Магдагачинский районный суд Амурской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Магдагачинский районный суд Амурской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Гр. дело 2-242\2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Магдагачи 9 июня 2011 года
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Волошина О. В.,
при секретаре Овчинниковой Т. Н.,
с участием:
старшего помощника Сковородинского транспортного прокурора Евдокимова Е. А.,
ответчика ОАО «Российские железные дороги» в лице представителя Ляховой И. Л., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Сковородинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ответчику ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения п. 5.1 главы 2 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России 11 ноября 1992 года № ЦУО 112, в срок до 01.08.2011 года: очистить полосу отвода железнойдороги от порубочных остатков: со стороны четного пути на 7476 – 7485 км,7470 - 7473 км, 7468 км., 7440 - 7439 км., 7436 - 7434 км., 7422 - 7427,7499 - 7500 км, 7504 - 7509 км, 7513 - 7514 км, 7523 - 7524 км., 7526 км,7531 - 7532 км., 7545 км, 7559 км, 7566 км, 7569 км., со стороны нечетногопути на 7457 км, 7440 - 7439 км, 7436 - 7435 км, а также, и других горючихматериалов (старогодняя шпала): со стороны четного пути на 7514 - 7515 км,7564 км,
УСТАНОВИЛ:
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании, решение в окончательной форме изготовлено 14 июня 2011 года.
Сковородинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения п. 5.1 главы 2 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России 11 ноября 1992 года № ЦУО 112, в срок до 01.08.2011 года: очистить полосу отвода железнойдороги от порубочных остатков: со стороны четного пути на 7476 – 7485 км,7470 - 7473 км, 7468 км., 7440 - 7439 км., 7436 - 7434 км., 7422 - 7427,7499 - 7500 км, 7504 - 7509 км, 7513 - 7514 км, 7523 - 7524 км., 7526 км,7531 - 7532 км., 7545 км, 7559 км, 7566 км, 7569 км., со стороны нечетногопути на 7457 км, 7440 - 7439 км, 7436 - 7435 км, а также, и других горючихматериалов (старогодняя шпала): со стороны четного пути на 7514 - 7515 км,7564 км, заявленные исковые требования обоснованы следующим: Сковородинской транспортной прокуратурой во исполнение п. 4 плана работы в присутствии представителя Магдагачинской дистанции пути Забайкальской железной дороги К. проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, в том числе при содержании полосы отвода железнодорожных путей в границах Магдагачинской дистанции пути Забайкальской железной дороги филиала ОАО «РЖД» (7422 - 7569 км.). Проведенная проверка показала, что после осуществления работ по вырубке кустарника и мелколесья Магдагачинской дистанцией пути Забайкальской железной дороги филиала ОАО «РЖД» полоса отвода не очищена от порубочных остатков: со стороны четного пути на 7476 – 7485 км, 7470 - 7473 км., 7468 км., 7440 - 7439 км., 7436 - 7434 км., 7422 – 7427, 7499 - 7500 км., 7504 - 7509 км, 7513 - 7514 км, 7523 - 7524 км, 7526, 7531 - 7532 км, 7545 км. 7559 км., 7566 км., 7569 км., со стороны нечетного пути на 7457 км, 7440 - 7439 км., 7436 - 7435 км., а так же, и других горючих материалов (старогодняя шпала): со стороны четного пути на 7514 - 7515, 7564 км. Данный факт подтверждается актом проверки от 08 апреля 2011 года. Согласно ст. 9 Федерального закона от 10 января 2003г. № 17 «О железнодорожном транспорте в РФ» земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостростроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Под землями железнодорожного транспорта в указанном Законе понимаются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах. В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст. 22 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ», руководители организаций (структурных подразделений) обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, в том числе на участках железнодорожных путей общего и необщего пользования проходящих через лесные массивы. В силу п. 5.1 главы 2 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России 11 ноября 1992 года № ЦУО 112, полоса отвода железных дорог должна содержаться очищенной от валежника, порубочных остатков и кустарника, старых шпал и другого горючего мусора. Указанные материалы должны вывозиться с полосы отвода. Перечисленные выше нарушения Правил пожарной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан - как пассажиров, в том числе и несовершеннолетних, правоотношения ОАО «РЖД» с которыми регулируются нормами Федерального закона от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в сфере осуществления пассажирских перевозок, так и работников железной дороги. Частью 1 ст. 7 ФЗ «О защите прав потребителей» предусмотрен, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а так же не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Согласно ст.ст. 45, 46 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, не исполнение ответчиком требований пожарной безопасности свидетельствует о нарушении конституционных прав граждан на защиту их жизни и здоровья от пожара. В соответствии со ст. 17 ФЗ «О защите прав потребителей» защит прав потребителей осуществляется судом. Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе: пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом. Статьей 150 Гражданского кодекса РФ установлено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Определить точный круг лиц, осуществляющих проезд в пассажирских и пригородных поездах по участку Забайкальской железной дороги в пределах 7422 - 7569 км., чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процессе в качестве истцов, не представляется возможным. Реальное устранение нарушения прав граждан на защиту их жизни и здоровья от пожара, предусмотренных ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» возможно лишь путем судебной защиты. В силу п. 7 ст. 29 ГПК РФ иски о защите прав потребителей могу быть предъявлены в суд по месту жительства или пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора. Кроме того, согласно п. 2 ч. 2 ч. ст. 33 ГПК РФ рассмотрение искового заявления возможно по месту нахождения большинства доказательств, в связи с тем, что вышеуказанный участок железнодорожного полотна расположен на территории Магдагачинского района Амурской области, исковое заявление о понуждении к устранению нарушений правил пожарной безопасности подсудно Магдагачинскому районному суду Амурской области. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 150 ГК РФ, ст. ст. 29, 33, 45, 131 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 17 ФЗ «О защите прав потребителей», и.о. прокурора просит суд обязать ОАО «Российские железные дороги» устранить выявленные нарушения п. 5.1 главы 2 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России 11 ноября 1992 года № ЦУО 112, в срок до 01.08.2011 года, а именно очистить полосу отвода железнойдороги от порубочных остатков: со стороны четного пути на 7476 – 7485 км,7470 - 7473 км, 7468 км., 7440 - 7439 км., 7436 - 7434 км., 7422 - 7427,7499 - 7500 км, 7504 - 7509 км, 7513 - 7514 км, 7523 - 7524 км., 7526 км,7531 - 7532 км., 7545 км, 7559 км, 7566 км, 7569 км., со стороны нечетногопути на 7457 км, 7440 - 7439 км, 7436 - 7435 км, а также, и других горючихматериалов (старогодняя шпала): со стороны четного пути на 7514 - 7515 км,7564 км».
В судебном заседании прокурор отказался от части заявленных исковых требований, на основании определения Магдагачинского районного суда от 9 июня 2011 года, производство по настоящему гражданскому делу в части заявленных Сковородинским транспортными прокурором исковых требований о возложении на ответчика обязанности очистить полосу отвода железной дороги от порубочных остатков: со стороны четного пути на 7476 – 7485 км,7470 - 7473 км, 7439 км., 7499 - 7500 км, 7513 - 7514 км, 7531 - 7532 км., 7545 км, 7559 км, 7566 км, 7569 км., со стороны нечетного пути на 7457 км, и других горючих материалов (старогодняя шпала): со стороны четного пути на 7514 - 7515 км, 7564 км- прекращено в связи с отказом прокурора от иска.
В остальной части, старший помощник Сковородинского транспортного прокурора исковые требования, заявленные Сковородинским транспортным прокурором в интересах неопределенного круга лиц, поддержал в полном объеме и пояснил: Сковородинской транспортной прокуратурой во исполнение п. 4 плана работы в присутствии представителя Магдагачинской дистанции пути Забайкальской железной дороги К. проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, в том числе при содержании полосы отвода железнодорожных путей в границах Магдагачинской дистанции пути Забайкальской железной дороги филиала ОАО «РЖД» (7422 - 7569 км.). Проведенная проверка показала, что после осуществления работ по вырубке кустарника и мелколесья Магдагачинской дистанцией пути Забайкальской железной дороги филиала ОАО «РЖД» полоса отвода со стороны четного и нечетного пути не очищена от порубочных остатков, а также, других горючих материалов - старогодней шпалы на 7468 километре, 7440 километре, 7434- 7436 километрах, 7422 – 7427 километрах, 7504 - 7509 километрах, 7523-7524 километрах, 7526 километре, 7435 - 7436 - километрах. В силу п. 5.1 главы 2 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России 11 ноября 1992 года № ЦУО 112, полоса отвода железных дорог должна содержаться очищенной от валежника, порубочных остатков и кустарника, старых шпал и другого горючего мусора. Указанные материалы должны вывозиться с полосы отвода. Перечисленные нарушения Правил пожарной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан - как пассажиров, в том числе и несовершеннолетних, правоотношения ОАО «РЖД» с которыми регулируются нормами Федерального закона от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в сфере осуществления пассажирских перевозок, так и работников железной дороги. Частью 1 ст. 7 ФЗ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а так же не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Согласно ст.ст. 45, 46 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, не исполнение ответчиком требований пожарной безопасности свидетельствует о нарушении конституционных прав граждан на защиту их жизни и здоровья от пожара, поскольку возгорание неочищенных порубочных остатков и старогодней шпалы может повлечь за собой возгорание шпал на железнодорожном полотне, расстыковке рельс, что непосредственно создает угрозу для жизни и здоровья потребителей – пассажиров, а также не исключает возникновение пожара на подвижном составе. Просит суд обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок до 1 августа 2011 года устранить нарушения п. 5.1 главы 2 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России 11 ноября 1992 года № ЦУО 112: со стороны четного и нечетного пути очистить полосу отвода железной дороги от порубочных остатков, а также, других горючих материалов (старогодняя шпала) на 7468 километре, 7440 километре, 7434- 7436 километрах, 7422 – 7427 километрах, 7504 - 7509 километрах, 7523-7524 километрах, 7526 километре, 7435 - 7436 - километрах.
Представитель ОАО «Российские железные дороги» в судебном заседании пояснила: ее доверитель не согласен с исковыми требованиями, заявленными Сковородинским транспортным прокурором. По четному пути с 7470 по 7473 км, на 7439 км, с 7513 по 7514 км, 7531 по 7532 км, на 7545, 7559 км, 7566, 7569 километрах, а также по нечетному пути с 7439 по 7440 км, на 7457 км уборка полосы отвода от порубочных остатков выполнена. Также убраны шпалы с полосы отвода по четному пути с 7514 по 7515 км. На участке четного пути с 7499 по 7500 км и 7523 по 7524 км работа по уборке порубочных остатков произведена частично, осталось 500 метров. Принятыми мерами какие - либо угроз устранены, оставшиеся порубочные остатки складированы, находятся в местах подтопления, убрать их до наступления холодов не представляется возможным. Просит суд в удовлетворении исковых требований Сковородинского транспортного прокурора отказать.
Начальник Магдагачинской дистанции пути Свободненского отделения Забайкальской железной дороги филиала ОАО «РЖД», главный государственный инспектор надзорной деятельности по Магдагачинскому району ГУ МЧС России по Амурской области о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду несообщили.
С учетом мнения старшего помощника Сковородинского транспортного прокурора, представителя ОАО « РЖД», полагавших возможным рассмотреть гражданское дело без участия указанных лиц, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения гражданского дела в отсутствие начальника Магдагачинской дистанции пути Свободненского отделения Забайкальской железной дороги филиала ОАО «РЖД», главного государственного инспектора надзорной деятельности по Магдагачинскому району ГУ МЧС России по Амурской области.
Из материалов дела следует: согласно протокола совещания у начальника Магдагачинской дистанции пути Свободненского отделения Забайкальской железной дороги филиала ОАО «РЖД» рассмотрен вопрос о разборе акта проверки противопожарного состояния полосы отвода дистанции пути. 17 апреля 2009 года старшим инструктором по противопожарной профилактике Белогорского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ РФ проведена проверка противопожарного состояния полосы отвода объектов расположенных в ее черте на участке обслуживания Магдагачинской дистанции пути. В результате проверки установлены нарушения п. 5.1 главы 2 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России 11 ноября 1992 года № ЦУО 112 (л.д.14-15).
Согласно акта от 8 апреля 2011 года Сковородинской транспортной прокуратурой с участием должностных лиц Магдагачинской дистанции пути Свободненского отделения Забайкальской железной дороги филиала ОАО «РЖД» проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности полосы отвода железнодорожных путей в границах Магдагачинской дистанции пути Свободненского отделения Забайкальской железной дороги филиала ОАО «РЖД», которой установлено: наличие на полосе отвода железнойдороги порубочных остатков: со стороны четного пути на 7476 – 7485 км,7470 - 7473 км, 7468 км., 7440 - 7439 км., 7436 - 7434 км., 7422 - 7427,7499 - 7500 км, 7504 - 7509 км, 7513 - 7514 км, 7523 - 7524 км., 7526 км,7531 - 7532 км., 7545 км, 7559 км, 7566 км, 7569 км., со стороны нечетногопути на 7457 км, 7440 - 7439 км, 7436 - 7435 км, а также других горючихматериалов (старогодняя шпала): со стороны четного пути на 7514 - 7515 км,7564 км (л.д.9). Согласно представлений от 5 мая 2010 года, 30 апреля 2009 года вынесенных Сковородинским транспортным прокурором в адрес начальника Магдагачинской дистанции пути Свободненского отделения Забайкальской железной дороги филиала ОАО «РЖД» Сковородинский транспортный прокурор обращает внимание на неисполнение требований законодательства в области пожарной безопасности и требует устранить допущенные нарушения (л.д.10-13), согласно акта проверки полосы отвода по качеству уборки от порубочных остатков от 7 июня 2011 года по четному пути с 7470 по 7473 км, на 7439 км, с 7513 по 7514 км, 7531 по 7532 км, на 7545, 7559 км, 7566, 7569 километрах, а также по нечетному пути с 7439 по 7440 км, на 7457 км уборка полосы отвода от порубочных остатков выполнена. Также убраны шпалы с полосы отвода по четному пути с 7514 по 7515 км. На участке четного пути с 7499 по 7500 км и 7523 по 7524 км работа по уборке порубочных остатков произведена частично, осталось 500 метров. ( л.д.28).
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Сковородинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат полному удовлетворению по следующим основаниям: согласно требований п. 5.1 главы 2 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России 11 ноября 1992 года № ЦУО 112 - полоса отвода железных дорог должна содержаться очищенной от валежника, порубочных остатков и кустарника, старых шпал и другого горючего мусора. Указанные материалы должны вывозиться с полосы отвода.
Как установлено в судебном заседании на основании объяснений, сторон, исследованных в судебном заседании письменных доказательств, в том числе и акта от 8 апреля 2011 года на территории обслуживания Магдагачинской дистанции пути Свободненского отделения Забайкальской железной дороги филиала ОАО «РЖД» установлены нарушения п. 5.1 главы 2 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте утвержденных приказом МПС России 11 ноября 1992 года № ЦУО 112 на полосе отвода железной дороги со стороны четного пути на 7476 – 7485 км, 7470 - 7473 км, 7468 км., 7440 - 7439 км., 7436 - 7434 км., 7422 - 7427, 7499 - 7500 км, 7504 - 7509 км, 7513 - 7514 км, 7523 - 7524 км., 7526 км, 7531 - 7532 км., 7545 км, 7559 км, 7566 км, 7569 км., не убраны порубочные остатки, со стороны нечетного пути на 7457 км, 7440 - 7439 км, 7436 - 7435 км, а также 7514 - 7515 км, 7564 км, другие горючие материалы (старогодняя шпала) (л.д.9).
Согласно положений п. 1, п. 2 ст. 1065 ГК РФ - Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Согласно положений 1 ст. 7 ФЗ «О защите прав потребителей» -потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а так же не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Факт нарушения ответчиком п. 5.1 главы 2 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России 11 ноября 1992 года № ЦУО 112 нашел свое подтверждение в судебном заседании, поэтому доводы представителя ответчика, согласно которым принятыми мерами какие - либо угрозы устранены, оставшиеся порубочные остатки складированы, находятся в местах подтопления, убрать их до наступления холодов не представляется возможным суд не может принять как обоснованные, поскольку п. 5.1 главы 2 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России 11 ноября 1992 года № ЦУО 112 не предусматривает возможность складирование порубочных остатков, полоса отвода железных дорог согласно вышеуказанных Правил пожарной безопасности должна содержаться очищенной от валежника, порубочных остатков и кустарника, старых шпал и другого горючего мусора. Указанные материалы должны вывозиться с полосы отвода.
Суд соглашается с доводами прокурора, согласно которым допущенные нарушения Правил пожарной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан - как пассажиров, поскольку нарушение Правил пожарной безопасности безусловно влечет за забой возникновение риска для жизни и здоровья граждан, в данном случае граждан пользующихся услугами железнодорожного транспорта, наличие неочищенных порубочных остатков и старогодней шпалы в полосе отвода железнодорожных путей может повлечь за собой их возгорание и как следствие этого, возгорание шпал на железнодорожном полотне, расстыковку рельс, возгорание легковоспламеняющихся грузов, что непосредственно создает угрозу для безопасности движения подвижного состава, и как следствие этого, создает реальную угрозу для жизни и здоровья потребителей– пассажиров железнодорожного транспорта.
На основании изложенного, суд признает исковые требования Сковородинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
РРуководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Сковородинского транспортного прокурора удовлетворить в полном объеме.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок до 1 августа 2011 года устранить нарушения п. 5.1 главы 2 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России 11 ноября 1992 года № ЦУО 112: со стороны четного и нечетного пути очистить полосу отвода железной дороги от порубочных остатков, а также, других горючих материалов (старогодняя шпала) на 7468 километре, 7440 километре, 7434- 7436 километрах, 7422 – 7427 километрах, 7504 - 7509 километрах, 7523-7524 километрах, 7526 километре, 7435 - 7436 - километрах.
Взыскать ОАО «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в канцелярии Магдагачинского районного суда после 13 часов 14 июня 2011 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в десятидневный срок со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Волошин О. В.