№ 2-2421/2022
22RS0011-02-2022-002813-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2022 года г. Рубцовск
Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Волошенко Т.Л.,
при секретаре Шукшиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайской краевой общественной организации в интересах Бахиревой О.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Светлова» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Алтайская краевая общественная организация (далее – АКОО ) обратилась в интересах Бахиревой О.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Светлова» (далее по тексту – ООО «УК «Светлова») о защите прав потребителя. В обоснование требований было указано, что Бахирева О.А. является собственником квартиры № *** в доме № *** по ул. ... в г. Рубцовске Алтайского края. Обслуживание домом, в котором проживает истец, осуществляется ООО «УК «Светлова» с *** года. В соответствии с действующим законодательством предоставление услуги по санитарной уборке мест общего пользования, возложено на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом. Управляющая компания услугу по уборке мест общего пользования, в том числе лестничных площадок и маршей, полов, стен, окон, подоконников, отопительных приборов, в указанном многоквартирном жилом доме не предоставляет. При этом, в договоре управления многоквартирным домом перечень обязательных работ и услуг не может быть уменьшен по сравнению с перечнем, установленном законодательно. Обязанность управляющей организации предоставлять услугу по уборке и санитарно-гигиенической очистке помещений общего пользования является частью содержания общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав обязательных услуг, предоставляемых организацией при управлении многоквартирным домом, и не зависит от волеизъявления сторон договора. Компенсацию морального вреда, причиненного действиями ООО «УК «Светлова» потребитель Бахирева О.А. оценивает в 1000 руб. Таким образом, истец просит признать незаконным бездействие ООО «УК «Светлова» в части не проведения санитарной уборки лестничных площадок и маршей в подъезде № *** в доме № *** по ул. ... в городе Рубцовске Алтайского края при оказании услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме за период с *** по ***; возложить на ООО «УК «Светлова» обязанность производить в подъезде № *** дома № *** по ул. ... в городе Рубцовске Алтайского края сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов не реже чем через пять дней, стен - не менее двух раз в год, мокрую уборку всех поверхностей выполнять не реже одного раза в месяц; взыскать с ответчика в пользу Бахиревой О.А. компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб., почтовые расходы.
Представитель АКОО , истец Бахирева О.А. в судебном заседании отсутствовали, надлежаще извещены о времени и месте проведения судебного слушания, в иске просил рассмотреть дело в отсутствие, требования поддержали в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца Бахиревой О.А. – Бакаев С.В., действующий на основании нотариальной доверенности исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, в подтверждение которых представлена фототаблица.
Представитель ответчика ООО «УК «Светлова» Цайслер А.В. в судебном заседании возражал в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что уборка мест общего пользования спорного помещения производятся в соответствии с действующим законодательством, в обоснование доводов представлены соглашения, трудовой договор, а также акты приемки выполненных работ.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав участвующий в деле лиц, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, рассматривая данный иск в пределах заявленных исковых требований, находит их подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1.2. ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно п. 2.3. ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Судом установлено, что истец Бахирева О.А. является собственником доли в общей долевой собственности квартиры № *** в доме № *** по ул. ... в городе Рубцовске Алтайского края. Данная квартира расположена в четвертом подъезде спорного многоквартирного дома.
Управление многоквартирным домом по ул. ... в г. Рубцовске Алтайского края с *** года осуществляется ООО «УК «Светлова», что подтверждается договором управления многоквартирным домом от ***, что не оспаривалось сторонами.
В обоснование требований, истец указывает, что управляющая компания не производит работ, которые, которые отнесены к содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек, мытье окон.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Согласно п. 11 указанных Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
В соответствии с п. 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток.
Периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке. При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц (п. 3.2.7. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Кроме того, с 20 апреля 2013 года вступил в действие Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
В силу п. 23 указанного Постановления, к числу работ по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме отнесены: сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.
Таким образом, обязанность ООО «УК «Светлова» предоставлять услугу по уборке и санитарно-гигиенической очистке помещений общего пользования является частью содержания общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав обязательных услуг, предоставляемых управляющей организацией при управлении многоквартирным домом, и не зависит от волеизъявления сторон договора.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, расходы на содержание общего имущества, включаемые в плату за содержание жилого помещения, определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и включают в том числе: а) расходы на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения; б) расходы на снятие показаний приборов учета, выставление платежных документов для внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, за исключением случаев, когда соответствующие расходы несут ресурсоснабжающие организации по договорам, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, заключенным в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В п. 33 вышеуказанных Правил указано, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. В указанный размер платежей и (или) взносов также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, в размере, определенном в соответствии с пунктами 29(1) - 29(5) настоящих Правил.
В обоснование возражений, стороной ответчика были представлены документы, подтверждающие довод о выполнении управляющей компанией работ по уборке мест общего пользования подъезда № *** в доме № *** по ул. ... в г. Рубцовске Алтайского края, а именно: договор возмездного оказания услуг по техническому и аварийному обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовой территории, заключенного между ООО «УК «Светлова» (ранее – ООО «УК «Наш Дом») и ООО «Ремстройбыт» № *** от ***, дополнительное соглашение к договору № *** от ***, дополнительное соглашение к договору № *** от *** трудовой договор, должностная инструкция уборщика лестничных клеток ООО «Ремстройбыт», акты приемки выполненных работ по уборке дворовой территории, лестничных площадок, маршей.
Однако, представленные стороной ответчика документы не подтверждают фактическое исполнение работ в том объеме, которое установлено и требуется в соответствии с действующими правовыми нормами
Кроме того, факт надлежащей уборки и, соответственно, надлежащего содержания мест общего пользования опровергается представленной стороной истца фототаблицей спорного подъезда, на которой имеются изображения, свидетельствующие об отсутствии надлежащего содержания ответчиком общего имущества МКД.
Поскольку услуги по санитарной уборке мест общего пользования отнесены к услугам по содержанию общего имущества многоквартирного дома, то исходя из анализа приведенных норм права, плата за данные услуги должна производиться за счет средств, вносимых собственниками в счет платы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия достоверных данных об исполнении управляющей компанией своих обязанностей по уборке мест общего пользования в заявленный истцом период, суд полагает возможным удовлетворить требования истца о возложении на ответчика обязанности по проведению уборки лестничных клеток и маршей в указанном истцом объеме.
Поскольку признание действий (бездействия) ООО «УК «Светлова» незаконными не повлечет восстановления нарушенных прав истца, в связи с чем исковые требования о признании бездействия ООО «УК «Светлова» в части не проведения санитарной уборки лестничных площадок и маршей в подъездах дома при оказании услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в период с *** по *** не подлежат удовлетворению.
Собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе: а) получать от ответственных лиц не позднее *** рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен; б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы); в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения (п. 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность).
В силу ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с ч. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Учитывая изложенное, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований о компенсации морального вреда непредставление истцом доказательств наличия нравственных страданий, которые претерпел потребитель в связи с неправомерными действиями ответчика.
Таким образом, в связи с установлением факта нарушения ответчиком прав истца, как потребителя, на своевременное исполнение услуги суд считает подлежащими удовлетворению требования о компенсации морального вреда.
При вынесении решения судом учитывается, что факт нарушения прав потребителя Бахиревой О.А. нашел подтверждение в судебном заседании. Следовательно, имеются основания для компенсации морального вреда. Руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд полагает достаточной компенсацию морального вреда в сумме 500 руб.
Пунктом 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно п.п. 46, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Таким образом, с ответчика в пользу истца и общественной организации подлежит взысканию штраф, исходя из взысканной суммы в размере 50%. Таким образом, в пользу Бахиревой О.А. подлежит взысканию штраф в сумме 125 руб. и АКОО в сумме 125 руб.
Согласно ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами.
Статей 98 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При подачи настоящего истца, истец понесла почтовые расходы за направление пакета документов стороне ответчика, в подтверждение чего представлены почтовая опись вложения, чек-квитанция на сумму 228,64 руб. С учетом того, что в адрес ООО «УК «Светлова» было направлено письмо с вложение двух разных исков, соответственно с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 114,32 руб. (228,64/2).
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, поскольку его исковые требований вытекают из защиты прав потребителей, следовательно, подлежащая уплате государственная пошлины подлежит взысканию с ответчика в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алтайской краевой общественной организации в интересах Бахиревой О.А. удовлетворить частично.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Светлова» обязанность производить в подъезде № *** жилого дома по улице ***... в городе Рубцовске Алтайского края сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов не реже чем через пять дней, стен – не менее двух раз в год, мокрую уборку всех поверхностей выполнять не реже одного раза в месяц.
Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Светлова» в пользу Бахиревой О.А. в счет компенсации морального вреда 500 рублей, штраф 125 рублей, почтовые расходы в размере 114,32 рублей, всего взыскать 739,32 рублей.
Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Светлова» в пользу Алтайской краевой общественной организации штраф в размере 125 рублей.
В остальной части требований Алтайской краевой общественной организации в интересах Бахиревой О.А. отказать.
Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Светлова» в доход муниципального образования «Город Рубцовск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд.
Председательствующий Т.Л. Волошенко
Решение в окончательной форме вынесено ***