ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2431/18 от 25.09.2018 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

дело № 2-2431/2018

25 сентября 2018 года г. Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя

под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,

при секретаре судебного заседания ОЧЕРЕТЯНОЙ А.В.,

с участием:

старшего помощника прокурора Гагаринского района города Севастополя Ковалевской В.В.,

представителя ответчика Бебеевой Э.Э-У.,

представителя Правительства Севастополя Кабаковой В.А.,

представителя Главного управления потребительского рынка и лицензирования г. Севастополя Ксенз А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гагаринского района города Севастополя в защиту интересов неопределенного круга лиц и города федерального значения Севастополя в лице: Правительства Севастополя и Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, к Обществу с ограниченной ответственностью «Рынок Народный» о возложении обязанности совершить определенные действия;

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главное управление потребительского рынка и лицензирования г. Севастополя, Государственное унитарное предприятие «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя»,

у с т а н о в и л:

Прокурор Гагаринского района г. Севастополя обратился в суд с иском к ООО «Рынок Народный» о возложении обязанности освободить земельный участок, расположенный в районе дома № по улице <адрес>, от установленного объединённого общим навесом комплекса одноэтажных строений (торговых боксов), в том числе отдельно стоящего вагончика администрации рынка и металлического контейнера для хранения товара, а также о приведении занятого земельного участка в первоначальное состояние.

Требования иска мотивированы тем, что спорное торговые объекты установлены ООО «Рынок Народный» в нарушение правового регулирования, определенного Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2009 № 381ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Планом организации розничных рынков на территории города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 17.08.2015 № 781-ПП, постановлением Правительства Севастополя от 14.08.2015 № 762-ПП «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории города Севастополя и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них», постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП».

В обоснование иска также указывается на нарушения требований противопожарной безопасности в деятельности ООО «Рынок Народный» по эксплуатации спорного объекта торговли, что подтверждено справкой Сектора № 5 Федерального государственного бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы № 93 «Испытательная пожарная лаборатория» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 10.11.2017 года № 286-34/93/5-1-22.

В судебном заседании старший помощник прокурора Гагаринского района города Севастополя Ковалевская В.В. требования иска поддержала по указанным выше основаниям, при этом указала на то обстоятельство, что размещение на спорном земельном участке торговых объектов и осуществление торговой деятельности не соответствует разрешенному виду использования земельного участка, поскольку в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, территория в районе дома № по ул. <адрес>, предназначена для размещения объектов общественного питания.

Представитель ответчика Бебеева Э.Э-У. просила в иске отказать. Пояснила, что выявленные в ходе проверки нарушения правил пожарной безопасности частично устранены и не свидетельствуют о невозможности использования торговых объектов для ведения деятельности ООО «Рынок Народный». При этом указала на то, что о проводимой проверке ответчик не был надлежащим образом извещен и составленный по её результатам акт является ненадлежащим доказательством. Относительно осуществления торговой деятельности пояснила, что ООО «Рынок Народный» использует земельный участок в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя на земельном участке согласованном для этих целей. Находящиеся на спорном земельном участке торговые места являются легковозводимыми конструкциями и используются в настоящее время для деятельности ярмарки.

Представитель Правительства Севастополя Кабакова В.А. разрешение иска оставила на усмотрение суда, указав на наличие соответствующего распоряжения Правительства Севастополя, утвержденную схему расположения земельного участка и наличием социальной составляющей в торговой деятельности ответчика.

Представитель Главного управления потребительского рынка и лицензирования г. Севастополя Ксенз А.Н. разрешение иска оставил на разрешение суда, при этом согласился с доводами иска прокурора относительно необходимости соблюдения норм и правил противопожарной безопасности. Относительно осуществления торговой деятельности ООО «Рынок Народный» на спорном земельном участке пояснил, что она осуществляется в настоящее время в виде ярмарки в соответствии с правовым регулированием, установленным Правительством Севастополя.

Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном порядке, своего представителя в суд не направил, о причинах неявки не сообщил, что не препятствует рассмотрению дела.

Согласно отзыва на иск Государственного унитарного предприятия «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя» от 24.09.2018 года № 973, предприятие просит рассматривать дело в отсутствие представителя, рассмотрение иска оставляет на усмотрение суда.

Заслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (ч. 2 ст. 3).

Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 3).

Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ определено, что ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.

Пунктом 2 ч.2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" определено, что настоящий Федеральный закон не распространяется на деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них установлены Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.

Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).

Размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).

Требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований (ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).

Согласно распоряжению Правительства Севастополя от 03.08.2017 года № 345-РП «О согласовании выставки-продажи в городе Севастополе» ООО «Рынок Народный» согласовано проведение выставки-продажи в городе Севастополе в период с 27.07.2017 года по 26.07.2018 года ежедневно с 08:00 до 17:00 на площадке, расположенной по ул. <адрес>, в районе дома № .

На ООО «Рынок Народный» возложена обязанность по обеспечению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о плане мероприятий по организации выставки-продажи, схемы размещения торговых мест на выставке-продаже и порядка предоставления торговых мест, ассортиментного перечня продукции, разрешенной для реализации на выставке-продаже, а также соблюдения правил торговли, санитарных правил, соответствующее оформление торговых мест.

Согласно Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 10.07.2014 N 1273-р понятию "выставка (ярмарка)" соответствует выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация и которое проходит в четко установленные сроки и с определенной периодичностью.

В тоже время ответчиком не предоставлено доказательств, что торговый объект ООО «Рынок Народный» на время согласования его размещения и начала функционирования имел отношение к выставочной деятельности, был предназначен для демонстрации какой-либо группы товаров с целью их распространения на территории города Севастополя. Фактически на объекте ведется розничная торговля товарами повседневного ассортимента, аналогичного другим торговым организациям города Севастополя, при этом в наличии социальная составляющая ценообразования.

Согласно распоряжению Правительства Севастополя от 29.01.2018 года № 26-РП «О внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от 14.12.2017 года № 597-РП «Об организации специализированной ярмарки «Северная» в г. Севастополе» на ярмарочной площадке в районе дома № по <адрес>, организована специализированная ярмарка «Северная» на период с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года.

Из содержания п. 2 распоряжения Правительства Севастополя от 14.12.2017 года № 597-РП «Об организации специализированной ярмарки «Северная» в г. Севастополе» усматривается, что организатором специализированной ярмарки определено Государственное унитарное предприятие «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя».

Как следует из отзыва на иск Государственного унитарного предприятия «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя» от 24.09.2018 года № 973, предприятию поручено организовать проведение специализированной ярмарки, однако предприятие не администрирует действующую ярмарку в районе дома № по ул. <адрес>, участникам ярмарки разрешения не выдавались. Земельный участок ярмарочной площадки предприятию не предоставлялся, торговые павильоны, находящиеся на ней не принадлежат предприятию на каких-либо правах.

Как следует из п. 1.2 Порядка организации ярмарок на территории города Севастополя и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 14.08.2015 N 762-ПП ярмарка представляет собой торговое мероприятие, организуемое в установленном месте (вне пределов действующих розничных рынков) и на установленный срок с целью обеспечения населения товарами (работами и услугами), формирования региональных и межрегиональных торговых связей, на котором множество участников ярмарки предлагают покупателям (потребителям) товары (работы, услуги) в соответствии с видом (типом, специализацией) ярмарки.

Согласно п. 2.1. указанного Порядка ярмарки проводятся на ярмарочных площадках, позволяющих обеспечить размещение объектов торговли и соблюдение требований земельного, градостроительного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и других установленных федеральными законами требований.

Площадка, используемая для проведения ярмарок, должна иметь твердое покрытие, предназначенное для торговли с использованием объектов торговли в виде легковозводимых сборно-разборных конструкций (палатки, лотки) и передвижных торговых объектов.

В судебном заседании от представителя ответчика не поступило возражений о том, что ООО «Рынок Народный» использует ярмарочную площадку в районе дома № по ул. <адрес> для осуществления своей предпринимательской деятельности, о чем также свидетельствуют предоставленные фотоматериалы и доказательства в подтверждение устранения выявленных нарушений правил противопожарной безопасности.

Как следует из материалов дела фактически на спорном земельном участке ООО «Рынок Народный» осуществлена установка торговых боксов, объединенных единой конструкцией кровли, препятствующей попаданию атмосферных осадков, в том числе установлен вагончик администрации и металлический контейнер для хранения товара. Оборудовано электроснабжение торговых мест. Также ООО «Рынок Народный» по договорам подряда смонтирована автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей в торговых боксах (точки торговли № 1-76).

Из приведенного следует, что установленные ООО «Рынок Народный» в указанном виде объекты торговли не соответствуют определению, указанному в п. 2.1 Порядка организации ярмарок на территории города Севастополя и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них торговли, в частности - использование для ярмарочной деятельности легковозводимых сборно-разборных конструкций (палаток, лотков) и передвижных торговых объектов.

Также заслуживают внимание пояснения прокурора относительно размещения ответчиком на спорном земельном участке, имеющим вид разрешенного использования «для размещения объектов общественного питания (код 4.6 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ № 540 от 01.09.2014 года) для размещения торговых объектов.

Согласно кода 4.3 указанного Классификатора для размещения сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар) используются земельные участки имеющие вид разрешенного использования «рынки».

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об обоснованности доводов иска прокурора о том, что ООО «Рынок Народный» использует спорный земельный участок с нарушением, установленного Правительством Севастополя нормативного регулирования ярмарочной деятельности. Также ООО «Рынок Народный» с изданием распоряжения Правительства Севастополя от 29.01.2018 года № 26-РП «О внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от 14.12.2017 года № 597-РП «Об организации специализированной ярмарки «Северная» в г. Севастополе» не имеет права выступать в качестве организатора ярмарки на земельном участке, находящемся в публичной собственности.

Расположенные на земельном участке торговые боксы, исходя из их конструкции и порядка размещения, фактически являются нестационарными торговыми объектами, что подпадает под правовое регулирование, определенное постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП».

Также следует учесть, что из заключения № 9 нормативно-технического совета (протокол № 9 от 05.07.2018 года) Управления надзорной деятельности и профилактики работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю по согласованию технических условий на проектирование, строительство и эксплуатацию в части обеспечения пожарной безопасности следует, что фактически на земельном участке по ул. <адрес>, вблизи дома № , в Севастополе расположено здание рынка, представляющее собой комплекс отдельных боксов (контейнеров), объединенных общей крышей, без подвала. Фундамент для здания не предусмотрен.

Относительно доводов иска прокурора о наличии нарушений правил пожарной безопасности в эксплуатации спорного объекта торговли «Рынок Народный», изложенных в справке специалиста Сектора № 5 ФГБУ «СЭУ ФПС № 93 «ИПЛ» МЧС России от 10.11.2017 № 286-34/93/5-1-22, как основания возложения на ответчика обязанности освободить земельный участок, суд исходит из того, что в рассматриваемом случае и установленных выше обстоятельств осуществления торговой деятельности ответчика на спорном земельном участке, данное обстоятельство не входит в круг юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению по заявленным требованиям.

Фактически требования иска прокурора являются негаторными, направленными на устранение нарушений прав собственника земельного участка.

В порядке ст. 98 ГПК РФ, поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковым заявлением, суд считает необходимым взыскать с ответчика судебные расходы по делу в размере 6000,00 руб., исходя из размера государственной пошлины, установленной п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Гагаринского района города Севастополя удовлетворить.

Возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «Рынок Народный» освободить земельный участок, расположенный в районе дома № по ул. <адрес>, путем демонтажа одноэтажных строений (торговых боксов), объединенных общей кровлей, в том числе отдельно стоящего вагончика администрации рынка и металлического контейнера для хранения товара, с приведением указанного земельного участка в первоначальное состояние.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Рынок Народный» в доход бюджета в счет возмещения судебных расходов 6000,00 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Мотивированный текст решения изготовлен 30.09.2018 года.

Председательствующий по делу

судья /подпись/ Н.В. Моцный

Решение не вступило в законную силу

Копия верна:

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя Н.В. Моцный