ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-241/2022 от 25.08.2022 Пичаевского районного суда (Тамбовская область)

Дело №2-241/2022

68RS0020-01-2022-000274-08

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2022 года

Пичаевский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Струкова В.А.,

при секретаре Волковой В. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пичаевского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Пичаевского района Тамбовской области о возложении обязанности организовать капитальный ремонт дороги «Моршанск-Пичаево»-Байловка 2-я»-пос.Октябрьский (Пичаевский лесхоз),

у с т а н о в и л:

Прокурор Пичаевского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Пичаевского района Тамбовской области о возложении обязанности организовать капитальный ремонт дороги «Моршанск-Пичаево»-Байловка 2-я»-пос.Октябрьский (Пичаевский лесхоз).

В обоснование требований указывает, что прокуратурой Пичаевского района по обращениям жителей Пичаевского района проведена проверка о неудовлетворительном состоянии автомобильной дороги Моршанск-Пичаево-Байловка 2-я, в результате чего в деятельности органа местного самоуправления выявлены нарушения требований безопасности дорожного движения.

В соответствии с информацией с сайта администрации Пичаевского района - в информации об объектах имущества, находящихся в муниципальной собственности Пичаевского района, автомобильная дорога Моршанск-Пичаево-Байловка 2-я находится в муниципальной собственности Пичаевского района.

Согласно п.6 ч.1 ст.13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В силу ст.3 данного Закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно п.п.5.2.1., 5.2.4. Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года №1245-ст (далее ГОСТ Р 50597-2017) установлены предельно допустимые повреждения покрытия, сроки их ликвидации, а также предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п.

Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В ходе проведения прокуратурой района проверки 23.06.2022 было проведено обследование автомобильной дороги Моршанск-Пичаево-Байловка 2-я, протяженностью 9 км.

Проведенным обследованием установлено, что в нарушение требований пунктов 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, нарушена целостность дорожного знака 2.3.2. «Примыкание второстепенной дороги», в нарушение требований пунктов 5.2.1, 5.2.4, 5.2.5 ГОСТ Р 50597-2017, что на всем протяжении рассматриваемой автомобильной дороги на грунтовом покрытии имеются выбоины размером, превышающие допустимые ГОСТ Р 50597-2017 размеры.

Также проведенным обследованием установлено, что в нарушение требований пунктов 3.11, 3.17 ГОСТ 32825-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений на дороге имеются повреждения проезжей части дороги в виде сетки трещин и неровности ямочного ремонта, что не допустимо.

Согласно информации ТОГБУЗ «Пичаевская ЦРБ» в текущем году для оказания медицинской помощи в ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» по данной дороге был направлен 1 пациент с острым нарушением мозгового кровообращения, в 2020 году - 6 пациентов, в 2019 - 2 пациента. При этом состояние автомобильной дороги «Моршанск-Пичаево-Байловка 2-я» создает опасность для жизни здоровья пациентов при их транспортировке в ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ». Так, во время транспортировки больных возникает необходимость проводить инфузионную терапию, реанимационные мероприятия, что при данном состоянии автомобильной дороги не возможно. Кроме того, ненадлежащее состояние дороги увеличивает время транспортировки пациентов, что также создает дополнительную угрозу для их жизни и здоровья.

Согласно информации администрации Пичаевского района капитальный ремонт автомобильной дороги «Моршанск-Пичаево»-Байловка 2-я» - пос. Октябрьский (Пичаевский лесхоз) с 2015 года не проводился.

На содержание данной автодороги израсходованы средства в сумме: - 2015 год - 830 095 рублей; 2016 год - 705 882 рубля; 2017 год - 1 066 908 рублей; 2018 год - 951 060 рублей; 2019 год - 1 014 472 рубля; 2020 год - 1 245 309 рублей; 2021 год - 1 194 050 рублей; 2022 год - 1 318 993 рубля. Итого на данную дорогу потрачено практически более 8 млн. рублей.

В 2021 году Пичаевским районным судом были удовлетворены исковые требования прокурора района об обязании администрацию Пичаевского района привести проезжую часть автомобильной дороги «Пичаево-Моршанск-Байловка 2-ая-пос.Октябрьский» (Пичаевский лесхоз) в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в срок до 01.07.2021, которые были своевременно исполнены.

Вместе с тем ежегодно в весенний период автомобильная дорога снова приходит в негодность и вновь требуется затратить денежные средства на ямочный ремонт, который служит к сожалению недолго.

Учитывая изложенное целесообразно провести капитальный ремонт автомобильной дороги Моршанск-Пичаево-Байловка 2-я, протяженностью 9 км и привести данную дорогу в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Ненадлежащее проведение работ по содержанию автомобильной дороги может привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий с причинением вреда здоровью и жизни граждан, включая несовершеннолетних детей, к невозможности следования в кратчайшие сроки автомашин спецслужб (полиция, скорая помощь, пожарные машины и т.п.).

Бездействие Администрации Пичаевского района, выразившееся в не организации проведения капитального ремонта дороги Моршанск-Пичаево-Байловка 2-я, протяженностью 9 км нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное передвижение, в том числе права несовершеннолетних учащихся МБОУ «Пичаевская СОШ» и ставит под угрозу жизнь лиц, которым требуется срочная медицинская помощь в ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ», либо в другом лечебном учреждении области или субъекта, когда возникает острая необходимость передвижения по данной дороге с максимально возможной скоростью по правилам ПДД РФ.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения требований федерального законодательства напрямую затрагивают конституционные права неопределенного круга граждан на охрану здоровья и безопасность дорожного движения.

На основании изложенного, просит: исковые требования прокурора Пичаевского района удовлетворить; возложить на администрацию Пичаевского района Тамбовской области обязанность организовать капитальный ремонт дороги Моршанск-Пичаево-Байловка 2-я, протяженностью 9 км и привести данную дорогу в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в срок до 01.07.2023.

В заявлении об уточнении исковых требований прокурор Пичаевского района Тамбовской области просит: принять уточнение исковых требований по гражданскому делу по иску прокурора района о возложении на администрацию Пичаевского района Тамбовской области обязанность организовать капитальный ремонт дороги Моршанск-Пичаево-Байловка 2-я, протяженностью 9 км и привести данную дорогу в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в срок до 01.07.2023 в части уточнения исковых требований адреса: объекта капитального ремонта «Моршанск-Пичаево» Байловка2-я пос.Октябрьский Пичаевский район, а также протяженностью км 0+000-3+964 от автомобильной дороги Моршанск-Пичаево.

В письменных возражениях на исковое заявление от 26.07.2022 №01-13-02/2111 администрация Пичаевского района Тамбовской области в лице главы Пичаевского района Лазутина В.Г. полагает, что заявленные требования искового заявления являются необоснованными по следующим основаниям:

Истцом не предоставлено достаточных доказательств необходимости проведения капитального ремонта, так как в акте проверки автодороги указано только на недостатки в содержании дорожного полотна, отсутствуют сведения, которые могут определить необходимость капитального ремонта, а именно сопоставление фактических показателей состояния дороги, определенных по результатам обследования, диагностики, инженерных изысканий с нормативными значениями.

В соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. В целях определения соответствия дорог этим требованиям владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

В соответствии с распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 03 октября 2002 года №ИС-840-р с 15 октября 2002 года применяется ОДН 218.0.006-2002 «Правила диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог» (далее Правила).

Согласно пункту 4.1.6 указанных Правил по результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации владельцы дорог выявляют участки, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, и, руководствуясь «Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию и ремонту и реконструкции с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года №402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, которая предусматривает разграничение видов дорожных работ по земляному полотну и дорожным одеждам в зависимости от характера деформации и повреждений, их локализации, методов работы и от других показателей.

Результаты диагностики и оценки дорог являются предпроектными материалами и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания эксплуатируемых дорог (пункт 4.1.7 Правил).

Вместе с тем диагностика и оценка технического состояния рассматриваемого участка дороги в установленном законом порядке не проводилась.

Наличие повреждений спорной дороги, указанные в представленном Истцом акте о результатах проверки от 10.06.2022 не дают достаточных оснований для возложения на Ответчика обязанности по проведению именно капитального ремонта дороги.

Ответчиком не оспаривается необходимость проведения ремонтных работ дорожного покрытия спорной автодороги, однако проведение этих работ возможно в рамках ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных содержаний на них, согласно Классификации, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 №402.

Проведение ремонтных работ в рамках ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования производится ответчиком ежегодно, о чем Истец указал в исковом заявлении.

Кроме того, просит учесть тот факт, что проведению капитального ремонта предшествует разработка проектно-сметной документации с последующим прохождением государственной экспертизы проекта, оформление правовой документации, получение разрешения на строительство, заключение контрактов, а в последующем ввод объекта. Только подготовка проектной документации на выполнение указанных работ составит срок более года.

Установление срока исполнения решения до 01.07.2023 приведет к неисполнимости принятого судом решения, поскольку положениями пунктов 5 и 7 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частями 1 и 2 ст.24 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ч.1 ст.72, ч.2 ст.161 Бюджетного кодекса РФ, статей 48-55 Градостроительного кодекса РФ на Ответчика возложена обязанность по соблюдению определенной многоступенчатой и длительной процедуры, предшествующей заключению и исполнению муниципального контракта, нарушение которой повлечет как незаконные действия и акты, так и привлечение к ответственности лиц, нарушивших правовые акты, регулирующие особенности выполнения Ответчиком возложенных на него функций.

По предварительным данным только стоимость проектирования дороги протяженностью 9 км составит - 2 миллиона рублей, а проведение капитального ремонта - 100 миллионов рублей.

Согласно выписок из решения Пичаевского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 24.12.2021 №305 «О бюджете Пичаевского района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» сумма бюджетных ассигнований на ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в Пичаевском районе составляет: на 2022 год - 16 066 016,02 руб., на 2023 год - 20 507 507,51 руб., на 2024 год - 20 507 507,51 руб.

Руководствуясь вышеизложенным, администрация Пичаевского района просит суд удовлетворить иск частично в части обязания администрации Пичаевского района Тамбовской области провести ремонт автомобильной дороги Моршанск-Пичаево-Байловка 2-я, протяженностью 9 км в период с 2023 по 2025 год.

В судебном заседании прокурор Васин Р.А. иск поддерживает.

Представитель ответчика - администрации Пичаевского района Тамбовской области по доверенности заместитель главы администрации района Штакин В.И. иск не признал и пояснил, что согласно акта обследования дороги необходимо провести ремонт, но не капитальный ремонт. Заявленное требование о ремонте до 01 июля 2023 года невозможно выполнить, поскольку в следующем году можно только заказать проектно-сметную документацию. Администрация района не возражает против ремонта, который требуется, но не капитальный ремонт.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6 ст.3); к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п.6 ч.1 ст.13).

В силу п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ч.1 ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года №1245-ст (далее ГОСТ Р 50597-2017) устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно п.п.5.2.1, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТ 33101 должна соответствовать значениям показателей продольной ровности покрытия при соответствующем измерении. Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляется в соответствующие сроки.

В муниципальной собственности Пичаевского района Тамбовской области находится автомобильная дорога, асфальтобетонная, грунтовая, протяженностью 11,0 км., «Моршанск-Пичаево»-Байловка 2-я»-пос.Октябрьский (Пичаевский лесхоз). Адрес: Тамбовская область, Пичаевский район. Асфальтобетонная 9,0 км., грунтовая 2,0 км., протяженность 11,0 км.. (Выписка из реестра муниципального имущества Пичаевского района от 04.08.2022 в деле имеется).

Из акта проверки от 10.06.2022 (л.д.14) следует, что прокуратурой Пичаевского района в соответствии с поручением прокуратуры области проводилась проверка по доводам жителей района по вопросу безопасности дорожного движения по непринятию мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги Моршанск-Пичаево-Байловка 2-я, протяженностью 9 км. Проведенным обследованием установлено, что в нарушение требований пунктов 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, нарушена целостность дорожного знака 2.3.2. «Примыкание второстепенной дороги», в нарушение требований пунктов 5.2.1, 5.2.4, 5.2.5 ГОСТ Р 50597-2017, что на всем протяжении рассматриваемой автомобильной дороги на грунтовом покрытии имеются выбоины размером, превышающие допустимые ГОСТ Р 50597-2017 размеры.

Также проведенным обследованием установлено, что в нарушение требований пунктов 3.11, 3.17 ГОСТ 32825-2014. Межгосударственный стандарт. Дорога автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений на дороге имеются повреждения проезжей части дороги в виде сетки трещин и неровности ямочного ремонта, что не допустимо.

В связи с выявленными нарушениями необходимо подготовить и направить в суд иск с требованием - Обязать администрацию Пичаевского района Тамбовской области обязанность организовать капитальный ремонт дороги Моршанск-Пичаево-Байловка 2-я, протяженностью 9 км и привести данную дорогу в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в срок до 01.07.2023.

Согласно имеющегося в деле сообщения администрации Пичаевского района Тамбовской области от 20.06.2022 №01-13-12/1728 (л.д.9-10), автомобильная дорога «Моршанск-Пичаево»-Байловка 2-я»-пос.Октябрьский (Пичаевский лесхоз) протяженностью 11,0 км - асфальтобетонная 9,0 км, грунтовая - 2,0 км находится в муниципальной собственности администрации района.

Содержанием данной автомобильной дороги согласно контракта №0164200003021003716_102578 от 30.11.2021 года занимается общество с ограниченной ответственностью Дорожно-строительное управление «Пичаевское». Контракт заключен на 2022 и 2023 годы. В 2019 году ООО «ДОРСТРОЙ» произведен ремонт участка автодороги «Пичаево-Моршанск»-Байловка 2-я-пос.Октябрьский (Пичаевский лесхоз) км 6+00-км 7+100, протяжённостью 1,1 км, освоено 5 038,9 тыс. рублей.

На данной автомобильной дороге в начале сентября 2020 года ООО ДСУ «Пичаевское» выполнило ремонт на 99,4 тыс. рублей. Индивидуальный предприниматель Касымов на данной автодороге в 2020 году выполнил ремонт на сумму 284,9 тыс. рублей. В 2021 году на ремонте автомобильной дороги «Моршанск-Пичаево»-Байловка 2-я- пос.Октябрьский (Пичаевский лесхоз) км 3+700 - км 4+019 ООО ДСУ «Пичаевское» освоено 1 618, 07397 тыс. рублей. В 2022 году на ремонте автомобильной дороги «Моршанск-Пичаево»-Байловка 2-я-пос.Октябрьский (Пичаевский лесхоз) на участке км 3+200 - км 3+576 освоено 1799,98645 тыс. рублей.

Капитальный ремонт автомобильной дороги «Моршанск-Пичаево»-Байловка 2-я»-пос.Октябрьский (Пичаевский лесхоз) с 2015 года не проводился.

На содержание данной автодороги израсходованы средства в сумме: 2015 год - 830 095 рублей; 2016 год - 705 882 рубля; 2017 год - 1 066 908 рублей; 2018 год - 951 060 рублей; 2019 год - 1 014 472 рубля; 2020 год - 1 245 309 рублей; 2021 год - 1 194 050 рублей; 2022 год - 1 318 993 рубля.

В администрацию района обращения от жителей с.Байловка 2-я с просьбой о ремонте автомобильной дороги «Моршанск-Пичаево»-Байловка 2-я»-пос.Октябрьский (Пичаевский лесхоз) с 2015 года не поступало. Было обращение Ч. (жительница г.Москва) на неофициальный сайт Н. вопрос №73826 в сентябре 2020 года, обращение Ч. (жительница г.Москва) на неофициальный сайт Н. вопрос №78673 в мае 2021 года, депутата, заместителя председателя комитета по бюджету, налогам и финансам Тамбовской областной Думы П.В. Плотникова к главе Пичаевского района А.А. Перову в январе 2021 года.

Свидетели Свидетель №1 и Свидетель №2 пояснили, что дорога Моршанск-Пичаево-Байловка 2-я в плохом состоянии, ежегодно проводится только ямочный ремонт. По дороге можно передвигаться с небольшой скоростью.

Из имеющейся в деле заверенной копии информации ТОГБУЗ «Пичаевская ЦРБ» от 24 июня 2022 года №551 о транспортировке больных для оказания медицинской помощи от села Байловка 2-я (л.д.11) следует, что значительная часть автомобильной дороги от с.Байловка 2-я до трассы Моршанск-Пичаево находится в аварийном состоянии, дорожное полотно имеет большие дефекты асфальтового покрытия.

Согласно приказа Управления здравоохранения области маршрутизацией предусмотрена транспортировка больных с острым инфарктом миокарда, острым нарушением мозгового кровообращения, нестабильной стенокардией, транзиторной ишемической атакой в первичное сосудистое отделение ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ». Таким образом, больные с указанной патологией из сел: К.-Умет, Лесхоз и Байловка 2-я транспортируются по этой дороге. В 2019 году в ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» госпитализировано 2-ое больных с острым нарушением мозгового кровообращения, в 2020 году - 6 больных (5 человек - с острым нарушением мозгового кровообращения и 1 больной с острым инфарктом миокарда). В 2021 году 10 больных (5 человек - с острым нарушением мозгового кровообращения и 1 больной с острым инфарктом миокарда, 1 больной с нестабильной стенокардией, 3 человека с транзиторной ишемической атакой). В 2022 году (1 человек с острым нарушением мозгового кровообращения).

Во время транспортировки больных в ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» часто возникает необходимость проводить инфузионную терапию, что при низком качестве автомобильной дороги затруднительно. Кроме того, плохое состояние автомобильной дороги значительно увеличивает время транспортировки больного, что при остром заболевании является крайне не желательным фактором и может привести к ухудшению состояния больного. Случаев не возможности оказания медицинской помощи, в связи с ненадлежащим состоянием автомобильной дороги, не было. Фактов поломок транспортных средств во время транспортировки больных не было.

Свидетель Свидетель №1 подтверждает доводы, изложенные в вышеуказанной информации ТОГБУЗ «Пичаевская ЦРБ».

Из имеющихся в деле заверенных копий сообщений ОГИБДД МО МВД России «Моршанский» от 24.06.2022 №11152 (л.д.12-13) и от 12.07.2022 №12344 следует, что на автодороге «Моршанск-Пичаево-Байловка 2-я», 2 км. 300 м. нарушена целостность дорожного знака 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги», требование п.6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. На данной автодороге имеются повреждения проезжей части в виде сетки трещин и нервности ямочного ремонта, требование п.3.11 и п.3.17 ГОСТ 32825.

Свидетель Свидетель №2 показал, что на автодороге «Моршанск-Пичаево»-Байловка 2-я» имеются неровности ямочного ремонта, имеются повреждения в виде трещин на проезжей части, в связи с чем движение транспортных средств с допустимой скоростью невозможно. Состояние автомобильной дороги не соответствует требованиям ГОСТа и не обеспечивает безопасность дорожного движения.

В деле имеется акт от 10.08.2022 обследования объекта на капитальный ремонт по адресу: «Моршанск-Пичаево» Байловка 2-я пос.Октябрьский Пичаевский район км 0+000-3+964, из которого следует: состояние автомобильной дороги, наименование дефектов:

Земляное полотно: ширина земляного полотна составляет 10.30-12.10, насыпь высотой от 0,68+2,30, заложение откосов от 1:1,5, откосы укреплены засевом трав. Эрозионные процессы отсутствуют. Состояние земляного полотна - удовлетворительное.

Дорожная одежда: поперечные и продольные трещины (расстояние между трещинами 8-10 м.); сетка трещин, колейность при средней глубине колеи 40-50 мм, резкое искажение профиля, просадки, карты заделанных выбоин. Поперечный уклон от 0% до 10%. Конструкция дорожной одежды: покрытие из а.б. толщиной от 2 см до 5 см., основание средней толщины не обследовалось. Визуально в местах повреждения а.б. наблюдается пескобетон и щебеночное основание из шлакового щебня.

Выводы: намеченные виды работ по устранению дефектов. Требуется замена асфальтобетонного покрытия, исправление продольного и поперечного профиля автодороги.

К акту осмотра прилагаются фототаблицы.

Обследование проводили: заместитель прокурора Пичаевского района Васин Р.А., исполнительный директор ООО Бондарская ДСПМК» С., мастер дорожных работ ООО «Бондарская ДСПМК» М.. Согласовано: генеральный директор ООО «Бондарская ДСПМК» К..

Свидетель Свидетель №3 показал, что ДСУ «Пичаевское» занимается содержанием дороги «Моршанск-Пичаево»-Байловка 2-я»-пос.Октябрьский, проводится ямочный ремонт, который проводился в мае 2022 года. В настоящее время состояние дороги неудовлетворительное, требуется ремонт, основания дороги практически нет.

Свидетель С. показал, что при обследовании дороги установлены поперечные и продольные трещины, между которыми 10 метров. Колейность вообще на дороге не допускается. Указанные в акте дефекты и выводы о замене асфальтобетонного покрытия, исправление продольного и поперечного профиля автодороги является капитальным ремонтом.

Анализируя все представленные доказательства, у суда есть основания считать, что необходимо провести капитальный ремонт дороги «Моршанск-Пичаево»-Байловка 2-я»-пос.Октябрьский (Пичаевский лесхоз) протяженностью км 0+000-3+964 от автомобильной дороги Моршанск-Пичаево, в связи с чем суд приходит к выводу возложить на администрацию Пичаевского района Тамбовской области обязанность организовать капитальный ремонт дороги «Моршанск-Пичаево»-Байловка 2-я»-пос.Октябрьский (Пичаевский лесхоз) протяженностью км 0+000-3+964 от автомобильной дороги Моршанск-Пичаево и привести данную дорогу в соответствие с требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в срок до 01 июля 2023 года.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Пичаевского района Тамбовской области удовлетворить.

Возложить на администрацию Пичаевского района Тамбовской области обязанность организовать капитальный ремонт дороги «Моршанск-Пичаево»-Байловка 2-я»-пос.Октябрьский (Пичаевский лесхоз) протяженностью км 0+000-3+964 от автомобильной дороги Моршанск-Пичаево и привести данную дорогу в соответствие с требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в срок до 01 июля 2023 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тамбовский областной суд через районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 01 сентября 2022 года.

Судья: подпись В.А. Струков