ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2425/2016 от 18.02.2016 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2-2425/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2016 г. г. Казань

Вахитовский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Давлетшиной А.Ф.,

при секретаре Валиуллиной А.М..,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Прокурора города Казани в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,

о признании информации, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайтах информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Казани обратился в Вахитовский районный суд г. Казани с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на интернет-сайте ..., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. В обоснование требований указав, что Прокуратурой Республики Татарстан ... проведена проверка соблюдения требований Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к запрещенной информации.

Проверка проведена старшим прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в помещении прокуратуры Республики Татарстан (...) с использованием компьютера с серийным номером №..., подключенного к сети «Интернет» (доступ к сети «Интернет» предоставлен оператором связи ОАО «Таттелеком»). Проверка и поиск Интернет - ресурсов осуществлялись с использованием программы браузера: Internet Explorer, который входит в стандартный пакет программных компонентов операционных систем. В адресной строке браузера был введен адрес «...». На данном сайте размещена информация об оказании платных услуг по решению проблем, связанных с учебой в высших учебных заведениях Республики Татарстан, а именно «поступление на бюджет, перевод на бюджет, решение проблем с учебой, долги КФУ, КГФИ, КХТИ, КАИ, парковка перед двойкой» и др. Указанные сведения, пропагандируют противоправные деяния в виде дачи, получения взятки и имеют коррупционную составляющую. Распространение данной информации осуществляется с нарушением действующего законодательства. Во время проверки выборочно сделаны скриншоты (фото) 8 интернет-страниц.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» в социальной сети «Инстаграм» (...) информации, побуждающей общество давать, а чиновников - получать взятки, фактически способствует совершению таких преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве. Интересы Российской Федерации нарушаются также тем, что Российская Федерация формирует и проводит единую государственную политику в области информации, информационных технологий и защиты информации, установив требования к распространению информации.

Указанное заявление подано прокурором в порядке главы 28 ГПК РФ, с
целью установления имеющего юридическое значение факта - признания
информации, размещенной в сети «Интернет», по адресу:

..., информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель Прокурора города Казани поддержал заявленные требования.

Представитель Управления федеральной служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан, поддержал заявление.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурору предоставлено право, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Судом установлено что, в ходе проверки старшим прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в помещении прокуратуры Республики Татарстан (...) с использованием компьютера с серийным номером ..., подключенного к сети «Интернет» (доступ к сети «Интернет» предоставлен оператором связи ОАО «Таттелеком»), проверка и поиск Интернет -ресурсов осуществлялись с использованием программы браузера: Internet Explorer, который входит в стандартный пакет программных компонентов операционных систем. В адресной строке браузера был введен адрес «...». В ходе проведенной проверки выявлено следующее.

На данном сайте размещена информация об оказании платных услуг по решению проблем, связанных с учебой в высших учебных заведениях Республики Татарстан, а именно «поступление на бюджет, перевод на бюджет, решение проблем с учебой, долги КФУ, КГФИ, КХТИ, КАИ, парковка перед двойкой» и др. Указанные сведения, пропагандируют противоправные деяния в виде дачи, получения взятки и имеют коррупционную составляющую. Распространение данной информации осуществляется с нарушением действующего законодательства.Во время проверки выборочно сделаны скриншоты (фото) 8 интернет-страниц.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» в социальной сети «Инстаграм» (...) информации, побуждающей общество давать, а чиновников - получать взятки, фактически способствует совершению таких преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве. Интересы Российской Федерации нарушаются также тем, что Российская Федерация формирует и проводит единую государственную политику в области информации, информационных технологий и защиты информации, установив требования к распространению информации.

Указанный сайт содержит информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению указанным способом.

Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории РФ установлены федеральными законами «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; доступ к информации - возможность получения информации и ее использования; предоставление информации -действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Следовательно, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

Распространение информации в сети «Интернет» и доступ пользователей к ней с помощью интернет - провайдеров, попадает в сферу регулирования Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

В соответствии со ст. 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.

Запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (пункт 6 ст. 10).

Согласно ст. 15 Федерального закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьями 290 и 291 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за получение и дачу взятки.

Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей пропаганду взятки, за получение и дачу которой законодателем предусмотрена уголовная ответственность, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», является распространением запрещенной информации.

Статьей 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (ст. 15.1).

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч.2. ст. 15.1 Федерального закона, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5 ст. 15.1 ФЗ).

Пунктом 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101, предусмотрено, что формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории РФ, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.

Одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению (ст. 6).

Таким образом, в силу действующего законодательства информация, которая направлена на пропаганду коррупционных действий и за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (в данном случае - информация о пропаганде взяточничества, за которую предусмотрена уголовная ответственность), является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Ограничение доступа к информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Размещение в свободном доступе для неопределенного круга лиц информации, преследуемой уголовным законодательством, способствует возникновению коррупционных проявлений, правового нигилизма в обществе, создает опасность искажения духовно-нравственного сознания человека, формированию идей о возможности избежать наказания за коррупционные преступления.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» в социальной сети «Инстаграм» (www.instagram.com/reshala_kru) информации, побуждающей общество давать, а чиновников - получать взятки, фактически способствует совершению таких преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.

Интересы Российской Федерации нарушаются также тем, что Российская Федерация формирует и проводит единую государственную политику в области информации, информационных технологий и защиты информации, установив требования к распространению информации.

Указанное заявление подано прокурором в порядке главы 28 ГПК РФ, с
целью установления имеющего юридическое значение факта - признания
информации, размещенной в сети «Интернет», по адресу:

... информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со ст. 265 ГПК РФ установление данного факта, имеющего юридическое значение, необходимо ввиду того, что невозможно получить в ином, кроме судебного порядка, надлежащего документа, удостоверяющего эти факты.

С учетом положений ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является основанием для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» информации, размещенной в социальной сети «Инстаграм» по адресу: ..., для ограничения доступа к ней, как к незаконной.

Таким образом, указанной нормой закона предусмотрен только судебный порядок разрешения данного вопроса.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявление Прокурора города Казани подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление Прокурора города Казани удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайте ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Направить копию решения суда Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для внесения сведений в Единый реестр.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г. Казани.

Судья А.Ф.Давлетшина