Дело № 2-242/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кан 3 сентября 2015 года
Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шадеевой С.А.,
при секретаре Кленовой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к БУ РА «Управление социальной поддержки населения Усть-Канского района» о восстановлении в списках лиц на получение жилья,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к органу опеки Усть-Канского района Республики Алтай о восстановлении в списках лиц на получение жилья, мотивируя свои требования тем, что он с 1997 года являлся воспитанником школы-интерната № им. Жукова <адрес>, состоял на полном государственном обеспечении в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с 2004 года отбывал наказание в местах лишения свободы, откуда освободился в 23 года. В 2012 году обратился в Усть-Канскую районную администрацию за получением жилья, однако ответа так и не получил. По мнению истца, он как гражданин из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилья.
Определением суда от 29.06.2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено БУ РА «Управление социальной поддержки населения Усть-Канского района».
Определением суда от 06.08.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена администрация Усть-Канского района.
В судебное заседание истец не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен.
Представитель ответчика БУ РА «Управление социальной поддержки населения Усть-Канского района» ФИО2 исковые требования признала в полном объеме.
Представитель третьего лица администрации Усть-Канского района ФИО3 с иском согласилась.
Суд, выслушав представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 относился к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители Ю.Ю.С. и С.П. решением Усть-Канского районного суда от ******* были лишены родительских прав.
Постановлением главы администрации <адрес>№ от *******С.З.В. назначена попечителем ФИО1
Согласно п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР (в редакции, действовавшей на 2003 год) вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на 11.02.2003 года) и в соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п. 3 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на 11.02.2003 года) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ и ЖК РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.В целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
В силу п.п. 24 п. 2 ст. 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Алтай от 15.11.2013 года № 314 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Республики Алтай» Министерство труда и социального развития Республики Алтай, в том числе является органом опеки и попечительства; однократно предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из пояснений представителя БУ РА «Управление социальной поддержки населения Усть-Канского района» ФИО2 следует, что в настоящее время ФИО1 не числится в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Так при передаче полномочий по опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми от администрации Усть-Канского района БУ РА «Управление социальной поддержке населения» в 2013 году последнему был передан список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями по состоянию на 28.06.2013 г., из которого видно, что ФИО1 там не указан.
Вместе с тем, распоряжением и.о. главы администрации МО «<адрес>» № от ******* на основании учета Отдела образования администрации МО «<адрес>» была создана очередь для предоставления жилой площади детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, где ФИО1 числился под порядковым номером 28.
Из информации заместителя главы администрации Усть-Канского района от ******* следует, что ФИО1 числился в очереди для предоставления жилой площади и для улучшения жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданной на основании распоряжения № от *******.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора ФИО3 суду поясняла, что решение о снятии ФИО1 с учета лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем не принималось, каким образом он был исключен из списка неизвестно.
Включение детей-сирот и лиц из их числа в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, должно осуществляться на основании признания указанных лиц нуждающимися в предоставлении жилых помещений. Нуждаемость в предоставлении жилых помещений устанавливается на основании определения обеспеченности жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма и признания невозможности проживания в занимаемом жилом помещении.
То, что за ФИО1 было закреплено жилое помещение в <адрес> не является основанием для отказа в иске. Так, в материалах дела правоустанавливающих документов на данный жилой дом, не имеется, права на него не зарегистрированы. Из справки из администрации Ябоганского сельского поселения от ******* следует, что главой хозяйства является Ч. и что ФИО1 на территории Ябоганского сельского поселения не имеет собственного и закрепленного за ним жилья. При таких обстоятельствах, оснований считать, что ФИО1 был обеспечен жильем, не имеется.
Кроме того, из имеющихся в деле доказательств следует, что две родные сестры истца – Ю.Ч.Ю., Ю.Е.Ю. состояли на учете по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениямив очереди, первой - предоставлено жилое помещение по договору социального найма, вторая - еще состоит под порядковым номером 40.
Таким образом, установленные фактические обстоятельства дела свидетельствуют о наличии у ФИО1 права на получение соответствующей меры социальной поддержки, поскольку истец был поставлен на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в последующем был исключен из списка неправомерно, в связи с чем, суд считает требование истца обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд, на основании ч.2 ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает признание иска представителем ответчика, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать БУ РА «Управление социальной поддержки населения Усть-Канского района» восстановить ФИО1 , ******* года рождения, в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями МО «Усть-Канский район»
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме в через Усть-Канский районный суд.
Судья С.А. Шадеева
Мотивированное решение суда принято 07 сентября 2018 года.
Судья С.А. Шадеева