ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2424/2021 от 25.03.2022 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело

УИД: 91RS0-34

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

25 марта 2022 года <адрес>

Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Уржумовой Н.В.,

при секретаре – ФИО2,

с участием прокурора – ФИО4,

представителя ответчика – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» о возложении обязанности совершить определенные действия, -

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» (далее - ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго») с исковыми требованиями, которыми просил суд: возложить на ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда обязанности по принятию мер, направленных на исполнение мероприятий, предусмотренных производственными программами в 2019-2020 году, а именно осуществить:

замену Na-катионного фильтра в котельной по <адрес>;

капитальный ремонт кровли ЦТП по ул. ДД.ММ.ГГГГ, 2 в <адрес>;

ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5 12 по <адрес>, ввода корпуса <адрес> заменой запорной арматуры;

-ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5 12-1 контур от дома по 7 <адрес> до ЦТП ФИО5, 13 (пересечение <адрес> и ЮБШ) с заменой запорной арматуры;

ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5 12, ЦТП Крупской 15 - <адрес>, 2, 3 от ТК11 к ТК29 с заменой запорной арматуры;

прокладку т/тр теплоносителя 1-го контура с увеличением диаметра от кот. ФИО5, 12 к ЦТП ФИО5, 13 с заменой арматуры;

ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5, 12; ЦТП Крупской 15 -<адрес>,2,3 от ТК 11 к ТК 29 с заменой запорной арматуры.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> на основании задания прокуратуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Исуб-7/2-1000-21/26-20350001 «О проведении проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства» проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», в ходе которой выявлен ряд нарушений законодательства. При проверке исполнения плана мероприятий по подготовке теплового хозяйства к отопительному сезону Филиалом ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> за 2019-2020 года (производственной программы) выявлено, что вышеуказанные мероприятия не реализуются в полном объеме. Проведенной проверкой установлено, что производственной программой Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> на 2019 год предусмотрен выполнение ряда ремонтных работ и мероприятий по обеспечению надежности теплоснабжения. При этом по состоянию на 10.12.2021г. по указанным программам выполнены следующие работы:

замена Na-катионного фильтра в котельной по <адрес>;

капитальный ремонт кровли ЦТП по ул. ДД.ММ.ГГГГ, 2 в <адрес>;

ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5 12 по <адрес> ввода корпуса <адрес> заменой запорной арматуры;

ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5 12-1 контур от дома ш <адрес> до ЦТП ФИО5, 13 (пересечение <адрес> и ЮБШ) заменой запорной арматуры;

ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5 12, ЦТП Крупской 15 - ул ФИО5, <адрес>, 2, 3 от ТК11 к ТК29 с заменой запорной арматуры;

прокладка т/тр теплоносителя 1 -го контура с увеличением диаметра от кот ФИО5, 12 к ЦТП ФИО5, 13 с заменой арматуры;

ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5, 12; ЦТП Крупской 15 -<адрес>,2,3 от ТК 11 к ТК 29 с заменой запорной арматуры.

Выявленные в ходе проверки нарушения негативно влияют на развитие теплоснабжения, повышение уровня эффективности теплосетей, обеспечен энергетической безопасности городского округа Ялта, а также могут служит причиной теплопотерь и срыва отопительного сезона. Таким образом, Филиалом ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> не выполнены в полном объеме мероприятия, предусмотренные вышеуказанным производственными программами.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО4, действующая как представитель прокурора <адрес>, обратившегося в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, на основании приказа прокурора Республики Крым за от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по обеспечению участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве в прокуратуре <адрес>» поддержала заявленные требования и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковое заявление удовлетворить, предоставив разъяснения относительно сокращений, допущенных прокурором в просительной части иска, просила суд: возложить на Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда обязанности по принятию мер, направленных на исполнение мероприятий, предусмотренных производственными программами в 2019-2020 году, а именно осуществить:

замену Na-катионного фильтра в котельной по <адрес>;

капитальный ремонт кровли ЦТП по ул. ДД.ММ.ГГГГ, 2 в <адрес>;

ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5 12 по <адрес>, ввода корпуса <адрес> заменой запорной арматуры;

-ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5 12-1 контур от дома по 7 <адрес> (пересечение <адрес> и <адрес>) с заменой запорной арматуры;

ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5 12, Центрального теплового пункта Крупской 15 - <адрес>, 2, 3 от теплового котла 11 к тепловому котлу 29 с заменой запорной арматуры;

прокладку теплотрассы теплоносителя 1-го контура с увеличением диаметра от котельной ФИО5, 12 к Центральному тепловому пункту ФИО5, 13 с заменой арматуры;

ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5, 12; Центрального теплового пункта Крупской 15 -<адрес>,2,3 от теплового котла 11 к тепловому котлу 29 с заменой запорной арматуры.

Представитель ответчика Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» - ФИО3, заявленные исковые требования не признал. Пояснил, что ответчиком были произведены работы по направленные на обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, а также работы согласно техническим регламентам на 2019-2020 г.г. также как работы, которые не были включены в план мероприятий. Представителем ответчика дополнительно пояснил, что истцом не учтено, что законодательством Российской Федерации в сфере теплоснобжения отсутствует понятие «Производственная программа», а значит у ответчика отсутствует обязанность выполнять производственные программы, так как они являются внутренними планами мероприятий ответчика, а значит истец в нарушение ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ прямо вмешается в оперативно-хозяйственную деятельность организации.

Изучив доводы иска, ознакомившись с письменными возражениями ответчика на исковое заявление, заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, а также исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц.

Согласно п.11 ст.2 Федерального закона "О теплоснабжении" (далее Федеральный закон "О теплоснабжении") определено понятие теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона "О теплоснабжении" Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами, обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения, развитие систем централизованного теплоснабжения, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения, обеспечение экологической безопасности теплоснабжения, обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

В соответствии с п. п. 7 и 8 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" перед отопительным периодом проверке подлежат муниципальные образования, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, потребители тепловой энергии.

Проведение проверки готовности к отопительному периоду проводится в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила ).Согласно ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" проверка готовности теплоснабжающей организации проводится органом местного самоуправления. По результатам проверки организации органом местного самоуправления выдается паспорт готовности к отопительному периоду.

После проведения проверок в отношении теплоснабжающих, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии проводится проверка готовности к отопительному периоду муниципального образования.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" проверка готовности муниципального образования проводится управлением Ростехнадзора.

Статьей 5 Федерального закона "О теплоснабжении" установлено, что проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду.

Согласно п. 3 Правил в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами. В соответствии с п. 13. в целях оценки готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, в том числе соблюдение водно-химического режима, выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения, выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии.

Согласно п. 13 Правил в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, в том числе соблюдение водно-химического режима.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О Теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> на основании задания прокуратуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Исуб-7/2-1000-21/26-20350001 «О проведении проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства» проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» при содержании, распоряжении и эксплуатации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры в период подготовки и прохождения отопительного периода 2019-2020 г.г., где было выявлено, что вышеуказанные мероприятия не реализуются в полном объеме. Проведенной проверкой установлено, что производственной программой Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> на 2019 год предусмотрен выполнение ряда ремонтных работ и мероприятий по обеспечению надежности теплоснабжения, которые были выполнены не в полном объеме.

Так согласно, ч.1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно, ч.1 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Однако в материалах дела имеется только требование от 22.03.2021г. о предоставлении информации (отчетов и сведений), без предписания на устранение нарушений, что само собой нарушает право на возможность в не судебном порядке устранить нарушения.

Как усматривается из устава (л.д.) источники тепловой энергии и тепловые сети жилищно-коммунальной инфраструктуры принадлежат Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго»,

В силу с. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно со ст. 210 ГКРФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Так, ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ определено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

В силу п.п. 1, 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится в т.ч. обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

Согласно статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжаюшими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

Также ответчиком в материалы дела была предоставлена копия производственной программы на 2020 год, а истцов в свою очередь не предоставлено информации о ненадлежащем состоянии источников тепловой энергии и тепловых сетей жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также фактов ненадлежащего предоставления ответчиком по поставке услуг (теплоснабжение потребителей) за период 2019-2020г.г.

Суд обращает внимание, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации бремя содержания имущества (источников тепловой энергии, тепловых сетей) и надлежавшее предоставление услуг по поставке теплоснабжения несет собственник имущества.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что отсутствие у ответчика производственной программой на 2019 год в которой предусмотрено выполнение ряда ремонтных работ и мероприятий по обеспечению надежности теплоснабжения не повлекло за собой не надлежавшее исполнение по поставке тепловой энергии и не повлияло на работоспособность и содержание в надлежавшем состоянии теплоснабжения (источников тепловой энергии, тепловых сетей), а бремя содержания и обслуживания источников тепловой энергии и тепловых сетей жилищно-коммунальной инфраструктуры полностью несет собственник имущества, а значит исковые требования истца не нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу в части выполнение ряда ремонтных работ и мероприятий по обеспечению надежности теплоснабжения, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 320-321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, -

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора <адрес> – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Н.В.Уржумова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.В.Уржумова