ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2420/22 от 03.10.2022 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-2420/22

24RS0013-01-2022-001612-84

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 октября 2022 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Демидовой В.В.,

при секретаре Лошмановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к администрации поселка Кедровый Красноярского края о признании распоряжения незаконным, изменении формулировки увольнения и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации п. Кедровый Красноярского края о признании распоряжения незаконным, изменении формулировки увольнения и взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивировала тем, что ею 18 апреля 2016г. с администрацией поселка Кедровый Красноярского края заключен трудовой договор о прохождении муниципальной службы № 05-16 м/с, по условиям которого принята в администрацию п. Кедровый Красноярского края на должность муниципальной службы ведущего специалиста по учету жилищного фонда. 04.03.2022 подала заявление об увольнении по собственному желанию с 05.03.2022. Главой поселка Кедровый Красноярского края наложена резолюция «уволить с отработкой 14 дней». Последний день работы - 18 марта 2022г. Распоряжением и.о. главы поселка Кедровый Красноярского края ФИО2 от 18.03.2022 № 35-к уволена 18 марта 2022г. по п. 7.1 части первой ст. 81 ТК РФ «не принятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, дающее основания для утраты доверия со стороны работодателя». С данным распоряжением не согласна. Так, в распоряжении от 18.03.2022 № 35-к указано основание увольнения: «уведомление от 18.03.2022 № 533». Уведомлением от 18.03.2022 № 533 поставлена в известность о невозможности ее увольнения по собственному желанию, поскольку на повестку дня жилищной комиссии (протокол от 28.02.2022 № 75) под председательством ФИО18 поставлен вопрос о продлении договора коммерческого найма с нанимателем ФИО19. на основании заявления о продлении договора коммерческого найма от 07.12.2021, имеющим задолженность за содержание и текущий ремонт в размере более 40000 рублей, данный наниматель является ее знакомым и у них сложились теплые дружеские отношения, 07.12.2021 преподнес ей подарок, не уведомила работодателя о наличии конфликта интересов. Никакими отношениями с гражданином ФИО20 она не связана и никогда не была связана, не состоит с последним в родственных или свойственных отношениях, не связана имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Вывод и.о. главы администрации п. Кедровый ФИО2 о том, что у нее и ФИО21. сложились теплые дружеские отношения, является надуманным, общалась с ФИО23. исключительно по служебной необходимости. Она назвала его «старым знакомым», поскольку он является жителем поселка Кедровый и в течение нескольких лет является нанимателем жилого помещения по договору коммерческого найма. Решение жилищной комиссии о продлении с ФИО22 договора коммерческого найма жилого помещения носило рекомендательный характер, принималось коллегиально, полномочий на подписание такого договора, как ведущий специалист по учету жилищного фонда, не имела. ФИО3 заблаговременно уведомлен о предстоящем заседании жилищной комиссии, ознакомлен с ее повесткой, включающей рассмотрение вопроса о продлении договора коммерческого найма с ФИО29.; достоверно знал о том, что ФИО24 в декабре 2021г. пытался поздравить ФИО1 с Новым годом и вручить ей подарок в виде коробки конфет и бутылки с какой-то жидкостью, также как о том, что подарок возвращен ФИО28 Однако, ФИО2, будучи председателем жилищной комиссии, не усмотрел конфликт интересов и не отстранил секретаря жилищной комиссии от участия в заседании комиссии 28.02.2022. Заключением по результатам служебной проверки по факту получения подарка от гражданина ФИО26 установлено, что подарок возвращен дарившему. Об этом из письменного объяснения ФИО1 и материалов служебной проверки достоверно известно как главе поселка Кедровый Красноярского края, так и исполняющему обязанности главы. Размер причиненного морального вреда оценила в 100000 рублей. Просила признать незаконным и отменить распоряжение исполняющего обязанности Главы поселка Кедровый Красноярского края от 18.03.2022 № 35-к об увольнении 18 марта 2022г. по п. 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации -не принятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, дающее основания для утраты доверия со стороны работодателя; изменить формулировку увольнения, уволить с муниципальной должности ведущего специалиста по учету жилищного фонда администрации поселка Кедровый на основании п. 1 ст. 80 ТК РФ по собственному желанию с 18 марта 2022 г., взыскать компенсацию морального вреда 100000 рублей (л.д. 1-10).

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала. Представитель ответчика ФИО2 (по доверенности- л.д. 50) против удовлетворения исковых требований возражал.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает исковые требования ФИО1 подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 81 ТК РФ установлено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе, в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированиюконфликта интересов, стороной которого он является.

Пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции".

Понятие конфликта интересов определено частью 1 статьи 10 этого же федерального закона как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью в силу части 2 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В соответствии с частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", в частности в виде увольнения.

В силу части 3 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, относится к дисциплинарному взысканию.

Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 2.1) доклада подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия); 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности муниципального служащего, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (статья 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

В соответствии с положениями ст. 394 ТК РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

В случае признания увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

В случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.

Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. В случае, когда к моменту вынесения указанного решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.

Согласно ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Судом установлено, что приказом от 18.04.2016 № 70-к п.1 ФИО1 принята на работу в администрацию п. Кедровый на должность муниципальной службы ведущего специалиста по учету жилищного фонда на неопределенный срок (л.д. 145).

Распоряжением администрации п. Кедровый от 9.12.2021 № 257-р назначена служебная проверка в отношении ведущего специалиста по учету жилищного фонда ФИО1 по факту получения подарка от гражданина ФИО30 утвержден состав комиссии (л.д.205).

Заключением по результатам служебной проверки комиссия предложила применить к ФИО1 дисциплинарное взыскание в виде замечания (л.д. 202-204).

14.12.2021 истцом Главе п. Кедровый дана пояснительная записка о том, что 07.12.2021 к ней приходил знакомый ФИО31 который с 2016 года состоит в администрации на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, проживает с семьей, в которой двое несовершеннолетних детей, в 2- комнатном жилом помещении по договору коммерческого найма. Уходя, он оставил у ее стола целлофановый пакет обычных размеров, в который она даже не удосужилась заглянуть, так как была занята работой. Через пару минут в кабинет вошел заместитель главы поселка Кедровый ФИО2 вместе с ФИО32. Достав содержимое пакета, она обнаружила коробку шоколадных конфет и коробку с некой стеклянной бутылкой. ФИО2 враждебно, немотивированно неприязненно относится к ней. Только в период работы ФИО2 привлекалась к дисциплинарной ответственности. Прошедшие до этого пять лет работы в администрации поселка Кедровый показали безупречное исполнение должностных обязанностей, отсутствие взысканий, слаженную, бесконфликтную совместную работу со всеми коллегами, доброжелательное отношение с посетителями, эффективное взаимодействие с сотрудниками организаций и учреждений как поселка Кедровый, так и различных служб города Красноярска.

Распоряжением Главы п. Кедровый от 27.12.2021 № 205-к по результатам служебной проверки ФИО1 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания (л.д.201).

Распоряжением Главы п. Кедровый от 16.02.2022 № 23-к в связи с устранением нарушений, указанных в служебной проверке, снято 16.02.2022 дисциплинарное взыскание в виде замечания с ФИО1, ведущего специалиста по учету жилищного фонда наложенное распоряжением администрации поселкаКедровый Красноярскогокрая от 27.12.2021№ 205-к (л.д.72).

Согласно п. 4.1 должностной инструкции ведущий специалист по учету жилищного фонда осуществляет контроль и несет ответственность, в том числе, за подготовку проектов постановлений, распоряжений администрации поселка Кедровый по вопросам учёта жилищного фонда, предоставления жилья по договорам служебного, коммерческого или социального найма и реализации основных направлений жилищной реформы; подготовку предложений для жилищной комиссии администрации поселка Кедровый по распределению жилых помещений, полученных для вышеуказанных категорий граждан; подготовку договоров по передаче жилых помещений во владение граждан по договорам служебного, коммерческого или социального найма (л.д. 183-184).

Согласно Положению о комиссии по предоставлению служебных жилых помещений администрации п. Кедровый заседание жилищной комиссии ведет председатель жилищной комиссии, в его отсутствие - исполняющий обязанности председателя жилищной комиссии (по поручению председателя) - один из членов жилищной комиссии. Жилищные комиссии принимают решения открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов жилищных комиссий. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего. Решения жилищных комиссий оформляются протоколами. Члены жилищной комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают протокол и имеют право в письменной форме высказать особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания жилищной комиссии (л.д. 166-167).

Постановлением Главы п. Кедровый от 14.10.2021 № 350-п назначен председателем комиссии по жилищным вопросам ФИО2, заместитель главы поселка Кедровый Красноярского края (л.д. 163).

Как следует из Протокола от 28.02.2022 № 75 заседания комиссии по жилищным вопросам в составе и.о. председателя комиссии ФИО34 секретаря комиссии ФИО1, членов комиссии: ФИО35 комиссия правомочна, т.к. присутствовали 5 из 7 членов комиссии, что составляет 2/3 от установленного состава членов комиссии. Повестка дня: постановка на учет нуждающихся в служебном жилом помещении граждан; перезаключение договоров коммерческого найма с гражданами, в том числе, ФИО4, признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в программе по обеспечению жильем молодых семей. ФИО1 предложила проголосовать за основу повестки дня. Голосование: «за» - 5, «против» - 0, «воздержались» - 0. Повестка дня принята в целом единогласно. Рассмотрены заявление и пакет документов ФИО36 Состоит на учете в администрации поселка Кедровый в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору соцнайма с 2017 года. Состав семьи - 4 человека, в том числе 2 несовершеннолетних детей. В 2- комнатном жилом помещении по адресу: <адрес> проживает по договору коммерческого найма с 2012 года. Срок действия договора закончился 31.12.2021. Просил продлить либо перезаключить договор комнайма на указанное жилое помещение. Предложено высказывать мнения, задавать вопросы. Возражений не последовало. Вопрос вынесен на голосование. Голосование: «за перезаключение договора комнайма с ФИО5.» - 5 голосов; «против» - 0 голосов; «воздержались» - 0 голосов. Принято единогласно. Решение № 193. Комиссия по жилищным вопросам решила: перезаключить договор комнайма с ФИО4 на жилое помещение по адресу: <адрес> на срок до 11 месяцев (л.д. 168-172).

Согласно ФЛС ООО «Уютный двор» за период с 01.01.2021 по 06.04.2022 задолженность ФИО37 в размере 71824 рубля 55 копеек выставлена к оплате в сентябре 2021г., оплаты не поступали в период март-июль, октябрь-декабрь2021г. (л.д. 73).

4.03.2022 истцом подано заявление работодателю об увольнении с 5.03.2022 по собственному желанию (л.д.17).

Истец уведомлена работодателем о том, что при получении ее заявления об увольнении по собственному желанию работодателем установлен срок отработки 14 дней. При изучении документов, поданных на согласование о продлении договоров коммерческого найма на основании проведенного ею заседания жилищной комиссии (Протокол от 28.02.2022 № 75) под председательством ФИО38 заместителем главы п. Кедровый Красноярского края установлено, что на повестку дня поставлен вопрос о продлении договора коммерческого найма с нанимателем ФИО39 на основании заявления о продлении договора коммерческого найма от 07.12.2021, имеющим задолженность за содержание и текущий ремонт в размере более 40000 рублей. Кроме того, данный наниматель является ее знакомым, сложились теплые дружеские отношения. 07.12.2021 ФИО40 подарил ей подарок. О наличии конфликта интересов не поставила в известность работодателя. Проведенной прокуратурой Емельяновского района проверкой соблюдения должностными лицами администрации поселка Кедровый требований Федерального закона закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» выявлен конфликт интересов у ведущего специалиста по учету жилищного фонда администрации поселка Кедровый, вынесено в адрес Главы поселка Кедровый Красноярского края представление об устранении нарушений Федерального закона о муниципальной службе от 14.03.2022. С учетом тяжести совершенного дисциплинарного проступка администрация поселка Кедровый в лице представителя нанимателя (работодателя) приняла решение об увольнении на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 ТК РФ- непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, дающие основания для утраты доверия со стороны работодателя (л.д. 140-141).

Распоряжением от 17.03.2022 № 51-р работодателем предложено истцу дать объяснения: 1. по факту не принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, надлежащим образом не уведомила работодателя о данном факте. На момент принятия и рассмотрения заявления от ФИО42. о продлении договора коммерческого найма жилого помещения не уведомила работодателя о конфликте интересов, так как ранее при проведении служебной проверки от 09.12.2021 по факту получения подарка от ФИО41 в пояснительной записке указала: «мой старый знакомый ФИО43»; 2. на каком основании под председательством ФИО44 проводилось заседание комиссии по жилищным вопросам от 28.02.2022, 3. на каком основании на жилищную комиссию вынесен вопрос о перезаключении договора коммерческого найма с нанимателем, имеющим задолженность за содержание жилого помещения. Объяснить причины задержки рассмотрения заявлений, поданных в администрацию от 7,10 декабря 2021 года до 28 февраля 2022 года (нарушение сроков рассмотрения) (л.д. 44).

18.03.2022 истцом даны объяснения во исполнение распоряжения администрации поселка Кедровый Красноярского края от 17.03.2022 № 51-р. Вследствие того, что председатель комиссии по жилищным вопросам ФИО2 разрешил провести заседание комиссии без его участия (передал устное распоряжение секретарю администрации п. Кедровый ФИО6), не назначив при этом какого-либо члена комиссии исполнять обязанности председателя комиссии, а перенос срока проведения заседания комиссии на иную дату означало бы усугубление ситуации с рассмотрением заявлений граждан, члены комиссии по жилищным вопросам, заседание которой состоялось 28.02.2022., открытым голосованием избрали из своего состава исполняющего обязанности председателя комиссии, единогласно проголосовав за депутата Совета депутатов поселка Кедровый Красноярского края ФИО45 имеющего самый большой стаж работы в качестве члена указанной комиссии. Вопросы перезаключения договоров коммерческого найма жилых помещений в соответствии с постановлением администрации поселка Кедровый Красноярского края от 09.01.2020 № 2-п рассматриваются только на заседаниях комиссии по жилищным вопросам. Единолично принимать решение о вынесении либо отказе в вынесении на рассмотрение комиссии таких вопросов, не входит в ее полномочия, как и в полномочия администрации поселка Кедровый. Путем открытого голосования членов комиссии по жилищным вопросам выносится решение: о перезаключении договора коммерческого найма либо об отказе в перезаключении такого договора. Материалы жилищной комиссии по вопросам, рассмотрение которых произошло 28.02.2022, предоставлены всем шести членам комиссии 10.02.2022, четверым членам комиссии - в электронном виде, двум членам комиссии - в печатном виде: ФИО2, ФИО46 Копия протокола предоставлена ФИО2 01.03.2022. Гражданам направлены уведомления о продлении срока рассмотрения заявлений, поданных в комиссию по жилищным вопросам (л.д. 37-38).

Распоряжением и.о. Главы п. Кедровый от 18.03.2022№ 35-к ФИО1, ведущий специалист по учету жилищного фонда, уволена 18 марта 2022 года на основании пункт 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации - «не принятия, работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, дающие основания для утраты доверия со стороны работодателя» (л.д. 146).

ФИО1 о работает в МКУ ЕДДС п. Кедровый Красноярского края помощником оперативного дежурного-оператора 112 с 23.03.2022 (л.д. 244).

В судебных заседаниях истец поясняла, что с 18 апреля 2016г. работала в администрации поселка Кедровый Красноярского на должности муниципальной службы ведущим специалистом по учету жилищного фонда. 27.12.2021 № 205-к по результатам служебной проверки привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания с распоряжением не согласна, не обжаловала, поскольку распоряжение отменено 16.02.2022. 28.02.2022 проведена жилищная комиссия, на рассмотрение которой одним из вопросов поставлен: перезаключение договора коммерческого найма с ФИО48. Материалы жилищной комиссии предоставлены всем ее членам 10.02.2022, в электронном виде -четверым членам, двум членам комиссии - в печатном виде: ФИО2, ФИО47 ФИО2 материалы переданы через секретаря Главы администрации п. Кедровый ФИО49. передано членам комиссии решение ФИО2 о проведении комиссии без его участия. Копия протокола предоставлена ФИО2 01.03.2022. 04.03.2022 подала заявление об увольнении по собственному желанию с 05.03.2022. Главой поселка Кедровый Красноярского края наложена резолюция «уволить с отработкой 14 дней». Последний день работы - 18 марта 2022г. Находилась на больничном листе до 17.03.2022. Распоряжением и.о. главы поселка Кедровый Красноярского края ФИО2 от 18.03.2022 № 35-к она уволена 18 марта 2022г. по п. 7.1 части первой ст. 81 ТК РФ «не принятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, дающее основания для утраты доверия со стороны работодателя». С данным распоряжением не согласна. Отношениями с ФИО4 она не связана и не была связана, не состоит с последним в родственных или свойственных отношениях, не связана имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Вывод и.о. главы администрации п. Кедровый ФИО2 о том, что у нее и ФИО4 сложились теплые дружеские отношения, является надуманным, общалась с ФИО4 исключительно по служебной необходимости. Она назвала его «старым знакомым», поскольку он является жителем поселка Кедровый и в течение нескольких лет является нанимателем жилого помещения по договору коммерческого найма. Решение жилищной комиссии о продлении с ФИО4 договора коммерческого найма жилого помещения носило рекомендательный характер, принималось коллегиально, полномочий на подписание такого договора, как ведущий специалист по учету жилищного фонда, не имела. ФИО3 заблаговременно уведомлен о предстоящем заседании жилищной комиссии, ознакомлен с ее повесткой, включающей рассмотрение вопроса о продлении договора коммерческого найма с ФИО4; достоверно знал о том, что ФИО50. в декабре 2021г. пытался поздравить ее с Новым годом и вручить ей подарок в виде коробки конфет и бутылки с какой-то жидкостью, также как о том, что подарок возвращен ФИО51. Однако, ФИО2, будучи председателем жилищной комиссии, не усмотрел конфликт интересов и не отстранил секретаря жилищной комиссии от участия в заседании комиссии 28.02.2022. Заключением по результатам служебной проверки по факту получения подарка от гражданина ФИО4 установлено, что подарок возвращен дарившему. Об этом из ее письменного объяснения и материалов служебной проверки достоверно известно как главе поселка Кедровый Красноярского края, так и исполняющему обязанности главы. Трудоустроена 23.03.2022. Просила признать незаконным и отменить распоряжение исполняющего обязанности Главы поселка Кедровый Красноярского края от 18.03.2022 № 35-к об увольнении 18 марта 2022г. по п. 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации -не принятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, дающее основания для утраты доверия со стороны работодателя; изменить формулировку увольнения, уволить с муниципальной должности ведущего специалиста по учету жилищного фонда администрации поселка Кедровый на основании п.1 ст.80 Трудового Кодекса Российской Федерации по собственному желанию с 18 марта 2022 г., взыскать компенсацию морального вреда 100000 рублей.

В судебных заседаниях представитель ответчика настаивал, что увольнение истца произведено без нарушений требований действующего законодательства. На основании приказа о приеме на работу от 18.04.2016 № 70-к ФИО1 принята на должность муниципальной службы ведущего специалиста по учету жилищного фонда. Согласно должностной инструкции ведущий специалист по учету жилищного фонда осуществляет контроль и несет ответственность за подготовку проектов постановлений, распоряжений администрации поселка Кедровый по вопросам учета жилищного фонда, предоставления жилья по договорам коммерческого найма, подготовку предложений для жилищной комиссии администрации поселка Кедровый по распределению жилых помещений; подготовку договоров; сообщает представителю нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей; уведомляет представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. 07 декабря 2021 года, возвращаясь с обеда, обратил внимание, являясь уполномоченным лицом, ответственным за взаимодействие с отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений, что в администрацию поселка Кедровый зашел гражданин с объемным пакетом, который проследовал в кабинет к ведущему специалисту по учету жилищного фонда ФИО1 в связи с чем, с целью предупреждения коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), задержался на первом этаже администрации. Примерно через 5-7 минут данный гражданин вышел из кабинета ФИО1 без пакета, остановил данного гражданина, который представился ФИО4, задал вопрос: что за пакет он оставил в кабинете ведущего специалиста по учету жилищного фонда ФИО1 и предложил проследовать обратно в кабинет. Войдя в кабинет, попросил ведущего специалиста по учету жилищного фонда ФИО1 показать пакет, который оставил данный гражданин. ФИО1 достала данный пакет у себя из-под стола и поставила на стол. После чего, предложил ФИО1 достать из пакета содержимое и указал, что данные подарки могут иметь коррупционную составляющую. ФИО1 достала из пакета праздничный подарочный набор шоколадных конфет "Bon Voyage premium" с сумочкой бежевая 740 гр, примерная стоимость 814 рублей; виски ирландский купажированный «АРМСТРОНГ (ARMSTRONG)» 0,7 л крепость 40% в подарочной упаковке со стаканом» примерная стоимость 1399 рублей. Пояснил, что подарил подарок. После того, вышел из кабинета, впоследствии написал служебную записку на имя главы поселка. По данному факту на основании распоряжения главы поселка Кедровый проведена служебная проверка. В своей пояснительной записке ФИО1 указала, что ФИО4 является старым знакомым. По результатам данной проверки вынесено распоряжение от 27.12.2021 № 205-к о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде замечания. 03 марта 2022 года прокуратурой Емельяновского района Красноярского края проведена проверка администрации поселка Кедровый на предмет исполнения требований жилищного законодательства, законодательства о противодействии коррупции. В рамках данной проверки опрошена ФИО1 сотрудником прокуратуры. К нему на согласование поступил Протокол № 75 от 28.02.2022 заседания комиссии по жилищным вопросам, председателем которой является, из которого стало известно, что ФИО1 провела комиссию по жилищным вопросам, где в том числе: путем голосования избран и.о. председателя комиссии в нарушение постановления администрации поселка Кедровый № 2-п от 09.01.2020 «О внесении изменений в постановление администрации поселка Кедровый Красноярского края от 25.04.2016 № 186- п «О создании комиссии по предоставлению служебного жилья»; вынесла на рассмотрение жилищной комиссии вопрос о продлении договора коммерческого найма с ФИО52., который не только ранее делал подарки, то есть имелся конфликт интересов, более того, продление данного договора обосновано заявлением от 7.12.2021. То есть, данное заявление подано в день вручения подарка. Советом депутатов поселка Кедровый принято решение № 28-108Р от 23.05.2016 об утверждении Положения о порядке и условиях коммерческого найма жилых помещений, согласно которого определен порядок и условия предоставления по договорам коммерческого найма жилых помещений. Согласно п. 3.8 наниматели обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение. В соответствии с п.5.2 договор коммерческого найма жилого помещения может быть расторгнут в случае не внесения нанимателем платы за жилое помещение. Согласно выписке из финансового лицевого счета у ФИО4 имелась задолженность на момент подачи заявления более 80 тысяч (более чем за 6 месяцев). В нарушение постановления № 488-п от 30.11.2020 заявления, поданные в администрации поселка Кедровый, не были рассмотрены. 17.03.2022 издано распоряжение № 51-р о предоставлении объяснений ведущим специалистом по учету жилищного фонда ФИО1 С данным распоряжением ознакомлена 18.03.2022. 18.03.2022 в администрацию поселка Кедровый поступила пояснительная записка ФИО1 На основании имеющихся материалов, представления прокуратуры, а также пояснений ФИО1 администрация поселка Кедровый установила нарушение законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службы. С учетом того, что в период с 09.03.2022 по 17.03.2022 включительно ФИО1 находилась на листке временной нетрудоспособности, применение дисциплинарного взыскания за ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей было невозможно (за нарушение законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службе). 18 марта 2022 года, в день выхода на рабочее место, ФИО1 уведомлена о невозможности увольнения по собственному желанию. Распоряжением от 18.03.2022 № 35-к в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", тяжестью совершенного дисциплинарного проступка администрация поселка Кедровый приняла решение об увольнении ФИО1 на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 ТК РФ «непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, дающие основания для утраты доверия со стороны работодателя».

Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что согласно Порядку применения взысканий, предусмотренных ст.ст. 14.1, 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (Приложение к постановлению администрации поселка Кедровый Красноярского края от 30.01.2018 №51-п) порядок применения дисциплинарных взысканий к муниципальным служащим определяется трудовым законодательством. За несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются следующие взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14, 15 Федерального закона № 25-ФЗ, также в случаях: непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. Взыскания, предусмотренные пунктом 1.3, 1.4 настоящего Порядка, применяются представителем нанимателя (работодателем) на основании: доклада о результатах проверки соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции проведенной специалистами, ответственными за работу по противодействию коррупции; рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Положения; объяснений муниципального служащего; иных материалов. По окончании проверки специалистом 1 категории по кадровому и документационному обеспечению подготавливается доклад, в котором указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам проверки. Доклад о результатах проверки подписывается заместителем главы администрации поселка Кедровый Красноярского края и не позднее трех дней со дня истечения срока проведения проверки, установленного в соответствии с правовыми актами, регулирующими порядок проведения проверки, представляется главе администрации поселка Кедровый Красноярского края.

Оценивая представленные доказательства, суд учитывает, что распоряжением администрации п. Кедровый от 9.12.2021 № 257-р назначена служебная проверка в отношении ведущего специалиста по учету жилищного фонда ФИО1 по факту получения подарка от гражданина ФИО53 утвержден состав комиссии; основанием для проведения проверки явилась служебная заместителя главы п. Кедровый ФИО2; 14.12.2021 истцом Главе п. Кедровый даны объяснения, распоряжением Главы п. Кедровый от 27.12.2021 № 205-к по результатам служебной проверки ФИО1 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания, распоряжением Главы п. Кедровый от 16.02.2022 № 23-к в связи с устранением нарушений, указанных в служебной проверке, дисциплинарное взыскание в виде замечания снято 16.02.2022.

Материалы на жилищную комиссию, назначенную на 28.02.2022, истцом предоставлены всем членам комиссии 10.02.2022, четверым членам комиссии - в электронном виде, двоим членам комиссии - в печатном виде: ФИО2, ФИО54. ФИО2 материалы переданы через секретаря администрации п. Кедровый ФИО56.

Заблаговременность передачи истцом ФИО2 материалов для рассмотрения жилищной комиссией подтвердила ФИО55., допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании. Указанный свидетель так же настаивал, что ФИО2 28.02.2022 ей поручил передать членам жилищной комиссии о рассмотрении вопросов по повестке дня в его отсутствие, указанное распоряжение она передала членам комиссии.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО57. пояснил, что получил заблаговременно материалы, которые рассмотрены на жилищной комиссии 28.02.2022; избран и.о. председателя жилищной комиссии, вопросы по повестке дня были рассмотрены, приняты решения.

Принимая во внимание изложенное, суд учитывает, что заблаговременно работодатель в лице и.о. Главы п. Кедровый был поставлен истцом в известность о том, что на заседание жилищной комиссии 28.02.2022 поставлен вопрос о продлении договора коммерческого найма с ФИО58., по устному распоряжению и.о. Главы комиссия состоялась, принято решение о продлении договора коммерческого найма, администрацией не принято мер, в случае, если работодателем усмотрен конфликт интересов, к отстранению истца от участия в комиссии, объяснения в отношении событий 7.12.2021 ФИО1 даны работодателю, работник настаивал на отсутствии конфликта интересов, именно работодатель при указанных обстоятельствах должен был, зная о повестке дня комиссии, принять меры к рассмотрению вопроса относительно ФИО59. без участия ФИО1, данных мер работодателем не принято, служебной проверки по признакам дисциплинарного проступка не проводилось, зная о назначении даты жилищной комиссии, ее председатель от проведения комиссии устранился, в установленном порядке председателя комиссии не назначил, суд не усматривает виновных действий ФИО1 в организации проведения жилищной комиссии, рассмотрении вопросов, в том числе, в отношении ФИО4, суд учитывает предшествующее поведение работника, дисциплинарное взыскание от 27.12.2021 снято по истечение двух месяцев с даты наложения, ФИО1, как работнику администрации п. Кедровый, объявлена благодарность распоряжением Ассоциации «Совет муниципальных образований Красноярского края» от 11.04.2022 №48 за добросовестный труд, достигнутые высокие результаты в профессиональной деятельности и в связи с празднованием Дня местного самоуправления (л.д.30).

С учетом изложенного суд полагает обоснованными доводы истца, что его увольнение по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ- непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, незаконным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Так, согласно п. 7.1 ч.2 ст. 81 ТК РФ увольнение работника возможно в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированиюконфликта интересов, стороной которого он является, именно по указанному основанию истец уволена с работы.

Принимая во внимание буквальное толкование п. 7.1 ч.2 ст. 81 ТК РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд убежден, что работником на 28.02.2022 приняты достаточные меры к предотвращению или урегулированию конфликта интересов, ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств обратного не представлено, как и не представлено достаточных доказательств наличия конфликта интересов на 28.02.2022, совершения на 28.02.2022 истцом дисциплинарного проступка, являющегося основанием для увольнения по п. 7.1 ч.2 ст. 81 ТК РФ, суд полагает необходимым признать незаконным распоряжение администрации п. Кедровый Красноярского края от 18.03.2022 № 35-к об увольнении ФИО1 по п. 7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ; изменить формулировку основания увольнения и дату увольнения ФИО1, произведенного распоряжением администрации п. Кедровый Красноярского края от 18.03.2022 № 35-к, считать ФИО1 уволенной по ст. 80 ТК РФ по собственному желанию 22.03.2022.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Расчет среднего заработка произведен судом согласно Положению «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922.

С ответчика в пользу истца суд полагает необходимым взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с 19.03.2022 по 22.03.2022 в размере 3626 рублей 16 копеек из расчета: (308222 рублей 97 копеек (начисленная заработная плата- л.д. 78-79):170дн (фактически отработанное время) х 2 дн (вынужденный прогул).

Поскольку работодателем увольнение работника произведено незаконно, работнику действиями ответчика причинен моральный вред, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда 15000 рублей. Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает личность истицы, обстоятельства причинения морального вреда, вину ответчика, характер и степень нравственных страданий истца, вызванных нарушением его трудовых прав. Размер указанной компенсации, по мнению суда, является справедливым и соразмерным с учетом степени и характера допущенных ответчиком нарушений трудовых прав истицы.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 700 рублей с требований имущественного и неимущественного характера в доход местного бюджета.

Довод представителя ответчика о том, что о наличии конфликта интересов свидетельствует то обстоятельство, что у ФИО60 имелась задолженность по оплате коммунальных услуг, что препятствовало заключению договора коммерческого найма на новый срок, суд находит не убедительным. Так, задолженность ФИО61В. в размере 71824 рубля 55 копеек выставлена к оплате в сентябре 2021г., оплаты не поступали в период март-июль, октябрь-декабрь2021г.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к администрации поселка Кедровый Красноярского края о признании распоряжения незаконным, изменении формулировки увольнения и взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение администрации п. Кедровый Красноярского края от 18.03.2022 № 35-к об увольнении ФИО1 по п. 7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ.

Изменить формулировку основания увольнения и дату увольнения ФИО1, произведенного распоряжением администрации п. Кедровый Красноярского края от 18.03.2022 № 35-к, считать ФИО1 уволенной по ст. 80 ТК РФ по собственному желанию 22.03.2022.

Взыскать с администрации п. Кедровый Красноярского края в пользу ФИО1 заработную плату за время вынужденного прогула 3626 рублей 16 копеек, в счет компенсации морального вреда 15000 рублей.

Взыскать с администрации п. Кедровый Красноярского края государственную пошлину в сумме 700 рублей в доход местного бюджета.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в месячный срок по истечение 5 дней с момента оглашения.

Председательствующий Демидова В.В.

Мотивированное решение изготовлено 7.10.2022