ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-242/2018 от 22.03.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2018 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А., при секретаре Легусовой К.Н., с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО1 - ФИО2, допущенной к участию в деле в качестве представителя на основании заявления истца,

представителя ответчика Публичного акционерного общества «Восточно-Сибирское речное пароходство» - ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-242/2018 по иску ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Восточно- Сибирское речное пароходство» о признании приказа о предоставлении суммированных дней отдыха незаконным, признании факта незаконного лишения возможности трудиться, взыскании неполученного заработка за время незаконного лишения возможности трудиться, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском, дополнительным исковым заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, к Публичному акционерному обществу «Восточно-Сибирское речное пароходство», требуя признать предоставленные ей Публичным акционерным обществом «Восточно-Сибирское речное пароходство» суммированные дни отдыха с ДД.ММ.ГГГГ по

вынужденным прогулом; взыскать с Публичного акционерного общества «Восточно-Сибирское речное пароходство» заработную плату за дни вынужденного прогула с

по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 40 922-95 руб.; взыскать с Публичного акционерного общества «Восточно-Сибирское речное пароходство» компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб.; взыскать с Публичного акционерного общества «Восточно-Сибирское речное пароходство» денежные средства на питание за дни вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по

в сумме 14 271 руб.; взыскать с Публичного акционерного общества «Восточно- Сибирское речное пароходство» судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб. В обоснование исковых требований указала, что с 2004 года работает в ПАО «Восточно-Сибирское речное пароходство», с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности моторист-рулевой, структурное подразделение, филиал ПАО «ВСРП» в поселке городского типа Еланцы, грузопассажирский паром «Ольхонские ворота». Из-за инцидента с китайцами на переправе и грузопассажирском пароме «Ольхонские ворота», произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, на паром ДД.ММ.ГГГГ прибыла комиссия ПАО «Восточно-Сибирское речное пароходство». В этот же день в ее присутствии ведущим специалистом ОО и ОТ Симонян составлены графики работы на август и сентябрь месяцы т/х «Ольхонские ворота», где все дни с ДД.ММ.ГГГГ по

указаны как выходные, также объявлено об отстранении ее и всей ее семьи от работы. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к начальнику ПАО ««Восточно-Сибирское речное пароходство» с просьбой допустить ее к выполнению трудовых обязанностей. На что письмом за исх. от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничнее дни, ей предоставлены суммированные дни отдыха, при этом очередность предоставления таких дней отдыха в навигационный период устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна, очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем. Между тем, согласно пункту 5.22 Правил внутреннего трудового распорядка ОАО «ВСРП» от 27.12 2013 в период навигации при стоянке судна в пункте приписки на техническом и хозяйственном обслуживании дни отдыха могут предоставляться членам судовых экипажей с их согласия в любой день недели. При этом должна быть обеспечена возможность непрерывного пребывания работника на берегу не менее 24 часов. В остальных случаях дни отдыха предоставляются по согласованию с работником. Пунктом 5.23 Правил установлено, что очередность предоставления

1

суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна по согласованию с полномочным представителем руководителя общества. Вместе с тем, согласно пункту 22 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16.05.2003 № 133 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта» очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников. Таким образом, суммированные дни отдыха в период навигации предоставляются по согласованию с работником, при этом очередность предоставления устанавливается капитаном судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников. Суммированные дни отдыха за навигацию 2017 года должны были быть предоставлены ей с ее согласия, с учетом мнения представительного органа работников, но никак не представителем руководителя общества. Однако никакого заявления на предоставление дней отдыха она не подавала, с распоряжением (приказом) капитана о предоставлении дней отдыха ее никто не знакомил, графики работы т/х «Ольхонские ворота» на август и сентябрь составлены и подписаны лицом, не имеющим на это полномочий. При таких обстоятельствах, суммированные дни отдыха, предоставленные ей в период навигации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следует считать вынужденным прогулом. Согласно ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. Неполученная ею заработная плата за 67 дней (август, сентябрь, октябрь: 6+30+31) составила 40 822-94 руб. В соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Причиненный ей незаконными действиями ответчика моральный ущерб оценивает в 50000 руб.

В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 исковые требования уточнила, просила признать приказ Публичного акционерного общества «Восточно-Сибирское речное пароходство» -л от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении суммированных дней отдыха за ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признать факт незаконного лишения ее возможности трудиться в должности моторист-рулевой грузопассажирского парома «Ольхонские ворота» Публичного акционерного общества «Восточно-Сибирское речное пароходство» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Публичного акционерного общества «Восточно-Сибирское речное пароходство»

неполученный заработок за время незаконного лишения возможности трудиться в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 57 283 руб. 88 коп., компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.

В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель ФИО2 исковые требования о признании приказа о предоставлении суммированных дней отдыха незаконным, признании факта незаконного лишения возможности трудиться, взыскании неполученного заработка за время незаконного лишения возможности трудиться, взыскании компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя поддержали по основаниям, изложенным в основном и уточненном исковых заявлениях, настаивали на их удовлетворении, при этом также просили взыскать с Публичного акционерного общества «Восточно- Сибирское речное пароходство» судебные расходы, понесенные на проезд, в размере 7200 руб.

От исковых требований к Публичному акционерному обществу «Восточно-Сибирское речное пароходство» о признании предоставленных суммированных дней отдыха вынужденным прогулом, взыскании заработной платы за дни вынужденного прогула, взыскании денежных средств на питание за дни вынужденного прогула, признании отстранения от работы незаконным истец ФИО1 отказалась, определением суда от

2

ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в этой части прекращено.

Представитель ответчика ПАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» ФИО3 исковые требования ФИО1 не признала, в удовлетворении иска просила отказать в полном объеме по доводам, изложенным в письменных отзывах на исковое заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха для плавсостава установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденным Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с и. 6 Положения нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не может превышать 40 часов в неделю. Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) для работников плавсостава составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени и продолжительность учетного периода (месяц, квартал, год) устанавливаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленных для данной категории работников (пункт 7 Положения).

В силу и. 8 Положения время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ, составляемыми в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна.

Графики устанавливаются:

для работников плавсостава, несущих вахту в течение суток (00.00 - 24.00),

для остальных работников плавсостава, как правило, в дневное время (06.00 - 18.00).

На судах, эксплуатируемых круглосуточно, устанавливается:

при постоянном нахождении всего экипажа на борту судна в течение навигационного периода (экипажный метод работы) - трехсменная вахта (работа);

при распределении экипажа на бригады для обеспечения несения вахт (бригадный метод работы) - трехсменная или двухсменная вахта (работа).

На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная вахта (работа) (пункт 9 Положения).

В соответствии с п. 32 Положения учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником плавсостава в период навигации, осуществляется в порядке, установленном работодателем.

Частью 1 статьи 99 ТК РФ регламентировано, что сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

В соответствии с п. 19 Положения об особенностях режима рабочего времени и

3

времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденного Приказом Минтранса России от 16.05.2003 № 133, работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие, праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.

В силу л. 20 Положения число суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, а также времени работ в нерабочие праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в пункте 6 настоящего Положения.

В соответствии с п. 23 Положения очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в ПАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» в должности <данные изъяты>», о чем в материалах дела имеется трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, приказ о переводе работника на другую работу -л от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно разделу 5 трудового договора, заключенного с ФИО1, режим работы устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка. Работнику устанавливается рабочая неделя общей продолжительностью 40 (сорок) рабочих часов с двумя выходными днями. В случае необходимости работодатель имеет право привлекать работника к выполнению сверхурочных работ и к работе в выходные дни в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 5.9 Правил внутреннего трудового распорядка ОАО «Восточно- Сибирское речное пароходство» ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени членов судовых экипажей составляет 7.2 часа, с понедельника по пятницу, то есть 36 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Согласно п. 5.10 Правил внутреннего трудового распорядка ОАО «Восточно- Сибирское речное пароходство» время начала и окончания ежедневной работы членов судовых экипажей определяется графиками несения вахт (расписанием выполненных работ), составляемыми в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном.

Графики устанавливаются:

-для несущих вахту в течение суток (00.00-24.00);

-для остальных членов судового экипажа, в дневное время (06.00-18.00);

-согласно установленному графику работ, всем членам экипажа устанавливается 8 часовой режим рабочего времени, но не более 12 часов в сутки при ежедневном нахождении экипажей на борту судна.

Члены судовых экипажей, для которых по условиям труда невозможно установить такие графики несения вахт или расписания выполнения работ (боцманы, помощники механиков по электрооборудованию, начальники радиостанций, радиооператоры, повара и другие), выполняют свои обязанности в пределах установленной для них работодателем продолжительности ежедневно работы (8 часовой режим рабочего времени).

Графики работы доводятся до сведения работников, вывешиваются на теплоходе в свободном доступе членов экипажа.

Учет рабочего времени членов судовых экипажей в период навигации осуществляется

4

на основе табеля учета рабочего времени и дней отдыха в соответствии с Правилами ведения судового журнала заработной платы (п. 5.13 Правил).

Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени. Учетный период 1 год (п. 5.14 Правил).

В соответствии с п. 5.21 Правил внутреннего трудового распорядка ОАО «Восточно- Сибирское речное пароходство» дни отдыха, полагающихся члену судового экипажа за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени предоставляются членам экипажей в течение учетного периода, как в навигационный, так и в межнавигационный период согласно графика работы. В случае производственной необходимости администрация при условии письменного согласия работника может перенести использование дней отдыха за пределы учтенного периода, но не более чем на один год. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.

Согласно п. 5.22 Правил в период навигации при стоянке судна в пункте приписки та техническом и хозяйственном обслуживании дни отдыха могут предоставляться членами судовых экипажей с их согласия в любой день недели. При этом должна быть обеспечена возможность непрерывного пребывания работника на берегу не менее 24 часов.

В остальных случаях дни отдыха предоставляются по согласованию с работником.

В соответствии с п. 5.23 Правил очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна по согласованию с уполномоченным представителем руководителя Общества. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается администрацией.

Режим труда и отдыха плавсостава в период навигации регламентирован Разделом 10 Положения об оплате труда экипажей судов пассажирского флота управления ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство», утвержденным ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данному Разделу 10 Положения рабочее время означает время, в течение которого член судового экипажа обязан выполнять работу по обслуживанию и управлению судном или составом судов, поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.

Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени членов судовых экипажей составляет 7.2 часа, с понедельника по пятницу, то есть 36 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Согласно положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавсостава внутреннего водного транспорта, время начала и окончания ежедневной работы членов судовых экипажей определяется графиками несения вахт (расписанием выполненных работ), составляемыми в установленном порядке.

Графики несения вахт рядового состава утверждаются капитаном судна, графики несения вахт командного состава разрабатываются капитаном судна согласно уставу службы на судах и утверждаются руководителем предприятия.

Графики устанавливаются:

для несущих вахту в течение суток (00.00-24.00);

для остальных членов судового экипажа, в дневное время (06.00-18.00).

Всем членам экипажа, несущим сменные вахты, устанавливается 8-часовой режим рабочего времени, но не более 12 часов в сутки.

Члены судовых экипажей, для которых по условиям труда невозможно установить такие графики несения вахт или расписания выполнения работ (боцманы, помощники механиков по электрооборудованию, повара и другие), выполняют свои обязанности в пределах установленного ежедневно 8-часового режим рабочего времени.

В соответствии с п. 11.1 Положения об оплате труда экипажей судов пассажирского флота управления ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» члены судовых экипажей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации имеют право на

5

следующие виды отдыха:

ежедневный отдых,

перерыв в течение рабочего дня, включая время для приема пищи,

отдых в выходные и праздничные дни,

ежегодный оплачиваемый отпуск в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно п. 11.5 Положения членам судовых экипажей за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и праздничные дни, в конце навигации предоставляются суммированные дни отдыха (отгулы).

В соответствии с п. 11.6, п. 11.7 Положения число суммированных дней отдыха, полагающихся члену судового экипажа за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем (из расчета 8-часового рабочего дня в каждый день недели) за учетный период в часах по основной должности и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в п.10.2 настоящего положения.

Суммированные дни отдыха предоставляются членами экипажей в течение учетного периода, как в навигационный, так и в межнавигационный период.

Приказом ПАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» от ДД.ММ.ГГГГФИО1, мотористу-рулевому грузопассажирского парома «Ользонские ворота», предоставлены суммированные дни отдыха за навигацию ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по

на 68 календарных дней.

Из расчета суммированных дней отдыха и графиков работы за период с <данные изъяты> следует, что норма часов при 36-часовой рабочей неделе составляет 576 часов, работником ФИО1 за указанный период фактически отработано <данные изъяты>

Таким образом, количество часов, отработанных ФИО1 сверх нормы, составляет <данные изъяты>.

Поскольку при 36-часовой рабочей неделе на календарный день в неделе приходится 5,14 часа рабочего времени (36 часов / 7 календарных дней = 5,14), соответственно, количество календарных дней суммированного отдыха за отработанные сверх нормы 352 часа составляет 69 дней (352 / 5,14 = 69).

В связи с чем, по мнению суда, у работодателя ПАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» имелись законные основания для издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ-л о предоставлении ФИО1 суммированных дней отдыха за навигацию ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 68 календарных дней. Факт незаконного лишения ФИО1 возможности трудиться в должности моториста-рулевого грузопассажирского парома «Ольхонские ворота» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел.

То обстоятельство, что ФИО1 не обращалась к работодателю с заявлением о предоставлении суммированных дней отдыха и суммированные дня отдыха ей предоставлены в период навигации, на законность приказа от ДД.ММ.ГГГГ-л не влияет.

В соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка ПАО «Восточно- Сибирское речное пароходство» дни отдыха, полагающиеся члену судового экипажа за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, могут быть предоставлены в течение учетного периода, как в навигационный, так и в межнавигационный период. При этом очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна и согласования с работником не требует.

Поскольку ФИО1 работодателем законно предоставлены суммированные дни отдыха за навигацию 2017 года на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период времени с

по ДД.ММ.ГГГГ не является периодом незаконного лишения возможности трудиться, требования ФИО1 о взыскании с ПАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» неполученного заработка за время незаконного лишения возможности трудиться

6

удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку судом не установлено нарушения работодателем трудовых прав ФИО1, ее требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, равно как и не подлежат удовлетворению требования ФИО1 о взыскании судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Восточно-Сибирское речное пароходство» о признании приказа о предоставлении суммированных дней отдыха незаконным, признании факта незаконного лишения возможности трудиться, взыскании неполученного заработка за время незаконного лишения возможности трудиться, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.