ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-242/20 от 06.07.2020 Полтавского районного суда (Омская область)

Дело № 2-242/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 июля 2020 г. р.п. Полтавка

Полтавский районный суд Омской области,

в составе председательствующего судьи Абилова А.К.,

при секретаре Соколовой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Полтавского района Омской области, в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования Полтавского муниципального района Омской области «Детско-юношеская спортивная школа» о возложении обязанности устранить нарушения закона,

у с т а н о в и л :

Прокурор Полтавского района обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что в нарушение законодательства о защите прав инвалидов ответчиком не приняты меры к обеспечению доступности к объектам социальной инфраструктуры.

Просит суд возложить на БОУ ДО «ДЮСШ» обязанность 01.09.2020 устранить нарушения.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 иск поддержала.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В целях реализации положений вышеуказанной Конвенции постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», в рамках которой разработана подпрограмма 1 «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», направленная на формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта.

Кроме того, согласно п. 1 абз. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» юридические лица обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Пунктом 6.1.6 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» предусмотрено, что прозрачные полотна дверей на входах и в здании, а также прозрачные ограждения и перегородки следует выполнять из ударостойкого безопасного стекла для строительства. На прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) следует предусматривать яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м или в форме круга диаметром от 0,1 до 0,2 м. Расположение контрастной маркировки предусматривается на двух уровнях: 0,9-1,0 м и 1,3-1,4 м. Контрастную маркировку допускается заменять декоративными рисунками или фирменными знаками, узорами и т.п. той же яркости.

Пунктом 1 ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений – требования данного Федерального закона распространяются на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (ч. 2 ст. 3).

Проверкой установлено, что БОУ ДО «ДЮСШ» осуществляет деятельность по адресу: <...>.

В соответствии с п. 2.1 устава БОУ ДО «ДЮСШ», утвержденного приказом председателя Комитета образования Полтавского муниципального района Омской области от 20.11.2013 № 235/6, основной целью деятельности указанного образовательного учреждения является реализация программ физического воспитания детей, организация физкультурно-спортивной работы, формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья подрастающего поколения, развитие физических способной детей, совершенствование спортивного мастерства.

На основании ст. 3 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» законодательство о физической культуре и спорте основывается на принципе содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите.

На территории указанного образовательного учреждения расположена спортивная площадка для подготовки и сдачи нормативов комплекса ГТО с элементами для выполнения упражнений лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В нарушение вышеуказанных норм на входных дверях БОУ ДО «ДЮСШ», выполненных из прозрачного полотна, яркая контрастная маркировка отсутствует.

В связи с изложенным 23.03.2020 прокурором Полтавского района ответчику направлено представление, по результатам рассмотрения которого директор БОУ ДО «ДЮСШ» указал, что выявленные нарушения устранены, на входных дверях, выполненных из прозрачного полотна, нанесена яркая контрастная маркировка.

В ходе повторной проверки в июне 2020 года прокуратурой района установлено, что указанные нарушения закона по-прежнему имеют место, действенные меры по их устранению ответчиком не приняты.

Отсутствие на входных дверях БОУ ДО «ДЮСШ», выполненных из прозрачного полотна, ярких контрастных препятствует обеспечению доступности данного объекта социальной инфраструктуры для указанной категории граждан.

Таким образом, ответчиком нарушаются права лиц с нарушением зрения, круг которых невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, то есть, неопределенного круга лиц.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд -,

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Полтавского района Омской области удовлетворить.

Возложить на бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Полтавского муниципального района Омской области «Детско-юношеская спортивная школа» обязанность в срок до 01.09.2020 обеспечить на прозрачных элементах дверей главного входа в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: Омская область, р.п. Полтавка, ФИО2, д. 3, наличие яркой контрастной маркировки в соответствии с требованиями п. 6.1.6 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».

Взыскать в соответствии со ст. 103 ГПК РФ бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Полтавского муниципального района Омской области «Детско-юношеская спортивная школа» государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Полтавский районный суд в течение месяца со дня составления оглашения.

Судья А.К. Абилов