Дело № 2-2431/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Шаркан УР 14 ноября 2016 года
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Концевой Н.А.,
при секретаре Перевозчиковой И.А.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Шарканского района Сундукова Ф. Э.,
представителя ответчика - администрации муниципального образования «Шарканский район» Лопатиной Т. М.,
представителя ответчика муниципального унитарного предприятия «Коммунсервис» Николаева И. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарканского района УР к администрации муниципального образования «Шарканский район», муниципальному унитарному предприятию «Коммунсервис» администрации муниципального образования «Шарканский район» о возложении обязанности прекратить сброс сточных вод, неочищенных до установленных нормативов,
у с т а н о в и л:
Прокурор Шарканского района УР обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» администрации муниципального образования «Шарканский район», обосновав их следующим (далее по тексту – МУП «Водоканал».
В силу п. 2 ст. З Водного Кодекса РФ в Российской Федерации установлен приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В силу ст. 35 Водного Кодекса РФ поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, выполнять предусмотренные Водным Кодексом РФ обязанности, использование водных объектов для целей сброса сточных вод должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (п. п. 1, 6 ч.2 ст. 39, ч. 1 ст. 44 Водного Кодекса РФ). В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного Кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. Кроме того, запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, исходя из недопустмости превышения нормативов допустимого воздействия на водные бъекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах (п. 1 ч. 6 ст.60 Водного Кодекса РФ). Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установлено, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное, негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды. В силу ч. 4 ст. 44 Водного Кодекса РФ сброс сточных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами. Согласно ч. 7 ст. 60 Водного Кодекса РФ нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2 ст. 1065 ГК РФ).
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, абз. 1, 2, 3 ст. 3, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения исполнения федерального законодательства при сбросе сточных вод в р. Шаркан. По результатам проверки деятельности МУП «Водоканал» установлены нарушения требований федерального законодательства. Так сброс хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод МУП «Водоканал» МО «Шарканский район» УР осуществляется в реку Шаркан по выпуску № 1 на расстоянии <***> км от устья реки Шаркан. Осуществление сброса хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод происходит с использованием следующих водоотводящих сооружений: после очистки на установке «Биодиск-1000» сточные воды отводятся по асбоцементной трубе диаметром 200 мм, длиной 25 м., далее самотеком по деревянным лоткам с гидроизоляцией, протяженностью 80 м., шириной 0,4 м., глубиной 0,4 м. в р. Шаркан.Канализационные очистные сооружения, представленные установкой «Биодиск-1000», являются муниципальной собственностью и преданы МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения <дата>. Сброс сточных вод в р. Шаркан через выпуск № 1 осуществляется МУП «Водоканал» на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного Министерством природных ресурсов и окружающей среды Удмуртской Республики <дата>№***, зарегистрированного в государственном водном реестре <дата> за номером №***, сроком водопользования до <дата>. Установлено, что сброс сточных вод предприятием производится без надлежащего обезвреживания и их очистки от загрязняющих веществ. Согласно отчету, предоставленному в Камское бассейновое водное управление Отдела водных ресурсов по Удмуртской Республике за <дата>, установлено превышение концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах МУП «Водоканал» на выпуске в водный объект над допустимыми концентрациями, установленными Решением от <дата>№*** через выпуск №*** в р. Шаркан, так содержание аммония-иона составляло 20,2 мг/дм3 (норма - 0,5 мг/дм3), хлоридов - 538,8 мг/дм3 (норма - 64,000 мг/дм3), фосфатов - 33 мг/дм (норма - 0,200 мг/дм ), нефтепродуктов - 0,23 мг/дм (0,005 мг/дм3). Данная информация подтверждается протоколом результатов химического анализа проб сточной воды, сбрасываемой МУП «Водоканал» через выпуск № 1 в р. Шаркан, №*** от <дата>, предоставленным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в г. Воткинске. Кроме того, согласно отчетам, предоставленным в Камское бассейновое водное управление Отдела водных ресурсов по Удмуртской Республике за <дата> года также установлено превышение концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах МУП «Водоканал» на выпуске в водный объект над допустимыми концентрациями, установленными Решением от <дата>№*** через выпуск № 1 в р. Шаркан, так содержание аммония-иона составляло 4,3 мг/дм, хлоридов - 368,7 мг/дм", БПК полн. - 62,92 мг/дм (норма -2,86 мг/дм ), нефтепродуктов - 0,19 мг/дм, фосфатов - 21 мг/дм. Указанная информация подтверждается протоколом результатов химического анализа проб сточной воды, сбрасываемой МУП «Водоканал» через выпуск № 1 в р. Шаркан, №*** от <дата>, предоставленным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в г. Воткинске.
<дата> в адрес МУП «Водоканал» прокуратурой района внесено представление. В ответ на данное представление в МУП «Водоканал» сообщили, что в связи с тяжелым финансовым положением на протяжении многих лет, предприятие не в силах реконструировать, модернизировать или построить новые очистные сооружения, которые отвечали бы всем требованиям.
В соответствии с п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294, 296). Согласно ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. При передаче собственником имущества в хозяйственное ведение муниципальному предприятию одновременно передаются права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
На основании приведенных норм бремя содержания имущества, переданного в хозяйственное ведение муниципальному предприятию, несет муниципальное предприятие. Таким образом, МУП «Водоканал» обязано содержать очистное сооружение, переданное ему Администрацией МО «Шарканский район». Проведение МУП «Водоканал» работ по реконструкции очистных сооружений является обязанностью Предприятия и не является обстоятельством, освобождающим его от ответственности за несоблюдение данных требований, поскольку МУП «Водоканал» является субъектом предпринимательской деятельности, осуществляемой им самостоятельно и на свой риск.
Материалами проверки установлено, что вред, причиненный водному объекту, возник в результате деятельности Ответчика по водоотведению сточных вод, в частности, сброса их в водный объект, осуществляемой с нарушением требований законодательства к охране водных объектов. В результате сброса сточных вод ухудшается качество воды в р. Шаркан, создаётся угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, опасность для здоровья населения. Допускаемые МУП «Водоканал» нарушения требования закона к охране водных объектов влекут нарушение права Российской Федерации как собственника водных объектов на их охрану, на предотвращение негативного воздействия на них при сбросе сточных вод.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ст.45, ГПК РФ, ст. 21, ч. 4 ст. 27, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просил суд обязать ответчика прекратить сброс сточных вод в р. Шаркан с превышением нормативов, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование, выданного Министерством природных ресурсов и окружающей среды Удмуртской Республики <дата>№***, зарегистрированного в государственном водном реестре Отделом водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского БВУ <дата> за номером №***.
В ходе судебного рассмотрения по ходатайству истца – прокурора Шарканского района УР была произведена замена ответчика - МУП «Водоканал» на администрацию МО «Шарканский район» и муниципальное унитарное предприятие «Ко» (далее по тексту МУП «Коммунсервис»).
Ходатайство о замене ответчика было мотивировано тем, что <дата> вынесено постановление главы МО «Шарканский район» о добровольной ликвидации ответчика – МУП «Водоканал» без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства другим лицам. Собственником очистных сооружений является администрация МО «Шарканский район». Постановлением главы МО «Шарканский район очистные сооружения переданы в хозяйственное ведение– МУП «Коммунсервис». В силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования возлагаются на органы местного самоуправления. На территории Шарканского района указанные полномочия по водоотведению и водоснабжению осуществляются администрацией МО «Шарканский район» на основании соглашения о передаче полномочий, утвержденного решением Совета депутатов МО Шарканское от <дата>№***
Кроме того, прокурор уточнил исковые требования: просил суд обязать ответчиков прекратить сброс сточных вод в р. Шаркан с превышением нормативов, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование, выданного министерством природных ресурсов и окружающей среды Удмуртской Республики от <дата>№***, зарегистрированного в государственном водном реестре Отделом водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского БВУ <дата> за номером №***, в срок до <дата>
В судебном заседании прокурор Сундуков Ф. Э. поддержал исковые требования.
Представители ответчиков: администрации МО «Шарканский район» - Лопатина Т. М. и МУП «Коммунсервис» - Николаев И. В. исковые требования признали.
Прокурор не возражал против принятия судом признания ответчиками иска, указав на то, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Рассмотрев заявление ответчиков о признании иска, выслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание ответчиком иска, если это противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц.
Признание ответчиками МУП «Коммунсервис» и администрацией МО «Шарканский район», в лице их представителей, изложенных выше исковых требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Представителям ответчиков разъяснены последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, что следует из их заявлений о признании иска.
Представители ответчиков, признавая исковые требования, действовали в рамках предоставленных им полномочий.
Установив данные обстоятельства, в соответствии с частью 3 статьи 173 ГПК Российской Федерации, суд считает необходимым принять признание иска ответчиками.
В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь статьями 173, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Шарканского района УР к администрации муниципального образования «Шарканский район», муниципальному унитарному предприятию «Коммунсервис» администрации муниципального образования «Шарканский район» о возложении обязанности прекратить сброс сточных вод, неочищенных до установленных нормативов, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Шарканский район» и муниципальное унитарное предприятие «Коммунсервис» администрации муниципального образования «Шарканский район» в срок до <дата> прекратить сброс сточных вод в р. Шаркан с превышением нормативов, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование, выданного министерством природных ресурсов и окружающей среды Удмуртской Республики от <дата>№***, зарегистрированного в государственном водном реестре Отделом водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского БВУ <дата> за номером №***.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.
Судья: Н.А. Концевая