Дело №
УИД: 91RS0№-34
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
25 марта 2022 года <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Уржумовой Н.В.,
при секретаре – ФИО2,
с участием прокурора – ФИО4,
представителя ответчика – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» о возложении обязанности совершить определенные действия, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» (далее - ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго») с исковыми требованиями, которыми просил суд: возложить на ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда обязанности по принятию мер, направленных на исполнение мероприятий, предусмотренных производственными программами в 2019-2020 году, а именно осуществить:
замену Na-катионного фильтра в котельной по <адрес>;
капитальный ремонт кровли ЦТП по ул. ДД.ММ.ГГГГ, 2 в <адрес>;
ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5 12 по <адрес>, ввода корпуса <адрес> заменой запорной арматуры;
-ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5 12-1 контур от дома по 7 <адрес> до ЦТП ФИО5, 13 (пересечение <адрес> и ЮБШ) с заменой запорной арматуры;
ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5 12, ЦТП Крупской 15 - <адрес>, 2, 3 от ТК11 к ТК29 с заменой запорной арматуры;
прокладку т/тр теплоносителя 1-го контура с увеличением диаметра от кот. ФИО5, 12 к ЦТП ФИО5, 13 с заменой арматуры;
ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5, 12; ЦТП Крупской 15 -<адрес>,2,3 от ТК 11 к ТК 29 с заменой запорной арматуры.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> на основании задания прокуратуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Исуб-7/2-1000-21/26-20350001 «О проведении проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства» проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», в ходе которой выявлен ряд нарушений законодательства. При проверке исполнения плана мероприятий по подготовке теплового хозяйства к отопительному сезону Филиалом ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> за 2019-2020 года (производственной программы) выявлено, что вышеуказанные мероприятия не реализуются в полном объеме. Проведенной проверкой установлено, что производственной программой Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> на 2019 год предусмотрен выполнение ряда ремонтных работ и мероприятий по обеспечению надежности теплоснабжения. При этом по состоянию на 10.12.2021г. по указанным программам выполнены следующие работы:
замена Na-катионного фильтра в котельной по <адрес>;
капитальный ремонт кровли ЦТП по ул. ДД.ММ.ГГГГ, 2 в <адрес>;
ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5 12 по <адрес> ввода корпуса <адрес> заменой запорной арматуры;
ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5 12-1 контур от дома ш <адрес> до ЦТП ФИО5, 13 (пересечение <адрес> и ЮБШ) заменой запорной арматуры;
ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5 12, ЦТП Крупской 15 - ул ФИО5, <адрес>, 2, 3 от ТК11 к ТК29 с заменой запорной арматуры;
прокладка т/тр теплоносителя 1 -го контура с увеличением диаметра от кот ФИО5, 12 к ЦТП ФИО5, 13 с заменой арматуры;
ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5, 12; ЦТП Крупской 15 -<адрес>,2,3 от ТК 11 к ТК 29 с заменой запорной арматуры.
Выявленные в ходе проверки нарушения негативно влияют на развитие теплоснабжения, повышение уровня эффективности теплосетей, обеспечен энергетической безопасности городского округа Ялта, а также могут служит причиной теплопотерь и срыва отопительного сезона. Таким образом, Филиалом ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> не выполнены в полном объеме мероприятия, предусмотренные вышеуказанным производственными программами.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО4, действующая как представитель прокурора <адрес>, обратившегося в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, на основании приказа прокурора Республики Крым за № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по обеспечению участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве в прокуратуре <адрес>» поддержала заявленные требования и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковое заявление удовлетворить, предоставив разъяснения относительно сокращений, допущенных прокурором в просительной части иска, просила суд: возложить на Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда обязанности по принятию мер, направленных на исполнение мероприятий, предусмотренных производственными программами в 2019-2020 году, а именно осуществить:
замену Na-катионного фильтра в котельной по <адрес>;
капитальный ремонт кровли ЦТП по ул. ДД.ММ.ГГГГ, 2 в <адрес>;
ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5 12 по <адрес>, ввода корпуса <адрес> заменой запорной арматуры;
-ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5 12-1 контур от дома по 7 <адрес> (пересечение <адрес> и <адрес>) с заменой запорной арматуры;
ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5 12, Центрального теплового пункта Крупской 15 - <адрес>, 2, 3 от теплового котла 11 к тепловому котлу 29 с заменой запорной арматуры;
прокладку теплотрассы теплоносителя 1-го контура с увеличением диаметра от котельной ФИО5, 12 к Центральному тепловому пункту ФИО5, 13 с заменой арматуры;
ремонт тепловых сетей от котельной ФИО5, 12; Центрального теплового пункта Крупской 15 -<адрес>,2,3 от теплового котла 11 к тепловому котлу 29 с заменой запорной арматуры.
Представитель ответчика Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» - ФИО3, заявленные исковые требования не признал. Пояснил, что ответчиком были произведены работы по направленные на обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, а также работы согласно техническим регламентам на 2019-2020 г.г. также как работы, которые не были включены в план мероприятий. Представителем ответчика дополнительно пояснил, что истцом не учтено, что законодательством Российской Федерации в сфере теплоснобжения отсутствует понятие «Производственная программа», а значит у ответчика отсутствует обязанность выполнять производственные программы, так как они являются внутренними планами мероприятий ответчика, а значит истец в нарушение ст. 26 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ прямо вмешается в оперативно-хозяйственную деятельность организации.
Изучив доводы иска, ознакомившись с письменными возражениями ответчика на исковое заявление, заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, а также исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц.
Согласно п.11 ст.2 Федерального закона "О теплоснабжении" (далее Федеральный закон "О теплоснабжении") определено понятие теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона "О теплоснабжении" Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами, обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения, развитие систем централизованного теплоснабжения, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения, обеспечение экологической безопасности теплоснабжения, обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
В соответствии с п. п. 7 и 8 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" перед отопительным периодом проверке подлежат муниципальные образования, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, потребители тепловой энергии.
Проведение проверки готовности к отопительному периоду проводится в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее Правила №).Согласно ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" проверка готовности теплоснабжающей организации проводится органом местного самоуправления. По результатам проверки организации органом местного самоуправления выдается паспорт готовности к отопительному периоду.
После проведения проверок в отношении теплоснабжающих, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии проводится проверка готовности к отопительному периоду муниципального образования.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" проверка готовности муниципального образования проводится управлением Ростехнадзора.
Статьей 5 Федерального закона "О теплоснабжении" установлено, что проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду.
Согласно п. 3 Правил № в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами. В соответствии с п. 13. в целях оценки готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, в том числе соблюдение водно-химического режима, выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения, выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии.
Согласно п. 13 Правил № в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, в том числе соблюдение водно-химического режима.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О Теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> на основании задания прокуратуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Исуб-7/2-1000-21/26-20350001 «О проведении проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства» проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» при содержании, распоряжении и эксплуатации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры в период подготовки и прохождения отопительного периода 2019-2020 г.г., где было выявлено, что вышеуказанные мероприятия не реализуются в полном объеме. Проведенной проверкой установлено, что производственной программой Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> на 2019 год предусмотрен выполнение ряда ремонтных работ и мероприятий по обеспечению надежности теплоснабжения, которые были выполнены не в полном объеме.
Так согласно, ч.1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно, ч.1 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Однако в материалах дела имеется только требование от 22.03.2021г. о предоставлении информации (отчетов и сведений), без предписания на устранение нарушений, что само собой нарушает право на возможность в не судебном порядке устранить нарушения.
Как усматривается из устава (л.д.) источники тепловой энергии и тепловые сети жилищно-коммунальной инфраструктуры принадлежат Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго»,
В силу с. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно со ст. 210 ГКРФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Так, ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ определено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В силу п.п. 1, 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится в т.ч. обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Согласно статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжаюшими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Также ответчиком в материалы дела была предоставлена копия производственной программы на 2020 год, а истцов в свою очередь не предоставлено информации о ненадлежащем состоянии источников тепловой энергии и тепловых сетей жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также фактов ненадлежащего предоставления ответчиком по поставке услуг (теплоснабжение потребителей) за период 2019-2020г.г.
Суд обращает внимание, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации бремя содержания имущества (источников тепловой энергии, тепловых сетей) и надлежавшее предоставление услуг по поставке теплоснабжения несет собственник имущества.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что отсутствие у ответчика производственной программой на 2019 год в которой предусмотрено выполнение ряда ремонтных работ и мероприятий по обеспечению надежности теплоснабжения не повлекло за собой не надлежавшее исполнение по поставке тепловой энергии и не повлияло на работоспособность и содержание в надлежавшем состоянии теплоснабжения (источников тепловой энергии, тепловых сетей), а бремя содержания и обслуживания источников тепловой энергии и тепловых сетей жилищно-коммунальной инфраструктуры полностью несет собственник имущества, а значит исковые требования истца не нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу в части выполнение ряда ремонтных работ и мероприятий по обеспечению надежности теплоснабжения, в связи с чем не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 320-321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, -
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.В.Уржумова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.В.Уржумова