ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2427/2022 от 12.04.2022 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

07RS0001-02-2022-001548-26

�����������������������������������������������2427/22

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нальчик 12 апреля 2022г.

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего, судьи – Блиевой Р.С., при секретаре – Чегемовой Л.А., с участием: истца – ФИО2, представителя ответчика – Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике - Кодзокова Руслана Азраталиевича, действующего по доверенности от 29.12.2021г. , представителя третьего лица – Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики - Гашаевой ФИО12, действующей по доверенности от 16.09.2021г. , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению - Дудка ФИО11 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, в котором она просит восстановить ей срок подачи заявления на выплату единовременного пособия на двоих детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 288613 руб. 76 коп., -

у с т а н о в и л:

Дудука ФИО13 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что она является матерью несовершеннолетних: ФИО4ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно свидетельству об усыновлении (удочерении) 1-ВЕ от 15.06.2021г., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно свидетельству об усыновлении (удочерении) 1-ВЕ от 10.06.2021г. Отец несовершеннолетних ФИО6ДД.ММ.ГГГГ г.р.

В Соответствии с приказом Минобрнауки КБР от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и условиях назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка в семью» выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу нормативного акта об устройстве ребенка в семью. Решение Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики об удочерении несовершеннолетнего ребенка от ДД.ММ.ГГГГ, вступило в законную силу 25.05.2021г.

10.11.2021г. Местной администрацией городского округа Прохладный КБР были направлены заявки на получение единовременных пособия при усыновлении (удочерении) в Министерство просвещения, науки и по делам молодежи КБР, на основании заявления ФИО2, удочерителя несовершеннолетних: ФИО4 17.01.2014г.р., ФИО5 15.11.2011г.р. (исх. от 10.11.2021г. .1.1/6700, ,1,1/6699)

Согласно ответу от 15.11.2021г. Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, направленному в адрес Местной администрации городского округа Прохладный КБР министерством отказано в выплате указанного пособия в связи с тем, что федеральные финансовые средства, предусмотренные в 2021г. на выплату единовременных пособий при устройстве детей, лишенных родительского попечения, в семью, исчерпаны в полном объеме. Минпрсвещения КБР направило заявку в Минпросвещения России на выделение финансовых средств для выплаты данного пособия. Однако министерству просвещения КБР средства не выделены. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 409-ФЗ внесены изменения в ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в соответствии с которым выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью на выплату пособия, т.е. полномочия о выплате указанного пособия переданы пенсионному фонду.

Согласно информации о тарифах Министерства просвещения Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГг. размер единовременного пособия при усыновлении детей инвалидов в семью, детей старше 7 лет, братьев и/или сестер составило 144306,88 рублей.

Так, учитывая изложенное, единовременное пособие на двоих детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., составляет сумму в размере 288613 руб. 76 коп.

Истец – ФИО2, поддержала измененные исковые требования и просила их удовлетворить, считая, что поскольку она вовремя обратилась в Министерство просвещения, науки и по делам молодежи КБР, но единовременное пособие ей не было предоставлено в связи с тем, что не было денег, она считает, что ей должны удовлетворить её исковые требования.

Представитель ответчика – ГУ – ОПФ России по КБР - ФИО9,, попросил отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2

Представитель третьего лица – Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики – ФИО3, просила удовлетворить исковые требования ФИО2, считая, что она в Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о выдаче единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью двоих детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. удочеренных ею, обратилась вовремя, поэтому срок обращения пропущен ею по уважительной причине.

Выслушав участников процесса, проанализировав их доводы и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации провозглашает ФИО1 социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).

Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; вместе с тем соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.

Реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел для таких семей возможность получения государственной поддержки в форме предоставления выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ определено, что данным Федеральным законом устанавливается, в том числе пособие при рождении ребенка.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" внесены изменения в ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в соответствии с которыми выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью на выплату пособия, т.е. полномочия о выплате указанного пособия переданы пенсионному фонду.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году» с ДД.ММ.ГГГГ коэффициент индексации для выплат, пособий и компенсаций составит 1,049.

Учитывая изложенное, с ДД.ММ.ГГГГ размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью составит 18 886,32 рублей - при всех формах семейного устройства и 144 306,88 рублей - при усыновлении детей-инвалидов, детей старше 7 лет, братьев и/или сестер.

День обращения заявителя за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью, имеет значение для соблюдения требования, установленного п.9.1 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 668н (далее Порядок), согласно которого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации пособия назначаются не позднее 10 рабочих дней с даты приема (регистрации) заявления.

Лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами (сведениями), предусмотренными данным Порядком, необходимыми для получения пособий.

Указанные заявление и документы могут быть направлены в организации, назначающие пособия, посредством почтовой связи. В этом случае направляются заверенные копии документов, подлинники документов не направляются.

Направление заявления и документов посредством почтовой связи осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.

Заявление и (или) документы (сведения), необходимые для получения пособий, могут быть направлены в организации, назначающие пособия, в форме электронных документов.

Истица, мотивирует свое заявление тем, что пропуск срока для обращения за пособием произошел по уважительной причине, т.к. она вовремя обратилась в Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики за выплатой ей единовременного пособия, на удочеренных детей, что подтверждается решением Прохладненского районного суда от 22.04.2021г. об удочерении ФИО6 и ФИО2 двоих детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которое вступило в законную силу 25.05.2021г. и письмом Местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики от 10.11.2021г. .1.1/670 министру просвещения, науки и по делам молодежи КБР, в котором указывается, что направляется им заявление ФИО2 - усыновителя несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., к заявке на выплату единовременного пособия, но ей было отказано в выплате пособия в связи с отсутствием средств.

Федеральные законы непосредственно не регулируют отношения, связанные с восстановлением пропущенного шестимесячного срока обращения за единовременным пособием при рождении ребенка, указывая лишь на возможность продления пропущенного шестимесячного срока только для пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При этом законодательство не содержит каких-либо положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении пропущенных сроков, предусмотренных законом, формальное истечение которых не отменяет право на получение государственных пособия.

В соответствии со ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. При этом законодатель связывает уважительные причины для восстановления процессуального срока с наличием обстоятельств, препятствующих совершению конкретного процессуального действия. Поскольку судом достоверно установлено наличие исключительных обстоятельств, объективно препятствовавших обращению за пособием в установленный законом срок уже в Пенсионный фонд, поскольку по смыслу ч. 1 ст. 112 ГПК РФ отнесение причин пропуска срока к уважительным или неуважительным является прерогативой суда, то суд приходит к выводу о наличии уважительных причин пропуска ФИО2 срока обращения в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике за единовременным пособием при удочерении детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и наличии оснований для восстановления ей данного срока.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, -

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования Дудка ФИО14.

Восстановить Дудка ФИО15 срок подачи заявления на выплату единовременного пособия на двоих детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 288613 руб. 76 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированном виде.

Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГг.

Председательствующий - Р.С.Блиева подпись

Копия верна:

Судья Нальчикского горсуда - Р.С.Блиева

Решение вступило в законную силу «_____» ____________________ 2022г.

Судья Нальчикского горсуда - Р.С.Блиева