Дело № 2-241/2022
(43RS0035-01-2022-000335-43)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по гражданскому делу № 2-241/2022
16 сентября 2022 года | город Советск |
Советский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Николиной Н.С.,
при ведении протоколов судебных заседаний секретарями судебного заседания Голомидовой Е.В., Одинцовой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района Кировской области к администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Советского района Кировской области обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о распоряжении муниципальным имуществом в деятельности администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области.
Частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрена обязанность передачи прав владения и (или) пользования объектами холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем по концессионному соглашению в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена.
Целями законодательства о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ)).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 названного Федерального закона) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ, объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. ч. 2, 5, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Законодательством предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, которые обязаны по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи соответствующего документа. При этом, регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами (пункты 1 и 3 статьи 131 ГК РФ).
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ), причем государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
При этом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом.
Исходя из ч. 2 п. 1 Федерального закона № 115-ФЗ, одной из обязанностей концессионера является создание и (или) реконструкция объекта концессионного соглашения в установленные концессионным соглашением сроки.
Статья 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определяет обязанность совершать регистрацию не только при переходе прав на объект недвижимости, но и при проведении его реконструкции.
В собственности муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области имеется 60 объектов водоснабжения, не зарегистрированных в установленном порядке: 1) Скважина № 5978, расположенная по адресу: <...>) Водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>) Скважина № 39604, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Грехово (в районе ул. Садовая, Молодежная, Строителей); 4) Водонапорная башня, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Грехово (в районе ул. Садовая, Молодежная, Строителей); 5) скважина, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, п. Нефтебаза; 6) Водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>) Водонапорная башня, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, с. Ситемка; 8) Водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>) Водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>) Скважина № 2170, расположенная по адресу: <...>) Водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>) Водопроводная сеть, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, с. Кичма; 13) Скважина № 37791, расположенная по адресу: <...>) Скважина № 2381, расположенная по адресу: <...>) Водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>) Водопроводная сеть, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Шаваржаки, сооружение 1; 17) Скважина № 68659, расположенная по адресу: <...>; 18) Водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>; 19) Водопроводная сеть, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Юрино; 20) Скважина № 2409, расположенная по адресу: <...>; 21) Водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>; 22) Водопроводная сеть, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Волчата; 23) Буровая скважина № 4692, расположенная по адресу: <...> (машинный двор); 24) Буровая скважина № 3659, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, с. Колянур, пересечение улиц Кирова и Строителей; 25) Буровая скважина № 6196, расположенная по адресу: <...>) Буровая скважина № 3977, расположенная по адресу: <...> (Бахтино); 27) Водонапорная башня № 54823, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, с. Колянур, ул. Строителей; 28) Скважина № 6459, расположенная по адресу: <...>) Скважина № 6460, расположенная по адресу: <...>) Скважина № 4114, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Баруткино; 31) Водонапорная башня № 6821, расположенная по адресу: <...>) Водонапорная башня № 3131, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Васичи (ферма); 33) Буровая скважина № 5649, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Нежданово; 34) Буровая скважина № 3930, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Мочалово; 35) Водонапорная башня № 70750, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Долбилово; 36) Буровая скважина № 5842, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Дубовая; 37) Очистные сооружения, расположенные по адресу: Кировская область, Советский район, с. Колянур; 38) Водопровод, расположенный по адресу: Кировская область, Советский район, д. Атары; 39) Водонапорная башня № 18749, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Атары; 40) Водопровод, расположенный по адресу: Кировская область, Советский район, с. Ильинск; 41) Водонапорная башня № 5121, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, с. Ильинск; 42) Водонапорная башня № 5136, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, с. Ильинск; 43) Водонапорная башня, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Челка; 44) Скважина № 5355, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Челка; 45) Водонапорная башня, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Челка; 46) Скважина № 5809, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Челка; 47) Водопровод, расположенный по адресу: Кировская область, Советский район, д. Луговая; 48) Водонапорная башня, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Луговая; 49) Артезианская скважина № 2134, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Лесниково; 50) Артезианская скважина № 5616, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Лесниково; 51) Водопроводная сеть, расположенная по адресу: <...> Водопроводная сеть, расположенная по адресу: <...> Артезианская скважина № 3853, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, с. Завертная; 54) Водопроводная сеть, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, с. Завертная; 55) Артезианская скважина № 2760, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Борок; 56) Водопроводная сеть, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Борок; 57) Водонапорная башня, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, д. Скородум; 58) Водонапорная башня, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, с. Прозорово; 59) Водонапорная башня, расположенная по адресу: Кировская область, Советский район, с. Суводь; 60) Водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>.
По своим техническим характеристикам, назначению и годам ввода в эксплуатацию данные объекты в силу вышеприведенных норм законодательства в обязательном порядке подлежат передаче в концессию для соблюдения целей и задач, предусмотренных законодательством о концессионных соглашениях.
Поскольку права собственности на данные объекты в установленном законом порядке не зарегистрированы, передать их по концессионному соглашению невозможно.
Указанные факты ставят под угрозу права неопределенного круга лиц, поскольку непередача данных социально-значимых объектов может повлечь за собой ухудшение качества предоставляемых коммунальных услуг, а отсутствие модернизации и улучшения – к возникновению негативных последствий, выразившихся в износе, авариях и, как следствие, прекращение оказания услуг населению, а также объектам социальной инфраструктуры на неопределенный срок.
Уточнив в ходе рассмотрения дела заявленные требования, истец окончательно просил обязать администрацию муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области организовать постановку на кадастровый учет и регистрацию права на недвижимое имущество в отношении: 1) скважины № 5978, расположенной по адресу: <...>) водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>) скважины № 39604, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Грехово (в районе улиц Садовая, Молодежная, Строителей); 4) водонапорной башни, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Грехово (в районе улиц Садовая, Молодежная, Строителей); 5) скважины, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, п. Нефтебаза; 6) водонапорной башни, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, п. Нефтебаза; 7) водонапорной башни, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, с. Ситемка; 8) водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>) водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>) скважины № 2170, расположенной по адресу: <...>) водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>) скважины № 37791, расположенной по адресу: <...>) скважины № 2381, расположенной по адресу: <...>) водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>) скважины № 68659, расположенной по адресу: <...>; 16) водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>; 17) водопроводной сети, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Юрино; 18) скважины № 2409, расположенной по адресу: <...>; 19) водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>; 20) водопроводной сети, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Волчата; 21) буровой скважины № 4692, расположенной по адресу: <...> (машинный двор); 22) буровой скважины № 3659, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, с. Колянур, пересечение улиц Кирова и Строителей; 23) буровой скважины № 6196, расположенной по адресу: <...>) буровой скважины № 3977, расположенной по адресу: <...> (Бахтино); 25) водонапорной башни № 54823, расположенной по адресу: <...>) скважины № 6459, расположенной по адресу: <...>) скважины № 6460, расположенной по адресу: <...>) скважины № 4114, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Баруткино; 29) водонапорной башни № 6821, расположенной по адресу: <...>) водонапорной башни № 3131, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Васичи (ферма); 31) буровой скважины № 5649, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Нежданово; 32) буровой скважины № 3930, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Мочалово; 33) водонапорной башни № 70750, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Долбилово; 34) буровой скважины № 5842, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Дубовая; 35) очистных сооружений, расположенных по адресу: Кировская область, Советский район, с. Колянур; 36) водопровода, расположенного по адресу: Кировская область, Советский район, д. Атары; 37) водопровода, расположенного по адресу: Кировская область, Советский район, с. Ильинск; 38) водонапорной башни, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Челка; 39) скважины № 5355, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Челка; 40) скважины № 5809, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Челка; 41) водопровода, расположенного по адресу: Кировская область, Советский район, д. Луговая; 42) водонапорной башни, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Луговая; 43) артезианской скважины № 2134, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Лесниково; 44) артезианской скважины № 5616, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Лесниково; 45) водопроводной сети, расположенной по адресу: <...> водопроводной сети, расположенной по адресу: <...> артезианской скважины № 3853, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, с. Завертная; 48) водопроводной сети, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, с. Завертная; 49) артезианской скважины № 2760, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Борок; 50) водопроводной сети, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Борок; 51) водонапорной башни, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Скородум; 52) водонапорной башни, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, с. Прозорово; 53) водонапорной башни, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, с. Суводь; 54) водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области, АО «Жилье».
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Микрюкова М.Л. изложенное в исковом заявлении и заявлениях об уточнении заявленных требований поддержала, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Как следует из представленного представителем ответчика в материалы дела отзыва, во исполнение Закона Кировской области от 11.10.2019 № 299-ЗО
с 1 июня 2021 года Советский муниципальный район начал осуществлять полномочия по водоснабжению населения и водоотведению на территории сельских поселений, входящих в его состав, и принял от сельских поселений имущество, предназначенное для осуществления указанных полномочий (водонапорные башни, скважины, водопроводы и т.п.). Переданное району имущество ранее не эксплуатировалось ни одной специализированной организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Постановлением администрации Советского района от 24.01.2022 № 29 утвержден перечень объектов муниципального имущества муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области, в отношении которого планируется заключение концессионного соглашения в 2022 году. Указанное постановление размещено на официальном сайте органов местного самоуправления Советского района Кировской области и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru. Довод истца о том, что для передачи объектов водоснабжения по концессионному соглашению необходима постановка этих объектов на кадастровый учет, а также регистрация права собственности на эти объекты, является несостоятельным. В соответствии с ч. 5 ст. 39 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, может предусматриваться предоставление концедентом во владение и (или) в пользование концессионера водопроводных сетей и насосных станций, канализационных сетей, канализационных насосных станций, тепловых сетей в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее – незарегистрированное недвижимое имущество), при выполнении следующих условий: 1) наличие документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у концедента права собственности на незарегистрированное недвижимое имущество (в том числе права собственности, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), и (или) документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения, учредителем которых является концедент, права владения или пользования данным незарегистрированным недвижимым имуществом; 2) балансовая стоимость незарегистрированного недвижимого имущества не превышает пятидесяти процентов балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения; 3) опубликование концедентом не менее чем за три месяца до заключения концессионного соглашения в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности перечня незарегистрированного недвижимого имущества в соответствии с частями 6 и 7 статьи 39 Федерального закона № 115-ФЗ. В распоряжении администрации Советского района имеются документы, подтверждающие возникновение права собственности на незарегистрированные объекты водоснабжения: договор безвозмездной передачи имущества от 27.01.2022, заключенный с АО «Прогресс»; договор безвозмездной передачи имущества от 27.01.2022, заключенный с АО «Русь»; передаточный акт от 01.06.2021 (Родыгинское сельское поселение); передаточный акт от 01.06.2021 (Мокинское сельское поселение); передаточный акт от 01.06.2021 (Лошкаринское сельское поселение); передаточный акт от 01.06.2021 (Лесниковское сельское поселение), передаточный акт от 01.06.2021 (Колянурское сельское поселение), передаточный акт от 01.06.2021 (Кичминское сельское поселение), передаточный акт от 01.06.2021 (Ильинское сельское поселение), передаточный акт от 31.05.2021 (Зашижемское сельское поселение), передаточный акт от 01.06.2021 (Греховское сельское поселение), передаточный акт от 20.01.2022 (Греховское сельское поселение). Балансовая стоимость незарегистрированного имущества 2 559 983,50 руб., что составляет 40,4 % от балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, что подтверждается сведениями о составе имущества муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области, в отношении которого планируется заключение концессионного соглашения. Перечень незарегистрированного недвижимого имущества опубликован в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности 05.08.2021. Таким образом, требования ч. 5 ст. 39 Федерального закона № 115-ФЗ администрацией Советского района выполняются. Кроме того, в соответствии со статьей 42 Федерального закона № 115-ФЗ, концессионное соглашение, объектом которого являются объекты, указанные в части 1 статьи 39 указанного Федерального закона, наряду с предусмотренными частью 1 статьи 10 Федерального закона № 115-ФЗ должно содержать существенные условия, в том числе обязательства концессионера в отношении всего незарегистрированного недвижимого имущества по обеспечению государственной регистрации права собственности концедента на указанное имущество, в том числе по выполнению кадастровых работ и осуществлению государственной регистрации права собственности концедента на имущество, а также государственной регистрации обременения данного права в соответствии с частью 15 статьи 3 указанного Федерального закона в срок, равный одному году с даты вступления в силу концессионного соглашения. При заключении концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, указанных в исковом заявлении, будет предусмотрено данное условие. Считает, что расходование бюджетных средств на выполнение кадастровых работ в настоящее время будет нецелесообразным. Предполагаемая стоимость работ по постановке на кадастровый учет объектов водоснабжения (согласно справке ИП ФИО1) составляет 764 000 руб., что является для бюджета муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области существенной суммой. Также полагает, что отсутствие государственного кадастрового учета в отношении объектов водоснабжения и водоотведения в настоящее время не может являться нарушением прав неопределенного круга лиц на надлежащее водоснабжение. Между администрацией Советского района и АО «Жильё» заключен договор аренды муниципального имущества № 7/2021 от 30.11.2021, согласно которому арендатору передаются во временное владение и пользование объекты коммунальной инфраструктуры для оказания услуг по водоснабжению населения и водоотведению. АО «Жильё» наделено статусом гарантирующей организации для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений Советского района. Данная организация в настоящее время обеспечивает надлежащее холодное водоснабжение и водоотведение на территории сельских поселений Советского района. Просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В направленном отзыве указывает, что согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о регистрации, государственная регистрация права собственности на объект в ЕГРН осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет. При этом, согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника. Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет осуществляется на основании технического паспорта, подготовленного в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке. Технический план должен соответствовать требованиям, установленным статьей 24 Закона о регистрации, приказом Росреестра от 15.03.2022 № П/0082. В связи с чем, в случае удовлетворения требований решение суда должно содержать указание на то, что оно является, в том числе, основанием для подготовки технических планов. Также необходимо учитывать положения ч. 6.2 ст. 70 Закона о регистрации, согласно которой в срок до 1 января 2025 года в отношении объектов недвижимости, созданных до дня вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании выписки из реестра государственного или муниципального имущества. При отсутствии документов, предусмотренных ч. 8 ст. 24 Закона о регистрации, документом, на основании которого сведения о таком объекте недвижимости указываются в техническом плане, является предусмотренная ч. 11 ст. 24 Закона о регистрации декларация о таком объекте недвижимости.
Представитель третьего лица – АО «Жилье» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, мнения по иску не представил.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещённых о дне, времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч. 2). Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5).
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В ходе проведенной прокуратурой Советского района проверки установлено, что в реестре муниципального имущества имеются объекты недвижимого имущества, используемые для целей водоснабжения и водоотведения на территории Советского района Кировской области, которые не поставлены на кадастровый учет.
Стороной ответчика не оспаривалось и представленными в материалы дела документами подтверждается факт нахождения спорных объектов недвижимости в муниципальной собственности администрации Советского района Кировской области (л.д. 45-48, 67-99, 100-108, 111-119).
Постановлением администрации Советского района от 24.01.2022 № 29 утвержден перечень объектов муниципального имущества муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области, в отношении которого планируется заключение концессионного соглашения в 2022 году, в числе которых указаны спорные объекты (л.д. 66-72, 102-108).
30.11.2021 между администрацией Советского района и АО «Жильё» заключен договор аренды муниципального имущества № 7/2021, согласно которому арендатору во временное владение и пользование передаются объекты коммунальной инфраструктуры для оказания услуг по водоснабжению населения и водоотведению (л.д. 123-136).
Статьей 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами (п. 1). Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации (п. 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее также – Федеральный закон № 115‑ФЗ), по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 названного Федерального закона) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ, объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Исходя из п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ, одной из обязанностей концессионера является создание и (или) реконструкция объекта концессионного соглашения в установленные концессионным соглашением сроки.
Статья 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определяет обязанность совершать регистрацию не только при переходе прав на объект недвижимости, но и при проведении его реконструкции.
Таким образом, отсутствие постановки спорных объектов на кадастровый учет и регистрации прав на них может повлечь за собой ухудшение качества предоставляемых коммунальных услуг, а отсутствие модернизации и улучшения – к возникновению негативных последствий, выразившихся в износе, авариях и, как следствие, в прекращении оказания услуг населению, а также объектам социальной инфраструктуры на неопределенный срок.
Довод ответчика об отсутствии бюджетных ассигнований для проведения регистрационных мероприятий не является исключительным обстоятельством и не может быть отнесен к обстоятельствам, препятствующим выполнению требований закона.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора Советского района Кировской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Настоящее решение суда является основанием для подготовки технических планов в отношении спорных объектов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Советского района Кировской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области организовать постановку на кадастровый учет и регистрацию права на недвижимое имущество в отношении:
скважины № 5978, расположенной по адресу: <...>
водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>
скважины № 39604, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Грехово (в районе улиц Садовая, Молодежная, Строителей),
водонапорной башни, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Грехово (в районе улиц Садовая, Молодежная, Строителей),
скважины, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, п. Нефтебаза,
водонапорной башни, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, п. Нефтебаза,
водонапорной башни, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, с. Ситемка,
водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>
водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>
скважины № 2170, расположенной по адресу: <...>,
водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>,
скважины № 37791, расположенной по адресу: <...>,
скважины № 2381, расположенной по адресу: <...>,
водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>,
скважины № 68659, расположенной по адресу: <...>,
водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>,
водопроводной сети, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Юрино,
скважины № 2409, расположенной по адресу: <...>,
водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>,
водопроводной сети, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Волчата,
буровой скважины № 4692, расположенной по адресу: <...> (машинный двор),
буровой скважины № 3659, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, с. Колянур, пересечение улиц Кирова и Строителей,
буровой скважины № 6196, расположенной по адресу: <...>
буровой скважины № 3977, расположенной по адресу: <...> (Бахтино),
водонапорной башни № 54823, расположенной по адресу: <...>
скважины № 6459, расположенной по адресу: <...>
скважины № 6460, расположенной по адресу: <...>
скважины № 4114, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Баруткино,
водонапорной башни № 6821, расположенной по адресу: <...>
водонапорной башни № 3131, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Васичи (ферма),
буровой скважины № 5649, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Нежданово,
буровой скважины № 3930, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Мочалово,
водонапорной башни № 70750, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Долбилово,
буровой скважины № 5842, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Дубовая,
очистных сооружений, расположенных по адресу: Кировская область, Советский район, с. Колянур,
водопровода, расположенного по адресу: Кировская область, Советский район, д. Атары,
водопровода, расположенного по адресу: Кировская область, Советский район, с. Ильинск,
водонапорной башни, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Челка,
скважины № 5355, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Челка,
скважины № 5809, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Челка,
водопровода, расположенного по адресу: Кировская область, Советский район, д. Луговая,
водонапорной башни, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Луговая,
артезианской скважины № 2134, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Лесниково,
артезианской скважины № 5616, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Лесниково,
водопроводной сети, расположенной по адресу: <...>
водопроводной сети, расположенной по адресу: <...>
артезианской скважины № 3853, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, с. Завертная,
водопроводной сети, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, с. Завертная,
артезианской скважины № 2760, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Борок,
водопроводной сети, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Борок,
водонапорной башни, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, д. Скородум,
водонапорной башни, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, с. Прозорово,
водонапорной башни, расположенной по адресу: Кировская область, Советский район, с. Суводь,
водонапорной башни, расположенной по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано сторонами в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Кировской области.
Судья Н.С. Николина
Решение в окончательной
форме принято 23.09.2022.
Решение04.10.2022