ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2420/202109 от 09.09.2021 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-2420/2021 09 сентября 2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Семёновой М.В.,

при секретарях Сизинцевой А.А., Олейниковой В.А.,

с участием ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане, в помещении Магаданского городского суда, 09 сентября 2021 г. гражданское дело по исковому заявлению Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» к ФИО1 о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Магаданское областное государственное казенное учреждение социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» (далее – ГКУ «Магаданский социальный центр» обратилось в Магаданский городской суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств.

В обоснование заявленных требований указано, что н основании личного заявления № 07/13 от 29 марта 2007 г. в соответствии с Законом Магаданской области от 12 января 2004 г. № 412-ОЗ « О ветеранах труда Магаданской области» и Законом Магаданской области от 06 декабря 2004 г. № 498-ОЗ « О мерах социальной поддержки Ветеранов труда, проживающих на территории Магаданской области» ответчику была назначена денежная выплата как ветерану труда Магаданской области с 01 апреля 2007 г. Так же согласно Закона Магаданской области от 06 декабря 2004 г. № 499-ОЗ «О мерах социальной поддержки неработающим старожилам Магаданской области» на основании заявления от № 3080 от 27 мая 2010 г. была назначена ежемесячная денежная выплата, как неработающему старожилу Магаданской области с 01 мая 2010 г.

ФИО1 была уведомлена о необходимости своевременно сообщать в ГКУ «Магаданский социальный центр» об изменении места жительства, а также о постоянном или временном трудоустройстве на территории Магаданской области, что подтверждается подписью в заявлениях и расписке от 29 марта 2007 г. и 27 мая 2010 г.

Данные выплаты финансировались из областного бюджета и перечислялись в Северо-Восточный банк Сбербанка России филиал № 10 на лицевой счет получателя ФИО1

Вместе с тем, ГКУ «Магаданский социальный центр» был выявлен факт трудоустройства ответчика с 22 мая 2013 г. по 07 июня 2016 г.

ФИО1 своевременно не уведомила ГКУ «Магаданский социальный центр» о наступлении обстоятельств, влияющих на размер и условия начисления по ежемесячной денежной выплате в результате чего образовалась переплата по ежемесячной денежной выплате как неработающему старожилу Магаданской области и переплата ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда Магаданской области за период с 01 июня 2013 г. по 30 июня 2016 г. в сумме 52 706,80 руб.

Ответчику направлено письмо-уведомление о необходимости возврата необоснованно полученных выплат. До настоящего времени незаконно полученные денежные средства в ГКУ «Магаданский социальный центр» не возмещены.

В связи с изложенным, просит взыскать с ФИО1 сумму переплаты по ежемесячной денежной выплате как неработающему старожилу Магаданской области и переплату ежемесячной денежной выплате как ветерану труда Магаданской области в размере 52706,80 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 1781,20 руб., а всего взыскать 54488 руб.

Представитель истца в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, руководствуясь положениями части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, ссылалась на пропуск истцом срока исковой давности. При этом пояснила, что действительно не сообщила в ГКУ «Магаданский социальный центр» о своем трудоустройстве, потому что забыла.

Выслушав пояснения ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» урегулированы правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.

Согласно ст. 9 указанного Закона, реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 4 Закона Магаданской области от 12 января 2004 года № 412-ОЗ «О ветеранах труда Магаданской области» неработающим ветеранам труда Магаданской области, постоянно или преимущественно проживающим на территории Магаданской области и являющимся гражданами Российской Федерации, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, предоставляются, в том числе такие меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата.

Порядок предоставления мер социальной поддержки устанавливается постановлением Правительства Магаданской области.

Аналогичные положения изложены в пп. 2 п. 1 ст. 2 Закона Магаданской области от 06 декабря 2004 г. № 498-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, проживающих на территории Магаданской области».

В соответствии с п. 1 Порядка предоставления ветеранам труда Магаданской области ежемесячных денежных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Магаданской области от 20 февраля 2014 года № 123-пп (далее по тексту – Порядок №123-пп) (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношении), ежемесячная денежная выплата (далее - ЕДВ) неработающим ветеранам труда Магаданской области, являющимся гражданами Российской Федерации, достигшим возраста 60 лет, получающим пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и постоянно или преимущественно проживающим на территории Магаданской области (далее - заявитель), назначается и выплачивается организацией социальной поддержки и социального обслуживания населения (далее - организация) по месту жительства либо по месту пребывания заявителя на территории Магаданской области.

Выплата ЕДВ прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем наступления случаев, влекущих прекращение предоставления мер социальной поддержки, в том числе ЕДВ, указанных в пункте 3 статьи 4 Закона Магаданской области от 12 января 2004 г. N 412-ОЗ (п. 111 Порядка).

Излишне выплаченные суммы ЕДВ удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения ЕДВ). Удержания производятся в размере и порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 12 Порядка).

Суммы, излишне выплаченные получателю по вине организации, удержанию не подлежат, за исключением случая, когда переплата произошла в результате счетной ошибки (п. 13 Порядка).

Меры социальной поддержки неработающим старожилам Магаданской области устанавливает Закон Магаданской области от 06 декабря 2004 г. № 499-ОЗ «О мерах социальной поддержки неработающим старожилам Магаданской области» (далее по тексту – Закон Магаданской области от 06 декабря 2004 г. № 499-ОЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона от 06 декабря 2004 года № 499-ОЗ Ежемесячные денежные выплаты старожилам Магаданской области назначаются и выплачиваются в порядке, установленном постановлением Правительства Магаданской области.

В целях реализации Закона Магаданской области от 6 декабря 2004 г. № 499-ОЗ «О мерах социальной поддержки неработающих старожилов Магаданской области» администрация Магаданской области Постановлением администрации Магаданской области от 11 июля 2012 г. № 495-па, утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных денежных выплат неработающим старожилам Магаданской области (далее по тексту Порядок №495-па).

В соответствии с п.п. 11, 12 названного Порядка №495-па получатель ЕДВ обязан безотлагательно извещать организацию о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих приостановление или прекращение ее выплаты.

Излишне выплаченные суммы ЕДВ удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов, содержащих недостоверные сведения, сокрытие документов, влияющих на право назначения ЕДВ, несвоевременное предоставление и (или) непредставления сведений, влияющих на право выплаты ЕДВ). Удержания производятся в размере и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Магаданское областное государственное казенное учреждение социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» создано постановлением администрации Магаданской области от 25 февраля 2011 года № 90-па путем изменения типа существующего государственного учреждения социальной поддержки населения Магаданской области «Магаданский социальный центр». Основными задачами Центра являются предоставление мер социальной поддержки населению, в том числе назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 29 марта 2007 г. ФИО1 обратилась к истцу с заявлением о назначении ей ЕДВ в соответствии с Законом Магаданской области от 12 января 2004 г. № 412-ОЗ «О ветеранах труда Магаданской области».

Личной подписью на указанном заявлении ответчик подтвердила, что в трудовых отношениях не состоит, индивидуальной трудовой деятельностью не занимается. Кроме того, обязалась своевременно сообщать истцу о перемене места жительства на территории Магаданской области или выезде за пределы Магаданской области, при устройстве на работу или помещении в государственное учреждение на полное государственное обеспечение.

Распоряжением № 07/13 от 29 марта 2007 г. ФИО1 с 01 апреля 2007 г. назначена ЕДВ в соответствии с Законом Магаданской области от 12 января 2004 г. № 412-ОЗ «О ветеранах труда Магаданской области» пожизненно.

Решением №3080 от 27 мая 2010 г. ФИО1 с 01 мая 2010 года назначена ЕДВ в соответствии с Законом Магаданской области от 06 декабря 2004 года № 499-ОЗ «О мерах социальной поддержки неработающим старожилам Магаданской области» пожизненно

ФИО1 обязалась своевременно сообщить истцу о перемене места жительства на территории Магаданской области или выезде за пределы Магаданской области, о постоянном или временном устройстве на работу, об открытии индивидуальной деятельности, о помещении в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, что подтверждается распиской от 27 мая 2010 г.

Сведения о полученных ответчиком выплатах подтверждаются предоставленной информацией о выплате с сентября 2007 года по декабрь 2008 год, с января 2013 г. по декабрь 2013 г., с января 2014 г. по декабрь 2014 г., с января 2015 г. по декабрь 2015 г, с января 2016 г. по декабрь 2016 г.

Как следует из копии трудовой книжки ФИО1, в период с 22 мая 2013 г. по 07 июня 2016 г. она осуществляла трудовую деятельность в <данные изъяты>.

При этом ответчик в судебном заседании не оспаривала тот факт, что она не уведомила ГКУ «Магаданский социальный центр» о трудоустройстве.

Таким образом, ответчик, зная об обстоятельствах, влекущих приостановление или прекращение назначенных ей выплат, скрыла от истца факт их наступления.

В связи с выявлением периодов трудоустройства ФИО1, ГКУ «Магаданский социальный центр» вынесены распоряжения № 6188 от 15 мая 2019 г., согласно которым принято решение об удержании с ответчика переплат по ежемесячным денежным выплатам, как ветерану труда Магаданской области в размере 30290,87 руб. и неработающему старожилу Магаданской области в размере 22415,93 руб.

Согласно представленному расчету сумма переплаты выплат ФИО1 как неработающему старожилу Магаданской области за период с 01 июня 2013 г. по 30 июня 2016 г. как ветерану труда Магаданской области за составляет 30290,87 руб., как неработающему старожилу Магаданской области составляет 22415,93 руб., а всего 52706,80 руб.

Расчет судом проверен, признан соответствующим установленным по делу обстоятельствам, арифметически верным, ответчиком не оспорен.

Истец направил в адрес ФИО1 письмом от 23 мая 2019 г. исх. № 04/4200, в котором указала на необходимость возвращения необоснованно полученных сумм в общем размере 52706,80.

Сведений о возвращении ответчиком ФИО1 суммы переплаты, равно как и об обстоятельствах, при которых получение ответчиком предоставленных ей выплат не исключается, материалы дела не содержат, в связи с чем, суд считает установленным тот факт, что неправомерными выплатами ответчику указанных сумм, истцу причинены убытки, то есть реальный ущерб, который понес истец в результате необоснованных выплат ответчику ежемесячных денежных выплат.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Пунктом 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ определено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 указанного Кодекса.

Из приведенных норм материального права следует, что обязанность извещать орган, осуществляющий социальное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение социальных выплат, законом возложена на гражданина, который несет ответственность за достоверность сведений, представляемых им для установления и предоставления ЕДВ. В случае неисполнения им указанной обязанности, если это повлекло за собой перерасход средств на указанную выплату, гражданин должен возместить органу, осуществляющему социальное обеспечение, неосновательно полученную таким гражданином сумму.

Содержащаяся в материалах гражданского дела копия трудовой книжки ФИО1 с указанием на её трудоустройство в период с 22 мая 2013 г. по 07 июня 2016 г., а также тот факт, что ФИО1 не сообщила органу, осуществляющему социальное обеспечение, сведения о её трудоустройстве, свидетельствует о недобросовестности со стороны ответчика, поскольку своими действиями она ввела истца в заблуждение относительно законности назначения ей названных выплат.

Также периоды трудоустройства ФИО1 подтверждаются сведениями ОПФР по Магаданской области, согласно которым <данные изъяты> в Пенсионный фонд РФ предоставлялись сведения о трудовой деятельности для включения в индивидуальный лицевой счет периодов работы ФИО1 с 2013 года по 2016 год.

При таких обстоятельствах суд находит требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, истцом заявлено о пропуске срока исковой давности.

Положениями п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ установлен общий срок исковой давности в три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 указанного Кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст.199 Гражданского кодекса РФ).

Так, в силу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого прав

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Из приведенных положений нормативно-правовых актов, регулирующих порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам ежемесячных денежных выплат, во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса РФ о сроке исковой давности следует, что для разрешения вопроса об исчислении срока исковой давности по иску органа социальной защиты к пенсионеру о взыскании излишне полученной пенсионером ежемесячных денежных выплат необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда орган социальной защиты узнал или должен был узнать о возможной утрате пенсионером права на получение ежемесячных денежных выплат. При этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у органа социальной защиты права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.

В возражениях на ходатайство ответчика о применении срока исковой давности, истец указал, что о факте трудовой деятельности ФИО1 стало известно 25 апреля 2019 г., когда ФИО1 обратилась в ГКУ «Магаданский социальный центр» с заявлением о компенсации расходов по оплате за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного доме, предоставив трудовую книжку, содержащую сведения о трудоустройстве истца в период с 22 мая 2013 г. по 07 июня 2016 г.

В подтверждение своих доводов ГКУ «Магаданский социальный центр» представил заявление ФИО1 о компенсации расходов на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома от 23 апреля 2019 г., зарегистрированное в Учреждении 25 апреля 2019 г.

Поскольку истец узнал о нарушении своего права только 25 апреля 2019 г., когда ответчиком были предоставлены сведения о трудоустройстве, то суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности за период с 01 июня 2013 г. по 30 июня 2016 г., как ошибочно полагает ответчик, истцом не пропущен.

При этом суд также учитывает, что положениями Закона Магаданской области от 06 декабря 2004 г. № 499-ОЗ, Закона Магаданской области от 12 января 2004 года № 412-ОЗ Порядка №123-па, Порядка №495-па не установлена обязанность органа социальной защиты самостоятельно запрашивать сведения, являющиеся основанием для прекращения начисления ежемесячных денежных выплат. Обязанность по предоставлению указанных сведений возложена на лицо, получающее данные выплаты.

Доказательств того, что ГКУ «Магаданский социальный центр» узнало ранее апреля 2019 г. о наличии оснований для прекращения начисления ответчику ежемесячных денежных выплат в материалах дела не имеется.

Из представленного в материалах дела платежного поручения № 608044 от 13 апреля 2021 г., следует, что при подаче настоящего иска в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере 1781 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно положениям ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, на основании положений ст. 98 ГПК РФ, п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1781 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» к ФИО1 о взыскании денежных средств, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» сумму переплаты по ежемесячной денежной выплате как неработающему старожилу Магаданской области и переплату ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда Магаданской области за период с 01 июня 2013 года по 30 июня 2016 года в размере 52706 рублей 80 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1781 рубль 20 копеек, а всего взыскать 54488 (пятьдесят четыре тысячи четыреста восемьдесят восемь) рублей.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы.

Установить день составления решения суда в окончательной форме – 16 сентября 2021 г.

Судья М.В. Семёнова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>