Дело № 2-2424/2018 27 августа 2018 года
29RS0014-01-2018-003140-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Сафонова Р. С.
при секретаре Поковба А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности назначить пенсию по старости,
установил:
Р.Т.ПБ. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж периоды осуществления предпринимательской деятельности, назначить пенсию по старости.
Требования мотивировала тем, что 05 июля 2017 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от 20 марта 2018 года в назначении пенсии ей было отказано по причине недостаточности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При подсчёте стажа работы в особых условиях труда ответчик не включил периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01 июля 2007 года по 31 декабря 2007 года, с 01 января 2014 года по 30 ноября 2015 года. 21 марта 2018 года она вновь обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от 05 апреля 2018 года в назначении пенсии также было отказано по причине недостаточности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При подсчёте указанного вида стажа ответчик не включил периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01 июля 2007 года по 31 декабря 2007 года, с 01 января 2010 года по 30 ноября 2015 года, с 01 сентября 2017 года по 31 декабря 2017 года. С решениями ответчика об отказе в назначении пенсии не согласна. Полагала, что указанные периоды предпринимательской деятельности подлежат включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С июля 2007 года по настоящее время она состоит на учёте в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе г.Архангельска, проживает и зарегистрирована по месту жительства также в г.Архангельске. В спорные периоды осуществляла торговую деятельность, находилась на системе налогообложения в виде уплаты единого налога на вменённый доход. Местом осуществления предпринимательской деятельности являлся город Архангельск, что подтверждается представленными в налоговый орган налоговыми декларациями. Просила возложить на ответчика обязанность включить периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01 июля 2007 года по 31 декабря 2007 года, с 01 января 2010 года по 30 ноября 2015 года, с 01 сентября 2017 года по 31 декабря 2017 года в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, назначить ей пенсию по старости с <Дата>.
В судебном заседании истец и её представитель Б. заявили об отказе от исковых требований в части понуждения ответчика включить периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01 июля 2007 года по 31 декабря 2007 года, с 01 января 2010 года по 30 ноября 2015 года, с 01 сентября 2017 года по 31 декабря 2017 года в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. На удовлетворении остальной части иска настаивали.
Определением суда от 27 августа 2017 года отказ истца от части иска принят судом, производство по делу в части требований о понуждении ответчика включить периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01 июля 2007 года по 31 декабря 2007 года, с 01 января 2010 года по 30 ноября 2015 года, с 01 сентября 2017 года по 31 декабря 2017 года в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, прекращено.
Представитель ответчика П. в судебном заседании иск не признала. Пояснила суду, что при первоначальном обращении истца с заявлением о назначении пенсии она не представила документы, подтверждающие, что деятельность осуществлялась непосредственно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Истцу было предложено представить необходимые документы. При этом пенсионным органом был сделан самостоятельный запрос в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Архангельску. В ответе налоговый орган сообщил об отсутствии у него обязанности по выдаче справок о доходах индивидуальных предпринимателей с указанием вида системы налогообложения. С мая 2018 года Пенсионный фонд Российской Федерации организовал межведомственное взаимодействие с налоговой службой по вопросу представления необходимых сведений об индивидуальных предпринимателях. На сегодняшний день пенсия истцу назначена по обращению от 21 марта 2018 года. Просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав пояснения истца, представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы отказного пенсионного дела Р.Т.ПВ. <№>, материалы выплатного пенсионного дела Р.Т.ПВ. <№>, суд приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ), определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В статье 11 Закона №400-ФЗ указано, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В части 1 статьи 4 Закона №400-ФЗ указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
В силу статьи 14 Закона №400-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года №958н (далее – Перечень).
Пунктами 6 и 12 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчёта и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015 «Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», а также документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Из материалов дела следует, что 29 июня 2007 года истец Р.Т.ПБ. зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя. С 01 июля 2007 года на основании заявления о постановке на учёт в качестве налогоплательщика единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности Р.Т.ПБ. поставлена на учёт в Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации.
05 июля 2017 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона №400-ФЗ.
<Дата> ей исполнилось 50 лет.
Решением ответчика от 20 марта 2018 года истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона №400-ФЗ ввиду недостаточности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) от 20 марта 2018 года <№> страховой стаж истца был определён продолжительностью 22 года 8 месяцев 10 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 15 лет 9месяцев 24 дня.
В стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не включены периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01 июля 2007 года по 31 декабря 2007 года, с 01 января 2010 года по 30 ноября 2015 года. Эти периоды включены в подсчёт страхового стажа.
21 марта 2018 года истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. С указанной даты ввиду наличия у истца стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, продолжительностью более 20 лет истцу назначена страховая пенсия по старости. В подсчёт указанного вида стажа включены периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01 июля 2007 года по 31 декабря 2007 года, с 01 января 2010 года по 30 ноября 2015 года.
В силу частей 1 и 2 статьи 22 Закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 этой же статьи закона в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днём обращения за страховой пенсией считается день приёма заявления о назначении страховой пенсии.
На основании части 7 статьи 21 Закона №400-ФЗ необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определённый Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Закона №400-ФЗ).
Как установлено судом, истец состояла на учёте в качестве налогоплательщика единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности в Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску.
На основании пункта 2 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, становятся на учёт в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем пункта 2 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, факт постановки истца на учёт в качестве налогоплательщика единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности в Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску с достоверностью подтверждает, что истец в спорные периоды с 01 июля 2007 года по 31 декабря 2007 года, с 01 января 2010 года по 30 ноября 2015 года осуществляла предпринимательскую деятельность на территории местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Из имеющихся у Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску деклараций по единому налогу на вменённый доход видно, что истец в течение оспариваемых периодов занималась предпринимательской деятельностью в городе Архангельска, то есть на территории с особыми климатическими условиями – местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Согласно справке Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску от 08 мая 2018 года местом осуществления предпринимательской деятельности в декларациях указаны адреса: ....
Пенсионным органом в адрес налогового органа межведомственный запрос о предоставлении сведений о доходах индивидуального предпринимателя Р.Т.ПВ. с указанием вида системы налогообложения и адреса места осуществления предпринимательской деятельности был направлен лишь в отношении периода предпринимательской деятельности с 01 января 2016 года по 31 декабря 2017 года. В связи с непредставлением необходимых сведений срок рассмотрения заявления истца 18 января 2018 года был приостановлен. 21 февраля 2018 года после поступления справки Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску в отношении периода предпринимательской деятельности с 01 января 2016 года по 31 декабря 2017 года срок рассмотрения заявления восстановлен.
В отношении спорных периодов предпринимательской деятельности с 01 июля 2007 года по 31 декабря 2007 года, с 01 января 2010 года по 30 ноября 2015 года сведения о доходах индивидуального предпринимателя Р.Т.ПВ. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Архангельску не были представлены, в адрес ответчика направлено письмо об отказе в предоставлении информации от 15 марта 2018 года <№>.
Ответчиком не оспаривается, что при включении в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов предпринимательской деятельности с 01 июля 2007 года по 31 декабря 2007 года, с 01 января 2010 года по 30 ноября 2015 года у истца образуется достаточный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для установления страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона №400-ФЗ. Другие условия для установления такой пенсии, а именно 20 лет страхового стажа, достижение возраста 50 лет, также соблюдаются.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что на день первоначального обращения в пенсионный орган за страховой пенсией по старости истец имела право на указанную пенсию, однако необходимые документы, подтверждающие факт осуществления предпринимательской деятельности в особых климатических условиях, которые находились в распоряжении государственного органа, не были своевременно представлены пенсионному органу в рамках межведомственного информационного взаимодействия по независящим от истца причинам.
С учётом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что решение ответчика об отказе в назначении истцу пенсии от 20 марта 2018 года является незаконным.
В целях восстановления нарушенного ответчиком имущественного права истца на получение пенсии суд считает необходимым удовлетворить заявленные истцом требования в полном объёме и возложить на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости с момента возникновения права на указанную пенсию, то есть с <Дата>.
Истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, которые в силу статей 88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскиваются с ответчика.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности назначить пенсию по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с <Дата>.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (Триста рублей).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Р. С. Сафонов