№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Динской районный суд
в составе:
судьи Дубовик С.А.
при секретаре Зарубицкой Н.Ю.
с участием представителя истца ФИО1
ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску(в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации) к ФИО2 о возмещении вреда, причиненного объекту культурного наследия,
установил:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику о возмещении вреда, причиненного объекту культурного наследия, указав, что по адресу:, на северо-западной окраине хутора, располагается объект археологического наследия федерального значения курган № (высота 1 м; диаметр 40 м; площадь 1256 кв.м; географические координаты центра насыпи кургана в системе WGS 84: СШ 45°19’59,8", ВД 38°48’47,0") курганной группы «Найдорф 12».
Памятник выявлен при проведении инвентаризации памятников истории и культуры в 1992 году, включен в список выявленных памятников истории и культуры распоряжением комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия)от ДД.ММ.ГГГГ№-р на основании решения экспертного совета комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия)от ДД.ММ.ГГГГ.
от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О по объектном составе недвижимых памятников истории и культуры местного значения, расположенных на территории» (наименование Закона в действующей редакции «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории») рассматриваемый памятник отнесен к объектам культурного наследия местного значения.
Памятник эпохи бронзы - позднего средневековья в соответствии с первоначальной и действующей редакцией№-КЗ имеет местоположение на северо-западной окраине хутора. В редакции№-КЗ от ДД.ММ.ГГГГ год, памятник имел следующий адресный ориентир: , на северо-западной окраине хутора, 45 градусов 19,5 минуты северной широты, 38 градусов 49,1 минуты восточной долготы.
Первоначальный текст указанногоопубликован в издании «Кубанские новости» от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с пунктом 6 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №-Ф3) (в первоначальной редакции действующего закона) объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения.
До вступления в законную силу Федерального закона № 73-ФЗ, действовал закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ№-IX «Об охране и использовании памятников истории и культуры», предусматривающий вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, впредь до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона (статья 21).
В соответствии-с пунктом 3.1 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ, памятник отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр.
Зарегистрирован в автоматизированной информационной системе ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации, во исполнение требований пункта 7 статьи 11, пункта 14, статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ, положений приказа администрацииот ДД.ММ.ГГГГ№-кн «Об утверждении плана проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследияна 2019 год», осуществлен визуальный осмотр технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), являющегося объектом археологического наследия.
По результатам осмотра объекта археологического наследия федерального значения, включенного в реестр: Курганная группа «Найдорф 12» (3 насыпи)»,, на северо-западной окраине хутора, управлением составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, характеризующий техническое состояние объекта культурного наследия федерального значения как неудовлетворительное. В границах объекта культурного наследия курган № курганной группы «Найдорф 12» располагаются: новые дома ( край, ), заброшенный дом с подвалом (), фундамент для дальнейшей постройки дома ().
Во исполнение положений приказа администрацииот ДД.ММ.ГГГГ№-кн «Об утверждении плана проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследияна 2020 год», управлением повторно осуществлен визуальный осмотр технического состояния объекта археологического наследия федерального значения, включенного в реестр: Курганная группа «Найдорф 12» (3 насыпи)»,, на северо-западной окраине хутора. По результатам осмотра составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий информацию о повреждении объекта культурного наследия федерального значения в результате проведения земляных и строительных работ по адресам:;;;.
Таким образом, управлением установлено, что объекту археологического наследия - кургану № Курганной группы «Найдорф 12» причинён вред в результате проведения земляных и строительных работ на земельном участке по адресу:.
Собственником земельного участка с кадастровым номером 23:07:0103002:84, расположенного по адресу:, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, является ФИО2
В адрес ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ управлением направлена досудебная претензия, которая получена адресатом, что подтверждается уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответ на досудебную претензию от ФИО2 в управление не поступал.
По данным, имеющимся у управления, на земельном участке с кадастровым номером 23:07:0103002:84 стоит фундамент для дальнейшей постройки жилого дома, а также прорублено отверстие (глубиной 4 м), со слов ФИО2, с целью поиска воды.
Таким образом, ФИО2, при проведении работ на земельном участке с кадастровым номером 23:07:0103002:84, не соблюден режим использования данной территории, установленный законодательством об охране объектов культурного наследия, земельным законодательством, не предприняты меры по сохранению объекта археологического наследия, земляные и строительные работы на вышеуказанном земельном участке проведены без согласования с управлением.
Расчет причиненного вреда произведен в соответствии с Федеральным законом №73-ФЗ, Налоговым кодексом Российской Федерации, с применением сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры (СЦНПР-91), утверждённого приказом Министерства культуры СССР от ДД.ММ.ГГГГ№, инструктивными письмами Министерства Культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№-КЧ, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».
Таким образом, вред, причиненный объекту культурного наследия федерального значения в результате проведения земляных и строительных работ на земельном участке, расположенном по адресу:, составляет 507 310 (пятьсот семь тысяч триста десять) рублей 45 копеек — 25 % от общей суммы причиненного вреда 2 029 241 (два миллиона двадцать девять тысяч двести сорок один) рубль 79 копеек.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Изучив исковое заявление, выслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования по следующим основаниям:
судом установлено, что по адресу:, на северо-западной окраине хутора, располагается объект археологического наследия федерального значения курган № (высота 1 м; диаметр 40 м; площадь 1256 кв.м; географические координаты центра насыпи кургана в системе WGS 84: СШ 45°19’59,8", ВД 38°48’47,0") курганной группы «Найдорф 12».
Памятник выявлен при проведении инвентаризации памятников истории и культуры в 1992 году, включен в список выявленных памятников истории и культуры распоряжением комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия)от ДД.ММ.ГГГГ№-р на основании решения экспертного совета комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия)от ДД.ММ.ГГГГ.
от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О по объектном составе недвижимых памятников истории и культуры местного значения, расположенных на территории» (наименование Закона в действующей редакции «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории») рассматриваемый памятник отнесен к объектам культурного наследия местного значения.
Памятник эпохи бронзы - позднего средневековья в соответствии с первоначальной и действующей редакцией№-КЗ имеет местоположение на северо-западной окраине хутора. В редакции№-КЗ от ДД.ММ.ГГГГ год, памятник имел следующий адресный ориентир: , на северо-западной окраине хутора, 45 градусов 19,5 минуты северной широты, 38 градусов 49,1 минуты восточной долготы.
Первоначальный текст указанногоопубликован в издании «Кубанские новости» от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с пунктом 6 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», (в первоначальной редакции действующего закона) объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения.
До вступления в законную силу Федерального закона № 73-ФЗ, действовал закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ№-IX «Об охране и использовании памятников истории и культуры», предусматривающий вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, впредь до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона (статья 21).
В соответствии-с пунктом 3.1 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ, памятник отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр.
Зарегистрирован в автоматизированной информационной системе ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации, во исполнение требований пункта 7 статьи 11, пункта 14, статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ, положений приказа администрацииот ДД.ММ.ГГГГ№-кн «Об утверждении плана проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследияна 2019 год», осуществлен визуальный осмотр технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), являющегося объектом археологического наследия.
По результатам осмотра объекта археологического наследия федерального значения, включенного в реестр: Курганная группа «Найдорф 12» (3 насыпи)»,, на северо-западной окраине хутора, управлением составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, характеризующий техническое состояние объекта культурного наследия федерального значения как неудовлетворительное. В границах объекта культурного наследия курган № курганной группы «Найдорф 12» располагаются: новые дома ( край, ), заброшенный дом с подвалом (), фундамент для дальнейшей постройки дома ().
Во исполнение положений приказа администрацииот ДД.ММ.ГГГГ№-кн «Об утверждении плана проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследияна 2020 год», управлением повторно осуществлен визуальный осмотр технического состояния объекта археологического наследия федерального значения, включенного в реестр: Курганная группа «Найдорф 12» (3 насыпи)»,, на северо-западной окраине хутора. По результатам осмотра составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий информацию о повреждении объекта культурного наследия федерального значения в результате проведения земляных и строительных работ по адресам:;;;.
Таким образом, управлением установлено, что объекту археологического наследия - кургану № Курганной группы «Найдорф 12» причинён вред в результате проведения земляных и строительных работ на земельном участке по адресу:.
Собственником земельного участка с кадастровым номером 23:07:0103002:84, расположенного по адресу:, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, является ФИО2
В адрес ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ управлением направлена досудебная претензия, которая получена адресатом, что подтверждается уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответ на досудебную претензию от ФИО2 в управление не поступал.
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых определяется земельным законодательством и Федеральным законом № 73-ФЗ. В соответствии с пунктом 2 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением, изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно, объекты археологического наследия находятся в государственной собственности (статья 49 Федерального закона №73-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ, изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 указанного Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Согласно пункту 1, пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с указанной статьей. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.
Нормы действующего законодательства содержат положения, предусматривающие обязательное согласование с управлением хозяйственного освоения земельного участка, расположенного на территории объекта культурного наследия.
Так, в соответствии с пунктами 6, от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории», в целях предотвращения перемещения, повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия и иных действий, влекущих за собой причинение вреда объектам культурного наследия, физические лица, юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления вна стадии проведения землеустройства, формирования, отвода, изменения категории, вида разрешенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в краевой орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о согласовании проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению. До начала проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется разработка и реализация необходимых мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, в том числе археологические полевые работы (разведки) в целях выявления в зонах производства данных работ неучтенных объектов культурного наследия, за счет средств физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, являющихся заказчиками проводимых работ.
В соответствии с Положением о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составлении научной отчётной документации, утверждённым постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от ДД.ММ.ГГГГ№ (во исполнение пункта 10 статьи 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ), единственным возможном вариантом сохранения поврежденных объектов археологического наследия являются спасательные археологические полевые работы с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов. Проведение каких-либо восстановительных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объектов археологического наследия, существующими методиками не предусматривается.
По данным, имеющимся у управления, на земельном участке с кадастровым номером 23:07:0103002:84 стоит фундамент для дальнейшей постройки жилого дома, а также прорублено отверстие (глубиной 4 м), со слов ФИО2, с целью поиска воды.
Таким образом, ФИО2, при проведении работ на земельном участке с кадастровым номером 23:07:0103002:84, не соблюден режим использования данной территории, установленный законодательством об охране объектов культурного наследия, земельным законодательством, не предприняты меры по сохранению объекта археологического наследии, земляные и строительные работы на вышеуказанном земельном участке проведены без согласования с управлением.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ (пункт 1 статьи 196 ГК РФ).
Истец указывает, что течение срока исковой давности, согласно действующего законодательства, начинается с ДД.ММ.ГГГГ, с момента выявления управлением факта, осуществленного ФИО2, строительства фундамента и прорубки отверстия в земле глубиной 4 м на земельном участке с кадастровым номером 23:07:0103002:84.
Согласно статье 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Объект культурного наследия восстановить или заменить вещью того же рода и качества невозможно ввиду уникальности этих объектов археологического наследия. Поэтому по обстоятельствам дела возмещение вреда возможно только в форме возмещения причиненных убытков.
Пункт 2 статьи 15 ГК РФ, понимает под убытками расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, ГК РФ прямо предусматривает возмещение убытков в виде будущих расходов, необходимых для восстановления нарушенного права, и не ставит их взыскание в зависимость от возможности или одновременности предъявления иска в отношении стоимости утраченного имущества или размера неполученных доходов.
Необходимые для восстановления нарушенного права расходы определены специальными требованиями Федерального закона № 73-ФЗ.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона № 73-ФЗ, лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 Закона № 73-ФЗ, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.
Статьей 40 Федерального закона № 73-ФЗ установлено:
сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
в случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.
Следовательно, названные работы являются особым, прямо установленным законом способом восстановления нарушенного права для целей сохранения объекта археологического наследия.
При этом, положения Федерального закона № 73-ФЗ не дают оснований и не могут быть истолкованы, как направленные на улучшение положения причинителей вреда и ухудшение положения взыскателей вреда за причинение ущерба объектам культурного наследия по сравнению с тем, как положение тех же лиц определено ГК РФ для случаев причинения ущерба иному имуществу.
В данном случае восстановление нарушенного права - сохранение объекта археологического наследия, в силу Федерального закона № 73-ФЗ и по обстоятельствам дела может быть осуществлено лишь путем проведения спасательных археологических полевых работ.
Согласно статье 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 73-ФЗ3 гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Суд считает, что расчет причиненного вреда истцом произведен верно, в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ, Налоговым кодексом Российской Федерации, с применением сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры (СЦНПР-91), утверждённого приказом Министерства культуры СССР от ДД.ММ.ГГГГ№, инструктивными письмами Министерства Культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№-КЧ, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, работы по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, включая спасательные археологические полевые работы, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Согласно выполненным расчетам, объем вреда, причиненный объекту археологического наследия федерального значения курган № курганной группы «Найдорф 12», выраженный в стоимости спасательных археологических полевых работ (раскопок) курганной насыпи целиком, так как в соответствии с п. 4.22 Положения «О порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составлении научной отчётной документации», утверждённого постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от ДД.ММ.ГГГГ№, раскопки курганов производятся только со снятием всей насыпи и исследованием всего находящегося под ней пространства, а также ближайшей территории, на которой могут быть обнаружены ровики, присыпки, тризны, остатки древних пашен и тому подобное, на площади, подлежащей исследованию, 1256 кв. м.
На основании вышеуказанного, суд приходит к убеждению, что объект археологического наследия федерального значения курган № курганной группы «Найдорф 12» является неделимым объектом, объем причиненного вреда рассчитывается из всей площади, подлежащей исследованию, 1256 кв. м., что составляет 100 % общей суммы причиненного вреда. Объекту культурного наследия федерального значения причинен вред в результате проведения земляных и строительных работ по адресам:;;;, каждый из которых составляет 25% от общей суммы причиненного вреда.
Таким образом, вред, причиненный объекту культурного наследия федерального значения в результате проведения земляных и строительных работ на земельном участке, расположенном по адресу:, составляет 507 310 (пятьсот семь тысяч триста десять) рублей 45 копеек — 25 % от общей суммы причиненного вреда 2 029 241 (два миллиона двадцать девять тысяч двести сорок один) рубль 79 копеек.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с тем, что истец был освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска в суд, суд считает необходимым взыскать госпошлину с ответчика, не освобожденного от ее уплаты.
На основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования(в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации) к ФИО2 о возмещении вреда, причиненного объекту культурного наследия – удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу бюджетавреда, причиненного объекту археологического наследия федерального значения - кургану № курганной группы «Найдорф 12», выраженный в стоимости спасательных археологических полевых работ (раскопок) курганной насыпи целиком, в сумме 507 310 (пятьсот семь тысяч триста десять) рублей 45 копеек.
Реквизиты для перечисления: Прочее возмещение ущерба, причиненного имуществу, находящемуся в собственности субъекта Российской Федерации (за исключением имущества, закрепленного за бюджетными (автономными) учреждениями, унитарными предприятиями субъекта Российской Федерации: ИНН - <***>; КПП - 230801001; получатель - УФК по(администрациял/с <***>); Южное ГУ Банка России//УФК по; единый казначейский счет - 40№; казначейский счет -03№; БИК ТОФК - 010349101; ОКТМО - 03701000; КБК - 80№.
Взыскать с ФИО2 в доход государства государственную пошлину в размере 8273,10 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке ввой суд через Динской районный судв течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Дубовик С.А.