Шахтинский городской суд Ростовской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Шахтинский городской суд Ростовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-2421/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2010 года
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Федченко В.И., при секретаре Логашкине К.А., в открытом судебном заседании рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора г.Шахты Ростовской области к Администрации города Шахты Ростовской области о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим,-
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Шахты Ростовской области обратился в Шахтинский городской суд Ростовской области с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим по следующим основаниям: Постановлением Администрации города Шахты от 23.12.2009 г. №3745 утверждено Положение об обороте пиротехнических изделий и организации проведения фейерверков городе Шахты (далее Постановление № 3745). Данное Постановление по мнению прокурора г.Шахты Ростовской области незаконно и подлежит отмене поскольку не соответствует положениям ст.ст.2;16;19; 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», вынесено за пределами полномочий, отнесенных Администрации города Шахты Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно подп. д) п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.10 коррупционным фактором является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Таким образом, Постановление Администрации города Шахты № 3745 от 23.12.09 издано первым заместителем Главы Администрации города Шахты за пределами его компетенции, а следовательно является незаконным.
Постановление № 3745 было опубликовано в газете «Шахтинские известия» № 270-273 от 30.12.09 г.
04.05.10 прокурором города Шахты на Постановление № 3745 принесен протест. Однако, в удовлетворении данного требования прокурора Администрацией города Шахты было отказано. Основанием для отказа в удовлетворении протеста прокурора города явились положения ст.ст. 2, 20 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст. 16 Федерального закона № 131 -ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления».
На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, п.2 ст.1, п.З ст.22, ст.23, ст.28 Закона РФ «О прокуратуре РФ», ст. 245 ГПК РФ, 251 ГПК РФ, прокурор г.Шахты Ростовской области просит суд признать Постановление Администрации г.Шахты от 23.12.2009 г. №3745 «Об обороте пиротехнических изделий и организации проведения фейерверков в городе Шахты» недействующим с момента издания.
Помощник прокурора г.Шахты Ростовской области Кулинич Н.Ю. в судебное заседание явилась заявленные требования поддержала, просила суд удовлетворить заявление в полном объеме.
Представитель Администрации города Шахты по доверенности ФИО1 в судебное заседание явилась, возражала против заявленных требований, просила суд отказать в их удовлетворении, поскольку по ее мнению Постановление Администрации г. Шахты от 23.12.2009 г. №3745 «Об обороте пиротехнических изделий и организации проведения фейерверков в городе Шахты» вынесено в соответствии с пп.10 п.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. №131-Ф3 с целью организации первичных мер пожарной безопасности, а также с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным Законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. №69-ФЗ.
Выслушав мнение представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с пп.10 п.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров
Статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. В силу выше названной статьи, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно ст.20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Судом установлено, 23.12.2009 года первым заместителем главы Администрации города Шахты ФИО2 издано постановление №3745 «Об обороте пиротехнических изделий и организации проведения фейерверков в г.Шахты». Настоящим Постановлением было утверждено Положение об обороте пиротехнических изделий и организации проведения фейерверков в городе Шахты. Постановление Администрации города Шахты №3745 от 23.12.2009 года было опубликовано в газете «Шахтинские известия» №270-273 от 30.12.2009 года.
04.05.2010 г. прокурором г.Шахты был принесен протест на Постановление Администрации города Шахты №3745 от 23.12.2009 года и предложено в десятидневный срок отменить названное постановление как противоречащее федеральному законодательству. 18.05.2010 г. заместителем главы Администрации города Шахты ФИО3 на имя прокурора г.Шахты был дан ответ, с указанием на то, что Постановление Администрации города Шахты №3745 от 23.12.2009 года не может быть отменено, поскольку не противоречит действующему законодательству.
Постановление Администрации города Шахты №3745 от 23.12.2009 года, по мнению суда не законно и подлежит отмене, поскольку исходя из анализируемых выше правовых норм, действия по разработке положения об обороте пиротехнических изделий и организации проведения фейерверков в городе Шахты не отнесены Федеральным законом от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности, не соответствуют требованиям ст.19 Федеральным законом от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» регламентирующей перечень первичных мер пожарной безопасности, относящихся к компетенции органов местного самоуправления, а также не соответствуют требованиям Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к полномочиям органов местного самоуправления.
Кроме того, в силу ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением.
Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности обеспечивается принятием нормативных правовых актов исключительно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. При подаче заявления прокурор г.Шахты был освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем с Администрации города Шахты подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 3000 руб. 00 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199; 251-253 ГПК РФ, -
РЕШИЛ:
Признать Постановление Администрации города Шахты от 23 декабря 2009 года №3745 «Об обороте пиротехнических изделий и организации проведения фейерверков в городе Шахты недействующим с момента издания.
Обязать Администрацию города Шахты после вступления решения по настоящему гражданскому делу в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете «Шахтинские известия».
Взыскать с Администрации города Шахты в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд Ростовской области в течении десяти суток.
Решение (резолютивная часть) изготовлено в совещательной комнате.
Копия верна: (подпись)
Судья: Федченко В.И.
Судья: Федченко В.И.
Секретарь: Логашкин К.А.