Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
г. Чехов Московская область ДД.ММ.ГГГГ
Чеховский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Шахбанова А.А.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО4 к Администрации городского округа Чехов ФИО3<адрес> о возложении обязанности выделить средства из бюджета для обеспечения льготным питанием,
УСТАНОВИЛ:
Истица – ФИО4 обратилась в суд с иском к ответчику – Администрации городского округа Чехов ФИО3<адрес> о возложении обязанности выделить средства из бюджета для обеспечения льготами на обеспечение ее несовершеннолетних детей ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р. бесплатным питанием (завтраки, обеды) с сентября 2019 года и на период обучения в общеобразовательном и профессиональном учебном заведении, а также возложении обязанности компенсировать затраты понесенные на оплату питания ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р. в период обучения в школе с сентября 2018 года по май 2019 года, по тем основаниям, что ее семья является многодетной и проживает в <адрес>ФИО3<адрес> на территории закрытого военного городка Чехов-2. При поступлении ее несовершеннолетних детей ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р. в школу (Федеральное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Чехов-2, далее - ФКОУ СОШ Чехов-2), также находящуюся на территории закрытого военного городка Чехов-2, истица столкнулась с тем, что в данном учебном заведении отсутствует государственная поддержка многодетных семей в виде льгот или компенсаций, а именно отсутствует обеспечение детей из многодетных семей бесплатным питанием (завтраки, обеды).
Для урегулирования данного вопроса она обратилась в Администрацию городского округа Чехов ФИО3<адрес> с заявлением об обеспечении ее несовершеннолетних детей ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р. бесплатным питанием на период обучения в школе, а также с просьбой компенсировать затраты понесенные на оплату питания ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р. в период обучения в школе с сентября 2018 года по настоящее время.
В ответе Администрации ФИО7 на ее заявление было указано, что ФКОУ СОШ <адрес>-2 не является муниципальной общеобразовательной организацией, в связи с чем, Администрация ФИО7 не может обеспечить детей из многодетных семей бесплатным питанием (завтраки, обеды), поскольку законодательством ФИО3<адрес> не определен порядок организации горячего питания отдельным категориям обучающихся в федеральных государственных общеобразовательных учреждениях.
С данным ответом она категорически не согласна, так как в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Президентом Российской Федерации издан Указ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», где, согласно пункту 1, ФИО3 республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга необходимо определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона (подпункт «ю», и установить для многодетных семей, в том числе, бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений (подпункт «б»).
Во исполнение данного Указа Главой администрации ФИО3<адрес> издано Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по социальной поддержке многодетных детей» в пункте 1 которого установлено, что на территории ФИО3<адрес> многодетными семьями, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке, являются семьи с 3 и более детьми. В пункте 8 указано, что Главам администраций городов и районов, в том числе, установить бесплатное питание (завтраки, обеды) для учащихся общеобразовательных учебных заведений за счет средств всеобуча и других внебюджетных отчислений.
При этом, указанное Постановление Главы администрации ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по социальной поддержке многодетных детей» не содержит деления общеобразовательных учреждения по их подведомственности и финансированию.
Истица в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, направив в адрес суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Администрации городского округа Чехов ФИО3<адрес> в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела, сведений об уважительности причин своей неявки суду не представили.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).
Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, Конституция РФ тем самым предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством, отцовством и детством.
На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи родителям по содержанию детей указывает и Конвенция о правах ребенка от ДД.ММ.ГГГГ. Так, согласно ее статье 26 государства - участники Конвенции признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с национальным законодательством; эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка.
Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства-участники принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей (пункты 1 и 3).
В целях обеспечения гарантированной государством защиты семьи, материнства, отцовства и детства Российская Федерация совместно с субъектами устанавливает общие начала их защиты, определяет категории лиц, нуждающихся в ней, предусматривает различные льготы для многодетных семей.
Судом установлено, что семья ФИО4 является многодетной, они воспитывают троих детей – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения,, ФИО2, 04.11.2010г. рождения, ФИО1, 05.06.2012г. рождения, родителями которых являются, в подтверждение чего представлены свидетельства о рождении, удостоверение многодетной семьи (л.д.8-10,11-13).
Несовершеннолетние ФИО1, 2012г. рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, обучаются в ФКОУ СОШ <адрес>-2 ФИО3<адрес> (л.д. 14-15).
В соответствии с действующим законодательством истица имеет право на обеспечение ее детей бесплатным питанием (завтраки и обеды) за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений, однако в реализации данной меры социальной поддержки ответчиком отказано, поскольку ФКОУ СОШ <адрес>-2 не является муниципальной общеобразовательной организацией, то Администрация ФИО7 не может обеспечить детей из многодетных семей бесплатным питанием (завтраки, обеды), поскольку законодательством ФИО3<адрес> не определен порядок организации горячего питания отдельным категориям обучающихся в федеральных государственных общеобразовательных учреждениях.
Данные обстоятельства подтверждены ответом Администрации городского округа Чехов ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на обращение ФИО4 (л.д. 16).
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.
Общие вопросы образования, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "е", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обеспечение учащихся бесплатным питанием является мерой социальной поддержки, предоставление которой относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Для поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (далее - Указ №) для многодетных семей установлены меры социальной поддержки, в числе которых бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений.
Подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» обязанность по обеспечению бесплатным питанием детей из многодетных семей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, возложена на органы власти субъектов.
Во исполнение названного Указа № издано Постановление Главы администрации ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в пункте 1 которого установлено, что на территории ФИО3<адрес> многодетными семьями, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке, являются семьи с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет.
Согласно п. 8 данного Постановления, главам администраций городов и районов предписано установить бесплатное питание (завтраки, обеды) для учащихся общеобразовательных учебных заведений за счет средств всеобуча и других внебюджетных отчислений.
В связи с чем, Постановление №, гарантируя дополнительную меру предоставления социальной поддержки многодетных семей, не разграничивает образовательные учреждения по их подведомственности и финансированию.
При этом, из положений Указа № следует, что установление порядка реализации мер социальной поддержки учащихся общеобразовательных учреждений вне зависимости от принадлежности общеобразовательных учреждений к тому или иному учредителю отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации. Данный документ не содержит указаний на разграничение общеобразовательных учреждений по их подведомственности и финансированию.
Таким образом, обеспечение бесплатным питанием детей из многодетных семей, являющихся учащимися общеобразовательных учреждений, расположенных на территории ФИО3<адрес>, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований ФИО3<адрес>. Наличие образовательных учреждений различного рода подведомственности и финансирования на территории одного муниципального образования не должно влиять на право истца на получение мер социальной поддержки и не может зависеть от вида образовательного учреждения, в котором обучаются несовершеннолетние дети.
При этом, суд обращает внимание на то, что Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает, что в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам, а также могут предоставляться в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 63.1).
Учитывая вышеизложенное, обеспечение бесплатным питанием детей из многодетных семей, являющихся учащимися общеобразовательных учебных заведений, расположенных на территории ФИО3<адрес>, осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований ФИО3<адрес>.
То обстоятельство, что в Законе ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях» (далее – Закон №) федеральные государственные образовательные учреждения не указаны, само по себе не влияет на право детей из многодетных семей на получение мер социальной поддержки в соответствии с Указом №, поскольку реализация конституционных прав и законных интересов социально незащищенной категории граждан в части предоставления им соответствующих льгот не может зависеть от вида образовательного учреждения, в котором они обучаются.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что именно «организация питания», а не «обеспечение питанием» возложена на образовательные организации. При этом обеспечение питанием обучающихся в соответствии с частью 4 указанной статьи Закона № 273-ФЗ осуществляется с целью создания условий реализации права на образование и не является социальной поддержкой обучающихся из многодетных семей.
Согласно письму Первого заместителя ФИО3<адрес> – министра образования ФИО3<адрес> дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в федеральных образовательных организациях органами государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрено.
Вместе с тем, было отменено, что обеспечение бесплатным питанием детей из многодетных семей, являющихся обучающимися общеобразовательных организаций, расположенных на территории ФИО3<адрес>, осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований ФИО3<адрес>.
Таким образом, обеспечение бесплатным питанием несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения и ФИО1, 2012г. рождения, учащихся ФКОУ СОШ <адрес>-2, является обязанностью органов местного самоуправления городского округа Чехов ФИО3<адрес>.
С учетом изложенного, суд полагает, что заявленные исковые требования ФИО4 обязании ответчика Администрации городского округа Чехов ФИО3<адрес> выделить средства из бюджета для обеспечения ее льготами на обеспечение ее несовершеннолетних ФИО1, 2012г. рождения и ФИО2,, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, бесплатным питанием (завтраки, обеды) с сентября 2019 года и на период обучения в общеобразовательном и профессиональном учебном заведении подлежат удовлетворению.
В связи с чем, суд также считает, что подлежат удовлетворению производные от основных исковые требования ФИО4 об обязании Администрации городского округа Чехов ФИО3<адрес> компенсировать затраты, понесенные на оплату питания ФИО2, 04.11.2010г. рождения, в период обучения в школе с сентября 2018 года по май 2019 года.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования ФИО4 подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирание и истребовании доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 2, 56, 57, 67, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4 – удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Чехов ФИО3<адрес> выделить средства из бюджета для обеспечения ФИО4 льготами на обеспечение ее несовершеннолетних детей ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р. бесплатным питанием (завтраки, обеды) с сентября 2019 года и на период обучения в общеобразовательном и профессиональном учебном заведении.
Обязать Администрацию городского округа Чехов ФИО3<адрес> компенсировать затраты понесенные на оплату питания ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р. в период обучения в школе с сентября 2018 года по май 2019 года.
Решение может быть обжаловано в ФИО3 областной суд через Чеховский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме
Судья: /подпись/ А.А. Шахбанов
Мотивированное решение изготовлено 03.08.2020
Копия верна
Оригинал решения находится в Чеховском городском суде ФИО3<адрес> в гражданском деле №
Судья: А.А. Шахбанов