ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2424/2021 от 13.10.2021 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-2424/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Крымск «13» октября 2021 года

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Корныльева В.В.,

при секретаре Тума Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края об обязании администрации устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем установки ограничивающих пешеходные ограждения, в порядке ст. 45 ГПК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Крымский межрайонный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Крымский районный суд с иском к администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края об обязании администрации устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем установки ограничивающих пешеходные ограждения, в порядке ст. 45 ГПК РФ.

Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка по поступившей от начальника ОГИБДД ОМВД России по Крымскому району информации «О нарушениях обязательных нормативных требований национальных стандартов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, на автомобильных дорогах Крымского городского поселения Крымского района. Пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекс организационно-правовых, организационно¬технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности. В силу ч. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся, среди прочего, принятие первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно- транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности. Так, в нарушение требований п. ДД.ММ.ГГГГФИО4 52289-2019 в <адрес>, на пересечениях улиц Синева – Адагумской, Синева – К. Либкнехта, Синева – Ленина, К. Либкнехта – Коммунистической, К. Либкнехта – Фадеева, Коммунистической – Комарова, Свердлова – М. Гречко, М. Гречко – Привокзальной, отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения на протяжении 50 метров в каждую сторону от регулируемых наземных пешеходных переходов. В нарушение требований п. 5.1.6 ФИО4 52289-2019 в г. Крымске, на пересечениях улиц Синева – Адагумской, Синева – К. Либкнехта, Синева – Ленина, Синева – Пролетарская, Синева – Комарова, Кирова <адрес>, Кирова <адрес>, отсутствуют дублирующие над проезжей частью дороги дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход». В связи с выявленными нарушениями ОГИБДД ОМВД России по Крымскому району ДД.ММ.ГГГГ главе Крымского городского поселения Крымского района внесено представление «Об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности» . Вместе с тем, как установлено в ходе проведённой Крымской межрайонной прокуратурой проверки органом местного самоуправления указанные нарушения до настоящего времени не устранены. Выявленные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения и могут явиться неудовлетворительными дорожными условиями, сопутствующими возникновению дорожно-транспортных происшествий. Невыполнение администрацией Крымского городского поселения Крымского района обязанностей по обеспечению должного уровня содержания улично-дорожной сети муниципального образования, нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в т.ч. предусмотренные п. 1 ст. 24 Закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, судебная защита которого гарантирована ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

На основании изложенного, просит суд:

1. обязать администрацию Крымского городского поселения Крымского района в течении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем установки ограничивающих пешеходные ограждения на протяжении 50 метров в каждую сторону от регулируемых наземных пешеходных переходов на пересечениях улиц Синева – Адагумской, Синева – К. Либкнехта, Синева – Ленина, К. Либкнехта – Коммунистической, К. Либкнехта – Фадеева, Коммунистической – Комарова, Свердлова – М. Гречко, М. Гречко – Привокзальной;

2. обязать администрацию Крымского городского поселения Крымского района в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем установки дублирующих над проезжей частью дороги дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» на пересечениях улиц Синева – Адагумской, Синева – К. Либкнехта, Синева – Ленина, Синева – Пролетарская, Синева – Комарова, Кирова д. 118, Кирова д. 125.

Крымский межрайонный прокурор в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте рассмотрения дела своевременно надлежащим образом уведомлен. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Ввиду того, что Крымский межрайонный прокурор, будучи уведомленным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не представил суду сведения о причинах своей неявки, суд признаёт их неуважительными и считает необходимым рассмотреть дело в его отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие Крымского межрайонного прокурора.

Представитель ответчика – администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте рассмотрения дела своевременно надлежащим образом уведомлен. Сведений о причинах неявки и доказательств уважительности этих причин суду не представил, об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Крымского городского поселения Крымского района.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Отдела МВД России по Крымскому району в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте рассмотрения дела своевременно надлежащим образом уведомлен. 13.10.2021 года в суд от государственного инспектора дорожного надзора Отдела МВД России по Крымскому району Барышникова Никиты Алексеевича поступило письменное заявление, в котором он просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования Крымского межрайонного прокурора просил удовлетворить. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя данного третьего лица.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление Крымского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка по поступившей от начальника ОГИБДД ОМВД России по Крымскому району информации «О нарушениях обязательных нормативных требований национальных стандартов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, на автомобильных дорогах Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края.

Пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.

В силу ч. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся, среди прочего, принятие первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно- транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест).

Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ (пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ).

При этом, согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Поэтому, согласно п. 11.4 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89», в улично-дорожную сеть населенных пунктов входят не только магистральные городские дороги, но «улицы и дороги местного значения», включая транспортные и пешеходные связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы районного значения.

Как установлено п. 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Статьей 13 Закона № 257-ФЗ полномочиям органов местного самоуправления городских поселений отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В ходе проведения проверки дорожного движения на территории Крымского городского поселения выявлены нарушения обязательных нормативных требований национальных стандартов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения.

Так, в нарушение требований п. ДД.ММ.ГГГГФИО4 52289-2019 в г. Крымске, на пересечениях улиц Синева – Адагумской, Синева – К. Либкнехта, Синева – Ленина, К. Либкнехта – Коммунистической, К. Либкнехта – Фадеева, Коммунистической – Комарова, Свердлова – М. Гречко, М. Гречко – Привокзальной, отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения на протяжении 50 метров в каждую сторону от регулируемых наземных пешеходных переходов.

В нарушение требований п. 5.1.6 ФИО4 52289-2019 в г. Крымске, на пересечениях улиц Синева – Адагумской, Синева – К. Либкнехта, Синева – Ленина, Синева – Пролетарская, Синева – Комарова, Кирова д. 118, Кирова д. 125, отсутствуют дублирующие над проезжей частью дороги дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход». В нарушение требований п. 5.1.6 ФИО4 52289-2019 в г. Крымске, на пересечениях улиц Синева - Адагумской, Синева - К. Либкнехта, Синева - Ленина, Синева - Пролетарская, Синева - Комарова, Кирова д.118, Кирова д. 125, отсутствуют дублирующие над проезжей частью дороги дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход».

В связи с выявленными нарушениями ОГИБДД ОМВД России по Крымскому району 29.10.2020 года главе Крымского городского поселения Крымского района внесено представление «Об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности» . Вместе с тем, в ходе проведённой Крымской межрайонной прокуратурой проверки органом местного самоуправления указанные нарушения до настоящего времени не устранены.

Выявленные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения и могут явиться неудовлетворительными дорожными условиями, сопутствующими возникновению дорожно-транспортных происшествий.

Согласно ч. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Для осуществления соответствующих полномочий используются средства дорожного фонда, который согласно п. 1 ст. 179.4 Бюджетного кодекса РФ представляет собой часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Невыполнение администрацией Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края обязанностей по обеспечению должного уровня содержания улично-дорожной сети муниципального образования, нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в т.ч. предусмотренные п. 1 ст. 24 Закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, судебная защита которого гарантирована ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, что в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

При таких обстоятельствах, установленных судом, исковые требования Крымского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме, поскольку основаны на законе и подтверждаются материалами дела.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края об обязании администрации устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем установки ограничивающих пешеходные ограждения, в порядке ст. 45 ГПК РФ – удовлетворить в полном объёме.

Обязать администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края в течении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем установки ограничивающих пешеходные ограждения на протяжении 50 метров в каждую сторону от регулируемых наземных пешеходных переходов на пересечениях улиц Синева – Адагумской, Синева – К. Либкнехта, Синева – Ленина, К. Либкнехта – Коммунистической, К. Либкнехта – Фадеева, Коммунистической – Комарова, Свердлова – М. Гречко, М. Гречко – Привокзальной;

Обязать администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем установки дублирующих над проезжей частью дороги дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» на пересечениях улиц Синева – Адагумской, Синева – К. Либкнехта, Синева – Ленина, Синева – Пролетарская, Синева – Комарова, Кирова д. 118, Кирова д. 125.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда путём подачи апелляционной жалобы через Крымский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня вынесения.

Судья: подпись.