К делу № 2-2430/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2017 года Динской районный суд Краснодарского края
в составе:
судьи Смородиновой Ю.С.
при секретаре Алексеенко С.А.
с участием истицы ФИО1
представителя ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Динском районе Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Динском районе Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, указав, что 19.04.2017 года, по достижении возраста 50 лет, она обратилась в Управление Пенсионного фонда в Динском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Управление ПФР в Динском районе, рассмотрев представленные документы, отказало ей в назначении досрочной страховой пенсии, исключив из подсчета специального стажа период работы в Динском комбинате производственных предприятий (АОЗТ комбинат «Динской») с 01.01.1992 года по 03.02.2002 года.
В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Управления пенсионного Фонда РФ в Динском районе просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем, представила письменное возражение на иск.
Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав и изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
19.04.2017 года, по достижении возраста 50 лет, ФИО1 обратилась в Управление Пенсионного фонда в Динском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно пункту 3 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», досрочная страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузо- разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Управление ПФР в Динском районе, рассмотрев представленные документы, отказало ей в назначении досрочной страховой пенсии, исключив из подсчета специального стажа период работы в Динском комбинате производственных предприятий (АОЗТ комбинат «Динской») с 01.01.1992 года по 03.02.2002 года.
Согласно трудовой книжки, ФИО1 проработала крановщицей козлового крана, а затем машинистом башенного крана 15 лет. Из них: с 11.09.1986 г. по 14.07.1987 г. крановщицей в Калининском экспериментальном сельском домостроительном комбинате СПУ «Калининсельстрой»; с 09.10.1989 г. по 01.06.2005 г. крановщицей козлового крана, машинистом башенного крана в Динском комбинате производственных предприятий, преобразованном в АОЗТ комбинат «Динской» (впоследствии присоединен к ООО Завод «Югтрубпласт».
Для назначения досрочной пенсии женщинам машинистам строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, при условии верного наименования профессии в трудовой книжке, дополнительного подтверждения льготного стажа не требуется. Требования об уплате страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам, а также проведении аттестации рабочих мест незаконны.
Указанные периоды работы отражены в ее трудовой книжке, а также подтверждаются справкой ООО Завод «Югтрубпласт» №25 от 18.01.2017 г., уточняющей особый характер работы.
Впоследствии письмом от 18.04.2017 г. № 170, ООО Завод «Югтрубпласт» отозвал льготную справку по той причине, что «рабочее место не аттестовывалось и не производились начисления страховых взносов по дополнительным тарифам».
Отзыв справки послужил основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии.
Суд считает, что неуплата страховых взносов по дополнительным тарифам не может являться основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии, поскольку ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", установила обязанность предприятия, имеющего рабочие места с тяжелыми условиями труда, оплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам только с 01.01.2013 г., то есть на восемь лет позже увольнения истицы.
Обязанность работодателя проводить аттестацию рабочих мест установлена ст.ст. 209 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации, АОЗТ комбинат «Динской», как следует из оспариваемого решения, был присоединен к ООО Завод «Югтрубпласт» только 31.05.2012 г., следовательно, ООО Завод «Югтрубпласт» не мог проводить аттестацию ее рабочего места. Отсутствие же сведений у ООО Завод «Югтрубпласт» об аттестации рабочих мест в АОЗТ комбинат «Динской» не является доказательством, подтверждающим факт её непроведения.
Кроме того, ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Следовательно, требование о необходимости проведения специальной оценки условий труда (ранее - аттестация рабочих мест) для подтверждения тяжелых условий труда справедливо исключительно для периодов работы в таких условиях после 01.01.2013 года.
Частью 4 ст. 30 «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности) установлено, что имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона периоды работы, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Статьей 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3, действовавшего на момент увольнения ФИО1, установлено, что трудовая пенсия по старости (в том числе досрочно назначаемая за работу с тяжелыми и вредными условиями труда) - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им досрочной трудовой пенсии по старости, право на которую и размер ее определяются в соответствии с условиями и нормами, установленными этим Законом.
В соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в РФ», перечень профессий и должностей работников, а также условия, при которых досрочно назначается им трудовая пенсия по старости, установлены статьями 27-28 Закона.
Пункт 3 ч. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливает право женщин на досрочную пенсию по достижении ими возраста 50 лет, если они проработали в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, фактором, определяющим право работника на досрочное пенсионное обеспечение служит подтвержденная документами его постоянная в течение полного рабочего дня занятость в той профессии (должности) или на тех конкретных работах и в том производстве, которые предусмотрены Законом или в соответствующих разделах Списков № 1 и № 2.
Из текста п. 3 ч. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» усматривается, что работа по профессии машинист крана (крановщик) дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без дополнительных факторов по условиям труда и характеру работы, при условии соответствия полного наименования профессий Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС). Право женщин машинистов крана (крановщиков) на досрочное пенсионное обеспечение определяется исключительно занятостью их на работах в таких профессиях, что подтверждается трудовой книжкой. Каких-либо других документов, подтверждающих это право, в данном случае не требуется.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3- 30"0б утверждении "Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифноквалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1" в разделе "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства установлена профессия машинист крана (крановщик).
Следовательно, право истицы на досрочную трудовую (а в настоящее время страховую) пенсию подтверждается исключительно записями в трудовой книжке, при условии её надлежащего оформления.
Оспариваемым решением Управление Пенсионного фонда в Динском районе не только не установило нарушений при заполнении ее трудовой книжки, но и признало на её основании часть специального стажа в период с 09.10.1989 г. по 31.12.1991 г.
На основании приведенных норм права, действовавших в период ее работы, можно установить, что для назначения досрочной трудовой пенсии результаты аттестации рабочих мест по условиям труда не имеют значения.
Пенсионное законодательство того времени не предусматривало механизма назначения досрочной пенсии в зависимости от реальных условий труда, которые могут быть определены или оценены на основании результатов аттестации рабочих мест.
Согласно сайта Пенсионного фонда Российской Федерации, для назначения досрочной пенсии по старости женщинам-машинистам кранов достаточно указания в документах наименования профессии и типа крана.
Отказ в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия кода льготы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ИЛС 3Л) противоречит Конституции РФ.
В решении УПФР в Динском районе об отказе в установлении пенсии от 28.04.2017 г. № 907 указано: «В выписке из ИЛС 3Л сведения о трудовой деятельности заявительницы за данный период работы указаны без кода льготы особых условий».
Суд считает, что исключение из подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, периода работы истицы в должности крановщицы козлового крана, а позже машиниста башенного крана с 01.01.1992 г. по 01.06.2005 г. в связи отсутствием сведений об особых условиях работы в выписке из ИЛС 3Л, незаконно.
Как следует из оспариваемого решения, в системе государственного пенсионного страхования истица зарегистрирована 18.08.1997 г. Следовательно, период ее работы до указанной даты подлежит зачету в общий и специальный стаж работы на основании представленной трудовой книжки, поскольку в тот период отсутствовала система персонифицированного учета.
Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по представлению сведений об уплачиваемых страховых взносах и страховом стаже в органы Пенсионного фонда Российской Федерации возложена на страхователя (п. 2 ст. 14 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; п. 1 ст. 11 и ст. 15 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
ФИО1, как работник, не являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ, не имела реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем. В то же время, обязанность по осуществлению контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", возложена на органы пенсионного фонда в соответствии со ст. 16 Федерального закона. Также органы пенсионного фонда управомочены требовать от страхователей предоставления необходимых сведений.
Это подтверждает и Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007г. № 9-П, которое устанавливает: «поскольку сами застрахованные лица непосредственно не вовлечены в систему правоотношений, связанных с уплатой страховых платежей на обязательное пенсионное страхование, они, хотя и получают указанную информацию, как правило, не располагают реальными возможностями обеспечить уплату работодателем недоимки по страховым взносам.
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы (а также предоставление сведений, предусмотренных законом) должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публичноправового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Между тем, установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и страховщика, федеральный законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права».
В том же постановлении Конституционный Суд РФ отмечает: «Исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, отсутствие индивидуальных сведений на лицевом счете не может служить основанием для не включения указанных периодов в страховой и специальный стаж».
На основании изложенного, а также руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, Федерального закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Динском районе Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии – удовлетворить.
Признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от 28.04.2017 г. №907 в части отказа в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости и исключении из подсчета специального стажа периода работы в качестве крановщика (машиниста крана) с 01.01.1992 года по 01.06.2005 года.
Обязать УПФР в Динском районе включить в подсчет специального стажа, дающего ФИО1 право на досрочное назначение пенсии, период работы в качестве крановщицы козлового крана, а впоследствии машиниста башенного крана в Динском комбинате производственных предприятий (АОЗТ «Динской») с 01.01.1992 года по 01.06.2005 года.
Обязать Управление пенсионного фонда (ГУ) в Динском районе Краснодарского края назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию, в связи с работой в тяжелых условиях труда с момента обращения 19.04.2017 года.
Обязать Управление пенсионного фонда (ГУ) в Динском районе Краснодарского края выплатить ФИО1 досрочную страховую пенсию, в связи с работой в тяжелых условиях труда, с момента обращения 19.04.2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение месяца.
Судья Ю.С. Смородинова