ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-242/2016 от 31.03.2016 Лысковского районного суда (Нижегородская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Лысковского районного суда Нижегородской области Кириллов А.В., при секретаре Колумбаевой С.В, с участием представителя ответчика МО «г. Лысково» Нижегородской области ФИО3, действующего по доверенности и представителя привлеченного судом к участию в деле соответчика - Администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области - ФИО4, действующей по доверенности рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Администрации МО «г.Лысково» Нижегородской области об обязании обратиться в Министерство социальной политики Нижегородской области за денежными средствами для приобретения жилого помещения в 2016 году и предоставить это жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании выделить в 2016 году денежные средства Администрации МО «г.Лысково» Нижегородской области для приобретения жилого помещения

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с иском к Администрации МО «г.Лысково» Нижегородской области и Министерству социальной политики Нижегородской области, указывая, что является сиротой, так как его отец ФИО1 погиб в ДД.ММ.ГГГГ а мать ФИО2 решением Лысковского райсуда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав.

На основании Постановления Администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ он был передан на воспитание попечителям, с которыми и проживал в <адрес>. В г. Лысково он зарегистрирован по месту проживания матери по адресу <адрес>. Помещение представляет собой комнату около <данные изъяты> в общежитии и является непригодным для совместного проживания.

В ДД.ММ.ГГГГ году ему исполнилось 14 лет и в соответствии с действующим законодательством он должен был быть внесен в список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, однако его законные представители - опекуны, а также органы опеки и попечительства МО г. Лыскова, не предприняли каких-либо действий по внесению его в список детей-сирот, нуждающихся в жилье, а ему не разъяснили условия и права на получение отдельного жилья по достижении 18-тилетия. Когда ему исполнилось 18 лет, в ДД.ММ.ГГГГ, ему также никто не объяснил, что он может сам подать заявление о внесении в сводный список детей-сирот нуждающихся в жилье. И только в ДД.ММ.ГГГГ преподаватель <данные изъяты>, где он обучается, посоветовал оформить упомянутое заявление. Дата подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Лысковского муниципального района была утверждена как дата наступления оснований для обеспечения его жильем как сироты, в виду невозможности проживания в помещении по адресу <адрес> и это утверждено распоряжением администрации Лысковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ..

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в сводном списке детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений его порядковый номер очереди .

В настоящее время он работает и учится в <адрес> и проживает у знакомых.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившей в силу 1 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ он относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилого помещения. Таким образом, на него распространяется право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, которое должно быть предоставлено органами исполнительной власти.

Также согласно вступившим в законную силу изменениям, внесенным в Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) жилое помещение должно быть выделено из специализированного жилого фонда по договору специализированного найма жилого помещения (п. 8, ч.1 ст. 92 ЖК РФ, ст. 98.1 ЖК РФ).

В соответствии с п.7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ (вред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии:

ст.5 Закона Нижегородской области № 147-3 от 10 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» (с изменениями на 30 июня 2015 года);

ст.2 Закона Нижегородской области № 116-3 от 30.09.2008г «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений»;

Постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. N 315 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 29.07.2011 N 575, от 25.12.2012 N 938, от 03.07.2013 N441)

истец просит::

- обязать администрацию МО «г. Лысково» Нижегородской области обратиться в Министерство социальной политики Правительства Нижегородской области с целью выделения целевых денежных средств для приобретения в 2016 году благоустроенного жилого помещения общей площадью не ниже установленных социальных норм и предоставить его по договору найма специализированного жилого помещения ФИО5ДД.ММ.ГГГГ.,

- обязать Министерство социальной политики Правительства Правительства Нижегородской области выделить в 2016 году целевые денежные средства администрации МО «г. Лысково» Нижегородской области для приобретения жилого помещения ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующим законодательством.

В судебное заседание истец, надлежащим образом извещенный о его месте и времени, не явился, в иске просил о рассмотрении дела без его участия.

Представитель Администрации МО «г.Лысково» Нижегородской области ФИО3 в судебном заседании возражает об удовлетворении иска, ссылаясь на то что Администрация МО «г.Лысково» не является надлежащим ответчиком по делу, не является администрацией муниципального района или городского округа, ведение списка сирот нуждающихся в предоставлении жилья осуществляется указанной администрацией чисто технически, жилищного фонда у представляемого им лица не имеется, вопросами опеки и попечительства над несовершеннолетними, в том числе вопросами обеспечения жильем детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей занимается Администрация Лысковского муниципального района. В связи с этим денежные средства на приобретение квартиры для предоставления ее истцу не могут быть истребованы Администрацией МО «г.Лысково» в Министерстве социальной политики и не могут быть этим министерством перечислены Администрации МО «г.Лысково».

Министерство социальной политики Нижегородской области письменно просило о рассмотрении дела без участия своего представителя, представило письменные возражения на иск, в которых просит отказать истцу в полном объеме, ссылаясь на нормы закона не позволяющие возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность по целевому перечислению денежных средств Администрации МО « г. Лысково» на приобретение жилья для предоставления истцу.

Представитель привлеченного к участию в деле соответчика, к которому истцом требований предъявлено не было, Администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области, ФИО4 пояснила, что представляемое ею лицо выполняет функции органа опеки и попечительства, в том числе предоставляет жилье детям - сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, получает на приобретение или строительство такого жилья денежные средства из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Функции Администрации МО «г. Лысково» в вопросе предоставления жилья детям - сиротам и детям оставшимся без попечения родителей являются чисто техническими и ограничиваются ведением соответствующего списка. Вопросы о включении в этот список, исключения из него Администрации МО «г. Лысково» не решает, сам истец включен в список на основании Распоряжения представляемого ею лица от ДД.ММ.ГГГГ г. о чем и указывает в иске. В связи с этим обязать Администрацию МО «г.Лысково» Нижегородской области и Министерство социальной политики Нижегородской области к совершению требуемых истцом действий - невозможно. Кроме того весь жилищный фонд на территории г. Лысково находится в ведении представляемого ею лица.

Выслушав явившихся, изучив материалы дела и установив из представленных доказательств фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно Распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Лысковского муниципального района ( л.д. 11) признано невозможным проживание истца в жилом помещении по адресу <адрес>, в связи с чем решено включить истца в список детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями натерритории Лысковского муниципального района Нижегородской области.

Согласно письма Администрации МО «г.Лысково» в адрес истца ( л.д. 9) истец состоит под номером 38 в сводном списке детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей по Лысковскому муниципальному району, нуждающихся в предоставлении жилых помещений за счет средств областного бюджета.

В соответствии со ст.5 Закона Нижегородской области № 147-3 от 10 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном Законом Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", однократно предоставляются по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющие государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

В соответствии с ч. 6 ст. 2 Закона Нижегородской области № 116-3 от 30.09.2008г «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» на указанные органы местного самоуправления, то есть на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области возложены полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно пунктов 1.2- 1.4 Постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. N 315 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»:

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем:

а) строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области;

б) приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области;

в) предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.

Благоустроенные жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета и федерального бюджета, оформляются в муниципальную собственность и после отнесения их к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.

Предоставление жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (далее - органы местного самоуправления), однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.

Исходя из правил ст. 2 закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» МО «г. Лысково» не является ни муниципальным районом, ни городским округом.

В связи с этим у суда отсутствуют правовые основания для обязания к совершению требуемых истцом действий как Администрации МО «г.Лысково» Нижегородской области, являющейся ненадлежащим ответчиком, так и Министерства социальной политики Нижегородской области, поскольку выделение последним средств ненадлежащему ответчику противоречит нормам действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Администрации МО «г.Лысково» Нижегородской области об обязании обратиться в Министерство социальной политики Нижегородской области за денежными средствами для приобретения жилого помещения в 2016 году и предоставить это жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании выделить в 2016 году денежные средства Администрации МО «г.Лысково» Нижегородской области для приобретения жилого помещения - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Лысковский районный суд Нижегородской области.

Судья Кириллов А.В.