ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2423/20 от 05.10.2020 Иркутского районного суда (Иркутская область)

УИД

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 октября 2020 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.Ю., при секретаре Дамбажамсоевой Д.Б.,

с участием представителя истца К.А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры к Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. о запрете осуществлять деятельность по использованию земельного участка, запрете деятельности по использованию и эксплуатации объекта капитального строительства, обязании удалить рекламную информацию об оказании туристических услуг, об освобождении самовольно занятых земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Истец Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К., в котором просит: запретить Ц.Е.А. осуществлять деятельность по использованию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...., не в соответствии с видом его разрешенного использования, эксплуатации расположенных на нем зданий и сооружений для осуществления рекреационной деятельности, оказания гостиничных и туристических услуг;

запретить С.Г.К. деятельность по использованию и эксплуатации объекта капитального строительства с кадастровым номером , жилого дома, расположенного по адресу: .... А, для осуществления рекреационной деятельности, оказания гостиничных и туристических услуг;

обязать Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. удалить с сайта Booking.com рекламную информацию об оказании рекреационных, гостиничных и туристических услуг гостевого двора «Талисман», уличные указатели и вывески гостевого двора «Талисман», расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами: по адресу: ....;

обязать Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. освободить самовольно занятые земельные участки: площадью 14,94 кв.м., используемый для размещения входной группы, расположенного со стороны земельного участка с кадастровым номером , примыкающего к кафе «Талисман», в следующих координатах:

площадью 223,42 кв.м., используемого смежно с земельными участками с кадастровыми номерами: , в следующих координатах:

площадью 3.66 кв.м., используемого смежно с земельными участками с кадастровыми номерами: , в следующих координатах:

В обоснование заявленных требований истцом указано, что Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного, земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. при осуществлении рекреационной деятельности на земельных участках, расположенных по адресу: ...., с кадастровым номером ; ...., с кадастровым номером .

Проверкой установлено, что Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. на указанных земельных участках, организована рекреационная деятельность. Объект рекреации имеет название – гостевой двор «Талисман».

Указанные земельные участки расположены в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, границы которой утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р, в границах водоохраной зоны озера Байкал, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 368-р, и в границах особо охраняемой природной территории федерального значения «Прибайкальский национальный парк», определенных Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области».

В ходе визуального осмотра установлено, что территория рекреационного объекта – гостевого двора «Талисман» огорожена единым забором и имеет вывеску кафе «Талисман», а также имеется указатель «гостевой двор «Талисман», кафе инфо-центр, проживание 5 м».

Кроме того, информация о гостевом дворе размещена в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», на сайтах размещена информация об оказании гостиничных услуг гостевого двора «Талисман», в частности, указаны сведения о характеристике гостевого дома, оказываемых услугах, стоимости проживания, а также о дополнительных услугах и развлечениях.

Согласно пояснениям представителя гостевого двора «Талисман», вместимость объекта рекреации составляет 20-25 человек.

Заключением специалиста Службы государственного строительного надзора Иркутской области (далее – Служба) от **/**/**** установлено, что на территории земельных участков, по указанным адресам, Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. для эксплуатации гостевого двора «Талисман», используется следующие здания (сооружения): двухэтажное здание с цокольным помещением (представляет собой: кафе с жилыми номерами на втором этаже), одноэтажное здание из 5 блоков-жилых комнат с террасами; баня с цокольным помещением; двухэтажный дом с мансардным жилым этажом, цокольным помещением и террасой (для личного пользования); открытая терраса; уличный туалет.

Также, специалист Службы в заключение указал, что здание кафе с жилыми номерами на втором этаже, жилой дом собственника, баня и здание, состоящее из 5 блоков – жилых комнат, являются объектами капитального строительства (объектами недвижимого имущества).

Ц.Е.А. использует земельный участок с кадастровым номером: для размещения рекреационного объекта – гостевого двора «Талисман», на котором расположен объект капитального строительства с кадастровым номером: . Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости – это двухэтажный жилой дом, площадью 58,8 кв.м., который принадлежит на праве собственности Ц.Е.А. Согласно заключению специалиста Службы – это двухэтажный жилой дом с мансардным жилым этажом, открытой террасой и цокольным помещением.

Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. используют земельный участок с кадастровым номером: , который принадлежит на праве долевой собственности (по 1/2) Ц.Е.А., С.К.Г. для размещения рекреационного объекта – гостевого двора «Талисман», на котором расположен объект капитального строительства с кадастровым номером: . Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости - это двухэтажный жилой дом, площадью 181,6 кв.м., принадлежащий на праве собственности С.Г.К. Заключением специалиста Службы установлено, что указанный объект – это здание кафе с цокольным помещением и с жилыми номерами на втором этаже.

Согласно объяснению Ц.А.К. от **/**/**** данный объект капитального строительства используется для реализации общественного питания и размещения граждан.

Кроме того, в объяснение Ц.А.К. отмечено, что для размещения граждан в гостевом дворе «Талисман» используется одноэтажное деревянное здание. Согласно заключению специалиста Службы – это здание, состоящее из 5 блоков-жилых комнат (вагончики) с террасами.

Письмом администрации Голоустненского муниципального образования от **/**/**** исх. установлено, что разрешения на строительство, на ввод объектов капитального строительства, расположенных по адресу: ...., собственникам указанных объектов не выдавались. Соответственно, все объекты капитального строительства возведены без разрешений на строительство, тем самым являются самовольными постройками.

Земельный участок с кадастровым номером: фактически используется не в соответствии с разрешенным видом использования, так как согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости указанный земельный участок относятся к категории земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - под жилую застройку (индивидуальную).

Ц.Е.А. вопреки целевому назначению использования земельного участка с кадастровым номером: , предоставляет гостиничные услуги для отдыхающих (туристов) в гостевом дворе «Талисман».

Также, согласно заключению специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Иркутской области по результатам обмера фактических границ земельных участков с кадастровыми номерами: (по входной группе, а также контуру забора) и данных содержащихся в ЕГРН об указанных земельных участках установлено, что входная группа (бетонная площадка и навес) со стороны земельного участка с кадастровым номером: , примыкающая к кафе «Талисман», фактически расположена за границами земельного участка с кадастровым номером: . Площадь земельного участка, используемого для размещения входной группы, составляет 14,94 кв.м., указаны координаты наложения.

Вместе с тем, по результатам обмера установлено, что ограждение (частично) земельных участков с кадастровыми номерами: расположено за границами указанных земельных участков и составляет 223,42 кв.м. и 3, 66 кв.м., указаны координаты.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок площадью 227,08 кв.м. (223,42+3,66), расположенный смежно с земельными участками с кадастровыми номерами: на кадастровый учет не поставлен, сведения в ЕГРН отсутствуют.

Доступ третьих лиц на земельный участок площадью 227,08 кв.м., расположенный смежно с указанными земельными участками ограничен и возможен с земельных участков, принадлежащих на праве собственности Ц.Е.А., С.К.Г.

Использование Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. земельного участка площадью 227,08 кв.м., расположенного смежно с земельными участками с кадастровыми номерами: , а также земельный участок, используемый для размещения входной группы площадью 14,94 кв.м., (бетонная площадка, навес), является прямым нарушением действующего законодательства Российской Федерации, в виде самовольного занятия земельных участков.

Письмом Агентства по туризму Иркутской области от **/**/****, с приложенной информацией, установлено, что объект рекреации – гостевой двор «Талисман» в реестре коллективных средств размещения (гостиниц, туристических баз, гостевых домов, отелей и т.д.) не стоит.

Анализ использования земельных участков, принадлежащих лицам на праве собственности, показывает основное их использования в целях осуществления хозяйственной деятельности, размещения объектов пребывания туристов. Земли, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, используются для предпринимательской деятельности по предоставлению гостиничных и туристических услуг.

Проверкой выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. при эксплуатации гостевого двора «Талисман» (заключение специалиста Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора от **/**/****; заключение специалиста Управления Роспотребнадзора по Иркутской области от **/**/****).

Площадка для складирования твердых коммунальных отходов на территории рекреационного объекта – гостевого двора «Талисман» представлена железным контейнером-накопителем и железной бочкой на деревянном настиле. Контейнерная площадка не оборудована для временного складирования твердых коммунальных отходов, образуемых в процессе осуществления предпринимательской деятельности, не имеет водонепроницаемого покрытия.

Кроме того, в ходе проверочных мероприятий установлено, что в восточной части земельного участка с кадастровым номером расположен надворный (уличный) туалет.

В нарушении требований законодательства Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. выгребная яма указанного туалета обшита деревянными досками, в связи с чем, жидкие бытовые отходы дренируют через стены в почву.

Проверкой также установлено, что в деятельности Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. при эксплуатации гостевого двора «Талисман», выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности (заключение специалиста ОН ДПР по Иркутской обрасти Управления надзорной деятельности и профилактической работы по Иркутской области ГУ МЧС России по Иркутской области от **/**/****).

На территории гостевого двора «Талисман» ответчиками в нарушении требований пожарной безопасности не обеспечено наличие электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного) на объекте защиты с ночным пребыванием людей. Также, не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного.

Пунктом 10 Правил противопожарного режима в Российской Федерации закреплено, что руководитель организации обеспечивает (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время).

При эксплуатации гостевого двора «Талисман» ответчиками передача в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время) не обеспечена.

Согласно п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в отношении каждого объекта защиты (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты защиты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения.

Инструкция о мерах пожарной безопасности ответчиками не разработана.

В соответствии с п. 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в специальном журнале произвольной формы.

Журнал учета своевременной перезарядки огнетушителей при проверке ответчиками не предоставлен. Здание одноэтажного домика для проживания не обеспечено наличием огнетушителей.

Пунктом 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации установлено, что лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарнотехнического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

При эксплуатации гостевого двора «Талисман» допущены к работе лица, не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности.

Объекты, находящиеся на территории гостевого двора «Талисман» не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения, для забора воды пожарной техникой в круглогодичный период. На территории гостевого двора «Талисман» не обеспечено наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности, системы пожарной сигнализации не обеспечивают дублирование подачи сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации.

Согласно п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в здании или сооружении, кроме жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек, то есть на объекте с массовым пребыванием людей, а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.

На территории гостевого двора «Талисман» не обеспеченно наличие поэтажных планов эвакуации людей при пожаре.

В соответствии с п. 2,3 ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.3.11. Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной зашиты. Эвакуационные пути и выходы» каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.

В гостевом дворе «Талисман»» отсутствует 2-ой эвакуационный выход с каждого крыла второго этажа.

В судебном заседании представитель истца К.А.Ю. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Ответчики Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало, возражений по существу заявленных исковых требований не представлено.

Представители третьих лиц межрайонного управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, ФГБУ Заповедное Прибайкалье, ГУ МЧС России по Иркутской области в судебное заседание не явились, о дате, месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражал.

Представитель третьего лица территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, требования истца поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель третьего лица Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, требования истца поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Суд в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков, в порядке заочного производства.

При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд ограничивается исследованием доказательств, представленных истцом.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в частности обеспечения права на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, исковое заявление прокурора правомерно предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда может явиться основанием к иску о запрете деятельности, создающей такую опасность.

Частями 1 и 3 ст. 2 Федерального закона РФ от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Ц.Е.А., С.К.Г. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...., категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – предприятия розничной и мелкооптовой торговли, в том числе торгово – развлекательные комплексы, кроме рынков, объекты отдыха и туризма.

Собственником земельного участка с кадастровым номером является Ц.Е.А., участок расположен по адресу: ...., категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – под жилую застройку (индивидуальную).

Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного, земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности установлены нарушения со стороны ответчиков Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. при осуществлении рекреационной деятельности на земельных участках с кадастровыми номерами .

Указанные земельные участки расположены в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, границы которой утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р, в границах водоохраной зоны озера Байкал, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 368-р, и в границах особо охраняемой природной территории федерального значения «Прибайкальский национальный парк», определенных Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области».

Установлено, что ответчиками на указанных земельных участках, организована рекреационная деятельность, объект рекреации имеет название – гостевой двор «Талисман».

Территория рекреационного объекта – гостевого двора «Талисман» огорожена единым забором и имеет вывеску кафе «Талисман», а также имеется указатель «гостевой двор «Талисман», кафе инфо-центр, проживание 5 м». Информация о гостевом дворе размещена в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», на сайтах размещена информация об оказании гостиничных услуг гостевого двора «Талисман», в частности, указаны сведения о характеристике гостевого дома, оказываемых услугах, стоимости проживания, а также о дополнительных услугах и развлечениях.

Заключением специалиста Службы государственного строительного надзора Иркутской области (далее – Служба) от **/**/**** установлено, что на территории земельных участков, по указанным адресам, Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. для эксплуатации гостевого двора «Талисман», используется следующие здания (сооружения): двухэтажное здание с цокольным помещением (представляет собой: кафе с жилыми номерами на втором этаже), одноэтажное здание из 5 блоков-жилых комнат с террасами; баня с цокольным помещением; двухэтажный дом с мансардным жилым этажом, цокольным помещением и террасой (для личного пользования); открытая терраса; уличный туалет.Здание кафе с жилыми номерами на втором этаже, жилой дом собственника, баня и здание, состоящее из 5 блоков – жилых комнат, являются объектами капитального строительства (объектами недвижимого имущества).Ответчиками использует земельный участок с кадастровым номером: для размещения рекреационного объекта – гостевого двора «Талисман», на котором расположен объект капитального строительства с кадастровым номером: . Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости – это двухэтажный жилой дом, площадью 58,8 кв.м., который принадлежит на праве собственности Ц.Е.А. Согласно заключению специалиста Службы – это двухэтажный жилой дом с мансардным жилым этажом, открытой террасой и цокольным помещением.Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. используют земельный участок с кадастровым номером: , который принадлежит на праве долевой собственности (по 1/2) Ц.Е.А., С.К.Г. для размещения рекреационного объекта – гостевого двора «Талисман», на котором расположен объект капитального строительства с кадастровым номером: . Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости - это двухэтажный жилой дом, площадью 181,6 кв.м., принадлежащий на праве собственности С.Г.К. Заключением специалиста Службы установлено, что указанный объект – это здание кафе с цокольным помещением и с жилыми номерами на втором этаже.Согласно объяснению Ц.А.К. от **/**/**** данный объект капитального строительства используется для реализации общественного питания и размещения граждан. Для размещения граждан в гостевом дворе «Талисман» используется одноэтажное деревянное здание. Согласно заключению специалиста Службы – это здание, состоящее из 5 блоков-жилых комнат (вагончики) с террасами.Письмом администрации Голоустненского муниципального образования от **/**/**** исх. установлено, что разрешения на строительство, на ввод объектов капитального строительства, расположенных по адресу: ...., собственникам указанных объектов не выдавались. Соответственно, все объекты капитального строительства возведены без разрешений на строительство, являются самовольными постройками.Земельный участок с кадастровым номером: фактически используется не в соответствии с разрешенным видом использования, так как согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости указанный земельный участок относятся к категории земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - под жилую застройку (индивидуальную). Ц.Е.А. вопреки целевому назначению использования земельного участка с кадастровым номером: , предоставляет гостиничные услуги для отдыхающих (туристов) в гостевом дворе «Талисман».В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных
участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Вышеперечисленные земли используются в не соответствии с установленных для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которых устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В соответствии с ч. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Согласно п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ под индивидуальным жилищным строительством понимается постройка отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи. В соответствии с данными ЕГРН принадлежащий Ц.Е.А. на праве собственности земельный участок с кадастровым номером имеет разрешенный вид использования под жилую застройку (индивидуальную). Указанное позволяет суду прийти к выводу о том, что в нарушение приведенных норм материального права Ц.Е.А. использует вышеназванный земельный участок, имеющий вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, что свидетельствует о нецелевом использовании данного земельного участка.

Также, согласно заключению специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Иркутской области по результатам обмера фактических границ земельных участков с кадастровыми номерами: (по входной группе, а также контуру забора) и данных содержащихся в ЕГРН об указанных земельных участках установлено, что входная группа (бетонная площадка и навес) со стороны земельного участка с кадастровым номером: , примыкающая к кафе «Талисман», фактически расположена за границами земельного участка с кадастровым номером: . Площадь земельного участка, используемого для размещения входной группы, составляет 14,94 кв.м.

Вместе с тем, по результатам обмера установлено, что ограждение (частично) земельных участков с кадастровыми номерами: расположено за границами указанных земельных участков и составляет 223,42 кв.м. и 3, 66 кв.м.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок площадью 227,08 кв.м. (223,42+3,66), расположенный смежно с земельными участками с кадастровыми номерами: на кадастровый учет не поставлен, сведения в ЕГРН отсутствуют. Доступ третьих лиц на земельный участок площадью 227,08 кв.м., расположенный смежно с указанными земельными участками ограничен и возможен с земельных участков, принадлежащих на праве собственности Ц.Е.А., С.К.Г.

Положениями п. 1 ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, в том числе самовольного занятия земельного участка, из п. 4 ч. 2 вышеуказанной статьи следует, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Использование Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. земельного участка площадью 227,08 кв.м., расположенного смежно с земельными участками с кадастровыми номерами: , а также земельный участок, используемый для размещения входной группы площадью 14,94 кв.м., (бетонная площадка, навес), является прямым нарушением действующего законодательства Российской Федерации, в виде самовольного занятия земельных участков.

Проверкой выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. при эксплуатации гостевого двора «Талисман» (заключение специалиста Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора от **/**/****; заключение специалиста Управления Роспотребнадзора по Иркутской области от **/**/****).

Нормами ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и части 1 статьи 22 Федерального закона от **/**/**** № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 № 89-ФЗ организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

На основании п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

-поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-
накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

-по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.

Материалами проверки установлено, что площадка для складирования твердых коммунальных отходов на территории рекреационного объекта – гостевого двора «Талисман» представлена железным контейнером-накопителем и железной бочкой на деревянном настиле. Контейнерная площадка не оборудована для временного складирования твердых коммунальных отходов, образуемых в процессе осуществления предпринимательской деятельности, не имеет водонепроницаемого покрытия. Доказательств обратного в ходе рассмотрения дела стороной ответчиков не представлено.

Кроме того, в ходе проверочных мероприятий установлено, что в восточной части земельного участка с кадастровым номером расположен надворный (уличный) туалет.

В силу частей 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Водным кодексом Российской Федерации установлено, что эксплуатация хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон допускается при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).

В нарушении требований законодательства ответчиками выгребная яма указанного туалета обшита деревянными досками, в связи с чем, жидкие бытовые отходы дренируют через стены в почву.

В деятельности ответчиков Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. при эксплуатации гостевого двора «Талисман», выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности (заключение специалиста ОН ДПР по Иркутской обрасти Управления надзорной деятельности и профилактической работы по Иркутской области ГУ МЧС России по Иркутской области от **/**/****).

Согласно п. 9 Правил противопожарного режима в РФ, на объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного.

На территории гостевого двора «Талисман» ответчиками в нарушении требований пожарной безопасности не обеспечено наличие электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного) на объекте защиты с ночным пребыванием людей. Также, не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного.

В силу п. 10 указанных правил руководитель организации обеспечивает (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время).

При эксплуатации гостевого двора «Талисман» ответчиками передача в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время) не обеспечена.

Согласно п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в отношении каждого объекта защиты (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты защиты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения.

Инструкция о мерах пожарной безопасности ответчиками не разработана.

В соответствии с п. 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в специальном журнале произвольной формы.

Журнал учета своевременной перезарядки огнетушителей при проверке ответчиками не предоставлен. Здание одноэтажного домика для проживания не обеспечено наличием огнетушителей.

Пунктом 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации установлено, что лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарнотехнического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

При эксплуатации гостевого двора «Талисман» допущены к работе лица, не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности.

Согласно ст. 62 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

В силу п. 4.1, табл. 3, 4 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденной приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 N 178, наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной, не более указанной в п. 9.11, по дорогам с твердым покрытием.

Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.

Объекты, находящиеся на территории гостевого двора «Талисман» не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения, для забора воды пожарной техникой в круглогодичный период. На территории гостевого двора «Талисман» не обеспечено наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности, системы пожарной сигнализации не обеспечивают дублирование подачи сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации.

Согласно п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в здании или сооружении, кроме жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек, то есть на объекте с массовым пребыванием людей, а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.

На территории гостевого двора «Талисман» не обеспеченно наличие поэтажных планов эвакуации людей при пожаре.

В соответствии с п. 2,3 ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.3.11. Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной зашиты. Эвакуационные пути и выходы» каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.

В гостевом дворе «Талисман»» отсутствует 2-ой эвакуационный выход с каждого крыла второго этажа.

Допущенные ответчиками нарушения создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию, в том числе негативного воздействия на недра, создают угрозу пожарной безопасности отдыхающих. Невыполнение требований пожарной безопасности может способствовать возникновению и развитию чрезвычайной ситуации.

Осуществления деятельности по предоставлению мест для временного проживания в гостевом дворе «Талисман» с нарушением законодательства о недропользовании, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о пожарной безопасности может послужить причинения вреда окружающей среде в будущем: загрязнение подземных вод, загрязнение почвенного слоя, угроза возгорания древесных насаждений при перекидывания огня со строений, а также увеличением антропогенной нагрузки на Байкальскую природную территорию.

В связи с чем, запрет эксплуатации гостиничного двора «Талисман» до устранения нарушений требований действующего законодательства является необходимым и не будет противоречить общественным интересам.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в доход местного бюджета также подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой составляет 900 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры к Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К., удовлетворить.

Запретить Ц.Е.А. осуществлять деятельность по использованию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...., не в соответствии с видом его разрешенного использования, эксплуатации расположенных на нем зданий и сооружений для осуществления рекреационной деятельности, оказания гостиничных и туристических услуг.

Запретить С.Г.К. деятельность по использованию и эксплуатации объекта капитального строительства с кадастровым номером , жилого дома, расположенного по адресу: ...., для осуществления рекреационной деятельности, оказания гостиничных и туристических услуг.

Обязать Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. удалить с сайта Booking.com рекламную информацию об оказании рекреационных, гостиничных и туристических услуг гостевого двора «Талисман», уличные указатели и вывески гостевого двора «Талисман», расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами: по адресу: .....

Обязать Ц.Е.А., С.К.Г., С.Г.К. освободить самовольно занятые земельные участки: площадью 14,94 кв.м., используемый для размещения входной группы, расположенного со стороны земельного участка с кадастровым номером , примыкающего к кафе «Талисман», в следующих координатах:

площадью 223,42 кв.м., используемого смежно с земельными участками с кадастровыми номерами: , в следующих координатах:

площадью 3.66 кв.м., используемого смежно с земельными участками с кадастровыми номерами: , в следующих координатах:

Ответчик вправе подать в Иркутский районный суд Иркутской области заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения, представив суду доказательства, подтверждающие, что неявка ответчика была вызвана уважительными причинами, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание принятого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Иркутский областной суд ответчиком в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда; иными лицами, участвующими в деле, в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированный текст решения изготовлен 12.10.2020.

Судья: Т.Ю. Сорокина