ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2422/18 от 04.10.2018 Правобережного районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-2422/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2018 года г. Липецк

Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Чуносовой О.А.,

при секретаре Полянской А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании права на получение жилищного сертификата в рамках реализации основанного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к УСЗН Липецкой области, в котором просил признать отказ в выдаче государственного жилищного сертификата ему незаконным и признать за ним право на его получение, обязав УСЗН Липецкой области выдать ему государственный жилищный сертификат. В обоснование иска указал, что является вынужденным переселенцем с 08.12.1999г., а также участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. На его обращение с заявлением в Департамент УСЗН Липецкой области ему 20.06.2018г. было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата, так как по выпискам из домовой книги, выданной администрацией сельского поселения Фащевского сельсовета содержатся противоречивые сведения. Истец полагает, что данный отказ незаконен, нарушает его права.

Представитель истца по доверенности ФИО3 исковые требования поддержала, уточнила их и просила признать за ФИО2 право на получение государственного жилищного сертификата рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», исходя из даты постановки в очередь на получение жилья с 09.12.2004года; обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области выдать ФИО2 государственный жилищный сертификат.

Представители ответчика УСЗН Липецкой области по доверенности ФИО4 и ФИО9 возражали против удовлетворения иска, объяснив, что в выдаче сертификата истцу было отказано, поскольку в предоставленной истцом информации имелись расхождения, были выявлены недостоверные сведения. Кроме того, истец не проживает в г.Грязи, судом установлен факт его проживания в г.Липецке, что также свидетельствует о сообщении истцом недостоверных сведений относительно места проживания и является основанием для снятия его органом местного самоуправления с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с чем, полагали, что требования истца не подлежат удовлетворению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 приведенного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года № 845 было утверждено Положение «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» (действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений до 24 ноября 2016 года включительно), в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания (подпункт «б» пункта 3 Положения).

Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) (пункт 37 Положения).

Подпунктом «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (в редакции постановления Правительства РФ от 30.12.2017 г. № 1710) (далее – Правила), предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включённые территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п. 21 указанных выше Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия.

В случае признания гражданина участником основного мероприятия на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

Распоряжением администрации Липецкой области от 04 сентября 2006 года № 672-р на Управление социальной защиты населения Липецкой области возложены полномочия по обеспечению государственными жилищными сертификатами отдельных категорий граждан, в том числе вынужденных переселенцев.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. -П ФИО2 отказано в выдаче государственного жилищного сертификата При этом в Приказе указано, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 предоставлено заявление с необходимыми документами. 26.04.2018г. дополнительно предоставил договора найма жилых помещений, в том числе договор найма жилого помещения, расположенного по адресу:<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В учетном деле также имеется договор найма указанного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. По данному адресу ФИО2 был зарегистрирован в период с ДД.ММ.ГГГГ. В целях подтверждения права нахождения ФИО2 в очереди был направлен запрос о предоставлении информации об основаниях проживания ФИО1 в вышеназванном жилом помещении (наниматель, член семьи собственника). В своем ответе администрация сельского поселения сообщила, что ФИО2 проживал в указанном жилом помещении в качестве члена семьи собственника ФИО7 (брата). Вместе с тем, в содержащихся в учетном деле выписках из домовой книги содержатся противоречивые сведения. В выписках за 2011-2016 годы ФИО2 числится нанимателем жилого помещения, в выписке от 07.06.2010г.отражены родственные отношения совместно зарегистрированных лиц без указания оснований проживания. На повторное обращение в администрацию сельского поселения был дан ответ, что ФИО5 проживал в доме как член семьи собственника (брата ФИО7) Договора, подтверждающего, что ФИО2 является квартирантом, не представлено.

Письмом Управления социальной защиты населения Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. № истцу сообщено об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с тем, что администрация Фащевского сельского поселения подтвердила, что истец проживал с <адрес> как член семьи собственника (брата ФИО7). Договор, подтверждающий, что ФИО6 является квартирантом по указанному адресу, в администрацию не предоставлен.

Из материалов дела усматривается, что ФИО2 ежегодно подавал заявление о включении его органом местного самоуправления в списки на участие в подпрограмме. ФИО2 имеет статус вынужденного переселенца с составом семьи 1 человек.

Согласно выписке из домовой книги по дому по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 зарегистрирован в данном доме ДД.ММ.ГГГГ., выписан ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке Фащевского сельсовета <адрес> ФИО2 был зарегистрирован по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. как член семьи собственника дома брата ФИО7

Как усматривается из материалов дела, собственником дома по <адрес> действительно является ФИО7

Как показал суду ФИО7, допрошенный судом в качестве свидетеля, ФИО2 является его братом. Однако членом его семьи он никогда не являлся, вместе они не проживали, совместного хозяйства не вели. Ввиду отсутствия жилья, брат проживал в принадлежащем ему <адрес> по взаимной договоренности, с оформлением договора найма жилого помещения.

Между ФИО2 и ФИО7ДД.ММ.ГГГГ. был заключен договор найма жилого помещения по адресу: <адрес>, сроком на <данные изъяты>.

Проанализировав все представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что отказ Управления социальной защиты населения Липецкой области в выдаче истцу ФИО2 государственного жилищного сертификата является незаконным, поскольку органом местного самоуправления было принято решение о признании права истца состоять в льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, в которой истец первоначально был учтен в составе семьи 1 человек, и из которой он не исключался.

Названный выше отказ противоречит ст. 55 ЖК РФ, согласно которой право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учёта заявления о снятии с учёта; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трёх и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.

В соответствии с п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» основанием для отказа в признании гражданина участником основного мероприятия является:

а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;

б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, перечень оснований для отказа в признании гражданина участником основного мероприятия является исчерпывающим.

ФИО2 своевременно продлевался статус вынужденного переселенца, им предоставлены все документы, предусмотренные п. 19 указанных выше Правил, в отношении него принято решение органом местного самоуправления о признании участником основного мероприятия, он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ранее он не реализовывал своего права на улучшение жилищных условий.

Ответчик суду не предоставил какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для отказа в признании ФИО2 участником основного мероприятия.

В настоящее время ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит на праве собственности ФИО8 Между ФИО8 и ФИО2 заключался договор найма указанного жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах дела имеются выписки из ЕГРП об отсутствии в собственности ФИО1 жилых помещений.

Согласно справке от 08.06.2006г. Управления Федеральной миграционной службы по Липецкой области ФИО2 жилье, беспроцентную возвратную ссуду, безвозмездную субсидию на жилищное обустройство не получал.

Довод представителей ответчика о непроживании истца по адресу регистрации в <адрес> ничем объективно не подтвержден.

Как объяснила в судебном заседании представитель истца, ФИО2 зарегистрирован и постоянно проживает в <адрес>, нахождение в <адрес> является временным, связано с работой истца.

При таких обстоятельствах, с учётом норм действующего законодательства, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению.

Поскольку в настоящее время наименование программы в редакции постановления Правительства РФ от 30.12.2017 г. № 1710 изменено, то суд считает признать за истцом право на получение государственного жилищного сертификата рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», исходя из даты постановки в очередь на получение жилья с 09.12.2004г., обязав ответчика Управление социальной защиты населения Липецкой области выдать истцу государственный жилищный сертификат на состав семьи 1 человек.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за ФИО2 право на получение государственного жилищного сертификата рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», исходя из даты постановки в очередь на получение жилья с 09.12.2004года.

Обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области выдать ФИО2 государственный жилищный сертификат.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий О.А.Чуносова

Мотивированное решение изготовлено 09.10.2018г.