ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-242/2014 от 26.03.2014 Курганинского районного суда (Краснодарский край)

     К делу № 2-242/2014 года

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 26 марта 2014 года         г. Курганинск

 Курганинский районный суд Краснодарского края в составе:

 председательствующего - судьи Баешко Д.А.,

 секретаря       Фатеевой И.М.,

 с участием

 помощника прокурора Курганинского района - Крупейченко О.Н.,

 представителя ответчика - администрации Михайловского сельского поселения - главы Михайловской сельской администрации     ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Курганинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Михайловского сельского поселения об обязании органа местного самоуправления принять меры по реализации прав граждан на получение муниципальных услуг в электронной форме, а также на получение с помощью сети «Интернет» достоверной и полной информации о видах и порядке оказания муниципальных услуг,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Курганинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Михайловского сельского поселения об обязании органа местного самоуправления принять меры по реализации прав граждан на получение муниципальных услуг в электронной форме, а также на получение с помощью сети «Интернет» достоверной и полной информации о видах и порядке оказания муниципальных услуг.

 В судебном заседании старший помощник прокурора Курганинского района Крупейченко О.Н. поддержала исковые требования, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, пояснив, что прокуратурой Курганинского района проведена проверка исполнения администрацией Михайловского сельского поселения требований федерального законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что администрация Михайловского сельского поселения предусмотренные законом меры по организации предоставления муниципальных услуг и об информировании населения о деятельности органов местного самоуправления выполняются не в полном объеме. Вопреки требованиям ст.ст. 2,5 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 №210-ФЗ, ст.ст. 9,10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и ст.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на сайте администрации Михайловского сельского поселения информация об оказываемых администрацией муниципальных услуг отсутствует. Муниципальные услуги в электронной форме не оказываются. Об устранении нарушений закона об организации предоставления муниципальных услуг 10.07.2013 года в адрес главы Михайловского сельского поселения прокурором Курганинского района было направлено представление. Однако действенных мер по реализации в полном объеме прав граждан на доступ к достоверной и полной информации об оказываемых муниципальных услугах и о получении муниципальных услуг в электронной форме до настоящего времени не предпринято. Установленные ст. 29 Закона № 210-ФЗ сроки реализации возложенных на органы местного самоуправления обязанностей по организации предоставления муниципальных услуг уже истекли. Нарушения закона, влекущие нарушение прав граждан, продолжают иметь место. Невыполнение органами местного самоуправления в полном объеме требований законодательства об организации предоставления муниципальных услуг нарушает гарантированные законом права граждан на получение муниципальных услуг в электронной форме, а также на получение с помощью сети «Интернет» достоверной и полной информации о видах и порядке оказания муниципальных услуг. Определить круг лиц, желающих реализовать свои права на получение информации о муниципальных услугах и на получение их в электронной форме, невозможно. Например, за получением такой муниципальной услуги как выдача разрешения на строительство могут обратиться не только постоянные жители конкретного муниципального образования, но и любые другие граждане. Таким образом, круг лиц, законные права которых в настоящее время нарушены, является неопределенным и значительным. В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно части 4 статьи 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет в суде иск в интересах пострадавших. Сложившаяся судебная практика также признает за прокурором право на обращение в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, в том числе и с целью предупреждения вреда, а не только в случае, когда право уже нарушено. Устранить выявленные нарушения возможно путем обязания органов местного самоуправления выполнить в полном объеме предусмотренные законодательством мероприятия об организации предоставления государственных и муниципальных услуг и об обеспечении доступа ж информации о деятельности органов местного самоуправления., учитывая, что нарушение гарантированных законом прав граждан на получение муниципальных услуг в электронной форме, а также на получение с помощью сети «Интернет» достоверной и полной информации о видах и порядке оказания муниципальных услуг недопустимо и для их устранения не требуется много времени и материальных затрат, срок исполнения решения суда, устанавливаемый судом в соответствии со ст.206 ГПК РФ, не должен превышать двух месяцев со дня вступления решения суд в законную силу. Просила удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

 Представитель ответчика - администрации Михайловского сельского поселения - глава Михайловской сельской администрации - ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора, ФИО1 пояснил, что все требования законов касающихся оказания муниципальных услуг в электронной форме в сети Интернет им выполняются в соответствии с указанными помощником прокурора федеральными законами, сайт администрации Михайловского сельского поселения работает и актуален, указанные в иске требования на сегодняшний день выполнены в полном объеме.

 Исследовав материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению. К такому выводу суд приходит в силу следующих положений.

 На основании ст. 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 №210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

 Согласно ст. ст. 9, 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий органами местного самоуправления, в том числе с использованием сети «Интернет». Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации, ее достоверность и своевременность предоставления, свобода доступа и получения ( ст. 4 Закона №8-ФЗ).

 В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления является одним из основных принципов противодействия коррупции. На основании п. 7 ст. 7 указанного закона основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является, в том числе обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления.

 Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет» определен ст. 13 Закона №8-ФЗ размещение в сети «Интернет» информации о видах и порядке оказания муниципальных услуг является обязательным.

 Статьей 5 Закона №210-ФЗ установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители, в том числе, имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме. В свою очередь, в соответствии со ст.6 Закона №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, в том числе, обязаны обеспечивать возможность получения государственной или муниципальной услуги в электронной форме.

 Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела ответчик не выполняет указанные требования Законов, неоднократно допускал нарушения, предписания прокурора об устранении нарушений им не исполнено.

 В судебном заседании достоверно установлено, что доводы администрации Михайловского сельского поселения о том, что указанные в иске требования на сегодняшний день в полном объеме исполнены, не соответствуют действительности.

 В соответствии с заявленными требованиями прокурора администрация Михайловского сельского поселения на официальном сайте администрации Михайловского сельского поселения должна разместить в свободном и открытом для всех граждан доступе сведения о видах, способах и порядке оказания муниципальных услуг, выполняя требования ст. 10 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 №210-ФЗ, которая предусматривает, что при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме должен быть обеспечен доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах. Так же согласно ст.4 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 №210-ФЗ одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 Между тем, версия сайта для слабовидящих у администрации Михайловского сельского поселения отсутствует.

 Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 №210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

 Как установлено в судебном заседании, на сайте администрации Михайловского сельского поселения появился раздел «Муниципальные услуги в электронной форме», но при этом фактически муниципальные услуги в электронной форме администрация Михайловского сельского поселения не оказывает, то есть эта информация является недостоверной для граждан. Ряд административных регламентов (документов, определяющих порядок предоставления муниципальных услуг) содержат недостоверную информацию о сроках рассмотрения жалоб на действия должностных лиц при оказании муниципальных услуг.

 Согласно части 6 ст. 11.2. Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 №210-ФЗ жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.

 Административные регламенты, размещенные на сайте администрации Михайловского поселения, содержат не соответствующие закону сведения о сроках рассмотрения жалоб.

 Так, в административных регламентах : «Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных объектов капитального строительства», утвержденных Постановлением №161 от 29.06.2012 года; «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденных Постановлением №162 от 29.06.2012 года; «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденных Постановлением №161 от 29.06.2012 года, в пункте 5.7 указан 30 дневный срок рассмотрения жалоб, то есть данная информация является недостоверной.

 План перевода на оказание муниципальных услуг в электронной форме, утвержденного постановлением главы Михайловского сельского поселения, также в полной мере не отвечает требованиям закона. Так, согласно указанному плану, срок выполнения 1 этапа перехода (размещение информации об услугах) указан декабрь 2014 года, в то время как срок выполнения этого этапа (в отличие от других) прямо оговорен в законе. Согласно части 3 статьи 29 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 №210-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.

 Таким образом, оценивая данные обстоятельства в совокупности, их относимость, достоверность и достаточность, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.

 Предусмотренные ст. 103 ГПК РФ и п. 3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ возмещение судебных расходов и оплата государственной пошлины в сумме 4000 рублей, не подлежат взысканию с ответчика, так как он освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, как орган местного самоуправления.

 Руководствуясь ст. ст. 192 - 199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Обязать администрацию Михайловского сельского поселения Курганинского района в срок до 01.06.2014 года с целью реализации прав граждан на получение муниципальных услуг в электронной форме, а также на получение с помощью сети «Интернет» достоверной и полной информации о видах и порядке оказания муниципальных услуг:

 а) разработать и утвердить план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме;

 б) на официальном сайте администрации Михайловского сельского поселения разместить в свободном и открытом для всех граждан доступе сведения о видах, способах и порядке оказания муниципальных услуг.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы или представления в Краснодарский краевой суд через Курганинский районный суд в течение одного месяца.

 Судья (подпись) Д.А. Баешко