сучьев с возложением обязанностей водителя автомашины ГАЗ-53 (л.д.8-14).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 20.03.2021г. основным видом деятельности ОГУ «Малмыжский лесхоз» является лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области, дополнительными – предоставление услуг в области растениеводства, лесоводство и лесозаготовки и т.д. (л.д.19-23).
Согласно ГОСТ 18486-87 «Государственный стандарт Союза ССР. Лесоводство. Термины и определения" лесоводство – это теория и практика выращивания и неистощительного использования леса в целях удовлетворения народного хозяйства и населения в древесине и другой продукции, а также улучшения леса и повышения его водоохранно-защитных, средообразующих и социальных функций.
Из приказов по основной деятельности: № 11 от 22.04.2004г.,№ 24П от 05.04.2008г., №15П от 02.04.2009г., представленных стороной истца следует, что деятельность ФГУ «Малмыжский лесхоз» (впоследствии реорганизованного в Малмыжский лесхоз – филиал КОГУП «Кировлес») заключалась в выполнении лесохозяйственных, лесозащитных работ, работ по воспроизводству лесов (лесовосстановительных работ), а также работ по заготовке, переработке и вывозке древесины (л.д.25,26,28-31).
Свидетель ФИО4 суду показал, что с ФИО1 он знаком по совместной работе в Малмыжском лесхозе. Он (свидетель) работал в Малмыжском лесхозе с 1991 инженером лесного хозяйства, с 2002г. по 2006г. - директором. Основным видом деятельности Мелетского лесничества являлось лесоводство, а рубкой леса занимались леспромхозы. Мелетское лесничество осуществляло работы от выращивания посадочного материала до ухода за лесом, который включает: осветление, прочистки, прореживание, проходные рубки. Лесоводство является разновидностью растениеводства. ФИО1 работал в Мелетском лесничестве Малмыжского лесхоза водителем, при этом выполнял все виды работ в агротехническом периоде: от посева семян в питомнике до ухода за лесом, в том числе вывозил древесину после рубок.
Исходя из приведенных положений ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, постановления Правительства РФ от 29.11.2018г. право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии имеют лица, проработавшие не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, в том числе занятые в растениеводстве – на производстве сельскохозяйственных культур.
Оценив в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку период работы истца с 15.07.1997г. по 29.02.2012г. в Мелетском лесничестве Малмыжского лесхоза не подлежит включению в стаж работы в сельском хозяйстве, поскольку сельское хозяйство не является основным видом деятельности Малмыжского лесхоза, Мелетское лесничество не является структурным подразделением растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство.
Как установлено в судебном заседании, основным видом деятельности Малмыжского лесхоза в период работы истца являлось лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области, при этом предприятие не осуществляло деятельность по производству сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочную обработку сельскохозяйственной продукции, заготовку, хранение, мелиорацию.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ Отделению Пенсионного фонда РФ по Кировской области об оспаривании решения об отказе включения периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве – отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд с подачей жалобы через Малмыжский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 14 июня 2022г.
Судья А.Р. Гизатуллина
Решение21.06.2022