Ленинский районный суд г. Перми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-2425/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2011 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Баксановой Е.З.,
при секретаре Окуловой Т.Т.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Перми – Колотовой Л.А.,
представителя третьего лица департамента финансов администрации г. Перми – Муриной Н.В., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 114» – директора Федотовой В.В..
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми исковое заявление прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах неопределённого круга лиц к Департаменту образования администрации г. Перми о признании незаконным бездействия и возложении обязанности выделить денежные средства на устранение нарушений, выявленных предписаниями контролирующих органов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми (далее по тексту – прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика и возложить на департамент образования администрации г.Перми обязанность выделить денежные средства на устранение нарушений в соответствии с предписаниями контролирующих органов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми проведена проверка обеспечения безопасности муниципальных дошкольных учреждений в части финансирования департаментом образования администрации г. Перми затрат указанных учреждений, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологических правил, правил пожарной безопасности. В соответствии с п. 2.1, п. 3.4.1 Положения «О депаратаменте образования администрации г. Перми», департамент осуществляет функции для организации предоставления основных образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, специального (коррекционного) дополнительного образования, отдыха детей в каникулярное время, участвует в подготовке проекта бюджета города Перми в части расходов на образование. На основании п. 3 Положения о бюджете и бюджетном процессе в г. Перми, утверждённом решением Пермской городской Думы от 28.08.2007г. № 185, распорядителем бюджетных средств г. Перми является орган местного самоуправления, орган администрации г. Перми, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств. Таким образом, департамент образования является распорядителем средств бюджета г. Перми, предусмотренных на обеспечение деятельности по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования. 19.02.2003г. МОУ «СОШ № 114» г. Перми Департаментом образования была выдана лицензия на ведение образовательной деятельности серия А № 023246 сроком действия до 20 февраля 2008 года. На основании п. 1.3 Устава МОУ «СОШ № 114» г.Перми учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование город Пермь, в лице департамента образования администрации г. Перми. В соответствии с предписанием от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю МОУ «СОШ № 114» г. Перми имеет нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Общий срок исполнения данного предписания был определен до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, предписание образовательным учреждением не исполнено в полном объеме по настоящее время, поскольку, мероприятия, направленные на исполнение предписания контролирующего органа, требуют значительных финансовых затрат, без дополнительного финансирования со стороны Учредителя самостоятельно МОУ «СОШ № 114» устранены быть не могут. По результатам проверки учреждения Госпожнадзором в ДД.ММ.ГГГГ также было составлено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому МОУ «СОШ № 114» г. Перми имеет нарушения требований пожарной безопасности. Приостанавливалась деятельность учреждения (подвал) на 90 суток. Нарушения правил пожарной безопасности, указанные в предписании Госпожнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ имели место в образовательном учреждении и ранее. Вместе с тем, в результате отсутствия должного финансирования затрат на устранение указанных нарушений со стороны департамента образования администрации г. Перми МОУ «СОШ № 114» длительное время не имеет возможности выполнить предписания контролирующих органов, и, соответственно, получить лицензию, создать условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья учащихся, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с требованием признать бездействие Департамента образования администрации г.Перми незаконным и возложить на последнего обязанность осуществить финансирование затрат, направленных на устранение имеющихся нарушений противопожарной безопасности (л.д. 2-6).
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, настаивала.
Ответчик департамент образования администрации г.Перми своего представителя в суд не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя о чем представил в суд соответствующее заявление (л.д.160), ранее представил в суд отзыв на иск, в котором указал, что с заявленными требованиями не согласен, поскольку МАОУ «СОШ № 114» обращалось с вопросами финансирования затрат на устранение нарушений, указанных в предписании контролирующего органа, к своему учредителю департаменту образования. В силу п. 4 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», п. 11 ст. 15 и ч. 4 ст. 38 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающей к ним территории в соответствии с п.п 3.1 п. 1 ст. 8.1 Устава города Перми, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают бюджетными полномочиями муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Отдельные функции и полномочия учредителя МАОУ «СОШ № 114» осуществляет департамент образования, т.к. пунктом 2.1. решения Пермской городской Думы от 12.09.2006г. № 224, введшего в действие «Положение о департаменте образования», определено, что администрация г.Перми сама является учредителем департамента образования, а департамент образования, отнесенный к функциональным органам администрации города Перми (п. 1.1. Положения), является юридическим лицом, имеет в своем оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевой счет в департаменте финансов администрации г. Перми, печать со своим полным наименованием и изображением герба города Перми, а также соответствующие печати, штампы, бланки (п. 1.3. Положения). Согласно п. 3.3.5. и п. 4.1.2. Положения департамент образования в целях реализации своих целей и задач по поручению администрации города Перми осуществляет отдельные функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений на основании соответствующего правового акта администрации. В соответствии с Постановлением Администрации г.Перми от 16.12.2008г. № 1213 «Об утверждении объемов расходов в разрезе объектов, направленных на реализацию приоритетного регионального проекта «Новая школа» в 2007-2008 годах» департаментом образования администрации г. Перми на ремонт МАОУ «СОШ № 114» направлено тыс. руб. Согласно приказу департамента образования администрации г. Перми от 30.01.2009г. № 52 в 2009 году МАОУ «СОШ № 114» направлено тыс. руб. Согласно приказу начальника департамента от 23.07.2010г. № СЭД-08-01-09-316 в 2010 году на устранение предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, Государственного пожарного надзора города Перми по Мотовилихинскому району направлено еще тыс. руб. Кроме того, в соответствии с разделом 3, п. 4.5. Приказа Министерства образования Пермского края от 24.12.2009г. № СЭД-26-01-04-355 «Об утверждении Методики формирования норматива подушевого финансирования в ДОУ» в нормативные затраты на одного воспитанника (содержание, обучение и воспитание детей в ДОУ) включаются текущие расходы на услуги по содержанию имущества, расходы на текущий ремонт зданий и содержание помещений. Таким образом, указание истца на бездействие и отсутствие финансирования со стороны департамента образования администрации города Перми является неправомерным. Кроме того, в соответствии с п. 1.7 Устава МАОУ «СОШ № 114» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. Школа вправе заключать от своего имени договоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде. МАОУ «СОШ № 114» является автономным учреждением. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо денного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, в связи с чем, в удовлетворении заявленных исковых требований просит отказать (л.д.120-122).
Представитель третьего лица – Департамента финансов администрации г.Перми также полагает заявленные прокурором Мотовилихинского района г.Перми требования необоснованными, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ решением Пермской городской Думы в бюджет г.Перми были внесены изменения – увеличены ассигнования Департаменту образования, в том числе по статье расходов «Обще образование», подстатье «Ведомственная целевая программа «Лицензирование образовательных учреждений г.Перми» на руб. Данные денежные средства предусмотрены в бюджете г.Перми на основании заявки начальника департамента образования от ДД.ММ.ГГГГ № о выделении средств на дополнительные расходы за счет нераспределенных остатков средств бюджета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ В дальнейшем, департамент образования как главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно распределяет выделенные ассигнования по подведомственным получателям бюджетных средств в соответствии с их потребностями. Таким образом, денежные средства на приведение в надлежащее состояние имущественных комплексов школ, в т.ч. устранений предписаний контрольных органов в целях получения школами лицензий, были предусмотрены и выделены.
Представитель третьего лица – МАОУ «Средняя образовательная школа №114» доводы искового заявления прокурора поддержала, пояснила, что учебное учреждение на протяжении нескольких лет нуждается в проведении капитального ремонта, в настоящее время готовится проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта здания школы. Предписания контролирующих органов частично устранены школой за счёт средств, выделенных департаментом образования, а также за счёт собственных средств. Денежных средств, выделяемых ответчиком на устранение нарушений, выявленных надзорными органами, недостаточно для устранения всего перечня нарушений. Устранение некоторых нарушений нецелесообразно без проведения капитального ремонта здания. Не отрицает, что школой получены денежные средства, выделенные департаментом образования в вышеуказанных размерах. При этом, представитель МАОУ «Средняя образовательная школа №114» пояснила, что ни по одному из предписаний контролирующих органов проектно-сметная документация по устранению нарушений не составлялась, в департамент образования не направлялась.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований.
Частью 1 ст. 17 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 указанного Закона, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Из положений подп. 4 ч. 1 ст.31 Закона «Об образовании» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
25.06.2008г. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №114 г.Перми» (далее – Учреждение) выдана лицензия серии А № 248423 на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам. Данная лицензия действительна до 26.06.2009г. (л.д.9), при этом, при проведении проверки объекта и материалов, характеризующих состояние пожарной безопасности объекта соискателя лицензии, установлено, что состояние Учреждения не позволяет обеспечить ему соблюдение требований пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности, и, согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от ДД.ММ.ГГГГ, выданному на основании экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ Учреждение не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ в отношении учреждения Управлением Роспотребнадзора вынесено предписание об устранении нарушений, выявленных при проведении плановых мероприятий по контролю за соблюдением санитарного законодательства РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-22), в том числе оборудовать зону отдыха в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ 3-ОГПН г. Перми по Мотовилихинскому району г. Перми учреждению вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности №, установлен срок проверки – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23 оборот-24)
ДД.ММ.ГГГГ в адрес школы 3-ОГПН г. Перми по Мотовилихинскому району г. Перми вынесено аналогичное предписание № об устранении тех же нарушений требований пожарной безопасности, которые были установлены предписанием №, при этом, установлен срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-23).
ДД.ММ.ГГГГ в отношении учреждения 3-ОГПН г. Перми по Мотовилихинскому району г. Перми по результатам проверки (л.д. 26 оборот-27) вновь вынесено предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 25-26).
Как установлено в судебном заседании из пояснений представителя учебного учреждения, требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ № выполнены школой практически в полном объёме, нарушения устранены кроме одного, а именно, восстановление ограждения на крыше здания нецелесообразно, поскольку при проведении капитального ремонта школы необходимо заменить кровлю здания полностью, в связи с чем, затраты на восстановление ограждения на крыше в настоящее время является нецелесообразными. По остальным предписаниям нарушения устранены частично, большая часть из них требует устранения в рамках проведения капитального ремонта здания школы. На часть нарушений, выявленных надзорными органами, объём выделенных департаментом образования денежные средства, а также собственных денежных средств недостаточен.
Данные обстоятельства также подтверждаются письмом директора школы в адрес руководителя Управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 82 оборот).
Суд не усматривает оснований для признания незаконным бездействия по финансированию учреждения для устранения имеющихся нарушений в силу следующего.
Пунктом 3.1. п. 1 ст.8.1. Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 13.03.1996г., в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают бюджетными полномочия муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 169 БК. РФ, проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств…
Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), за исключением закона (решения) о бюджете.
В случае, если проект бюджета субъекта Российской Федерации (проект бюджета муниципального района, проект бюджета городского округа) составляется и утверждается на очередной финансовый год, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального района, городского округа) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (муниципального района, городского округа).
В соответствии со ст. 172 БК РФ, в целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов соответствующие финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления .
2. Составление проекта бюджета основывается на:
Бюджетном послании Президента Российской Федерации;
прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
основных направлениях бюджетной и налоговой политики .
В соответствии со ст. 18 Решения Пермской городской Думы от 28.08.2007г. № 185 «Об утверждении Положения о бюджете и бюджетном процессе в городе Перми» участниками бюджетного процесса в городе Перми являются:
Глава города Перми,
Пермская городская Дума,
администрация города Перми,
Контрольно-счетная палата города Перми (далее - Контрольно-счетная палата),
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств,
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета города,
главные администраторы (администраторы) источников финансирования бюджета города,
получатели бюджетных средств.
МАОУ «Средняя образовательная школа № 114» является получателем бюджетных средств, и в соответствии с п. 11 ст. 20 Решения Пермской городской Думы от 28.08.2007г. № 185 «Об утверждении Положения о бюджете и бюджетном процессе в городе Перми», согласно которому получатель бюджетных средств: составляет и исполняет бюджетную смету , для включения в бюджет города расходов на устранение нарушений, выявленных контролирующими органами, обязано было предоставлять в департамент образования администрации г. Перми бюджетную смету, а именно смету расходов на проведение ремонтных работ по устранению нарушений, выявленных надзорными органами.
Как установлено судом из пояснений представителя МАОУ «Средняя образовательная школа № 114», после получения предписаний надзорного органа смета расходов для устранения выявленных нарушений учебным учреждением не составлялась, в департамент образования не направлялась. Прокурором Мотовилихинского района г. Перми также доказательства наличия документов, обосновывающих перечень и объём расходов для устранения нарушений, а также доказательства предоставления их ответчику, суду не представлены.
В материалах дела истцом представлены обращения руководства школы к департаменту образования о выделении денежных средств, однако, ни одно из них не содержит требования о выделении денежных средств для устранения нарушений, выявленных контролирующими органами.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что у департамента образования отсутствовали основания для включения в бюджет г. Перми на последующий год расходов на проведение мероприятий по устранению нарушений, выявленных надзорными органами, в данном учебном заведении, поскольку доказательства тому, что руководство школы принимало достаточные и предусмотренные законом меры для получения от департамента образования денежных средств на устранение нарушений, истцом и третьим лицом суду не представлено.
Более того, материалы дела содержат документы, указывающие на то, что департамент образования выделял учебному учреждению денежные средства для финансирования расходов на проведение ремонтных работ, в том числе работ по устранению нарушений, выявленных надзорными органами.
Так, согласно приказу начальника департамента образования № 246 от 06.03.2008г. «О децентрализации и распределении средств» в связи с необходимостью реализации денежных средств распределены денежные средства на работы, связанные с устранением предписаний надзорных органов в образовательных учреждениях г. Перми (л.д. 46 оборот-47). В соответствии приложением к приказу, в МАОУ «СОШ № 114 г. Перми» выделены денежные средства в сумме руб. (л.д. 47 оборот).
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ. «О распределении средств в МОУ г. Перми» в МАОУ «СОШ № 114 г. Перми» предоставлены денежные средства в сумме руб коп. (л.д. 48).
Кроме того, в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № «О децентрализации средств в МОУ «СОШ № 114 г. Перми» направлены денежные средства в сумме руб. на устранение предписаний контролирующих органов (л.д. 132).
В рамках реализации проекта «Новая школа» департаментом образования издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому школе выделены денежные средства в сумме руб. (л.д. 134).
Выделенные вышеуказанные денежные средства израсходованы МАОУ «СОШ № 114» на мероприятия по устранению нарушений, указанных в предписаниях надзорных органов, и другие ремонтные работы, а также для подготовки проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта здания школы. Представителем третьего лица суду предоставлены акты выполненных работ, которые практически в полном объёме проведены, как следует из пояснений представителя образовательного учреждения, на денежные средства, выделенные департаментом образования (л.д. 162-254).
С учётом вышеизложенного, у суда отсутствуют основания для признания бездействия ответчика по финансированию затрат на устранение нарушений по предписаниям надзорных органов, в связи с чем, требования прокурора Мотовилихинского района г. Перми в указанной части удовлетворению не подлежат.
Также отсутствуют основания и для удовлетворения требований прокурора о возложении на департамент образования обязанности по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных предписаниями надзорных органов, поскольку как указано, денежные средства на указанные расходы планируются муниципалитетом на последующий год на основании представленных получателями бюджетных средств бюджетных смет. МАОУ «СОШ № 114 г. Перми» сметы мероприятий по устранению нарушений, выявленных надзорными органами, не составляло, ответчику не направляло. Основания для включения в бюджет на последующий год расходов на проведение указанных мероприятий у департамента образования отсутствовали.
В настоящий момент сметы по устранению нарушений, выявленных предписаниями надзорных органов, в департамент образования и суду также не представлены. Кроме того, суд учитывает, что большая часть нарушений, как следует из пояснений представителя учебного учреждения, устранена. Документы, доказывающие объём мероприятий и размер расходов, необходимый для устранения оставшейся части нарушений, суду прокурором Мотовилихинского района г. Перми также не представлены.
Таким образом, требования прокурора о возложении на департамент образования обязанности по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных предписаниями надзорных органов удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Мотовилихинского района г. Перми к департаменту образования администрации г. Перми о признании незаконным бездействия по финансированию затрат, направленных на устранение муниципальным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 114» г. Перми нарушений, указанных в предписаниях 3 отдела государственного пожарного надзора г. Перми по Мотовилихинскому району г. Перми и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Пермском крае, возложении обязанности осуществить финансирование затрат, направленных на устранение муниципальным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 114» г. Перми нарушений, указанных в предписаниях 3 отдела государственного пожарного надзора г. Перми по Мотовилихинскому району г. Перми и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Пермском крае – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п Е.З.Баксанова
а