ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2431/20 от 14.05.2020 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-2431/2020

УИД 75RS0001-02-2020-001964-53

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 мая 2020 года

Центральный районный суд г.Читы в составе

председательствующего судьи Аксёновой Е.С.,

при секретаре Чуносовой М.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску ФИО1 к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края о признании незаконным и отмене решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов,

Установил:

Истец ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края по урегулированию конфликта интересов о запрете ФИО1, замещать должность заместителя генерального директора по экономике и финансам - начальника отдела планирования, бюджетирования и экономического анализа в АО «Забайкальская пассажирская компания» незаконным и отменить, взыскать с судебные расходы в размере 300 руб.

В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем РСТ Забайкальского края и истцом был подписан срочный служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Забайкальского края и замещения должности государственной гражданской службы Забайкальского края, согласно которому истец была принята на должность заместителя руководителя. Контракт был заключен на период отсутствия государственного гражданского служащего ФИО2. В должностные обязанности истца входил расчет и установление тарифов на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано уведомление, в котором было указано, что она будет освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления основного работника ФИО2 о досрочном прекращении отпуска по уходу за ребенком.

ДД.ММ.ГГГГ истец в соответствии с приказом генерального директора АО «Забайкальская пассажирская компания» (далее АО «ЗППК») принята на должность заместителя генерального директора по экономике и финансам -начальника отдела планирования, бюджетирования и экономического анализа. АО «ЗППК» осуществляет на территории Забайкальского края пассажирские пригородные перевозки.

При рассмотрении уведомления работодателя в порядке, предусмотренном п. 17.3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов», установлены обстоятельства, препятствующие трудовой деятельности ФИО1 в АО «ЗППК» в должности заместителя генерального директора по экономике и финансам - начальника отдела планирования, бюджетирования и экономического анализа.

С обжалуемым решением истец не согласна, указывает на то, что во время прохождения государственной службы истец не осуществляла никаких перечисленных в федеральной норме действий в отношении АО «ЗППК». В соответствии с должностной инструкцией в ее должностные обязанности входили вопросы ценообразования энергоснабжающих организаций и организаций коммунального комплекса на электрическую и тепловую энергию. АО «ЗППК» является организацией, осуществляющей организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края. Ее трудоустройство в АО «ЗППК» не связано с работой в сфере ценообразования энергоснабжающих организаций и организаций коммунального комплекса на электрическую и тепловую энергию, не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной службе. Доводы комиссии о том, что она, являлась членом Правления РСТ Забайкальского края, могла повлиять на решение Правления в корыстных целях, является безосновательным. При участии в судебных заседаниях, где одной из сторон процесса являлось АО «ЗППК», истицей представлялись интересы в целом органа власти - РСТ Забайкальского края, а не интересы заместителя руководителя РСТ Забайкальского края. Самостоятельно ею решения не принимались. Судебная позиция была полностью согласовывалась с руководством РСТ Забайкальского края, отзывы, возражения, представленные в суд, также были согласованы и подписаны руководителем РСТ Забайкальского края.

Решение комиссии фактически мотивов отказа не содержит, поскольку сам по себе факт осуществления государственным служащим в отношении коммерческой организации отдельных функций государственного управления, исходя из действующих нормативно- правовых актов, не влечет безусловного отказа бывшему государственному гражданскому служащему в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации, а лишь предусматривает возможность такого отказа. Оснований, по которым комиссия пришла к выводу о том, что ею, принимались обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении АО «ЗППК», и что должность заместителя генерального директора по экономике и финансам - начальника отдела планирования, бюджетирования и экономического анализа АО «ЗППК» взаимосвязана с ранее осуществленной деятельностью при замещении государственной гражданской службы в период работы в РСТ Забайкальского края, решение комиссии не содержит.

В судебном заседании истец требования поддержала по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика представил отзыв на иск, в требованиях просил отказать.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся также в ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Специфика прохождения государственной службы, как профессиональной деятельности, предопределяет особый правовой статус работника, к которому предъявляются повышенные требования к дисциплине, профессиональной пригодности, интеллектуальным, физическим и волевым качествам. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на службу и ее прохождения, государство может устанавливать в этой сфере и особые правила.

Положения ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», равно как и ч. 3.1 ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации распространяются на те случаи, когда отдельные функции государственного управления организацией, в которую трудоустраивается гражданин, входили в должностные (служебные) обязанности этого гражданина в то время, когда он являлся гражданским служащим.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции подразумевает три вида деятельности: 1) предупреждение; 2) борьбу с коррупцией; 3) минимизацию и (или) ликвидацию ее последствий (п. 2 ч. 1 ст. 1). При этом Закон провозглашает принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции (п. 6 ч. 1 ст. 3).

Федеральным законом № 273-ФЗ к числу субъектов, на которых распространяются ограничения и запреты, связанные с предотвращением возникновения коррупционных рисков, отнесены лица, замещавшие должность государственной гражданской службы (статья 12 Закона).

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ являлась государственным гражданским служащим Забайкальского края и замещала должность заместителя руководителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

Указанная должность включена в Перечень должностей государственной гражданской службы Забайкальского края в Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, замещении которых влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденных приказом руководителя службы от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволена с государственной гражданской службы в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в соответствии с приказом Генерального директора АО «Забайкальская пассажирская компания» принята на должность заместителя генерального директора по экономике и финансам-начальника отдела планирования, бюджетирования и экономического анализа.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Забайкальская пассажирская компания» уведомила Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края о заключении ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1, замещавшей должность заместителя руководителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, трудового договора.

В должностные обязанности ФИО1 как заместителя генерального директора по экономике и финансам - начальника отдела планирования, бюджетирования и экономического анализа, входит в том числе: определять финансовую политику АО «ЗППК», разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению ее финансовой устойчивости; руководить работой по управлению финансами исходя из стратегических целей и перспектив развития АО «ЗППК», по определению источников финансирования с учетом рыночной конъюнктуры; осуществлять контроль за состоянием, движением и целевым использованием финансовых средств, результатами финансово-хозяйственной деятельности, выполнением налоговых обязательств; принимать меры по обеспечению платежеспособности и увеличению прибыли АО «ЗППК», эффективности финансовых и инвестиционных проектов, рациональной структуры активов; руководить работниками отдела планирования, бюджетирования и экономического анализа и бухгалтерии АО «ЗППК», оказывать методическую помощь работникам АО «ЗППК» по экономическим и финансовым вопросам.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края по урегулированию конфликта интересов, на котором было принято решение о том, что ФИО1, ранее замещавшей должность государственной гражданской службы Забайкальского края в Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, нарушены требования ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Рекомендовано руководителю Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края уведомить органы прокуратуры и АО «Забайкальская пассажирская компания» о принятом на заседании Комиссии решении.

Проанализировав положения законодательства, регулирующего возникшие правоотношения в совокупности с должностными обязанностями истца в период прохождения государственной гражданской службы, суд приходит к выводу, что в обязанности ФИО1 входили функции государственного управления в отношении АО «Забайкальская пассажирская компания», и на истца распространяется ограничение, предусмотренное статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ, в связи с чем, перед заключением трудового договора с АО «Забайкальская пассажирская компания» истице надлежало в порядке, предусмотренном частью 1.1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ обратиться в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края по урегулированию конфликта интересов за согласием на замещение на условиях трудового договора в должности заместителя генерального директора по экономике и финансам - начальника отдела планирования, бюджетирования и экономического анализа.

Как как следует из материалов дела, ФИО1 в Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края осуществляла полномочия в сфере регулирования тарифов на услуги ЖКХ.

Несмотря на то, что в должностные обязанности заместителя руководителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ФИО1, не входило непосредственное регулирование тарифов АО «Забайкальская пассажирская компания», тем не менее ФИО1 представляла интересы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края при рассмотрении дела в Забайкальском краевом суде ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению АО «Забайкальская пассажирская компания» о признании недействующим нормативного правового приказа РСТ Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги». В результате частичного удовлетворения иска и отмены оспариваемого приказа РСТ Забайкальская края в части экономически обоснованных тарифов на 2017 год, в июне 2018 года РСТ Забайкальского края был издан новый нормативно правовой акт, устанавливающий экономически обоснованные тарифы на 2017 год, при расчете которых значительно увеличилась сумма необходимой валовой выручки АО «ЗППК» на 2017-2019 годы и последующие 2020-2025 годы регулирования. При этом следует учитывать, что пригородная компания занимается регулируемым видом деятельности и получает субсидию на возмещение межтарифной разницы из бюджета Забайкальского края, соответственно, данные затраты являются значимыми, поскольку увеличивают расходы из бюджета Забайкальского края.

Кроме того, ФИО1 входила в состав Правления и участвовала на заседаниях Правления РСТ Забайкальского края, созданного в соответствии с Положением о РСТ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, для определения основных направлений деятельности Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края при рассмотрении и принятии приказов об утверждении тарифов в отношении регулируемых организаций, в том числе в отношении регулируемой организации АО «ЗППК». Заместитель руководителя ФИО1 неоднократно участвовала в заседаниях Правления РСТ Забайкальского края в отношении АО «ЗППК», о чем свидетельствуют выписки из протоколов заседания Правления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Соответственно, ФИО1 в связи с исполнением ею должностных обязанностей в РСТ, известны способы и методы расчетов тарифов для регулируемой организации, которые она, работая в должности заместителя генерального директора по экономике и финансам-начальника отдела планирования, бюджетирования и экономического анализа, имеет возможность использовать и обратить в пользу АО «ЗППК».

Доводы истца о том, что в ее должностные обязанности не входило осуществление каких-либо мероприятий в отношении АО «ЗППК», и то, что ее полномочия касались расчета и установление тарифов на услуги ЖКХ, несостоятельны, так как одной из задач Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края является государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в сферах железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении (п.1 Постановления Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края» (далее Положение о Службе).

В целях реализации данной задачи Управлением осуществляется ряд полномочий, предусмотренных подп.ДД.ММ.ГГГГ п.2 Положения о Службе, связанных с установлением экономически обоснованного уровня тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также тарифов, сборов и платы за данные перевозки, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок в пригородном сообщении.

Таким образом, отдельные функции государственного управления АО «ЗППК» входили в служебные обязанности гражданского служащего ФИО1 Выводы комиссии о том, что ФИО1 обладает специальными знаниями в области установления тарифов том числе для регулируемой организации АО «ЗППК», что влечет за собой негативные последствия для РСТ Забайкальского края при установлении тарифов для указанной организации мотивированы и аргументированы.

Не являются основанием для отмены решения доводы истицы о том, что она не была уведомлена о планируемом заседании комиссии и о принятом решении, поскольку уведомление о проведении заседания направлялось по мету ее работы, о чем представлено уведомление.

Оспариваемое решение принято в соответствии с законом, в пределах полномочий ответчика, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать. Поскольку в удовлетворении иска о признании незаконным и отмене решения комиссии отказано, то требования истца о взыскании расходов на оплату государственной пошлины также удовлетворению не подлежат, так как производны от основного требования

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края о признании незаконным и отмене решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья Аксёнова Е.С.